<< Предыдущая

стр. 28
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Рациональный норматив отражает передовой уровень, достигнутый системой образования в странах с наиболее развитой экономикой, а также с учетом прогрессивных инноваций, имеющихся в образовательных учреждениях России. Рациональный норматив строится на основе целевого подхода без учета ограниченности ресурсов в текущем периоде.
В области финансирования здравоохранения основными принципами реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; отказ от жестокой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования; дифференциация платности медицинских услуг в соответствии с их объемом и качеством; использование социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; конкурсное государственное финансирование приоритетных научных разработок.
Обязательное медицинское страхование граждан является одним из элементов рыночного механизма финансирования отрасли с целью улучшения качества медицинского обслуживания.
Важное направление реформы в области здравоохранения — реализация принципа бюджетного федерализма. Федеральные органы должны сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здравоохранения, особенно важным для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в рамках совместных национальных программ. В рамках региональных программ возможно решение проблемы изменения структуры медицинской помощи. Для этого необходимо разработать научные основы селективной политики финансирования здравоохранения.
Переход к финансированию учреждений здравоохранения на нормативной основе является важным фактором реформирования этой сферы и требует выявления фактически действующих параметров и разработки нормативных значений стоимости лечения, оптимизации системы. ценообразования на медицинские услуги с учетом их реальной стоимости, анализа финансовых результатов, поиска путей минимизации издержек.
Обеспечению приоритета потребителя, контроля эффективности и качества медицинской помощи способствует система добровольного медицинского страхования, осуществляемого в том числе за счет средств работодателя. Для финансирования здравоохранения должны активно привлекаться средства благотворительных организаций и спонсоров.

45.3. Финансирование жилищно-коммунальной сферы
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов. Эта проблема осложняется также в связи с муниципализацией жилищного фонда.
Процесс реформирования финансов жилищно-коммунальной сферы предусматривает:
• организацию на территориях субъектов РФ муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
• завершение в основном к 2000 г. перевода жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;
• демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере с разделением функций и переходом на договорные отношения между заказчиками и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования — переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКХ потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
В 1994—1995 гг. доля затрат, покрываемая населением, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли за счет резкого роста тарифов возросла с 2—3% до 20—40%. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в муниципальных бюджетах не уменьшилась. Принимая во внимание снижение реальных доходов населения на 13%, следует признать, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался непомерно высоким. Это потребовало увеличения конечного срока перехода предприятий ЖКХ на самоокупаемость с 5 до 10 лет.
Если на предыдущем этапе реформирования ЖКХ увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе признано целесообразным сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг.
Основные направления реформирования ЖКХ:
• совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
• переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
• совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
• совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Для развития конкуренции необходимо:
• формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
• организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
• привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта РФ
1) осуществляют контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий — естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивают участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций — поставщиков топливно-энергетического комплекса;
2) повышают организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
3) контролируют обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов;
4) способствуют внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.
Для разграничения порядка и условий финансирования основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две группы:
• технологические фонды, включая инженерную инфраструктуру, — сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и т.п.;
• производственные фонды, включая объекты, обеспечивающие обслуживание фондов первой группы, гаражи, мастерские, производственные здания и т.п.
Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.
Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий ЖКХ учитывается различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Организации различных форм собственности могут обслуживать объекты коммунального назначения при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
Государственное регулирование ЖКХ включает разработку региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.
Признано необходимым стимулировать создание товариществ собственников жилья. Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества — кондоминиума, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, считается одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Реформа ЖКХ предполагает также:
1) переход к самофинансированию организаций ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов ЖКХ обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления из средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а также средств инвесторов. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при формировании соответствующих бюджетов рекомендовано выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг, осуществить в перспективе формирование муниципальной финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития объектом ЖКХ. Целесообразен выпуск различных видов ценных бумаг.
Особенность нового этапа реформы ЖКХ состоит в изменении тактики ценообразования, переходе для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан.
Признано необходимым регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов ЖКХ с учетом роста реальных доходов населения.
Ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору найма, в государственном и муниципальном жилищных фондах будет включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем. Плата за наем жилья, которая является доходом собственника муниципального жилья, определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за наем будет отражать амортизационные отчисления на реновацию жилищного фонда в среднем по населенному пункту, которая дифференцируется в зависимости от качества и местоположения жилья. В этот период население оплачивает часть отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья, которая должна определяться исходя из местных условий, динамики реальных доходов населения и других факторов. Базовая величина платы за наем жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей будут включаться отчисления на страхование жилищного фонда и другие расходы для перехода на полное возмещение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг применяется порядок, при котором объем финансирования из федерального бюджета рассчитывается исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендовано использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м — на семью из двух человек, 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение — с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам РФ предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Стандарт ежегодно пересматривается с учетом общего уровня инфляции, кроме случаев отмены перекрестного субсидирования, резкого изменения цен на энергоносители.
При распределении средств федерального бюджета Правительство РФ исходит из следующих показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг — доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг составит в 1993 г. — 60%, в 2000 г. — 70%, в 2001 г. — 80%, в 2002 г. — 90%, в 2003 г. — 100%.
Органы местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливают уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не служит основанием для перераспределения средств.
Установлен норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, позволяющий рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета в расчет принимаются следующие размеры максимально допустимой доли расходов от совокупного семейного дохода (%): 1999 г. — 19; 2000 г. — 20; 2001 г. — 22; 2002 г. — 23; 2003 г. — 25. Федеральный бюджет предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по РФ составляет 11,5 руб. и дифференцирован по экономическим районам.
Реформирование ЖКХ предполагается осуществить в три этапа:
Первый этап:
• разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации концепции;
• завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации — службы заказчика и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
• проведение разгосударствления эксплуатационных организаций;
• переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
• доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 60%;
• переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов;
• обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;
• упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования; включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт;
• введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятии — естественных монополистов;
• дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
• демонополизация деятельности организаций ЖКХ;
• принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
• завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах РФ;
• организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья;
• переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
Второй этап:
• доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%; широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
• переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья, завершение в основном переводи ЖКХ на работу в режиме безубыточного функционирования; поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг;
• разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
Третий этап:
• завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт, включая капитальный, жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;
• завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;
• обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов;
• широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования;
• превращение товариществ собственников жилья в преобладающую форму управления многоквартирными жилыми домами.

