<< Предыдущая

стр. 22
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Органы местного самоуправления не имеют право передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы кредитных организаций.
Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ обеспечивает: координацию и объединение усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджеты налоговых платежей всех видов; взаимное предоставление необходимой информации.
Представительный орган местного самоуправления может за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Муниципальная налоговая служба объединяет и координирует свою деятельность с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам. Органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.
Для обслуживания исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления заключают соглашения с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства. В этом случае полномочия территориальных органов Главного управления Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета.
В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления может создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.
Органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления Федерального казначейства возлагают на уполномоченный банк следующие функции: кассовое исполнение местного бюджета; кассовое обслуживание органов местного самоуправления; размещение свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет; размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
В финансово-кредитной сфере органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) выдавать предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной часта местных бюджетов; 2) получать в банках и других кредитный организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления.
Особую роль в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на территории муниципального образования играют муниципальные займы.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Их выпуск может быть связан только с целью реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством РФ.
Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства.
Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Размещение, обращение, распространение муниципальных облигаций осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют формулу для исчисления размеров долей, закрепленных на постоянной основе за соответствующими муниципальными образованиями по каждому федеральному регулирующему налогу.
При распределении между муниципальными образованиями налога на прибыль в качестве базового показателя берется объем налогооблагаемой прибыли. При этом размер таких долей не может быть выше максимального уровня их, установленного для консолидированного бюджета субъекта РФ по каждому федеральному регулирующему налогу.
Органы государственной власти субъектов РФ аналогичным образом устанавливают постоянные процентные доли и временные нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов, которые они определяют как регулирующие. При этом нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными, включая групповые и индивидуальные, или путем их сочетания по разным видам регулирующих налогов.

35.5. Особенности муниципальных финансов
1. Особенности финансов муниципального образования рассмотрим на примере г. Северодвинска.
Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, муниципальная собственность и другое имущество, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения г. Северодвинска.
Муниципальная собственность является достоянием населения муниципального образования г. Северодвинск. В ее состав входят: средства местного бюджета и внебюджетных фондов; имущество органов самоуправления; земля и другие природные ресурсы, переданные в муниципальную собственность; муниципальные предприятия, организации и учреждения; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; другое движимое и недвижимое имущество.
В исключительной собственности г. Северодвинска находятся и не подлежат отчуждению объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и муниципального хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия.
В целях удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, укрепления и развития инженерной и социальной инфраструктуры администрация создает муниципальные унитарные предприятия. Они наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения.
Муниципальным учреждением является некоммерческая организация, создаваемая администрацией для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций и финансируемая полностью или частично за счет средств муниципального бюджета. Муниципальное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления.
Органы местного самоуправления предоставляют в соответствии с действующим законодательством налоговые и другие льготы и преимущества в пределах сумм налогов и других платежей, зачисляемых в доход муниципального бюджета. Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
Органы местного самоуправления наделены следующими правами: 1) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и муниципального бюджета для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры; 2) привлекать предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.
В части внешнеэкономической деятельности мэр г. Северодвинска наделен следующими правами: 1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств; 2) участвовать в создании совместных предприятий по использованию природных ресурсов, создавать предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг; 3) принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития местного хозяйства; 4) создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных и импортных возможностей.
Администрация или уполномоченный орган формируют муниципальный заказ. Администрация выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству г. Северодвинска, коммунальному обслуживанию населения, строительству и реконструкции объектов инженерной и социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
В доходы муниципального бюджета города зачисляются: местные налоги, сборы и штрафы; закрепленные законодательством отчисления от федеральных и областных налогов; финансовые средства, переданные муниципальным органам органами государственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий; поступления от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, от муниципальных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий; дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления.
Превышение расходов над доходами, как правило, не допускается. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. По решению муниципального Совета может быть установлен предельный размер дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета г. Северодвинска происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Перечень защищенных статей бюджета устанавливается муниципальным Советом.
Объекты и виды работ, не включенные в конкретную программу социально-экономического развития той или иной отрасли муниципального хозяйства, не подлежат выполнению, если бюджет не гарантирует их финансирование.
В составе бюджета г. Северодвинска образуется резервный фонд для непредвиденных расходов, размер которого определяет муниципальный Совет ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется администрацией для осуществления ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, покрытия дефицита бюджета, финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета г. Северодвинска.
