<< Предыдущая

стр. 6
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ристская школа основное внимание уделяла социальной под­
системе, школа научного управления — технической (произ­
водственной) подсистеме и т. д.
Основная заслуга системного подхода состоит в том, что он
объединил в процессе управления отдельные составляющие
системы — подсистемы — в единую систему, каковой являет­
ся организация.
Он позволил осознать, что управлять надо не только от­
дельной системой организации, но и всей организацией в це­
лом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существу­
ющие внутри системы, и разностороннее ее взаимодействие с
окружающей средой.

Ситуационный подход
Согласно ситуационному подходу, в основе управления ле­
жит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых
надо принимать управленческие решения, достаточно разно­
образны, и руководитель должен найти и принять эффектив-
32 Раздел 1 История науки об управленческих решениях



ное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему
и организации, которой он руководит, сталкиваться.
Если системный подход, развитием которого является ситу­
ационный подход, установил единство взаимодействующих
частей системы, то ситуационный подход позволил обеспечить
профессиональный подход к управлению конкретной ситуаци­
ей, в которой часто задействованными оказываются различные
подсистемы, входящие в состав организации.
Ситуационный подход, возникший в конце 60-х годов, не
считает достижения предшествовавших школ и подходов оши­
бочными, он дает лишь инструментарий для эффективного уп­
равления организацией, рассматривая процесс управления как
последовательность управленческих решений в конкретных
ситуациях принятия решения.
Конечно, понимание того, что ситуация является основным
элементом управления, было и ранее.
Так, Мэри Фоллетт еще в 20-х годах говорила о "законе си­
туации". Однако только развитие и достижения каждой из
школ управления в совокупности и системного подхода, поз­
волившего объединить их достижения, способствовали подой­
ти вплотную к разработке эффективного инструментария для
управления ситуацией — для ситуационного подхода.
Одной из основных особенностей ситуационного подхода явля­
ется то, что он сочетает возможности системного подхода и
количественного подхода.
Ситуационный подход можно представить в виде четырех-
шагового процесса.
1. Руководитель должен быть знаком с методами и техноло­
гиями профессионального управления. Он должен иметь пред­
ставление о процессе управления, об индивидуальном и груп­
повом поведении, о системно^ анализе, методах планирова­
ния и контроля, количественных методах принятия решений.
2. Управленческие методики обладают сильными и слабы­
ми сторонами, в разных ситуациях принятия решения они по-
разному эффективны. Приступая к проведению ситуационно­
го анализа, необходимо предвидеть возможные результаты уп­
равленческих воздействий, которые будут предприняты в соот­
ветствии с теми или иными рекомендациями.
3. Необходимо правильно понимать и интерпретировать си­
туацию, умегь правильно определять факторы, оказывающие
решающее воздействие на развитие ситуации, и предвидеть те
Тема 4 Возникновение науки об управленческих решениях 33



изменения, которые может повлечь за собой смена наиболее
влиятельных факторов.
4. Используя системный подход, необходимо находить уп­
равленческие воздействия, дающие минимальный отрицатель­
ный эффект в конкретной ситуации принятия решения, обес­
печивая достижение целей, стоящих перед организацией, наи­
более эффективным способом.
Наиболее важная часть ситуационного подхода — выделе­
ние переменных, определяющих развитие ситуации. Естест­
венно, при этом нет необходимости отслеживать все перемен­
ные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние
многих из них незначительно. Необходимо выделять и отсле­
живать изменение действительно важных переменных.
Возможность проанализировать ситуацию и заранее пред­
видеть ожидаемые ее изменения гораздо более эффективна,
чем использование метода проб и ошибок.
Она позволяет порой избежать значительных потерь ресур­
сов и времени.
Помимо своей универсальности и возможностей широкого
практического использования ситуационный подход позволил
установить основные переменные, определяющие поведение
организационных структур и лидерства.
Именно в рамках ситуационного анализа получил широкое
распространение так называемый метод сценариев, оказав­
шийся эффективным инструментом выработки управленче­
ских решений в сложных ситуациях управления современной
организацией и широко используемый сегодня многими эф­
фективными управляющими.


Тема 4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЯХ
И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ОБ УПРАВЛЕНИИ

Разработка управленческих решений является важным про­
цессом, связывающим основные функции управления: планирова­
ние, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения,
34 Раздел 1 История науки об управленческих решениях



принимаемые руководителями любой организации, определя­
ют не только эффективность ее деятельности, но и возмож­
ность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменя­
ющемся мире.
Принятие эффективных решений — одно из наиболее важ­
ных условий эффективного сушествования и развития органи­
зации.
Важность процесса принятия решений была осознана чело­
вечеством одновременно с началом его сознательной коллек­
тивной деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории уп­
равления возникла и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория
принятия управленческих решений возникли после того, как
появились организации в современном понимании.
Современные организации отличает от организаций старо­
го типа наличие существенно большего числа крупных и ги­
гантских организаций [6]. А в таких организациях роль управ­
ленческого решения возрастает.
В отличие от организаций старого типа в современных ор­
ганизациях большое количество руководителей высшего и
среднего управленческого звена. Профессиональной обязан­
ностью каждого руководителя является принятие управленче­
ского решения в соответствии с делегированным ему объемом
полномочий.
В современной эффективно функционирующей организа­
ции занятие руководящего поста происходит по праву компе­
тентности и принятого в организации порядка. Компетент­
ность руководителя определяется, в первую очередь, эффектив­
ностью принимаемых им решений и умением принятое решение
реализовать.
Деятельность современной организации отличает наличие
сравнительно большого числа специалистов, не являющихся
даже руководителями, которым в силу делегированных им
полномочий в организации необходимо принимать важные
для организации решения.
Коллективная работа и рациональность, в основе которых
профессиональное управленческое решение, стали стержнем
организационной культуры современной фирмы.
Перечисленные выше причины оказали значительное вли­
яние на возникновение принципиально нового характера уп-
Тема 4 Возникновение науки об управленческих решениях 35