ГЛАВА 46

Нормативы социальных финансовых затрат

46.1. Государственные минимальные
социальные стандарты
Государственные и муниципальные услуги — это общественно полезные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.
Государственные минимальные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.
Система государственных минимальных социальных стандартов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. При разработке проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов начиная с 1997 г. ежегодно определяются финансовые нормативы их формирования на основе государственных минимальных социальных стандартов. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разработке соответствующих проектов бюджетов применяют уточненные Правительством РФ социальные нормативы и нормы.
При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования.
Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти. При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление таких услуг.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципального секторов экономики, в том числе бюджетной сферы.
Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по главным распорядителям бюджетных средств предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
Формирование государственных минимальных социальных стандартов строится на следующих принципах:
• соблюдение конституционных прав граждан РФ;
• экономическая и социальная обоснованность;
• использование международных критериев их установления;
• ответственность органов государственной и власти и местного самоуправления за их несоблюдение.
Классификация государственных минимальных социальных стандартов включает следующие основные типы:
1) номенклатуру объектов государственной социальной стандартизации, представленную в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;
2) количественные нормы и нормативы объектов государственной социальной стандартизации в натуральном или стоимостном выражении;
3) нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;
4) нормативные соотношения объектов государственной социальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.
Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты.
Государственные минимальные социальные стандарты включают:
• в области оплаты труда — минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;
• в области пенсионного обеспечения — минимальные размеры государственных пенсий;
• в области образования — набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;
• в области здравоохранения — перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;
• в области культуры — набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
• в области социального обслуживания населения — набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения;
• в области жилищно-коммунального обслуживания населения — набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти.
Установлен единый методологический принцип: выделение образовательным учреждениям необходимых бюджетных средств осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому виду и типу образовательных учреждений.
Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное снижение субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы. Одной из задач, решаемых на этой основе, является предоставление самостоятельности учреждениям образования в распределении предоставляемых ресурсов с целью повышения заинтересованности в их эффективном использовании. В качестве базового показателя используется фонд оплаты труда. За основу расчета принимается нормативное соотношение между фондом оплаты труда и суммой других материальных расходов — фондом материального обеспечения.
Реализация государственных минимальных социальных стандартов в регионах гарантируется государством путем закрепления за ними доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, оказания им финансовой помощи из федерального бюджета, предоставления дотаций, субвенций и средств на возвратной основе. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют формирование и исполнение социальных стандартов в пределах закрепленных за ними финансовых ресурсов.
Государственные минимальные социальные стандарты используются в качестве нормативной базы при определении размеров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Реализация таких стандартов обеспечивается путем закрепления за регионами адекватных доходных источников и оказания финансовой помощи бюджетам по линии трансфертов из вышестоящих бюджетов.
В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандартов. Для решения этой проблемы возможно использование системы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе федеральных социальных программ.
Некоторые из действующих социальных норм и нормативов приведены в табл. 46.1.
Таблица 46.1
Социальные нормативы и нормы

