<< Предыдущая

стр. 64
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

31 Каковы принципы построения сетевой организации?
32. Охарактеризуйте процесс мотивации и его воздействие на
результаты труда.
33 Охарактеризуйте основные теории мотивации.
34. В чем состоит теория потребностей Маслоу?
35. Каковы, с ваше^ точки зрения, основные факторы, способст­
вующие росту производительности труда''
Тема 5. Обеспечение соответствия персонала задачам организации 381


36. Охарактеризуйте основные процессуальные теории мотива­
ции.
37 Как оценить степень мотивационного воздействия на работ­
ника?
38 В чем состоит модель Портера — Лоулера?
39. Как оценить степень соответствия персонала задачам, стоя­
щим перед организацией?
40. Какие меры целесообразно принимать для повышения эф­
фективности работы персонала''
41 Как оценить ожидаемое воздействие мер, принимаемых для
создания благоприятной рабочей обстановки?
42. Как строится карьера работника в организации?
1Г^Ф(?(^Ш1Р^^




Агрегировать (лат. aggregatus — присоединенный) — объединять, сум­
мировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью
получения более общих, обобщенных, совокупных показателей
(величин).
Адаптация (лат. adaptatio — приспосабливать) — приспособление
структуры и функций систем к внешней среде.
Адаптивная организационная структура — организационная структура,
способная своевременно перестраиваться в соответствии с изме­
нениями внешней среды.
Аддитивный (лат. additio — прибавление) — получаемый путем сложе­
ния так, что величина (свойство), соответствующая целому объе­
кту, равна сумме величин, соответствующих его частям каким бы
образом объект ни разбивали на части.
Адекватный (лат. adaequatus — приравненный) — равный, тождест­
венный, вполне соответствующий.
Актив — экономический ресурс, задействованный в хозяйственных
операциях организации, от которого ожидается в будущем полез­
ный эффект, статья бухгалтерского баланса.
Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и да­
ющая право ее владельцу на получение определенного дохода (ди­
виденда) из прибылей акционерного общества.
Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика
аль-Хорезми — Algorithmi) — система операций (напр., вычисле­
ний), применяемых по строго определенным правилам, которая
после последовательного их выполнения приводит к решению по­
ставленной задачи.
Альтернатива (лат. alter — один из двух) — необходимость выбора ме­
жду взаимоисключающими возможностями.
Анализ (ф. analusis — разложение, расчленение) — метод изучения
ситуации, проблемы и т. д., состоящий в мысленном или факти-
Глоссарий 383


ческом разложении целого на составные части, выявлении и со­
поставлении свойств и характеристик объектов.
Аналогия (гр. analogia — сходство) — сходство в каком-либо отноше­
нии между предметами, явлениями или понятиями; форма умоза­
ключения, при которой на основании сходства двух предметов,
явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве
в других отношениях.
Анкета (фр. enquete) — список вопросов, ответы на которые служат
исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки аль­
тернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист
для получения сведений о том, кто его заполняет.
Анонимный — безымянный, без указания имени.
Апеллировать — обжаловать какое-либо постановление, подавать
апелляцию.
Апостериори (лат. а posteriori — из последующего) — на основании
опыта.
Аппарат (лат. apparatus) — 1) совокупность органов управления; 2) со­
вокупность работников в какой-либо организации; 3) совокуп­
ность приемов, например математический аппарат; 4) прибор,
техническое устройство, приспособление.
Аппаратные, или штабные, полномочия — полномочия, имеющие пре­
имущественно консультативный характер. Работники, которым
делегированы аппаратные полномочия, разрабатывают рекомен­
дации для линейного руководителя, которому они непосредствен­
но подчинены.
Априори (лат. а priori — без предшествующего) — независимо от пред­
шествующего опыта.
АРМ — автоматизированное рабочее место.
Аспект (лат. aspectus — взгляд, вид) — точка зрения, с которой рас­
сматривается ситуация, предмет, явление.
Ассоциация (лат. associatio — соединение) — объединение, союз.
Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — определение квалифи­
кации, уровня знаний специалиста.



Бизнес — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид дея­
тельности, приносящий доход.
Бизнес-план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также ус­
ловий и путей их достижения.
Бюрократическая система управления (фр. bureau — бюро, канцелярия
+ ф. kratos — власть) — система управления организацией, в осно-
384 Глоссарий


ве которой — строгое регламентирование функций, прав и обязан­
ностей, инструкции и иерархическая система подчинения и ответ­
ственности. Эффективна при малоизменяющихся обстоятельствах.

В
Венчурные инвестиции — инвестиции в проекты, связанные с повы­
шенным риском. В случае успешной реализации проектов обеспе­
чивают получение более высоких прибылей.
Внутренняя среда — персонал организации, производство, финансы
организации, маркетинг, организационная культура и т. д.
Волюнтаризм — стиль управления, при котором решения принимают­
ся в основном исходя из субъективных оценок, представлений и
целей менеджера.



Глобальные стратегаи конкурентной борьбы — к глобальным стратеги­
ям конкурентной борьбы относятся стратегии: минимизации из­
держек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого
(или оперативного) реагирования.
Глоссарий (гр. glssa — язык -I- лат. glossrium — словарь) — толковый
словарь малоупотребительных слов и выражений к какому-либо
тексту.
Градация (лат. gradatio — постепенное повышение) — деление шкалы;
последовательность, постепенность в расположении чего-либо,
расчленение процесса на этапы, ступени.

