<< Предыдущая

стр. 23
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

















РАЗДЕЛ VII

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ

ГЛАВА 36

Законодательные функции
федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления

36.1. Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетными полномочиями в Российской, Федерации обладают: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент Российской Федерации;
• органы законодательной и представительной власти;
• органы исполнительной власти: финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные и представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Аналогичные полномочия законодательные и представительные органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного и представительного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных и представительных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Одним из участников бюджетного процесса является Банк России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов. Он осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Кредитные организации привлекаются для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.
Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными и представительными органами РФ, законодательными и представительными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
• Счетная палата РФ;
• контрольные и финансовые институты исполнительной власти; контрольные учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ;
• представительные органы местного самоуправления.
В субъектах РФ создаются финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образования создают финансовые органы в соответствии с уставом муниципального образования.
Рассмотрим полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств в необходимых случаях получает полномочия Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Ом утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и представляет их для исполнения в орган, исполняющий бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств наделен правом вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Он также осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, исполняющему соответствующий бюджет, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Рассмотрим права и обязанности распорядителя бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Он определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

36.2. Ответственность и разграничение
обязанностей
Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:
• целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;
• достоверность и своевременное представление отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
• своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
• своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
• утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
• соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;
• соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
• эффективное использование бюджетных средств.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы;
• распределение доходов от федеральных налогов и сборов, других доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы;
• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы; определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• составление и рассмотрение проекта, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление порядка и осуществление государственных заимствований и управление государственным долгом;
• установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
• утверждение бюджетной классификации: установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы;
• формирование и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
• определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
• установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:
• установление порядка составления и рассмотрения проектом бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения субфедеральных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении;
• составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;
• распределение доходов от региональных налогов и сборов, других доходов субъектов РФ между субфедеральным бюджетом и местными бюджетами;
• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходом от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, других доходов бюджета;
• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ;
• осуществление государственных внутренних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
• установление порядка составления и рассмотрения проектов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении;
• составление и рассмотрение проектов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении;
• определение порядка направления в местные бюджеты доходом от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, других доходов;
• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
• определение порядка осуществления муниципальных заимствований; осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
Реализация законодательных функций всех ветвей власти позволяет осуществлять единый подход к регулированию государственных и муниципальных финансов. Они во многом зависят от успешного функционирования исполнительных ветвей власти, которые рассмотрим далее.

ГЛАВА 37

Министерство финансов РФ:
задачи, функции, полномочия

37.1 Федеральный орган исполнительной власти
Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.
К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:
• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
• разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;
• участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
• осуществление государственного финансового контроля;
• обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
• участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;
• разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;
• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;
• подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;
• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета;
• разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы;
• координирует политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
• проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
• разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;
• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
• проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
• подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;
• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;
• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
• разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
• участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;
• участвует в работе по возврату кредитов иностранным государствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
• участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, разрабатывает и утверждает порядок определения цен на них; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; производит отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;
• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов; представляет в Правительство РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; осуществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья;
• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ и утверждает расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в РФ драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья; организует и проводит пробирный надзор; осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в РФ, за их реализацией на внешнем рынке;
• регистрирует сделки между пользователями недр и другими субъектами рынка, предусматривающие отчуждение драгоценных металлов;
• устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;
• устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
• проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов РФ имеет право:
• проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
• представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
• ограничивать, приостанавливать, а в отдельных случаях и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
• взыскивать с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению;
• организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
• выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;
• предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
• выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ.
Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:
• организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
• осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
• разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
• осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;
• принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
• предоставляет бюджетные ссуды и бюджетные кредиты в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
• предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
• проводит проверки: финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, а также получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;
• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ; осуществляет текущее управление государственным долгом РФ.
Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий:
1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;
2) перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов в пределах 10% утвержденных расходов;
3) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.
Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если ему поступило должностное представление Счетной палаты РФ или органов Федерального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства главным распорядителем бюджетных средств. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Министр финансов имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществлять отдельные расходы. Основаниями применения такого запрета являются должностное представление Счетной палаты РФ и акты проверок органов Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства.
Министерство финансов РФ несет ответственность за:
1) соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи;
2) соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.
Министр финансов персонально несет ответственность за: соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

