<< Предыдущая

стр. 19
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ментов Пассивно-Женственного стиля.
данием.
Нежелательно применение ярких оттенков теплой
• Помните, что ничто т а к не компрометирует
гаммы (красный, оранжевый) в одежде. Так же не­
бизнесмена, как его растерянность.
желательно подчеркивание эротических моментов
• Отклоняйте ненужные предложения, но тактич­
внешнего облика (чрезмерно короткая юбка, смелые
но и вежливо.
вырезы, разрезы и пр.), т а к к а к они ставят под со­
• Умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
мнение приоритет ваших деловых качеств. Подчер­
• Занимайтесь только теми вопросами, в реше­
кивайте вашу женственность скорее в мягком, пас­
нии которых ваше участие обязательно.
сивном ключе, нежели в эротическом. Не стоит вно­
• Никогда не забывайте, что ваше мнение и пози­
сить элемент соперничества, не надо забывать, что
ция — не единственные, есть и другие мнения и
ваша профессия имеет элемент подчиненности...)»
позиции, отнюдь не худшие.
Естественно, профессия бухгалтера или менедже­
• Будьте терпимы к недостаткам других людей,
ра предъявляет совсем другие требования. И, конеч­
если эти недостатки не мешают вашему бизнесу.
но, среди читателей есть те, кому ближе всего имидж
• Не оставляйте без тщательного анализа ни один
руководителя!..
случай неудачи, сбоя или промаха.
Какой Я? Чего я хочу? Что могу? Каким меня хо­
Трудно производить впечатление доброжелатель­
тят видеть другие? На эти вопросы приходится отве­
ного, уверенного в себе человека и не быть таковым
чать каждому, кто хочет добиться успеха в жизни.
на самом деле. Совершенствование имиджа означа­
ет прежде всего совершенствование себя. Дисгармо-
177
Имидж делового человека
176 Глава 10

ния между внутренним и внешним всегда ощущает­ нас качеству (например, эрудиции или умению дер­
ся и вызывает неприятное впечатление фальши. Гар­ жаться, внешнему виду и т.п.), кажется превосходя­
мония же, наоборот, располагает к человеку, вызыва­ щим нас по всем остальным качествам.
ет доверие к нему. В результате действия ф а к т о р а преимущества
М.Шуман-Велиховская в книге «Быть женщиной» партнеру приписываются несуществующие достоин­
цитирует американского специалиста по пластичес­ ства, и наоборот, если партнер уступает нам в чем-
кой хирургии Максвелла Мальти, который считает, то, мы даем ему заниженную оценку в целом.
что его п а ц и е н т а м кроме операции на внешних Свободная манера поведения человека говорит о
тканях пригодились бы некоторые психологические его более высоком социальном положении, о дейст­
процедуры. вительных или воображаемых достоинствах. «Пре­
Чтобы найти свой имидж в деловом мире, нужно восходство» в манере поведения мы ощущаем, если че­
обладать развитым вкусом и желанием быть прият­ ловек ведет себя независимо при различных об­
ным и полезным людям. Нельзя не согласиться со сло­ стоятельствах, то есть партнер не замечает свидетелей
вами японского профессора Г.Осавы, обращенными разговора, игнорирует неписаные нормы поведения,
ко всем нам: «Ваша манера держать себя, ваш голос, заняв, например, определённую позу, и т.п. Конечно,
поведение должны вызывать благодарность тех, кто в каком-то конкретном случае это может означать не
вас окружает». только уверенность в себе, более высокий статус, но и
невоспитанность, высокомерие или развязность.
Действие фактора привлекательности — че­
Как сделать От первой встречи с партнером ловек, который кажется нам привлекательным, вызы­
благоприятным зависит судьба дальнейших от- вает наше расположение и доверие. Мы склонны счи­
первое ношений с н и м . Поэтому т а к тать привлекательными людей с приветливым выра­
впечатление важно произвести хорошее впе- жением лица, тех, кто в манере одеваться, причесы­
о себе
ваться, вести себя умело подчеркивают свою индиви­
чатление. Следует учесть, что
дуальность, больше ориентируясь на свою фигуру и
при первой встрече партнер может воспринимать вас
стиль, чем на моду. Положительно оцениваются также
под впечатлением определённой установки (если он
усилия, затраченные на создание своего образа: ухо­
получил предварительную информацию о вас или
женные волосы, оригинальные детали костюма и т.п.
о вашей организации) и тех стереотипов, которые есть
Заботу о своей внешности называют скрытым ком­
у него. Кроме того, психологи установили, что при
плиментом окружающим. Привлекательна простая,
первом знакомстве с человеком возникает «эффект
непринуждённая манера поведения.
ореола», обусловленный действием ряда факторов. Их
Красивые черты лица ещё не делают человека при­
надо учитывать и умело использовать, чтобы создать
влекательным. Бальзак писал: «Милая женщина — наи­
о себе благоприятное впечатление.
более опасная конкурентка красивой». Обаятельный
Действие фактора преимущества — человек,
человек всегда привлекателен. В чем же секрет оба-
который превосходит нас по какому-то важному для
179
Имидж делового человека
Глава 10
178