Доходы бюджета, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, изъятию не подлежат, используются по усмотрению мэра г. Северодвинска в течение текущего финансового года и включаются в отчет об исполнении бюджета этого года.
Мэр г. Северодвинска и администрация распоряжаются средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с направлениями их использования, утвержденными муниципальным Советом. Отчет об использовании внебюджетных и валютных фондов ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляется муниципальному Совету.
Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления образуются за счет средств, переданных муниципальным Советом, доходов от деятельности созданных ими предприятий, добровольных взносов и пожертвований других предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также проводимых этими органами мероприятий, других поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями своей деятельности, в том числе на содержание создаваемых ими органов.
Решение о проведении муниципальных займов и лотерей, создании муниципальных банков и других кредитных организаций принимается муниципальным Советом.
Средства, направляемые на осуществление отдельных государственных полномочий, в доходах и расходах муниципального бюджета учитываются отдельно в пределах сумм, предусмотренных на эти цели федеральным или областным бюджетом.
2. Отдельные особенности организации местного самоуправления рассмотрим на примере Волгоградской области. Местное самоуправление в Волгоградской области представляет систему организации и деятельности граждан, образующих в границах городских, сельских поселений и других территорий местные сообщества, для самостоятельного, под свою ответственность и в соответствии с законодательством, решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных функций, возложенных на органы местного самоуправления законами РФ и Волгоградской области.
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территорий местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, и другая собственность, служащая удовлетворению потребностей местного населения.
Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских, сельских поселений и других территорий местного самоуправления.
В муниципальной собственности могут находиться:
• земля, недра, леса, воды, растительный и животный мир;
• имущество органов местного самоуправления;
• средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
• муниципальный жилищный фонд;
• нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
• имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
• имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
• имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров.
Средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, другое муниципальное имущество, незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну. Города и сельские поселения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления определяют условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Право по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением контроля за пользованием этими правами. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящимися в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе.
Органы местного самоуправления имеют право координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.
Орган местного самоуправления на подведомственной им территории выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитов.
Самостоятельность местного бюджета гарантируется: наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученные в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов; возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправлении других местных сообществ.
В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции и другие поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета, устанавливают исходя из имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, органов охраны правопорядка и на другие цели, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются и добываются на их территории; получают часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов.
Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов и несут ответственность перед местным населением за их соблюдение.
3. Порядок регулирования взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами рассмотрим на примере Свердловской области.
Взаимоотношения между областным и местными бюджетами возникают в процессе установления органами государственной власти Свердловской области и доведения ими до органов местного самоуправления нормативов и других показателей, в соответствии с которыми средства областных и федеральных налогов распределяются между областным и местными бюджетами либо средства областного бюджета направляются в местные бюджеты.
В области образуется ряд фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию межбюджетных отношений.
1) Областной фонд финансирования муниципальных образований, в котором аккумулируется часть средств областного бюджета, направляемая в местные бюджеты в виде трансфертов, субвенций, дотаций и других выплат, которая формируется за счет доходов от регулирующих федеральных налогов, поступающих в областной бюджет.
2) Областной трансфертный фонд финансовой поддержки используется в целях постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Муниципальным образованием, нуждающимся в поддержке, признается муниципальное образование, в котором средняя бюджетная обеспеченность по расходам ниже, чем средняя бюджетная обеспеченность по расходам бюджетного района области, в состав которого входит данное муниципальное образование.
3) Областной трансфертный фонд стимулирования образуется в целях обеспечения заинтересованности муниципальных образований — доноров областного бюджета в увеличении собственных доходных источников и укрепления доходной базы как собственного, так и областного бюджета. Стимулируемым муниципальным образованием считается муниципальное образование — донор областного бюджета, если его средние расходы ниже, чем среднеобластной расход муниципальных образований при условии превышения их доходов над расходами.
4) Трансфертный фронд областного центра создается в целях выполнения г. Екатеринбургом функций областного центра. Сумма ассигнований городу, обусловленная его статусом областного центра, рассчитывается по специальной методике, утверждаемой областным законом об областном бюджете на очередной год.
5) Областной фонд субвенций обеспечивает выполнение органами местного самоуправления функций, связанных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти. Он устанавливается в фиксированной сумме, рассчитанной на основе государственных минимальных социальных стандартов.
6) Областной фонд развития создается в целях обеспечения развития территорий местного самоуправления и определяется ежегодно в суммарном или долевом выражении исходя из возможностей областного бюджета.
7) Областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований — фонд, определяемый абсолютной суммой в пределах разницы между общими расходами местного бюджета предстоящего финансового года и суммой доходной части из всех источников.
8) Фонд финансирования областных программ — сумма ассигнований из областного бюджета на финансирование областных программ, реализуемых на территориях муниципальных образований, не входящая в областной фонд финансирования муниципальных образований и не являющаяся частью местных бюджетов.
С целью бюджетного регулирования выделяется бюджетный район области — часть территории области, включающая несколько муниципальных образований, имеющих близкие природно-географические условия, ресурсный потенциал, уровень социальной инфраструктуры, транспортной доступности до областного центра, финансовых возможностей и численности населения.
В бюджеты муниципальных образований на цели социальной поддержки населения и территории при реализации муниципальным образованием федеральных и областных правовых актов из областного фонда субвенций передается социальная субвенция.
Средства, передаваемые из областного фонда развития областного бюджета на капитальное строительство в бюджет развития муниципального образования, относятся к субвенции развития.
На цели сбалансирования местных бюджетов выделяется дотация особо нуждающемуся муниципальному образованию — сумма выплат из областного фонда поддержки особо нуждающихся муниципальных образований.
На основе исполнения доходной части бюджета муниципального образования в текущем финансовом году, скорректированного на планируемый общефедеральный индекс-дефлятор бюджетных доходов, определяются минимальные доходы местного бюджета. В доходы минимальных местных бюджетов не включаются суммы финансовых средств, переданных органам местного самоуправления на осуществление ими функций государственного управления, на исполнение федеральных и областных правовых актов после базового финансового года, а также ассигнования в бюджеты развития.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов представляют собой расходы на обеспечение государственных минимальных социальных стандартов с гарантированным уровнем финансирования бюджетных статей расходов муниципальных образований.
К общим доходам местного бюджета относится сумма доходной части минимального местного бюджета, социальных субвенций, субвенций развития, дотаций особо нуждающимся муниципальным образованиям и других безвозмездных поступлений. Текущие расходы местного бюджета включают часть расходов местного бюджета, предусмотренных бюджетной классификацией на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей природной среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и другие расходы, не включенные в расходы развития.
К расходам развития местного бюджета относится часть расходов местного бюджета, включающая ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, другие расходы на расширенное воспроизводство.
Средняя бюджетная обеспеченность
1) по доходам минимального местного бюджета означает сумму доходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
2) по расходам минимального местного бюджета — это сумма расходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
3) по расходам минимального бюджета по бюджетному району области — это сумма расходной части минимального бюджета бюджетного района области в расчете на одного жителя бюджетного района;
4) по расходам всех минимальных местных бюджетов — это сумма расходной части минимального бюджета всех муниципальных образований области в расчете на одного жителя области;
5) по общим доходам местного бюджета — сумма доходной части общих доходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
6) по общим расходам местного бюджета — сумма общих расходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования.
Субъектом межбюджетных отношений областного бюджета выступает город, район или другое муниципальное образование Свердловской области, доходы и расходы которого непосредственно включаются в состав доходов и расходов консолидированного бюджета области.
Муниципальное образование может быть донором областного бюджета в случае, если оно перечисляет в областной фонд финансирования муниципальных образований финансовых средств больше, чем получает из него.
К показателям взаимоотношений между областным и местными бюджетами в Свердловской области относятся:
• нормативы отчислений от регулирующих федеральных доходов в местные бюджеты;
• доля трансфертных платежей всем муниципальным образованиям и каждому из них в областном фонде финансирования муниципальных образований;
• доля минимального бюджета в общих доходах муниципального образования;
• суммы субвенций, дотаций и других безвозмездных перечислений во все местные бюджеты и в каждый из них на текущие расходы;
• ассигнования из областного фонда развития на капитальные вложения в социально-экономическое развитие всех муниципальных образований и каждого из них;
• нормативы отчислений от регулирующих федеральных налогов в бюджеты муниципальных образований и сумма областного фонда финансирования муниципальных образований;
• ассигнования на областные целевые программы в составе областного бюджета, предусматривающие развитие муниципальных образований.
Приведем критерии и принципы образования бюджетных районов Свердловской области. К критериям относятся:
• целостность развития хозяйства и рациональное использование местных ресурсов и условий;
• перспективность развития на основе экономико-географического, природно-ресурсного, научно-технического, социально-экономического, финансового, экологического потенциалов муниципальных образований;
• равномерность тяготения территорий к центрам промышленности, транспорта, расселения, инфраструктурного развития;
• специализация и эффективность развития территориальных систем.
