ОГЛАВЛЕНИЕ

Расчеты по инкассо

Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом
определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Поэтому каждое государство
стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономических отношениях
субъектам предпринимательской деятельности. Одним из наиболее эффективных
путей достижения этой цели является активное участие в мероприятиях мирового
уровня по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном
экономическом обороте.
При заключении контракта стороны должны как можно более подробно регламентировать
все аспекты своих взаимоотношений. При этом важно выбрать оптимально удобную
для сторон форму расчетов. Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов
как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо.
Суть данной операции состоит в том, что банк принимает у своего клиента-поставщика
при его инкассовом поручении расчетные, товарораспорядительные и отгрузочные
документы и пересылает их при своем поручении банку покупателя для вручения
ему этих документов против уплаты обусловленной суммы, которая зачисляется
затем поставщику.
К сожалению, эта форма безналичных расчетов редко применяется на территории
нашей страны, не говоря уже о применении в расчетах с иностранными партнерами.
Игнорирование явных преимуществ расчетов по инкассо происходит, на мой взгляд,
вследствие запутанности и несовершенства российского законодательства, регулирующего
данные отношения, а также низкой правовой культуры российских предпринимателей
как в сфере международного, так и российского законодательства.
Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями
и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной
базы. Между тем на сегодняшний день действуют Унифицированные правила по инкассо
(Публикация Международной торговой палаты N 522, вступили в силу в новой редакции
1 января 1996 года) - основной международный нормативный документ, регулирующий
эту форму расчетов.
Необходимо помнить, что ряд положений Унифицированных правил существенно
отличается от соответствующих положений российского права. При применении
на практике Унифицированных правил можно столкнуться с понятиями и концепциями,
которые отсутствуют в российском праве, а иногда и прямо противоположны содержанию
правовых норм, подлежащих применению к расчетам, осуществляемым на внутреннем
российском рынке.
Поэтому для получения более четкого и полного представления о расчетах
по инкассо, применяемых во внешнеторговых сделках, необходим, как я считаю,
сравнительный анализ норм международного права и российского законодательства,
регулирующих эти отношения.
1. Согласно ст. 2 Правил инкассо является расчетной банковской операцией,
при которой банк-ремитент, действующий строго в соответствии с инструкциями
своего клиента (доверителя), принимает на себя обязательство осуществить операции
с представленными доверителем документами в целях получения от плательщика
платежа и (или) акцепта платежа, либо выдачи коммерческих документов против
акцепта и (или) платежа, либо выдачи документов на иных условиях.
Коммерческими документами являются: счета-фактуры, транспортные, товарораспорядительные
и другие документы. Финансовыми документами являются: векселя, чеки, платежные
поручения и другие документы, используемые для получения денежного платежа.
Статья 3 Правил дает следующее определение сторон в расчетах по инкассо:
- банк-ремитент - банк, которому доверитель поручил обработку инкассо;
- доверитель - сторона, поручающая банку обработку инкассо;
- инкассирующий банк - банк, участвующий в обработке инкассо;
- представляющий банк - инкассирующий банк, делающий представление плательщику;
- плательщик - лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии
с инкассовым поручением.
Любые документы, отсылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым
поручением, содержащим полные и точные инструкции (ст. 2 Правил).
К сожалению, российское законодательство не столь последовательно в определении
инкассо и документов, на основании которых осуществляют расчеты по инкассо.
Статья 874 Гражданского кодекса РФ определяет инкассо как действия банка-эмитента
по поручению и за счет клиента, направленные на получение от плательщика платежа
и (или) акцепта платежа. Законодатель не упоминает о документах (финансовых
или коммерческих), необходимых при осуществлении расчетов по инкассо, а отсылает
нас к другим нормативным актам, регулирующим данный вид безналичных расчетов.
Подзаконные нормативные акты также не вносят ясности в этот вопрос. В
соответствии со ст.283 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве (Правила
Госбанка СССР от 30 сентября 1987 года N 2) инкассовое поручение применяется
только при списании денежных средств со счета плательщика в безакцептном порядке
на основании исполнительных и приравненных к ним документов. Такое инкассовое
поручение выставляется судом (судебным исполнителем) или уполномоченным исполнительным
органом (налоговая инспекция, органы таможенного контроля и т.д.), минуя банк-ремитент,
непосредственно в представляющий банк для бесспорного списания денежных средств
в соответствии с законодательно предусмотренным правом на такое списание.
Для списания денежных средств поставщиком со счета покупателя без его согласия
используются платежные требования. Однако расчеты платежными требованиями
применяют лишь в том случае, если договор между сторонами содержит соответствующую
ссылку, а также если в договоре на расчетно-кассовое обслуживание между банком
и покупателем (клиентом) существует указание клиента на списание денежных
средств со своего расчетного счета в безакцептном порядке.
На территории Российской Федерации расчеты по инкассо в смысле их определения
