<< Предыдущая

стр. 11
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Послепроизвольное внимание не утомляет и мо­
че с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отра­
жет длиться весьма долго (пример — ораторы древ­
зится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в
ности, которых слушали по 5-6 часов).
улыбке, в приветливой интонации. А если нет... тог­
«Секрет» успешных вариантов начала выступле­
да ему лучше вообще не брать слово.
ния состоит как раз в том, что они вызывают не­
После начальной паузы и приветствия обычно в
произвольное внимание слушателей. Неожиданный
зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому,
вопрос, необычный факт, интересная цифра, пример
которое бывает, когда в комнату входит посторон-
или зарисовка «из жизни», завораживающая инто-
99
Секреты успешного выступления
98 Глава 6

ний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него
ожидать?» — думают присутствующие. Представьте
теперь, что вошедший заговорил официальным то­ ка вопросов, ссылка на газетный материал или книгу
ном, стоит к а к деревянный и ни на кого не смотрит. (например, «в одном из последних номеров газеты
Все убегут от такого гостя. А что делают в таком слу­ «Аргументы и факты» был напечатан...»), прием сопе-
чае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или на­ реживания (например, «недавно я стал свидетелем
ходят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые такого разговора...»), комплимент собравшимся, шут­
ка или остроумное замечание и прочее, можно также
слова лектора, — говорил выдающийся судебный ора-
использовать предмет или наглядное пособие.
тор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты,
Выбор варианта зачина — увлекательная творчес­
доступны, понятны и интересны (должны отвлечь,
к а я задача. Он должен быть занимательным, соотно­
зацепить внимание)». Причем произносить их надо
ситься с содержанием речи, а главное — создавать
не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного
эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние
вам слушателя. Как только вы увидите его ответный
заготовки желательны, но они не всегда подходят к
доброжелательный взгляд, нужно перевести свой
моменту, и тут от выступающего потребуются те ка­
взгляд на другого человека и установить контакт с
чества, которые М.Ломоносов считал необходимыми
ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоот-
дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышле­
ношений положено!
ния. Обычно контакт устанавливается, если высту­
Первые ф р а з ы , которые позволяют установить
пающему удается заговорить о том, что людей волну­
эмоциональный контакт с аудиторией, называют за­
ет, и затем искусно перейти к теме своего выступле­
чином.
ния. Другой беспроигрышный вариант — заговорить
Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крюч­
о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи,
ков» вступлений, существует множество: «...что-ни-
этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызыва­
будь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-
ет внимание, но здесь важно чувствовать меру.
нибудь странность, к а к будто не идущая к делу (но
Неопытные ораторы часто начинают с извинений
на самом деле связанная со всей речью), неожидан-
за то, что они не готовы выступать, обещают долго не
2
ный и неглупый вопрос и т.п.»
задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый
Зачином может служить обращение к непосред- неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оце­
ственным интересам слушателей, привлечение вни- нивает себя и своё выступление, то к а к к нему будут
мания к рекламному названию выступления, ориги- относиться слушатели? «Это уж последнее дело —
нальная цитата, интригующее описание, интересный объявлять во всеуслышание о своей несостоятельно­
факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепоч- сти. Беда в том, что, чего доброго, это удастся дока­
зать», — цитирует П. Сопер юмориста Дж. Эди.
Чувствуя, что внимание слушателей завоевано,
можно переходить к введению в тему.
Образец плавного перехода от зачина, которым
служит красочное описание, к введению в тему, в
100 101
Секреты успешного выступления

