<< Предыдущая

стр. 18
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

п а р т н е р затаил свои сомнения, он м о ж е т п р и н я т ь от­
задавать рано, нужно еще раз поговорить о
рицательное решение по интересующему в а с вопросу.
Если же в о з р а ж е н и я в ы с к а з а н ы , у в а с есть ш а н с их достоинствах в а ш е г о п р е д л о ж е н и я .
нейтрализовать. Когда все вопросы р е ш е н ы , в а ж н о не з а т я г и в а т ь
В ы з а с т а в и т е п а р т н е р а р а з о м к н у т ь с ж а т ы е руки разговор. О н а м е р е н и и п а р т н е р а з а к о н ч и т ь беседу
и т е м с а м ы м добьетесь и з м е н е н и я его с о с т о я н и я , свидетельствует его поза готовности: к и с т и рук на
п р е д л о ж и в дотянуться до какого-нибудь предмета, коленях или д е р ж а т с я за к р а й стула, корпус наклонен
н а п р и м е р документа, р у ч к и . вперед. Если п а р т н е р ы стоят, о н а м е р е н и и уйти гово­
р я т н о с к и ног, н а п р а в л е н н ы е к выходу, и слегка р а з ­
вернутый в ту же сторону корпус. З а м е т и в это, лучше
Если партнер Случается, ч т о п а р т н е р , возра- попрощаться первым, чтобы не к а з а т ь с я назойливым.
говорит не то, ж а я , говорит неправду. При этом
что думает он иногда п р я ч е т р у к и или конт­ Вопросы
ролирует их положение. В ы д а т ь м о ж е т взгляд, уст­
1. Почему важно понимать язык телодвижений? Как
ремленный в сторону и в н и з , и н о г д а — п о ч е с ы в а н и е можно научиться этому?
в е к а или оттягивание в о р о т н и ч к а . 2. Почему язык телодвижений неоднозначен?
Порой человек владеет собой настолько, что говорит 3. Как с помощью соответствующих жестов и позы мож­
но попытаться снять напряженное состояние партнера?
неправду, глядя в а м в глаза. Его выдадут изломанные
4. ЕСЛИ партнер не сообщает о своем решении, но видно,
линии бровей, н а п р я ж е н н ы е уголки губ, н а п р я ж е н н ы й
что он настроен негативно, что можно предпринять, чтобы
взгляд, старательно подобранные слова. Уловив ложь,
изменить его расположение?
рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном
5. Почему предпочтительно угловое расположение парт­
корпуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его:
неров за столом переговоров?
«Повторите, пожалуйста, что вы сказали!» Второй раз
э ф ф е к т н о сказать неправду обычно не удается.
Задания
1. Наблюдайте за позами и жестами людей во время лек­
ции, перед началом спектакля, в зале ожидания на вокзале,
Когда В м о м е н т п р и н я т и я р е ш е н и я не­ на остановке, в транспорте. Сравните свою оценку внут­
принимают к о т о р ы е л ю д и п о ч е с ы в а ю т пере­ реннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего
решение носицу или подбородок, захваты­ товарища. Обсудите отличия.
2. Попробуйте в течение 15 минут посмотреть бразиль­
в а ю т нос в щепоть. В это в р е м я им в а ж н о не м е ш а т ь .
ский (мексиканский) телесериал без звука и попытайтесь
О том, что р е ш е н и е п р и н я т о , н е р е д к о свидетель­
по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.
ствуют руки, сложенные в купол. Если вслед за тем
3. В общении с друзьями приобретайте навыки подра­
следует о т к р ы т ы е ж е с т ы , р е ш е н и е скорее всего по­
жания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за
ложительное, и м о ж н о смело з а д а в а т ь последний воп­ изменением состояния собеседника.
рос, п о д в о д я щ и й итог разговору. Если же последуют 4. Попробуйте определить настроение близкого вам
н е г а т и в н ы е ж е с т ы , п о в о р а ч и в а н и е л и ц а в сторону, человека, приняв его позу.
Имидж делового человека 169