ст.2 Унифицированных правил осуществляются платежными требованиями-поручениями,
которые представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на
основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных
документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ,
оказанных услуг*. В этой ситуации поставщик привлекает для обработки инкассо
банк-ремитент, который может привлечь для оформления и пересылки плательщику
этих документов и получения платежа и (или) акцепта платежа представляющий
банк. Причем выставление платежного требования-поручения необходимо производить
только через банк-ремитент. В противном случае, во-первых, это будет нарушением
законодательства, а, во-вторых, могут возникнуть определенные трудности с
оформлением и пересылкой финансовых и коммерческих документов**.
Таким образом, операции по инкассо, то есть действия банка по поручению
клиента, направленные на получение платежа и (или) акцепта платежа, согласно
российскому законодательству осуществляются с помощью инкассовых поручений,
платежных требований-поручений, платежных требований.
2. Правила выделяют следующие виды инкассо:
* чистое инкассо означает инкассо финансовых документов, не сопровождаемых
коммерческими документами;
* документарное инкассо означает инкассо:
- финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами;
- коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.
Сравнивая положения Унифицированных правил с положениями российских нормативных
актов, можно сделать вывод, что чистое инкассо представлено в нашем законодательстве
платежными требованиями и инкассовыми поручениями, а документарное инкассо
(финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами) осуществляется
на основании выставленного к счету плательщика платежного требования-поручения.
К сожалению, в банковской практике инкассовые поручения часто выставляются
вместо платежных требований, платежные требования вместо платежных требований-поручений
и т.д.*** Этой неразберихи можно было бы избежать, если бы законодатель установил
четкий и единообразный порядок расчетов по инкассо, которые осуществлялись
бы обязательным представлением инкассового поручения в дополнение к остальным
(в каждом случае различным) документам.
Наиболее удобный вид расчетов по инкассо как для поставщика, так и для
покупателя - документарное инкассо.
3. Для раскрытия расхождений между нормами международного права и российского
законодательства, что в случае их незнания может привести к негативным результатам,
рассмотрим следующие существенные моменты.
Во-первых, в соответствии со ст.1 Унифицированных правил их применение
является факультативным. Они будут применимы только если стороны по внешнеторговой
сделке согласятся на подчинение конкретной инкассовой операции этим Правилам
и в самом инкассовом поручении будет сделана специальная оговорка (п."а" ст.1).
Правила обязательны для всех сторон, "если только специально не оговорено
иное", что дает возможность путем прямого исключения определенных положений
Правил в инкассовом поручении или инструкциях к нему ограничить сферу их действия
в отношении конкретной сделки.
Поэтому в случае расхождения между нормами Правил и нормами национального
права, применимого к расчетам по инкассо, превалируют положения последнего
(п."а" ст.1 Правил). Это следует иметь в виду, учитывая, что в некоторых странах
Правила не могут быть полностью применены: например, безакцептное списание
денежных средств путем выставления инкассового поручения на основании исполнительного
или приравненного к нему документа в нашей стране является законодательно
закрепленной практикой, чего нельзя сказать, например, об американском законодательстве.
В связи с этим необходимо отметить, что ст.252 Инструкции Внешторгбанка
от 25 декабря 1985 года N 1 объявляет неукоснительность применения Унифицированных
правил по инкассо для всех учреждений Банка (подразумеваются учреждения Внешторгбанка),
а также для советских организаций - клиентов банка, осуществляющих расчеты
по инкассо. Учитывая, что Внешторгбанк был единственным банком, проводящим
международные расчеты, можно утверждать, что Инструкция провозгласила Унифицированные
правила обязательными для всех, кто их осуществляет. Официально эта Инструкция
не отменена, она действует в части, не противоречащей ГК РФ и принятым на
его основании нормативным актам (ст.4 Федерального закона "О введение в действие
части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").
Но нужно помнить, что Внешторгбанк на сегодняшний день утратил свою доминирующую
роль в осуществлении международных расчетов. Кроме того, в связи с произошедшими
за последние 10 лет изменениями многие положения Инструкции фактически утратили
силу. Однако поскольку подзаконных нормативных актов, регулирующих данные
отношения, пока нет, за более подробным и последовательным разъяснением механизма
расчетов по инкассо имеет смысл обратиться к указанной Инструкции.
Подводя итог, следует отметить, что при осуществлении внешнеэкономических
расчетов следует руководствоваться положениями Правил, а также необходимо,
чтобы сторона по сделке, которой известно о существовании каких-либо императивных
норм в ее национальном праве, уведомила об этом другие стороны. Поэтому при
заключении договора на предоставление товаров, услуг и т.д. стороны должны
оговорить не только форму безналичных расчетов, но и ограничения, которые
существуют для этой формы в национальном законодательстве страны плательщика.
Во-вторых, согласно п."б" ст.1 Унифицированных правил банки не обязаны
выполнять инкассо либо какие-либо инкассовые поручения или последующие связанные
с ними поручения. И если банк по какой-либо причине решает не выполнять инкассо,
он обязан без задержек уведомить об этом сторону, от которой оно получено.
