<< Предыдущая

стр. 12
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

сенал приемов.
трибуной или опускают под сцену. Если выступле­
При первых признаках утомления аудитории сле­
ние подходит к концу, и слушатели проявляют при­
дует воспользоваться приемами, стимулирующими
знаки утомления, лучше не «взбадривать» их различ­
непроизвольное внимание. Проще всего изменить
ными Приемами, а подумать о завершении выступле­
звучание голоса: интонацию, темп речи, силу зву­
ния. Пауза, слова: «итак», «заканчивая выступление»
ка. Этой же цели служит пауза.
и т.п. переключают внимание, оно получает допол­
Можно привести пример, затрагивающий непос­ нительный импульс и в зале обычно устанавливает­
редственные интересы слушателей, или рассказать ся тишина. «Обязательно возвещай о том, что скоро
короткую забавную историю (анекдот). Так называе­ закончишь, иначе со слушателями может случиться
мые «освежающие отступлениям звучат неожидан­ удар от неожиданной радости», — писал юморист.
но и потому позволяют слушателям отдохнуть. Бывает, однако, что, стремясь все сказать, ора­
Советуем время от времени переключать внима­ тор так увлекается, что доводит слушателей до изне­
ние слушателей, это мобилизует его, оно как бы полу­ можения или бурного протеста. Тут уж не до заклю­
чает толчок. Переключение внимания происходит, чения, как бы удалиться поприличнее! Некоторые вы­
например, когда оратор умело завершает один воп­ ступающие в т а к и х случаях бодро желают всем
рос и называет следующий. Еще больший эффект дает здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит
показ наглядных пособий, а также предложение что- это банально и гасит впечатление от всего выступле­
то записать, ответить на вопрос, сделать несложное ния. Ведь известно, что последнее впечатление са­
вычисление, сопоставить два мнения — словом, лю­ мое сильное и если заключения нет или оно не связа-
бая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды вни­
мания.
Секреты успешного выступления 109
Глава 6
108

афористичное высказывание, призыв или пожелание.
но с темой выступления — суть выступления усколь­
Завершение лекции для первокурсников академика
зает от слушателей.
А.А. Ухтомского «О знаниях»: «Итак, в добрый час!
Достаточно типично для информационных речей
Огорчения и преграды пусть забываются ради радо­
заключение, в котором подводится итог сказанному.
сти знать, знать все больше и глубже!»
А вот к а к закончила свое выступление на съезде пред­
Подготовить заключение, к а к мы уже говорили,
принимателей директор одной крупной фирмы: «Я
надо заранее, но так к а к ни одно выступление не
думаю, что приведенных мной примеров достаточ­
происходит точно так, к а к предполагалось, ведь ре­
но, и вы, уважаемые члены правительства, поняли,
акцию аудитории в точности предсказать невозмож­
что я хочу сказать: «Для того, чтобы мы были законо­
но, то заключение может отличаться от заготовлен­
послушными, законы должны быть предельно конк­
ного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой,
ретны и не иметь обратной силы». Это пример заклю­
но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше
чения-вывода. Краткое повторение сказанного ис­
отказаться от нее и, быть может, ограничиться вы­
пользуется обычно в обучающих выступлениях.
водами и пожеланием аудитории.
В агитационных речах заключение несет большую
Главное — заключение должно быть непосред­
нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только ос­
ственно связано с главной идеей выступления, быть
мыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное,
естественным, подчеркивать связь оратора с аудито­
чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям.
рией, быть мажорным, оптимистичным по духу.
Поэтому в убеждающих речах в заключении может
Пример неудачного окончания выступления —
еще раз прозвучать основная идея выступления —
неожиданное заявление: «Ну, у меня все!», а также
то, в чем оратор убеждал аудиторию, — но в яркой
извинения за то, что задержал, плохо подготовился,
форме. В речах, побуждающих к действию, заключе­
не знал, кто придет слушать и т.п. Заключение долж­
ние обычно представляет собой постановку конкрет­
но быть подарком слушателям.
ных задач, как в выступлении на Съезде народных
Хорошо воспринимаются выступления, конец ко­
депутатов СССР Д.С. Лихачева: «Должна быть долго­
торых перекликается с началом. Если такое заклю­
срочная программа развития культуры в нашей стра­
чение «ложится» на настроение аудитории, оно вы­
не... Только тогда у нас не будет национальных споров,
зывает эстетическое ощущение высокого искусства
свидетельствующих о низкой культуре, зато будет
слова. Вот к а к закончил упоминавшуюся лекцию о
нормальная экономическая жизнь, понизится пре­
Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «...Если
ступность...»
бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега
В агитационных речах особенно тщательно про-
Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или
думывается к о н ц о в к а — последние слова выступле­
оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную
ния. Оратор старается сформулировать главную идею
в стране далекого севера, в неприглядный вечер се­
своего выступления так кратко и выразительно, чтобы
рого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я
это надолго осталось в памяти, запало в душу, побу­
смею рассчитывать, оставляя аудиторию».
дило к действиям. Концовкой обычно служит яркое
110 Глава 6 Секреты успешного выступления 111