Показатель
Единица
Измерения
Количественная величина
Примечания
1
2
3
4
Культура
Норматив обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам


Нормативы обеспеченности объектами культуры на г. Москву и Санкт-Петербург не распространяются
Библиотеки



1. Населенные пункты с числом жителей от 500 чел. До 3 тыс. чел.
Учреждений культуры
1
На территории РФ могут создаваться и действовать библиотеки, различающиеся по формам собственности, целевому назначению, контингенту пользователей, возрастным группам, тематическому и видовому составу фондов и по др. основаниям.
2. Населенные пункты с числом жителей свыше 3 тыс. чел.


Количество библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека 3-5 тыс. человек
Парки культуры и отдыха



1. Населенные пункты с числом жителей от 10 тыс. чел. До 100 тыс. чел.
Учреждений культуры
1

2. Города с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

1 парк культуры и отдыха на 100-200 тыс. жителей

Кинотеатры и киноустановки



1. Населенные пункты с числом жителей свыше 50 тыс. чел.
Мест на 1 тыс. жителей в постоянно действующих кинотеатрах
12
Киноустановка действует в каждом клубе
2. Населенные пункты с числом жителей свыше 100 тыс. чел.
Видеосалонов и видеозалов на 100 тыс. жителей
6

Здравоохранение
Норматив обеспеченности больничными учреждениями
Коек на 10 тыс. жителей
134,7
В том числе: больничных – 102; полустационарных – 14,2; в домах сестринского ухода – 18; хосписах – 0,5.
Норматив обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями
Посещений в смену на 10 тыс. жителей
181,5
Снижение норматива связано со снижением реальной обращаемости за последние 5 лет с 12 до 9 посещений на 1 жителя в год
Норматив обеспеченности аптеками



В том числе:



В сельской местности
учреждений
1 на 6,2 тыс. жителей

В городах с числом жителей до 50 тыс. чел.

1 на 10 тыс. жителей

В городах с числом жителей от 50 тыс. до 100 тыс.

1 на 12 тыс. жителей

В городах с числом жителей от 100 тыс. до 500 тыс. чел.

1 на 13 тыс. жителей

В городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. чел.

1 на 15 тыс. жителей

В городах с числом жителей более 1 млн. чел.

1 на 20 тыс. жителей

Нормативы обеспеченности врачами
Человек на 10 тыс. жителей
41
Снижение норматива связано со снижением реальной обращаемости за последние 5 лет с 12 до 9 посещений на 1 жителя в год
Норматив обеспеченности средним медицинским персоналом
Человек на 10 тыс. жителей
114,3

Норматив оснащения санитарным транспортом:



Станция скорой неотложной медицинской помощи
Санитарных автомобилей на 1 учреждение или на 1 тыс. жителей
1 (с носилками) на 10 тыс. жителей

Медицинская помощь на дому

1 (без носилок) на 4 тыс. жителей

Кожно-венерологические диспансеры

1 (без носилок) на 1 учреждение: дополнительно 1 на 500 тыс. жителей

Психоневрологические диспансеры

1 на 75 тыс. жителей; 1 на учреждение или отделение; дополнительно 1 на 500 тыс. жителей диспансеров

Травматологические пункты

1 на 1 пункт

сельские участковые больницы, поликлиники, врачебные амбулатории

1 (с носилками) на 1 учреждение

Больницы, госпитали на 200 коек

1 (с носилками) на 1 учреждение; дополнительно 1 (с носилками) на больницы, имеющие отделение для грудных детей

На 300 коек

1 (с носилками) на 1 учреждение дополнительно 1 (с носилками) на больницы, имеющие отделение для грудных детей

Больницы, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации

1 (с носилками) и 1 без носилок на 200 тыс. жителей

Физическая культура и спорт
Норматив обеспеченности спортивными сооружениями



По их видам:



Спортивные залы

<< Предыдущая

стр. 28
(из 31 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>