Основными принципами образования бюджетных районов являются:
• достаточная степень инерционности социально-экономических систем, обеспечивающих необходимую длительность сроков существования бюджетных районов в установленных границах;
• равномерность потенциалов, в том числе площадь, численность, доходы, расходы, бюджетных районов, обеспечивающих определенную устойчивость их границ;
• оптимизация границ бюджетных районов путем сравнения нескольких вариантов выделения бюджетных районов по показателям качества, гармоничности и эффективности объединении муниципальных образований в рамках бюджетных районов.
Состав бюджетных районов Свердловской области определяется Правительством Свердловской области в базовом финансовом году и утверждается областным законом об областном бюджете. Изменение экономико-географических и финансовых условий, выравнивание бюджетной обеспеченности, появление новых муниципальных образований в границах бюджетных районов может повлечь досрочный пересмотр состава и границ бюджетных районов.
Закрепленными собственными доходами местных бюджетов являются: местные налоги, сборы и неналоговые доходы; регулирующие областные налоги; трансфертные платежи из областного фонда финансирования муниципальных образований; другие доходы в соответствии с областным законом об областном бюджете на предстоящий год, областными и федеральными законами.
Для сокращения встречных финансовых потоков и своевременного зачисления средств в бюджеты муниципальных образований не менее 30% исчисленных трансфертных платежей из областных фондов замещаются повышением нормативов отчислений от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
В целях обеспечения функций местного самоуправления в местные бюджеты муниципальных образований передаются социальные субвенции, субвенции развития и другие безвозмездные перечисления, образующие вместе с закрепленными доходами минимальных местных бюджетов общие доходы местных бюджетов.
В областном бюджете образуется областной фонд финансирования муниципальных образований в фиксированной доле доходов областного бюджета, определяемой областным законом об областном бюджете на предстоящий год, который включает областной трансфертный фонд финансовой поддержки; областной трансфертный фонд стимулирования; трансфертный фонд областного центра; областной фонд субвенций; областной фонд развития; областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований.
Для обеспечения функций местного самоуправления, связанных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, в областном бюджете образуется фонд социальных субвенций, устанавливаемый в фиксируемой сумме, рассчитываемой исходя из финансовой потребности на планируемый финансовый год. В целях обеспечения развития территорий местного самоуправления в областном бюджете образуется фонд субвенций развития, определяемый ежегодно в суммарном выражении.
Расходы по бюджетам на предстоящий финансовый год определяются исходя из сумм планируемых расходов по годовому отчету об исполнении местных бюджетов за базовый финансовый год. В уточненной сумме расходов выделяются доли на заработную плату с начислениями на нее и материальные затраты.
Сумма расходной части местного бюджета базового финансового года пересчитывается в условия предстоящего финансового года. Они определяются путем умножения сумм заработной платы и материальных затрат базового финансового года на соответствующие общефедеральные индексы — дефляторы, устанавливаемые Правительством РФ.
Расходы по местным бюджетам в условиях предстоящего финансового года могут быть увеличены на сумму дополнительных средств, передаваемых муниципальным образованиям в виде целевых социальных субвенций на мероприятия, устанавливаемые Правительством Свердловской области.
В расходную часть местных бюджетов могут быть дополнительно включены суммы средств, передаваемых муниципальным образованиям в виде субвенций развития в качестве ассигнований на капитальные вложения.
В случае дефицита областного бюджета в планируемом финансовом году сумма выплат из областного фонда субвенций развития местным бюджетам может быть уменьшена на стадии планирования бюджета на единый для всех муниципальных образований коэффициент, устанавливаемый ежегодно.
Затраты на реализацию функций муниципальных образований в планируемом финансовом году, не выполнявшихся и не финансировавшихся в базовом финансовом году, но дополнительно передаваемых муниципальным образованиям, учитываются при согласовании нормативов отчислений от регулирующих доходных источников либо передаются как целевые средства бюджету муниципального образования в расчетных объемах.
4. Особенности местных финансов рассмотрим на примере Московской области. Местный бюджет является частью финансовых ресурсов местного самоуправления.
В состав местного бюджета органы местного самоуправления включают целевые и резервные фонды, а также сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий. В доходной и расходной частях местного бюджета раздельно указываются средства, направляемые на финансирование решения местных вопросов, и средства, предназначенные для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Составной частью местных бюджетов являются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Для населенных пунктов и территорий, имеющих зарегистрированные органы территориального общественного самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление смет в составе местных бюджетов обязательно.
