<< Предыдущая

стр. 10
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как 1. Кто будет в зале?
он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты. 2. Чего ждут от меня?
Ответственное выступление советуем прорепетировать — 3. В чем состоит задача моего выступления?
рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это Затем следует подумать, какие ключевые понятия
позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит будут затронуты в выступлении и выписать их на от­
аудитория, и снижает волнение перед выступлением. дельных карточках. Составить план выступления. Рас­
положить слова в нужной последовательности, то есть
Тщательно следует отработать использование вспо­
той, которая поможет слушателям понять главную
могательного материала: проверьте, не забываете ли вы
идею сообщения. Следует продумать введение и зак­
привести цифру или цитату в нужный момент, удобно
лючение и весь текст в целом. Успех может быть га­
ли вам пользоваться листками и карточками. Проконт­
рантирован, если удастся проговорить все выступле­
ролируйте качество наглядных пособий и работу тех­
ние, ориентируясь на план и ключевые слова. Это про­
нических средств (диапроектора, кодоскопа, магнито­
грамма минимум. Если же позволяет время, к каждому
фона), если собираетесь их применять. Если предпола­
ключевому слову на карточке следует добавить соот­
гаете пользоваться доской, подготовьте хороший мел.
ветствующий тезис, раскрывающий его смысл. Напри­
Желательно побывать заранее в той аудитории, в
мер, на карточке написано слово «экономия». Ниже
которой предстоит выступать.
поясняем: «Экономия средств за счет использования
Закончить подготовку к выступлению рекомен­
более дешевых материалов — реальный способ сни­
дуется за несколько дней до выступления, чтобы
жения себестоимости нашей продукции».
материал успел отложиться в памяти и было время
для обдумывания и обсуждения его фрагментов.
Итак, повторим основные этапы подготовки выс­ Вопросы
тупления:
1.Что такое главная идея выступления и как ее
1. Подбор материала по предварительному плану. определить?
Отвечает на вопрос: «Что говорить?» 2. Назначение рассыпного конспекта. Как его составить?
2. Составление окончательного плана с учетом ком­ 3. Как построить композицию выступления?
позиции выступления. Отвечает на вопрос: «В каком 4. Зачем необходимо использовать разнообразные при­
емы изложения материала?
порядке говорить?»
91
90 Подготовка к речи-монологу
Глава 5

III. Выберите тему для выступления в студенческой
5. G к а к о й целью используется вспомогательный мате­
группе или к о м п а н и и друзей. Определите цель и главную
риал? Как его применять?
идею выступления, наметьте предварительный план,
6. Для чего нужна работа н а д текстом выступления?
подберите материал, составьте к о м п о з и ц и ю и оконча­
Каковы общие требования к его содержанию?
тельный план выступления, сочините текст и прорепе­
7. Как усвоить материал, чтобы успешно выступить?
тируйте выступление.
П р и м е р н ы е т е м ы для в ы с т у п л е н и я в студенческой
Задания
группе.
И н ф о р м а ц и о н н ы е выступления:
I. Подготовьте этот отрывок для выступления в ауди­
1. Место, где мне хотелось бы побывать еще раз.
тории (лекторское конспектирование), включив прием «ди-
2. Время, которое мне приятно вспомнить.
алогизации речи»: «Конфликты, возникающие по любым
3. Это было со мной впервые в ж и з н и .
п р и ч и н а м , протекают особенно остро, если стороны не
4. Как научиться успевать все делать.
владеют элементарными психологическими познаниями и
5. Лето, которое я не забуду.
пренебрегают великим искусством общения. Знание
6. Эмоции и здоровье.
приемов предупреждения и разрешения конфликтов
полезно не только для хороших служебных взаимоотноше­ 7. Что значит быть современным.
ний, но и для семейных, в частности супружеских. Ведь 8. Мое представление об идеальном муже (идеальной
с е м е й н о - б ы т о в ы е к о н ф л и к т ы п о с т а т и с т и к е наиболее жене).
часты. И это несмотря на то, что подавляющее большинство 9. К а к избавиться от лени.
людей вступает в б р а к по любви. К а к известно, почти 10. Как д а р и т ь цветы.
к а ж д а я третья п а р а разводится. 11. Как воспитать силу воли.
12. Как надо (не надо) готовиться к экзаменам.
Существуют методики предупреждения и разрешения
13. Надо ли готовиться к семейной ж и з н и .
семейных сор и конфликтов, которые и з д а в н а привлекали
14. Как можно готовить себя к будущей профессии.
в н и м а н и е писателей, социологов, психологов. Были выра­
15. Можно ли сохранить любовь.
ботаны многочисленные рекомендации по этим вопросам,
16. НЛО и современная наука.
знать к о т о р ы е полезно к а ж д о м у человеку. Рассмотрим
17. Как сохранить здоровье.
некоторые из них». (По Я.А. Лупьяну «Барьеры общения,
18. С а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и е — путь к с ч а с т л и в о й
конфликты, стресс» Мн., 1986, С. 138.)
жизни.
И. Представьте эту и н ф о р м а ц и ю , используя различные
19. Мое любимое место в городе.
приемы изложения: постановка проблемы; размышление;
обоснование, описание, диалог с аудиторией: «Для поддер­ Агитационные выступления:
ж а н и я ж и з н и нужна вода. Обычно населенные пункты 1. З а н и м а й т е с ь спортом!
располагаются по берегам рек, к о т о р ы е одновременно 2. Берегите дружбу.
используются для водоснабжения и спуска сточных вод. 3. Фильм, который стоит посмотреть.
Находящиеся в них б а к т е р и и могут я в и т ь с я п р и ч и н о й 4. Ищите путь к себе.
и н ф е к ц и о н н ы х заболеваний. Для п р е д о т в р а щ е н и я эпи­ 5. Н а ш а судьба — в н а ш и х руках!
демий необходима с а н и т а р н а я охрана водоемов» 1 . IV. Развивайте умение быть интересным собеседником.
З а п и с ы в а й т е впечатления д н я : свои мысли, чувства,
занимательные события. Делитесь этим с друзьями.
Секреты успешного выступления 93