37.2. Особенности функционирования
финансовых органов субъектов РФ
1. Рассмотрим особенности функционирования министерства финансов субъекта РФ на примере Республики Бурятия. Министерство финансов Республики Бурятия является органом исполнительной власти совместного республиканского и федерального, управления. Оно входит в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.
Республиканское министерство финансов осуществляет руководство деятельностью финансовых управлений администраций городов и районов в целях обеспечения единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социального и экономического развития республики.
Задачами министерства финансов республики являются:
• реализация основных направлений единой государственной финансовой политики;
• составление проекта и исполнение республиканского бюджета;
• обеспечение устойчивости финансов и их воздействия на социально-экономическое развитие республики, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, целевое финансирование общереспубликанских потребностей;
• участие в разработке предложений по привлечению в экономику республики иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
• совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Функции министерства:
• участие в работе по комплексному анализу развития экономики, разработка совместно с налоговыми органами мер по финансовому и налоговому стимулированию экономической деятельности;
• участие в работе по составлению прогнозов функционирования экономики республики, определение потребности в финансовых ресурсах;
• организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, прогнозу консолидированного бюджета республики, разработка проектов нормативов отчислений от налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из республиканского бюджета в бюджеты городов и районов;
• составление на основе бюджетов районов и городов консолидированного бюджета республики, составление проекта республиканского бюджета;
• обеспечение исполнения республиканского бюджета, осуществление корректировки бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов, осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета и целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, средств внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики;
• осуществление методического руководства;
• участие в регулировании рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг и ведение реестра зарегистрированных ценных бумаг в республике;
• разработка предложений об объемах и направлениях использования валютных средств, рассмотрение проектов планов отпуска драгоценных металлов из золотого запаса республики;
• установление порядка составления отчетности об исполнении бюджета республики, смет расходов бюджетов учреждений и организаций.
К основным правам министерства финансов относятся:
• выдача ссуд из республиканского бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам городов и районов республики с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года;
• предоставление отсрочки и рассрочки платежей по налогам и республиканский бюджет, предусмотренным законодательством РФ и Республики Бурятия и т.п.
2. Деятельность финансового управления рассмотрим на примере администрации Свердловской области.
Финансовое управление осуществляет координацию функционирования финансовых органов в соответствии с общими принципами деятельности соответствующих структур субъектов РФ.
Основные задачи областного финансового управления основываются на единых принципах проведения финансовой политики на уровне субъекта РФ. Они включают:
• составление проекта и исполнение областного бюджета;
• обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета области и его активного воздействия на социально-экономическое развитие территории, эффективность предпринимательской деятельности, осуществления мер по развитию финансового рынка;
• концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития области;
• разработку предложений по привлечению инвестиций и об источниках их погашения;
• совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
• финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Функции областного финансового управления в целом аналогичны функциям, выполняемым министерством финансов, рассмотренным выше. Однако они имеют некоторую специфику. Финансовое управление:
• контролирует исполнение областного бюджета и целевое использование средств, выделяемых из областного бюджета предприятиям, городам и районам, а также средств внебюджетных и валютного фондов;
• участвует в составлении баланса денежных доходов и расходов населения, способствует укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве и совершенствованию организации денежного обращения;
• организует работу по привлечению в экономику области иностранных кредитных ресурсов, проводит с участием заинтересованных органов исполнительной власти переговоры по условиям их привлечения; разрабатывает порядок использования таких кредитов и расчетов по ним предприятиями и организациями;
• осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;
• разрабатывает совместно с органами местного самоуправления предложения по источникам доходов на покрытие затрат, связанных с социальной защитой малообеспеченных категорий населения и других дополнительных расходов областного бюджета, бюджетов городов и районов;
• принимает участие в работе, связанной с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, их банкротством, по вопросам доходов от приватизации, осуществления оценки имущества предприятий областной и федеральной собственности, проведением аукционов по продаже пакетов акций, находящихся в их собственности;
• ежемесячно представляет в представительный орган государственной власти области необходимую информацию о состоянии бюджета и его исполнении.
На всех уровнях основными институтами исполнительной власти, направляющими и контролирующими финансовые потоки в сфере государственных и муниципальных финансов, являются министерства финансов, финансовые управления и отделы.

ГЛАВА 38

Федеральное казначейство и его функции

38.1 Полномочия Федерального казначейства
В Российской Федерации функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.
Схема исполнения бюджета через органы Казначейства приведена на рис. 38.1:
Главные задачи органов Казначейства:
1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;
2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

Рис. 38.1
Схема исполнения бюджета через органы Казначейства

























3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

<< Предыдущая

стр. 23
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>