Расходы населенных пунктов и территорий осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов. В случае делегирования органом местного самоуправления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам территориального общественного самоуправления средства на эти цели включаются в сметы доходов и расходов.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы, не вошедшие в состав сметы; кооперируют на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ отдельных населенных пунктов и территорий.
Минимальный местный бюджет формируется с учетом сохранения обеспеченности средствами расходов по каждому из вопросов местного значения в местном бюджете в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями органов государственной власти Московской области и увеличением социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования.
Нормативы отчислений по регулирующим источникам в местные бюджеты, дотации и субвенции устанавливаются законом Московской области исходя из необходимости покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
При определении доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов местные налоги и сборы учитываются по каждому муниципальному образованию в полном объеме по максимально возможным в соответствии с законодательством ставкам.
В состав показателей бюджетного регулирования местных бюджетов входят:
• нормативы отчислений от регулирующих доходов;
• субвенции и их целевое назначение, дотации и трансферты;
• доля муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований;
• средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального и областного бюджетов;
• нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и социальные нормы.
Органы местного самоуправления могут включать в состав показателей бюджетного регулирования на территории соответствующего муниципального образования перечень и размер смет доходов и расходов территориального общественного самоуправления.
Социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются законом Московской области для формирования минимально необходимых расходов местных бюджетов. Они могут быть едиными для всей области или групповыми. Установление индивидуальных социальных норм и нормативов бюджетной обеспеченности запрещается. Групповыми являются нормы и нормативы, устанавливаемые не менее чем для трех муниципальных образований.
Социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются по каждому вопросу местного значения в интегрированном или дифференцированном виде.
Приведем нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
1. Нормативы на содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений:
• социальная норма на строительство, текущий, капитальный ремонт и содержание муниципального жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры — в рублях на 1 кв. м муниципального жилья;
• социальная норма на отопление и горячее водоснабжение муниципального жилья и нежилых помещений — в рублях на 1 кв. м муниципального жилья и нежилых помещений;
• социальная норма на водоснабжение холодной водой — в рублях на 1 куб. м водопотребления. При протяженности сетей выше среднего по муниципальным образованиям норма на водоснабжение умножается на коэффициент, равный превышению фактической протяженности сетей над средней по области;
• социальная норма на канализирование сточных вод — в рублях на 1 куб. м сточных вод;
• социальная норма на организацию утилизации, переработки и захоронение бытовых отходов — в рублях на I т мусора и бытовых отходов;
• социальная норма на обеспечение населения и муниципальных учреждений твердым топливом — в рублях на 1 единицу условного твердого топлива;
• социальная норма на благоустройство, озеленение и текущее содержание территории — в рублях на 1 га территории населенных пунктов муниципального образования;
• социальная норма на организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации — в рублях на 1 км сети.
2. Нормативы на организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего профессионального образования:
• на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях — в рублях на одного ребенка;
• на содержание обучающихся в общеобразовательных школах в рублях на одного обучающегося;
• на содержание детей в детских домах — в рублях на одного ребенка;
• на содержание детей с физическими недостатками и умственно отсталых детей в домах-интернатах — в рублях на одного ребенка;
• на содержание детей с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях — в рублях на одного ребенка;
• на содержание местных детских и юношеских спортивных школ в рублях на одного жителя муниципального образования;
• на содержание обучающихся в детских музыкальных школах в рублях на одного обучающегося;
• на содержание обучающихся во внешкольных учреждениях — рублях на одного обучающегося;
• на обеспечение повышения квалификации муниципальных служащих — в рублях на одного муниципального служащего;
• на строительство и содержание учреждений муниципального образования — в рублях на одного жителя муниципального образования.
3. Нормативы на организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения:
• на строительство и содержание объектов и учреждений муниципального здравоохранения (больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерских и акушерских пунктов и иных объектов) — в рублях на одного жителя муниципального образования;
• на содержание психоневрологических интернатов;
• на охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
4. Устанавливаются также нормативы в следующих областях:
• норматив на создание и финансирование милиции общественной безопасности — муниципальной милиции;
• норматив на содействие деятельности добровольных общественных формирований по охране общественного порядка;
• социальная норма на регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• норматив на создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
• норматив на осуществление контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования; владением, пользованием и распоряжением землями, находящимися в муниципальной собственности;
• социальная норма на регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
• норматив на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
• норматив на организацию и содержание муниципальных архивов;
• нормативы на организацию транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений и обеспечение населения услугами связи;
• норматив на создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
• норматив на создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
• норматив на сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
• норматив на организацию и содержание муниципальной информационной службы;
• норматив на создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
• норматив на создание условий для организации зрелищных, культурных мероприятий;
• норматив на создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
• норматив на обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
• нормативы на участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
• норматив на обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании;
• норматив на содержание органов муниципального управления.