Реакция «В 90-е годы XX века, когда все ру убедить аудиторию в справедливости своей точки
слушателей привыкли с легкостью изменять зрения, различают положительную и негативную ре­
на выступление ходсобытий одним нажатием на акции слушателей.
кнопку дистанционного управления телевизором, ни­ К положительной реакции относятся:
чего не может быть хуже для оратора, чем мелькнув­ 1) одобрение позиции оратора;
шая в голове у слушателя мысль: «Как скучно. Ничего 2) переход на его позицию;
не происходит. Пойду-ка я отсюда». Такой оратор без­ 3) открытое выражение несогласия — конфликт­
надежно устарел!»1 ная реакция, которая тоже желательна, так к а к дает
У слушателей естественны и такие мысли: возможность переубедить слушателя-оппонента.
— Стоило ли мне сюда приходить? Важно различать и негативные реакции. Это про­
— Скажет ли он хоть что-то, чего я не знаю? явление недоброжелательного отношения к оратору
— Интересно, что он вообще за человек? и соглашательская реакция — формальное согласие,
— Искренен ли он или говорит потому, что так когда вас вроде бы и слушают, но ни интереса, ни
надо? протеста не проявляют. В этом случае информация
— А может быть, ему просто выгодно это говорить? усваивается пассивно, а точка зрения самого челове­
— Что думают обо всем этом другие? ка не меняется.
— Стоит ли мне записывать? Существуют способы классификации реакции слу­
— Интересно, что они строчат (или почему они не шателей и по другим основаниям, например: по от­
пишут)? ношению к воспринимаемой информации; по уме­
— А пригодится ли мне это? нию понять смысл сообщения.
— Я действительно его понимаю, или мне это толь­ Наконец, возможно отсутствие всякой реакции
ко кажется? на слова выступающего. Например, из-за состояния
— Сколько еще времени это будет тянуться? здоровья слушателя или потому, что он попал на вы­
— А не вздремнуть ли мне? ступление случайно. Направлять всю силу воздей­
— Кажется, что-то интересное пропустил... Что он ствия на таких слушателей не имеет смысла.
сказал? Об искусстве оратора судят по тому, сумел ли он
— А в общем-то он ничего. «соглашателей» превратить в оппонентов, а оппонен­
— Во дает! Точно... тов — в союзников. Последнее можно сделать, обра­
Эти мысли внимательный оратор читает во взгля­ тившись к слушателям с вопросом, побуждающим их
де и позах слушателей. Язык телодвижений называ­ высказать свое мнение. Иногда для выявления скры­
ют подсказкой для оратора. (О том, к а к его читать, той позиции провоцируют тайного оппонента на спор.
см. главу 9.) В зависимости от того, удалось ли орато­ Конечно, такой прием надо применять осторожно,
113
Секреты успешного выступления
Глава б
112

Разъяснительные вопросы возникают из-за не­
лишь прекрасно владея искусством полемики, имея
точности изложения или непонятливости слушателей.
в запасе убедительные аргументы и будучи уверен­
Дополнительные вопросы выходят за р а м к и
ным в том, что у собеседника спокойный характер.
темы. Они свидетельствуют о том, что у слушателей
В большой аудитории обычно наблюдаются все
виды реакции, так к а к всегда есть вероятность того, появился интерес к проблеме.
что на выступление попал человек, которого эта тема Полемические вопросы обнаруживают несогласие
вообще не интересует. Поэтому, если кто-то открыл с позицией выступающего. Они ценны тем, что по­
книгу, или усиленно что-то пишет, хотя вы ничего, зволяют изменить мнение одной из сторон.
что следовало бы записать, не говорите, или погру­ Наконец, под видом вопросов некоторые слуша­
жен в свои мысли, не удивляйтесь и не корите себя. тели высказывают свою точку зрения по какому-ни­
Выступление можно считать неуспешным, лишь если будь поводу.
значительная часть собравшихся равнодушно молчит Чтобы правильно реагировать на поставленный
или откровенно мешает оратору. Представим себе и вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос
такую ситуацию: подавляющее большинство слуша­ сформулирован неясно, многословно, переформули­
телей согласно кивают. Может быть, им все это хоро­ руйте его и повторите вслух, предварительно уточ­
шо известно? Зачем тогда было выступать?! нив: «Вы хотите узнать...» Если вопрос задан четко,
но тихо, его необходимо повторить для всех.
Уточняющие вопросы всегда приятны.
Ответы Об э ф ф е к т и в н о с т и выступле-
На разъяснительные вопросы отвечать следует
на вопросы ния свидетельствует количество
обязательно. Конечно, недопустимы реплики: «Я же
вопросов и их содержание. Обычно вопросы зада­
об этом говорил!» или, что еще хуже: «Как же вы не
ют после выступления. Но позволительно это делать
поняли!»
и в ходе его.
На дополнительные вопросы ответить желатель­
но. По крайней мере подскажите, где можно найти
Ответы на вопросы могут исправить или
информацию.
испортить впечатление от выступления.
Ответ на полемический вопрос иногда переходит
в дискуссию. Если у оппонента есть единомышлен­
Уяснив вопрос, не спешите отвечать на него, не
ники, дискутируйте в аудитории. В противном слу­
пытайтесь сообщить слушателям все, что вам извест­
чае можно поспорить наедине. Никогда не уходите
но по данному поводу. Нельзя превращать свой от­
от вопросов, которые звучат как своеобразный вы­
вет в дополнительную лекцию! Ответ на вопрос дол­
зов и связаны с желанием проверить позицию орато­
жен быть предельно кратким.
ра. Ответ обязателен! Только сохраняйте выдержку и
Прежде всего определите, почему возник тот или
чувство юмора!
иной вопрос.
Если слушатель воспользовался правом задать воп­
Уточняющие вопросы задают любознательные слуша­
рос для того, чтобы высказаться, нужно, спокойно
тели с целью соотнести имеющиеся знания с новыми.
Секреты успешного выступления
Глава 6 115
114