ГЛАВА 10 Представление о деловом человеке складывается
имидж Из внешнего впечатления, которое он производит, и
оценки его деловых качеств.
ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
_
Кто допускает мысли, что он сам —
Внешнее На впечатление, которое произ-
червяк, не должен жаловаться, ког­
впечатление водит человек, влияют:
да на него наступают.
1) его внешний вид;
Э.Хаббард
2) окружающие человека люди и вещи;
(американский писатель
3) речь;
и издатель)
4) манеры.
В н е ш н и й в и д делового человека имеет
Английское слово «имиджи (image) означает «образ».
Каждый человек вызывает у других определенное немаловажное значение. «Ваш внешний облик — это
представление о себе, то есть образ, который можно символ, который без слов говорит окружающим о том,
на какой ступени общественной лестницы вы стоите,
назвать индивидуальным имиджем. Но имидж — и
к какому предполагаемому кругу профессий принад­
социальное явление. В любом обществе всегда сущест­
лежите, к а к о в в а ш характер, темперамент, в а ш и
вует совокупность представлений о том, как должен
финансовые возможности, ваш вкус, иногда даже,
выглядеть и вести себя человек определенного соци­
каково ваше семейное положение и многое другое».
ального статуса или профессии — учитель, бизнесмен,
Оттого, какое впечатление мы производим, в значи­
директор, политик и т.д. В таких случаях речь идет о
тельной мере зависит отношение к нам.
социальном и профессиональном имидже. Мы гово­
рим: «Это работает на ваш имидж», «Подумайте о сво­ Как показали исследования, наиболее благопри­
ем имидже» и даже «Вам надо изменить имидж» — в ятное впечатление производят люди среднего или
том случае, если впечатление о человеке не соответ­ выше среднего роста, спортивного телосложения.
ствует ожидаемому от его профессии или положения Слишком полные в нашей стране воспринимаются
лучше, чем чрезмерно худые: они кажутся более на­
в обществе.
дежными партнерами. У делового человека, который
Хорошие актеры и политики тщательно продумы­
производит хорошее впечатление, прямая осанка,
вают свой имидж. Ведь от того, импонирует ли он
уверенная, свободная походка.
публике, зависит их популярность.
Цвета классической деловой одежды имеют опре­
Одно из слагаемых успеха в деловом общении —
деленную гамму: все оттенки коричневого, бежево­
верно найденный свой имидж. Исходить при его фор­
го, серого цвета, темно-синий или светло-синий, бе­
м и р о в а н и и следует из тех т р е б о в а н и й , которые
лый, в исключительных случаях — черный цвет.
предъявляются человеку делового мира, и ориенти­
роваться на свою индивидуальность.
171
Глава 10 Имидж делового человека
170

Рекомендуемое цветовое сочетание Установлено, что цвет одежды, форма линий (пря­
элементов мужской одежды мые, жёсткие, волнистые, диагональные и т.д.) и даже
Носки
Костюм Галстук Ботинки
Сорочка
фактура тканей оказывают подсознательное влияние
в тон
серый белая, черные
любого на эмоциональную оценку внешнего облика. Имеет
галстуку
голубая, цвета
значение и сочетание цветов в одежде. Мужчинам
розовая,
можно посочувствовать: сорочка, галстук, костюм,
цвета
слоновой носки... Не будучи визуалом, трудно обойтись без со­
кости
вета в этом вопросе.
черные
темно- белая, красно- черные
Для деловой одежды рекомендуется прямой силуэт.
серый светло- черный
Чем больше силуэт отличается от прямого (расширяю­
розовая,
слоновой щийся, колоколообразный), тем ниже для окружаю­
кости
щих социальный статус владельца костюма.
темно- белая, серо- черные, серые,
В костюме делового человека предполагаются оп­
голубой слоновой темно- бордо .
красно-
рятность, хорошее качество материала и исполнения,
коричневые
кости бордовый
соответствие деловому стилю, основные черты кото­
темно- белая бело- черные темно-
рого — строгость, удобство, практичность.
синий красно- голубые,
голубой темно- Прическа должна быть не только аккуратной, но
бордовые
и красивой, свидетельствовать об интересе ее вла­
темно- слоновой красно- коричневые коричневые
дельца к своей внешности.
зеленый кости зелено-
Деловые люди ходят в удобной обуви, женщины —
коричневый
на каблуках средней высоты.
светло-
светло- светло-
песочный темно-
голубой голубой коричневые голубые Макияж подчеркивает достоинства внешности и
светло- белая, зеленый, кофейные, бордо при этом не бросается в глаза.
коричне­ красно-
розовая, бордовый,
Модная дешевая бижутерия в деловом мире не­
вый коричневые
табачная красно-
приемлема. Предпочтительны скромные украшения
черный
из драгоценных металлов. Кольцо — с небольшим кам­
темно- белая, коричневые кофейные,
зелено-
нем, не отвлекающим внимание.
коричне­ бежевая, коричневый, бордо
вый светло- красно- Окружающие человека люди и вещи
розовая черный
не случайны, и их выбор порой больше, чем сам
белая дымчатые,
черный серебрис­ черные
человек, говорит о его ж и з н е н н ы х с и м п а т и я х ,
черные,
то-серый,
установках, отношении к людям и к себе.
темно-
красно-
фиолетовые Если вы хотите произвести впечатление солид­
черный
ного, уважающего себя человека, ваши визитка, зонт,
портфель, записная книжка, ручка должны быть от-
173
Имидж делового человека
172 Глава 10