ГЛАВА 6 ления наступит ни с чем не сравнимое чувство удов­
летворения и окрыленности.
СЕКРЕТЫ
Успех речи во многом зависит от того, удастся ли
УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ сразу же найти подход к слушателям, установить с
ними контакт.
Красноречие—это дар, позволяющий
Что может мешать установлению контакта? Чаще
нам овладеть умом и сердцем собесед­
всего возникновение барьеров восприятия. -
ника, способность втолковать ему или
Чтобы не возник барьер установки, когда пред­
внушить ему все, что нам угодно...
взятое отношение к выступающему мешает объек­
Ж. Лабрюйер
тивно воспринимать его слова, желательно еще до
(французский писатель XVII в.)
выступления создать у слушателей благоприятное
мнение о себе, положительную установку. Если вас
Хорошая подготовка к выступлению в значитель­
некому представить, придется начать выступление с
ной мере определяет его успех. Но еще не гарантиру­
саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.
ет его! Ведь все зависит от того, сумеет ли оратор
Очень важно продумать свой имидж. Внешний
найти подход к конкретным слушателям, то есть за­
вид, манера держаться, интонация первых фраз дол­
воевать их внимание, вызвать живой интерес, напря­
жны импонировать собравшимся. Способствует этому
женную работу мысли, эмоциональный отклик. Если
соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный
этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что,
оратор порой начинает выступление решительным,
конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же
безапелляционным тоном. Но кому же захочется во
вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об ус­
что-то вникать «под давлением»?
пехе выступления можно говорить лишь тогда, когда
Чтобы слушатели воспринимали сказанное, ора­
у оратора есть контакт с аудиторией.
тор должен установить с ними личностный кон­
такт. Доброжелательное, уважительное отношение
Как установить Чтобы почувствовать радость от вызывает, к а к правило, ответные чувства.
контакт общения с аудиторией, «встреч- Если накануне выступления произошло какое-то
с аудиторией ный ток», как говорил К.С. Ста­ из ряда вон выходящее событие, которое расстрои­
ниславский, удовлетворение от того, что сказанные сло­ ло или, наоборот, возбудило людей, если вы общае­
ва возымели действие, нужно не только иметь, что ска­ тесь с аудиторией в неудачное время, например в
зать и знать, как строить выступление. Главное — конце напряженного рабочего дня, когда все уста­
желание общаться со слушателями и уверенность в ли, может возникнуть барьер отрицательных эмо­
том, что это получится. Тогда и речь будет доходчи­ ций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее
вой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, узнать обстановку и продумать форму установления
устремленных навстречу, и доводы найдутся именно эмоционального контакта со слушателями. Воз­
те, которые нужны в данный момент. А после выступ­ можно, вначале придется посвятить несколько слов
94 95
Глава 6 Секреты успешного выступления