д
Делегирование полномочий — передача другому лицу или звену систе­
мы управления права принятия решений.
Департаментализация — структурирование организации в соответст­
вии с основными направлениями ее деятельности, формирование
структурных подразделений, задачей которых является решение
определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значе­
ние в деятельности организации.
Диагностика (гр. diagnostikos — способность распознавать) — устано­
вление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и
позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее раз­
витии. Используется при подготовке альтернативных вариантов
решений.
Диверсификация (лат. diversus — разный + facere — делать) — разно­
стороннее развитие производства, одновременное развитие не-
Глоссарий 385


скольких (многих) не связанных друг с другом видов производст­
ва, расширение ассортимента производимых изделий, использова­
ние различных финансовых инструментов с целью минимизации
риска.
Дивиденд (лат. dividentus — подлежащий разделу) — доход, получае­
мый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли ак­
ционерного общества.
Дилетант (ит. diletante — услаждать, забавлять) — поверхностно зна­
комый с какой-либо областью профессиональной деятельности (в
бизнесе, науке или искусстве).
Динамика (ф. dynamikos — относящийся к силе, сильный) — состоя­
ние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под
влиянием действующих на него факторов.
Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.
Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от
среднего.
Доминировать — господствовать, преобладать, быть основным, возвы­
шаться над чем-либо.

И
Идея (ф. idea — понятие, представление) — мысль, замысел, лежа­
щие в основе системы, логического построения, решения.
Иерархия (ф. hierarchia, hieros — священный + arche — власть) —
расположение частей или элементов системы в порядке от высше­
го к низшему; расположение служебных должностей в порядке их
подчинения.
Имидж — образ менеджера, фирмы и т. д., возникающий при воспри­
ятии их деятельности. Способствует целенаправленному и эмоци­
ональному его восприятию. Имидж может и не соответствовать
реальным качествам объекта.
Имитация — подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение,
подделка.
Инвестиция (лат. investire — облачать) — способ вложения капитала в
какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли.
Индекс (лат. index — указатель, список) — численный показатель, вы­
ражающий последовательные изменения какого-либо экономиче­
ского объекта.
Интеллект — ум, рассудок, мыслительная способность человека.
Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье,
проницательность, непосредственное постижение истины без ло­
гического обоснования.
386 Глоссарий


Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — чрезмерное увеличение находя­
щейся в обращении массы денег по сравнению с реальным пред­
ложением товаров, падение стоимости денежной единицы.
Итерация (лат. intratio — повторение) — результат применения какой-
либо математической операции, получающийся в серии аналогич­
ных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм,
процесс выработки управленческого рещения.

К
Квалификация (лат. qualis — какой, какого качества + facere — де­
лать) — степень и уровень профессиональной подготовленности к
какому-либо виду труда; профессия, специальность.
Комиссия (лат. commissio — поручение) — группа лиц, облеченных
полномочиями для выполнения какой-либо задачи.
Коммуникация — процесс, с помощью которого может быть получена
или передана управленческая информация.
Конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) — приспособлен­
чество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации,
единый определяющий замысел, ведущая мысль при выработке
управленческого решения.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего-либо.

Л
Лаг — разрыв во времени между двумя явлениями или процессами,
находящимися в причинно-следственной связи.
Лимит (лат. limes (limitis) — межа, фаница) — предельное количест­
во, предельная норма.
Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредст­
венно от начальника к подчиненному. Обладая линейными пол­
номочиями, работник может в оговоренных рамках без согласова­
ния с непосредственным начальством принимать рещения отно­
сительно переданных в его распоряжение ресурсов.
ЛОР — лицо, принимающее рещение.

м
Маркетинг — система мероприятий по изучению рынка и активному
воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбы­
та производимых товаров.
Глоссарий 387


Менеджер — специалист по управлению, занимающий управленче­
скую должность в организации.
Менеджмент — управление организацией; совокупность принципов,
методов, средств и форм управления организацией.
Метод Делфи — метод организации и проведения экспертизы.
Многомерная организация — организация, в которой подразделениям
делегируются значительные полномочия. Подразделения выступа­
ют как самостоятельные центры прибыли, а в ряде случаев они
наделены правами самостоятельной компании.
Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — специально орга­
низованное систематическое наблюдение за состоянием каких-ли­
бо объектов.
Мотивация — это процесс, активизирующий мотивы совершения
действий работником для достижения целей организации.

н
Норма управляемости — это оптимальное количество подчиненных,
непосредственно замкнутых на руководителя.
Ноу-хау — не защищенные охранными документами (например, па­
тентом) знания или опыт производственного, управленческого,
коммерческого, финансового или иного характера. Термин "ноу-
хау" происходит от английского выражения "знать, как сделать".

п
Параметр (ф. parametron — отмеривающий) — величина, характери­
зующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, про­
цесса и т. д.
Партисипативная организация — организация, построенная на прин­
ципе активного участия работников в процессе выработки и при­
нятия рещений. Работник оказывается включенным в процесс оп­
ределения целей, принятия тактических решений и их реализа­
ции.
Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо

<< Предыдущая

стр. 64
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>