• эротический;
личного качества. Предметы, которые окружают че­
• спортивно-непринужденный;
ловека, являются как бы его продолжением и слагае­
мыми имиджа. Для хозяина кабинета эго-протяжен- • загадочный;
ными будут и его кресло, и стол, и вся обстановка. • пассивно-женственный.
Впечатление, которое вы произведете на людей, за­ Зная особенности своего характера и темперамен­
висит от дизайна офиса, где работаете, и здания, где та, можно найти именно тот стиль, который наилуч­
находится офис, и даже района города, в котором шим образом выразит вашу индивидуальность.
находится это здание. Например, «Если
Р е ч ь делового человека производит благопри­ — вас отличает индивидуализм и независимость,
ятное впечатление, если он не только умеет ясно и — вам нравится ощущать свою обособленность,
последовательно выражать свои мысли, не испыты­
— в поведении вы можете проявлять смелость и
вает затруднений в выборе слов, но и произносит
наступательность, а иногда и агрессивность,
слова правильно, достаточно громко и отчетливо, с
—друзья считают вас незаурядной личностью, в та­
естественной интонацией, имеет голос приятного
ком случае стиль, который наиболее полно выразит вашу
тембра и высоты: низкий тенор или баритон — у муж­
индивидуальность, называется Экстравагантным.
чин, меццо-сопрано или альт — у женщин.
Экстравагантный имидж встречается не так уж
М а н е р ы делового человека — это манеры чело­
часто. Большинству людей свойственен конформизм,
века воспитанного, естественно следующего прави-
стремление быть "как все".
лам.культуры поведения и делового этикета. Импони­
Носитель экстравагантного стиля может быть аб­
рует уверенность без самоуверенности и развязности.
солютно уверен: незамеченным он не останется. Впро­
Суетливость и нервозность противопоказаны.
чем, именно к этому он и стремится — заявить о себе!
Человек производит благоприятное впечатление, вы­
Приемы создания экстравагантного стиля:
глядит гармонично и естественно, если его манера по­
ведения, отражающая, как известно, характер, темпе­ — выражайте вашу личность с помощью смелых
рамент, воспитание, соответствует его манере одеваться цветосочетаний, активно используйте контраст, не­
и всему внешнему облику. В этом случае говорят об шаблонные фактуры и орнамент тканей (разумеет­
определенном стиле, характеризующем человека. ся, в рамках вкуса и элегантности),
Сопоставив предпочтения женщин в одежде с — используйте в вашей одежде и прическе энер­
особенностями их характера, темперамента, поведе­ гичные, динамичные, неожиданные линии (диаго­
ния, И. Криксунова в книге «Создай свой имидж» нальные, волнистые, спиральные и т.п.)...»
обобщила свои наблюдения, выделив семь наиболее Не все названные женские стили равно приемле­
распространенных стилей, каждый из которых по-
мы в деловом общении. Например, носители экстрава­
своему привлекателен:
гантного и эротического стилей могут восприниматься
• консервативный;
• классический;
• экстравагантный;
174 175
Глава 10 Имидж делового человека

как люди несерьезные, не заслуживающие доверия. Деловые Основные положительные каче-
Классический и консервативный стили более уместны качества ства делового человека — чест­
в системе деловых отношений. Как же быть облада­ ность, порядочность, компетентность, организован­
тельницам других стилей? Выбирать область деятель­ ность, обязательность (верность слову, пунктуальность),
ности, наиболее соответствующую не только способ­ самообладание, предприимчивость, ответственность,
ностям и образованию, но и характеру, темпераменту, широта и быстрота мышления, воспитанность, комму­
манере поведения. Мир деловых отношений разнооб­ никабельность, доброжелательность, интеллигентность.
разен. При желании в нем можно найти себе место, Все они одинаково важны и значимы.
не насилуя свою природу и соответствуя при этом Конечно, трудно представить человека, который
оптимальному для данной профессии имиджу. обладал бы всеми этими качествами. Но необходимо
Вот что требуется, к примеру, от секретаря-рефе­ стремиться к тому, чтобы наш имидж был привлека­
рента: «Обладание следующими качествами: четкость, тельным, способствовал успеху в деловом мире.
организованность, ответственность, аккуратность —
Прислушаемся к советам специалистов:
с одной стороны, и исполнительность, мягкость, ус­
• Выполняйте обещание в срок. Если не смогли
лужливость — с другой. Наилучший стиль — Класси­
выполнить — не оправдывайтесь, а определите но­
ческий, Консервативный с введением некоторых эле­
вый срок и сдержите слово, пусть с некоторым опоз­

<< Предыдущая

стр. 18
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>