произошедшему накануне событию, которое произ­
Весь секрет успеха выступления —
вело такое впечатление, а может быть, поднять наст­
говорить со слушателями, а не при них.
роение собравшихся забавной историей. Во всяком
случае подходить к своей теме можно лишь после
Ощущение того, что ваши слова нужны людям и
того, как у слушателей появилось рабочее настроение.
вам есть что сказать, гораздо сильнее естественного
Теперь уже от предварительной подготовки ора­
страха перед выступлением. А если волнение все же
тора будет зависеть, не появятся ли познавательные
велико, сосредоточьтесь на своих ощущениях и, если
барьеры, возникнет ли познавательный контакт,
есть возможность, скажите вслух:
при котором только и возможно интеллектуальное
взаимодействие. «Я знаю то, чего не знают слушатели!
Я хочу им об этом рассказать!»
Важнейшее условие возникновения познаватель­
ного контакта — интерес к теме выступления. Инте­ А чтобы окончательно снять напряжение, походи­
рес неизменно вызывает внимание и тем самым — те; разомните кисти; рассмотрите себя в зеркале; «по­
контакт с оратором. Говорят, что внимание — во­ мычите», чтобы подготовить голосовой аппарат; по­
рота познания, а открывает их ключик по имени дышите глубоко, с удовольствием, минуты две; огля­
интерес. Чтобы его пробудить и начинают с проду­ дите еще раз материалы, которые вам понадобятся
манного з а р а н е е в в е д е н и я в тему, с т а р а я с ь ус­ во время выступления.
тановить личностный и эмоциональный контакт с Для того чтобы вызвать интерес и к себе, и к теме
аудиторией. выступления, надо постараться с первых минут зав­
ладеть вниманием слушателей.
По каким признакам можно судить о том, что кон­
такт установлен?
Конечно, по поведению слушателей: выражение их
Виды Вниманием считают направлен-
лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о
внимания ность познавательных психичес-
различной реакции. Задача оратора — внимательно
аудитории ких процессов на какой-то объект
следить за всеми сигналами обратной связи, добива­
действительности с одновременным отвлечением от
ясь заинтересованности, вопросов, несогласия—только
других объектов. Если слушатели внимательны к сло­
не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выс­
вам оратора, их мышление и память работают в на­
тупление не воспроизводит подготовленный текст. Оно
правлении сказанного. При этом они даже могут не ус­
творится на глазах у слушателей, вместе с ними! Имен­
лышать того, что говорит сосед. В коре головного мозга
но ощущение сотворчества, сопереживания и дает вы­
возникает очаг возбуждения, где активно протекают
сочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Глав­
познавательные психические процессы.
ное требование — развивать в себе ощущение речи как
В том случае, когда очаг возбуждения, а следова­
взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры тельно, и внимание возникают независимо от воли,
постоянно 'приспосабливаются к слушателям. сознания, говорят о непроизвольном внимании.
Секреты успешного выступления 97
Глава б
96

Непроизвольное, или неволевое, внимание возни­
кает всякий раз, когда:
1) человек сталкивается с чем-то необычным, не­ нация — все это способно сразу же захватить внима­
ожиданным; ние аудитории. Но непроизвольное внимание неус­
2) в поле зрения или слуха человека попадает то, тойчиво. Для того чтобы вызвать волевое внимание,
что его волнует, заботит, соответствует практичес­ которое только и обеспечивает активную работу ауди­
ким интересам и потребностям; тории, необходимо, чтобы слушатели поняли, почему
3) действует сильный, меняющий свою интенсив­ им нужно слушать это выступление. Этой цели слу-
ность или контрастный раздражитель. жит введение в тему.
Начало Обычно у оратора есть возмож-
Непроизвольное внимание не утомляет, так как
выступления ность оказаться заранее в том
оно возникает «само» и не требует нервных затрат.
месте, где ему предстоит выступать, оценить напол­
Однако оно неустойчиво, легко переключается на
ненность аудитории, расположение собравшихся и
другой объект.
мысленно выбрать то место, где его будут видеть все
Сосредоточиваясь на каком-то предмете или про­
и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомо­
цессе сознательно, усилием воли, слушатели органи­
гательным материалом, если он есть. Прийти заранее
зуют произвольное внимание.
в а ж н о и для того, чтобы оценить состояние слушате­
Произвольное, или волевое, внимание возникает
лей и решить, нужно ли использовать какой-либо спо­
при выполнении обязательной, но неинтересной ра­
соб установления эмоционального контакта с ними
боты. Оно сопровождается нервными затратами,
или же собравшиеся готовы воспринимать информа­
утомляет, хотя и характеризуется относительной ус­
ц и ю и будут вполне удовлетворены доброжелатель-
тойчивостью. Если говорить о слушании, произволь­
ной интонацией.
ное внимание зависит от сложности вопроса и фи­
В любом случае, уверенной походкой выйдя к ме-
зического состояния слушающих.
сту выступления, следует сделать начальную паузу.
Если внимание возникло как сознательное, воле­
Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и слу-
вое, но затем поддерживается без всяких усилий со
жит как бы приглашением к разговору.
стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлени­
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно
ем, это проявление послепроизвольного внимания.
не должно быть формальным. Если оратор рад встре-

<< Предыдущая

стр. 10
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>