• Что мне следует делать, чтобы следующее выс­
выслушав его, сказать примерно следующее: «Спаси­
тупление было еще лучше.
бо за ценное дополнение».
Любопытно читать свой дневник через некоторое
Любые вопросы свидетельствуют о том, что выс­
время. Он дышит жизнью! Он учит жить, то есть со­
тупление слушали. А это уже хорошо!
вершенствовать себя.

Вопросы
Анализ Хорошим оратором невозможно
проведенного стать, только лишь освоив тео- 1. Что способствует установлению контакта со слуша­
выступления рию из учебника. телями?
2. Какие компоненты выступления стимулируют внима­
Самообладание, способность к импровизации, уме­
ние слушателей?
ние «читать» состояние слушателей и быстро реаги­
3. От чего зависит выбор конкретного приема мобили­
ровать на него, искусство отвечать на вопросы — все
зации внимания?
это совершенствуется от выступления к выступлению. 4.Почему нежелателен первый вид положительной ре-
И помогает в этом доскональный, по возможнос­ и аудитории?
ти объективный самоанализ каждого выступления. 5. Почему вопрос слушателя рекомендуется повторить?
Его лучше вести в общей тетради, куда следует запи­ 6. Почему предпочтительнее отвечать на вопросы
кратко?
сывать все выступления.
7. Что дает самоанализ выступления?
Схема анализа выступления может быть такой:
• Место и время выступления.
3 адан ия
• Тема.
• Уложился ли в отведенное время. 1. Используйте любую возможность, чтобы рассказать о
прочитанной книге, телепередаче, интересной встрече и т.д.
• Удачное в проведении выступления.
2. Выступите в компании друзей или коллег с интерес­
• Почему я считаю это удачным.
ным сообщением. Следите за реакцией слушателей, управ­
• Недостатки в проведении выступления.
ляйте их вниманием. Какое впечатление, по вашему мне­
• Почему возникли? нию, произвело ваше выступление? Почему? Что следует
• Выводы (соотношение удач и недостатков). учесть в дальнейшем?
• Реакция аудитории; реплики слушателей. Выводы.
• Вопросы.
• Мои ответы.
• Мой ответ, который может мне пригодиться в
дальнейшем.
• Как бы я сейчас ответил на вопрос, с которым
не справился в аудитории.
• Оценка выступления в целом.
• Мое настроение после выступления. А сейчас?
Культура ведения полемики 117

ГЛАВА 7 спор называют п о л е м и к о й (древнегреческое
КУЛЬТУРА polemikos — воинственный, враждебный). К победе
в полемике можно прийти путем убеждения оппонен­
ВЕДЕНИЯ ПОЛЕМИКИ
та. Но нередко к ней стремятся любой ценой, бук­
вально заставляя противника признать свою непра­
Два человека, стремящиеся по-на­
стоящему понять друг друга, долж­ воту. В этом случае идут в ход уловки, запрещенные
ны сначала противоречить друг дру­ приемы. Такой спор, рассчитанный на победу любой
гу: Истина — дочь дискуссии, а не ценой, часто называют э р и с т и к о й .
дочь симпатии.
Искусство спора известно с глубокой древнос­
Г. Башляр
ти. Оно было широко развито в Древнем Китае и
(французский философ XX в.)
Древней Греции. Греческий философ Зенон назы­
В деловом общении нередко возникают ситуации, вал спор с целью убеждения оппонента тактикой

<< Предыдущая

стр. 12
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>