котором сообщается о плане предстоящего выступ
ления — вступление к популярной лекции профес-
понимание и завоевать доверие слушателей, подго­
сора М.А. Мензбира «История Средиземного моря,
товить их к восприятию темы. Как писал Г.А. Апре­
р а с с к а з а н н а я его берегами, волнами и их обитате­
сян, вступление в искусстве публичного слова всегда
лями», которую он прочитал 13 декабря 1884 г. и
трудно. Оно — своеобразный камертон, настраиваю-
Политехническом музее:
щий аудиторию на слушание того, что затем после-
«Представьте себя путником, который впервые
дует в речи. Оно — программа, нередко предвещаю-
подъезжает к Средиземному морю, впервые видит
щая нечто интересное и весьма важное. Оно — и свое­
синеву его волн, окутанные дымкой далекие берего-
образная самохарактеристика говорящего, которая
вые скалы, пышную зеленую растительность, и по-
затем выявится в ходе публичной речи.
звольте дать вам краткую характеристику современ-
Способы
ного нам средиземного побережья, начавши с его гео Вступление способно захватить
удержания слушателей. Но как же сохранить
графического очерка».
внимания и поддержать их внимание в те­
Такое же искусство начала выступления проявил
академик Б.В. Гнеденко в лекции «Научно-техничес- чение всего выступления, чтобы «...избежать ситуа­
кий прогресс и математика», прочитанной для рабо- ции, когда четверть слушателей занята «переварива­
чих завода имени Лихачева: нием» содержания выступления, а три четверти бо­
«Товарищи! Для меня большая радость встретить рются со сном»?
ся с рабочими всемирно известного завода имени Прежде всего сохранению внимания способству­
Лихачева. Ваша продукция пользуется большим ус- ет логическая организация речи (последователь­
пехом не только в нашей стране, но и во многих стра- ность, непротиворечивость, обоснованность). В этом
нах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слу­
хуже той продукции, которую производите вы. шателей привлекает такое построение изложения, по
Передо мной стоит очень сложная задача: в не- ходу которого возникают вопросы, а ответы на них
скольких словах, без доски рассказать о значении рождаются в процессе совместного поиска или после­
математики в наши дни, в период ускорения науч- дующего Изложения. Поддержанию внимания ауди­
но-технического прогресса». Здесь зачин — компли- тории способствует проблемная ситуация в речи,
мент собравшимся, а введение в тему — сообщение о подача фактов или идей в противопоставлении.
задаче выступления. Слушатели с напряженным вниманием следят за
Итак, в общем случае вступление состоит из двух таким выступлением, при котором в излагаемом ма­
частей: зачина и введения в тему. Задачи вступле- териале все время раскрывается новое содержание.
ния — вызвать интерес к выступлению и овладеть Если выступление не содержит ничего нового, оно
вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы
непроизвольное первичное внимание переросло в
сознательную сосредоточенность; установить взаимо-
Глава 6 Секреты успешного выступления 103
102

иметь ловкость выхватывать самое важное и нуж­
только остается без внимания, но и вызывает у слу­
ное и т а к ж е быстро, к а к течет моя речь, облекать
шателей ощущение досады и раздражения, Поэтому
важнейшее условие поддержания внимания к выс­ свою мысль в такую форму, которая была бы доступ­
туплению — его содержательность, то есть новая, на разумению гидры и возбуждала бы ее внимание,
неизвестная слушателям информация или оригиналь­ причем надо зорко следить, чтобы мысли переда­
ная интерпретация известных фактов, свежие идеи, вались не по мере их накопления, а в известном
анализ проблемы. порядке...»
Изложение должно быть доступным, что во мно­ Кроме того, поддерживают внимание разнообраз­
гом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи ные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они
оратора. Включение терминов, способы определения произносятся с разной интонацией, и это тоже ожив­
понятий продумываются заранее. Сделать выступле­ ляет речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный
ние понятным и доходчивым помогает использова­ ход, обращение к слушателям настолько эффектив­
ние примеров и наглядных пособий, художественных ны, что способны спасти положение, когда аудито­
средств языка, рациональное сочетание теоретичес­ рия начинает засыпать.
ких положений с фактами, паузы для осмысления О. Эрнст советует применять и драматизацию
услышанного. речи: эмоциональное и наглядное изображение отно­
Способна заворожить слушателей выразитель­ сящихся к теме событий. Этот прием использовал
ность речи оратора — м е н я ю щ а я с я интонация,
Древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против
красочные словесные образы, оригинальные срав­
Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке:
нения, меткие выражения. Сопоставим, к примеру,
«...Представьте себе: стены рушатся, град падает, до-
два высказывания: «Лектор должен учитывать настро­
мы в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что
ение, характер внимания и уровень понимания каж­
были некогда свободными, и правильно негодуя не
дого слушателя, стараясь корректировать по ходу
столько на орудия, сколько на виновников бед их,
изложения материал своего выступления, не отходя
вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте вен­
от замысла в целом» и, об этом же, А.П. Чехов: «Хо­
ка губителю Греции...» 2 .
роший дирижер, передавая мысль композитора, де­
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой,
лает сразу двадцать дел: читает ноты, машет па­
иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что
лочкой, следит за певцом, делает движение в сторо­
вызывает несогласие аудитории (а следовательно,
ну то барабана, то скрипки... То же самое и я, когда
привлекает ее внимание), а затем вместе с ней при­
выступаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих
ходят к конструктивным выводам.
одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в
лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру.
Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное пред­
ставление о степени ее внимания и о силе разуме­
ния, то она в моей власти... Каждую минуту я должен
Глава б
104 Секреты успешного выступления 105