Местные бюджеты считаются недотационными, если по регулирующим источникам муниципальное образование зачисляет в областной бюджет более 2% налога на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.
Недотационные бюджеты муниципальных образований стимулируются сверх минимального бюджета путем выделения средств из областного бюджета и их распределения с учетом доли доходов, вносимой каждым недотационным муниципальным образованием в областной бюджет.
Стимулирование недотационных местных бюджетов, вносящих в областной бюджет более 20% его доходов, осуществляется индивидуально, и в распределении фонда стимулирования они не участвуют.
За местными бюджетами закрепляются на постоянной основе следующие федеральные и областные налоги и сборы в части средств, зачисляемых в бюджет Московской области:
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, — 100%;
• налог на имущество предприятий — 50%;
• платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества в полном объеме, а также часть доходов от приватизации государственного имущества;
• государственная пошлина;
• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель, — 100%;
• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями и водохозяйственных систем, — 100%;
• подоходный налог с физических лиц — не менее 50% в среднем по области в случае его закрепления за областью федеральным законодательством.
Заемные средства используются для решения экономических проблем на соответствующих территориях муниципальных образований. Они могут быть в форме: процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из областного бюджета; кредитов коммерческих банков; муниципальных займов; других заемных средств, гарантированных органами местного самоуправления или Правительством Московской области от имени Московской области.
Органы государственной власти Московской области оказывают финансовую помощь местным бюджетам, которая предоставляется путем дотаций, субвенций и трансфертов, а также выделением средств, предусмотренных областными целевыми программами социально-экономического развития территорий.
Финансовая помощь муниципальным образованиям оказывается в виде дотаций и трансфертов только в случае, когда для финансирования расходов минимального местного бюджета недостаточно собственных источников, а по регулирующим источникам установлены максимальные нормативы зачислений в бюджет муниципального образования.
Дотации муниципальным образованиям выдаются только на текущие расходы, обеспечивающие минимальный местный бюджет.
Субвенции местным бюджетам выделяются на определенный срок и подлежат возврату в случае нарушения их целевого использования. Они предоставляются для реализации инвестиционных проектов и целевых программ. Инвестиционные проекты и целевые программы развития муниципальных образований подлежат обязательному рассмотрению и утверждению Советами в установленном порядке. Основой для предоставления субвенций из областного бюджета являются целевые программы социально-экономического развития Московской области или муниципальных образований, согласованные с администрацией Московской области, с экономическим обоснованием и разбивкой затрат по годам реализации.
Объемы расходов по каждой целевой программе в областном бюджете предусматриваются отдельной строкой с выделением текущих расходов и расходов развития.
Трансферты являются формой предоставления местным бюджетам финансовой помощи из фонда финансовой поддержки территории. Величины трансфертов устанавливаются в виде доли муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований в областном бюджете.
Расходы местных бюджетов делятся на две части: бюджет текущих расходов и бюджет развития муниципальных образований.
В бюджет текущих расходов муниципальных образований включаются расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, физической культуры, спорта и другие расходы, не включенные в бюджет развития.
В бюджет развития территорий муниципальных образований включаются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанной с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, и другие затраты, связанные с расширением воспроизводства.
В расходную часть бюджетов включаются расходы по минимальному местному бюджету не ниже расходов, предусмотренных социальными нормами и нормативами минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения.
Если отдельные вопросы местного значения по договору выполняются одним муниципальным образованием на территории другого муниципального образования, расходы по обеспечению каждого вопроса местного значения включаются в состав расходов муниципального образования, фактически выполняющего работы на основании социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности с учетом суммирования контингентов по каждому вопросу.
Бюджетное регулирование осуществляется путем передачи местным бюджетам финансовых средств, к которым относятся: часть федеральных налогов и налогов Московской области в соответствии с утвержденными нормативами; дотации, субвенции и средства, выделяемые из федерального и областного бюджетов, а также фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства по взаимным расчетам из федерального и областного бюджетов.