Вводя такую императивную норму, Правила, вероятно, исходят из того, что при
исполнении инкассо банк-ремитент является представителем доверителя, так как
он от имени клиента совершает действия по получению платежа и (или) акцепта
платежа или выдаче документов против платежа и (или) акцепта.
Положение представляющего банка имеет двойственную природу. С одной стороны,
предъявляя своему клиенту (плательщику) документы с требованием платежа и
(или) акцепта платежа и направляя полученные суммы банку-ремитенту, он выступает
как представитель получателя средств. С другой стороны, производя списание
денежных средств со счета своего клиента на основании акцептованных им документов,
он выступает как представитель плательщика. В этой ситуации налицо двойное
представительство. Тем не менее и в первом и во втором случае, представительство
возникает на договорной основе и является добровольным: оно не порождает у
представителя каких-либо обязательств до тех пор, пока он своими действиями
добровольно не примет на себя эти обязательства.
В российском законодательстве ситуация полностью противоположная. Отношения
представительства между получателем средств и представляющим банком возникают
на основании закона (ст.874 ГК) и факта получения банком инкассового поручения.
Такое представительство обязательно и возникает независимо от воли представителя,
поэтому за неисполнение или ненадлежащее исполнение банки будут нести ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
Данное расхождение в оценке ответственности банков при выполнении указаний
клиента следует учитывать, заключая контракт с иностранным партнером.
В-третьих, если к оплате и (или) акцепту представляют векселя, банк обязан
проследить, чтобы акцепт переводного векселя был полным и правильным по форме,
но не несет ответственности за подлинность какой-либо подписи или полномочий
лица, учинившего такую подпись.
Если инкассовое поручение не содержит инструкций по протесту (или другому
юридическому действию) в случае неплатежа или неакцепта, банки не обязаны
производить какие-либо юридические действия (ст.22-24 Правил).
В соответствии с указанными статьями банк не несет ответственности за
непротест векселя и последующую за ним потерю права предъявления иска к индоссанту,
векселедателю и другим обязанным лицам, если в инкассовом поручении не будет
четких инструкций о протесте векселя.
Процедура инкассирования векселя по российскому законодательству отлична
от порядка, оговоренного в Правилах. Отличие состоит в следующем. Операция
по инкассированию векселя заключается в том, что банк обязуется в указанный
срок предъявить вексель плательщику и получить причитающийся по нему платеж.
Банк берет на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику
и получению причитающихся по нему платежей. Если платеж поступит, вексель
возвращается должнику. В случае неполучения платежа по векселям банк обязан
предъявить их к протесту, если должник не даст иного распоряжения.
Право банка предъявить вексель, переданный ему на инкассо, к протесту
возникает на основании препоручительного индоссамента, который в соответствии
со ст.18 Положения о переводном и простом векселе, позволяет векселедержателю
(инкассирующему банку) осуществлять все права, вытекающие из переводного векселя,
в том числе и по протесту векселей.
Обязанность банка предъявить вексель, переданный ему на инкассо, вытекает
из природы инкассовых операций, определенной гражданским законодательством,
которая предполагает обязательное, независимо от волеизъявления банка, представительство
банка-ремитента и инкассирующего банка перед доверителем. Из этого следует,
что в случае непредъявления векселя к протесту в неакцепте или неоплате инкассирующий
банк будет отвечать перед индоссантами и векселедателем-доверителем как не
выполнивший свои обязательства в размере всей суммы векселя.
Таким образом, приняв вексель на инкассо, банк обязан получить по нему
платеж и оплатить его в указанный срок. И если в инкассо не будет прямого
запрета, банк обязан предъявить вексель к протесту и возвратить вексель кредитору.
В противном случае банк отвечает за последствия, возникшие вследствие упущения
протеста, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента
(п.3 ст.874 ГК).
Согласно Правилам банк обязан опротестовывать векселя в неоплате (неакцепте)
лишь при наличии прямого указания об этом в инкассо или инструкциях к нему.
Если их нет, банк не обязан производить какие-либо юридические действия. Инструкция
Внешторгбанка N 1 полностью повторяла соответствующие положения Правил, однако
с принятием Письма ЦБ РФ от 9 сентября 1991 года N 14-3/30 эти статьи Инструкции
утратили силу и применяются положения Письма, противоречащие Правилам и имеющие
превалирующее значение в силу п."а" ст.1 Правил. При осуществлении расчетов
по инкассо с применением векселей необходимо помнить об этом.
В заключение стоит отметить, что расчеты по инкассо, осуществляемые согласно
Унифицированным правилам, выгодны как для банков, так и для сторон по сделке.
У банков при выполнении распоряжений клиента не возникает необходимости открывать
дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например,
аккредитив). Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов
он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы.
А поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться
в его распоряжении.

Аспирантка кафедры гражданского права и процесса
Сыктывкарского государственного университета С.Бабикова

--------------------------
* Пункт 6. 1 ст.6 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации
(в редакции Письма ЦБ РФ от 19 мая 1993 года N 37).
** См.: решение Арбитражного суда Республики Коми в первой инстанции
по делу N 2063/13 от 14 августа 1997 года.
*** См.: там же.




ОГЛАВЛЕНИЕ