Поддерживает внимание сопереживание, возни­ оратора к а к угодно долго. Однако чувство юмора —
кающее, когда оратор увлеченно описывает события, природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы
затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале это осознавать. Неловко становится, когда видишь
при этом возникает заинтересованная тишина. человека на трибуне, который усиленно смешит сам
Не остаются равнодушны слушатели и к довери­ себя. Говорят, что юмор — к а к ходьба по канату.
тельности, когда оратору удается связать предмет Никогда не знаешь, чем это закончится.
речи с собственным опытом, собственными размыш­ Более безопасны в этом смысле юмористические
лениями. зарисовки — парадоксальные примеры, забавные
Разговорная речь обычно сочетается с естествен­ истории из жизни великих людей, исторические анек­
доты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказы­
ной, непринужденной манерой изложения, кото­
вать. Обычно они вызывают оживление, снимают
рая хорошо действует на слушателей, приглашает к
усталость, заставляют слушать. Например, характери­
совместному размышлению и разговору. Манера из­
зуя особенности фатического (формального) общения,
ложения проявляется в позе, жестикуляции, выраже­
лектор привел историю из жизни Марка Твена, боль­
нии лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от серд­
шого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно
ца», усиливают эффект речи, делают ее более выра­
опоздал на званый ужин. Извинился перед присут­
зительной, помогают убедить слушателей.
ствующими и виноватым тоном продолжал: «Я просто
Наконец, очень важны убежденность и эмоцио­
вынужден был забежать к моей тетушке и задушить
нальность оратора. Если он искренен, эти качества
ее». Его выслушали с любезными улыбками и стали
не только удерживают внимание слушателей на про­
утешать: «Ну, ничего, не стоит так оправдываться».
блеме, но позволяют ему заразить собравшихся сво­
им отношением к ней. Восточная мудрость гласит: Постоянный зрительный контакт позволяет
следить за реакцией слушателей и управлять их вни­
«Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сер­
м а н и е м . «Глаза не только «слушают» — они и
дце у тебя того, что сходит с языка».
«отвечают», — замечает Р. Хофф. Если почувствуется
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы
непонимание или равнодушие в ответном взгляде,
слушатели успевали следить за ходом мыслей орато­
есть в о з м о ж н о с т ь с п а с т и п о л о ж е н и е , п о я с н и в
ра, усваивать сказанное, записывать, если есть необ­
сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей
ходимость.
за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль,
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз
разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в
идет осмысление сказанного, появляется возможность
свои з а п и с и — он и не заметит, что слушатели
задать вопрос.
«отключились» и его выступлению грозит провал.
Оратору, обладающему чувством юмора, не при­
Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что
ходится прибегать к специальным приемам для под­
вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы
держания внимания. Юмористическая окраска эпи­
этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам пове­
зодов, остроумные замечания в процессе содержа­
рили. Если контакт установлен с какой-то частью зала
тельного выступления позволяют слушать такого
Глава 6
106 Секреты успешного выступления 107

В некоторых случаях помогает прямое указание
по закону эмоционального заражения он охватывает
на то, что рассматриваемый вопрос очень важен,
всех. А контакт без взгляда не устанавливается. По­
пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стиму­
этому из всех перечисленных компонентов хорошего
лирует волевое внимание, однако злоупотреблять им,
выступления, пожалуй, именно этот больше всего
конечно, не стоит.
«держит» аудиторию. «Ваши глаза должны помочь в
претворении в жизнь главной цели: ваши мысли дол­
жны достичь слушателей, в а ш и глаза должны соеди­
Как завершать Опытные лекторы считают, что
ниться с глазами слушателей, к а к твердое рукопожа­
выступление лучше закончить выступление на
тие друзей», — советует Ф. Снелл.
минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает
Во время выступления нередко наступает момент,
выступление, слушатели в Италии поглаживают под­
когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони
бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии
образно назвал невнимание утомленным вниманием.
есть залы, оборудованные так, что лектора, превысив­
Для мобилизации внимания существует целый ар­
шего регламент, «увозят» на транспортере вместе с

<< Предыдущая

стр. 11
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>