Разграничение полномочий по вопросам введения, установления и порядка зачисления собственных налогов устанавливается договором между муниципальными образованиями, содержащим: перечень полномочий, передаваемых в договорном порядке одним муниципальным образованием другому; нормативы отчислений от собственных источников доходов местного бюджета, передаваемые одним муниципальным образованием другому.
Договоры включают взаимные обязательства сторон по характеру, срокам и качеству выполняемых работ, этапам и размерам финансирования, размерам и срокам предоставления кредитов, льгот, индексации платежей из-за инфляции и другие условия.
5. Рассмотрим особенности финансов закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), являющегося административно-территориальной единицей. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
1) установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;
2) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;
3) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
Местная администрация ЗАТО выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.
Формирование бюджета ЗАТО осуществляется с учетом следующих особенностей: 1) в доходы бюджета зачисляются все налоги и другие поступления с его территории; 2) дефицит бюджета покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ; 3) дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, соответствующими органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение средств ЗАТО, являются защищенными статьями, то есть не подлежат секвестированию.
Решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами принимается по представлению Правительства РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и объектов.
Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии расходов.
Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.
Средства в размере не менее 10% от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.
При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1% от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.
На производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население ЗАТО, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации. Она включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие других граждан и юридических лиц в совершении таких сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
Создание на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ.
6. Особенности местных финансов особой экономической зоны рассмотрим на примере Калининградской области.
В особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
Калининградская областная Дума как законодательный орган субъекта РФ и администрация Калининградской области осуществляют полномочия по вопросам функционирования особой экономической зоны в соответствии с уставом Калининградской области. Администрация Калининградской области выполняет функции администрации особой экономической зоны. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности.
Администрация проводит торги, конкурсы, аукционы, а в исключительных случаях, в частности при инвестировании уникальных технологий и оборудования, — прямые переговоры с отдельными российскими и иностранными инвесторами и предпринимателями для заключения договоров по реализации зональных инвестиционных проектов.
Администрация может передавать в пользование на условиях договора аренды российским и иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской области как субъекта РФ, в том числе недвижимое имущество.
В отношении взимания таможенных пошлин и других платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны, имеющем следующие особенности:
• товары, произведенные в особой экономической зоне и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме таможенных сборов. К таким товарам не применяются меры экономической политики;
• товары, ввозимые из других стран в особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме таможенных сборов;
• товары, произведенные в особой экономической зоне и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, кроме таможенных сборов;
• товары, ввозимые из других стран в особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров;
• с товаров, ввозимых из других стран в особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны, как с переработкой, так и без переработки товаров, таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз этих товаров не применяются.
Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются отдельные налоговые льготы. На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ.
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно.
Российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностранные страховые компании для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рисков. Все расчеты в особой экономической зоне осуществляются только в валюте РФ.
Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в особой экономической зоне, осуществляется в разрешительном порядке.

Контрольные вопросы
1. Поясните термины «финансы субъектов РФ» и «муниципальные финансы». Сравните принципы, лежащие в основе финансов субъектов РФ и муниципальных регионов.
2. Кто осуществляет права собственника в отношении финансов субъектов РФ и муниципальных финансов?
3. Перечислите основные факторы, влияющие на бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты.
4. Что такое минимальные бюджеты?
5. Какие инструменты бюджетного регулирования применяют органы государственной власти субъектов РФ?
6. В чем специфика межбюджетных отношений на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях?
7. Какую роль играют двухсторонние договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ для формирования финансовой базы и регионов?

Выводы
• Финансы субъектов РФ — это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
• Основными целями региональной финансовой политики в РФ являются: обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма; единых минимальных социальных стандартов; выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов; обеспечение гарантий местного самоуправления.
• В условиях финансового кризиса объективно существуют условия, способствующие возникновению задолженности как федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, так и субъектов РФ перед Федерацией. Задолженность субъектов РФ перед федеральным бюджетом возникает в случае предоставления кредита и несвоевременного его погашения.
• Существует классификация субъектов РФ по степени наполнения доходной части их бюджетов исходя из принятой налоговой политики. По характеру формирования доходной базы бюджетов различают в основном три категории субъектов РФ: регион-донор; регион-реципиент; кризисный регион.
• Муниципальные финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. К ним относятся средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
• Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и использование, а также контроль за исполнением которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.













<< Предыдущая

стр. 22
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>