равления организацией, на интенсивное развитие теории и
практики принятия управленческого решения.
Как уже говорилось выше, одно из основных достижений
современной науки об управлении, и прежде всего школы на­
учного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том,
что впервые управленческие функции планирования работы и
анализа производственной ситуации были отделены от самой
работы.
А это означает, что процесс принятия управленческого ре­
шения впервые стал рассматриваться как самостоятельный уп­
равленческий акт.
Безусловно, еще Александр Македонский, введя в своей ар­
мии штабы, отделил функцию непосредственного ведения
боя, делегированную линейным офицерам, от функции упра­
вления боевыми действиями, делегированной штабным офи­
церам.
Однако предметом самостоятельного изучения, анализа и
разработки рекомендаций функции принятия управленческих
решений стали лишь после возникновения современной нау­
ки об управлении.
Как нам уже известно, исторически наука об управлении как
самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.
Что ж:е касается теории принятия управленческих решений,
то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины
можно считать 40-е годы, когда во время второй мировой вой­
ны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные
управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов
гражданской обороны, огневых позиций, оптимизация глубины
подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных карава­
нов.
Отметим, что в другой воюющей стороне — гитлеровской
Германии не придавалось должного значения рекомендациям
науки об управлении.
Так, при принятии решения о нападении на Россию выс­
шее руководство тогдашней Германии отказалось рассматри­
вать возможность других, альтернативных вариантов развития
боевых действий, кроме блицкрига, несмотря на настоятель­
ные предложения его окружения.
В 50—60-е годы сложившаяся и получившая широкое исполь­
зование система методов принятия управленческих решений бы­
ла переосмыслена (см., например, [18, 11]) и сформулирована в
виде специально возникших научных дисциплин, таких, как
36 Раздел 1 История науки об управленческих решениях



исследование операций, системный анализ, управление техни­
ческими системами и др.
В каждую из них неотъемлемой составной частью входила
теория принятия решений.
Действительно, например, в определении исследования
операций |7] находим: "Исследование операций является...
прикладной наукой, применяюшей все известные научные ме­
тоды для решения специфических проблем, являющихся в
данном случае основой для принятия решений исполнитель­
ным органом".
Встречаются два определения теории принятия решений:
расширенное и узкое.
В расширенном определении принятие решений отождест­
вляется со всем процессом управления |18, 11].
В узком определении принятие решений понимается как
выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов [7].
Многие авторы не соглашаются с узким определением,
считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь
выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений
имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и
анализ результатов действий, последовавших за принятым ре­
шением.
Неотъемлемой частью теории принятия управленческих ре­
шений является и генерирование альтернативных вариантов
решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сло­
жившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной
степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название
определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса,
на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных
изучаемых управленческих процессов является выработка и при­
нятие управленческого решения:
Но есть и сушественные различия, мимо которых мы не
можем пройти. Это прежде всего тот факт, что исследование
операций и другие науки об управлении оперируют преимуше-
ственно количественными данными, критериями и оценками.
Специалисты всегда понимали, что для принятия решений
ограничиться только количественными данными невозможно.
Однако в последуюшем исследование операций и другие
упомянутые выше науки сконцентрировали основное внима­
ние на математических (количественных) аспектах решения
управленческих задач [6, 11].
Тема 4 Возникновение науки об управленческих решениях 37


Так, центральное место в них заняло использование науч­
ного метода, включающего наблюдение, формулирование ги­
потезы и верификацию, системную ориентацию и использова­
ние принципа моделирования.
Широко использовались физические, аналоговые, имита­
ционные и математические модели.
Наиболее известны модели теории игр, отражающие конку­
рентную ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов
принятого управленческого решения, модели теории очередей
или оптимального обслуживания, управления запасами, ли­
нейного программирования, экономического анализа и др.
Предметом же теории принятия решений наряду с количе­
ственными методами стали также методы, позволяющие полу­
чать и анализировать качественную (неколичественную) ин­
формацию.
Это прежде всего методы экспертного оценивания, мно­
гокритериального анализа, содержательного анализа ситуа­
ций и др.
То же самое относится и ко многим аспектам менеджмен­
та, не подпадающим под методы количественного анализа,
многие проблемы в котором могут быть решены лишь метода­
ми качественного анализа, успешно используемыми в теории
принятия решений.
В заключение приведем схему [И], определяющую место

<< Предыдущая

стр. 6
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>