н и я ? Что делает людей п р и я т н ы м и в о б щ е н и и ? Об
этом следует подумать.
Д е й с т в и е фактора отношения к нам — чело- запахом, формой, движением, растением, животным, пред­
век, к о т о р ы й доброжелательно к н а м относится, ка- метом. Какого литературного или киногероя вы ему напо­
ж е т с я н а м х о р о ш и м и в ы з ы в а е т у н а с ж е л а н и е пойти минаете?
ему навстречу. 2. Следующая группа вопросов позволит вам получить
представление о том, каким человеком вы кажетесь окру­
Доброжелательность п р о я в л я е т с я в том, что парт­
жающим (по книге Я.А. Лупьяна «Барьеры общения, конф­
н е р не з а м е ч а е т н а ш и х мелких п р о м а х о в в общении,
ликты, стресс»):
приветливо смотрит и улыбается, часто обращается
а) Часто ли к вам обращаются на улице с вопросами?
к н а м по и м е н и , п р и д в и г а е т с я на более близкое рас­
б) Часто ли вас обсчитывают?
стояние или и с п ы т ы в а е т ж е л а н и е это сделать, разго­ в) Часто ли к вам обращаются с сомнительными предло­
в а р и в а е т обходительно и учтиво. Ж е с т ы у собеседни­ жениями?
ка открытые, атмосфера общения комфортная, в бе­ г) Как к вам относятся: дети; неуверенные в себе люди;
седе звучат скрытые комплименты («поглаживания»). старшие?
д) Как к вам относятся в коллективе: снисходительно,
Именно т а к в о с п р и н и м а ю т с я р е п л и к и т и п а : «Вы пра­
на равных, с уважением, с завистью, с подобострастием, с
вильно заметили» или «Вы п р а в и л ь н о сказали», «А я и
любовью, со страхом, не замечают? Подумайте, что это оз­
не знал» и д а ж е «Как у в а с здесь красиво».
начает, чем вызвано такое отношение к вам?
«Светлый ореол», в о з н и к ш и й вокруг п а р т н е р а в
результате первого впечатления, способствует уста­
новлению деловых о т н о ш е н и й .

Вопросы
1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки:
«По одежде встречают, по уму провожают»?
2. Что конкретно может стоять за выражением: «Умеет
пыль в глаза пустить»?
3. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствую­
щий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами?

3 ад а н ия
1. Попросите друга ответить на вопросы об особеннос­
тях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, из­
любленных поз, жестикуляции, звучания голоса, выраже­
ния лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать,
вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом,
Баръеры в общении и их преодоление 181


ГЛАВА 11 Лучше с самого начала выяснить намерения друг
Друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ
не удастся, совместная работа обречена на неудачу.
И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Отдельного разговора заслуживает ситуация зак­
лючения сделки или делового соглашения, в которой
Есть люди свирепого нрава: всюду ви­
дят преступления, и не в пылу страс- каждый партнер преследует свои цели вступления в
ти, а по природной склонности... Наив­ контакт. Чтобы никто из партнеров не чувствовал себя
ность, напротив, все извиняет — и не
«обиженным» после заключения договора, нужно най­
по умыслу, а по недомыслию.
ти решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Б.Грасиан (испанский философ
Такое решение находят путём переговоров. Рассмот­
и писатель XVII в.)
рение этого вопроса выходит за рамки данного посо­
В деловое общение в отличие от дружеского всту­ бия (см. рекомендуемую литературу в конце книги).
пают по необходимости. При этом контакт с одними Э т и ч е с к и й б а р ь е р возникает тогда, когда
деловыми партнёрами проходит легко, с иными же взаимодействию с партнером мешает нравственная
лишь интересы дела заставляют продолжать отноше­ позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компро­
ния. Ощущение дискомфорта, барьеров общения не
мисс, каждый решает сам. Но вот пытаться пере­
способствует плодотворным деловым контактам и
воспитывать или стыдить партнёра не рекомендуется.
может привести к конфликтам.
Б а р ь е р с т и л е й о б щ е н и я . Как известно,
Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно
у каждого человека свой стиль общения. Он зависит
научиться предупреждать возникновение барьеров
от темперамента человека, его характера, мировоз­
общения, а если уж они возникли, успешно преодо­
зрения. Стиль общения формируется под влиянием
левать их.
воспитания, окружения, профессии.
Рассмотрим основные препятствия на пути к пло­
Содержание стиля общения составляют:
дотворному общению.
— преобладающий мотив общения (взаимодейст­
вие, самоутверждение, эмоциональная поддержка и т.п.);
— отношение к другим людям (мягкость, добро­
Барьеры М о т и в а ц и о н н ы йбарьер желательность, терпимость или жестокость, рациона­
взаимодействия возникает, если у партнёров раз­ лизм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);
ные мотивы вступления в контакт, например: один — отношение к себе (самолюбование, признание
заинтересован в развитии общего дела, а другого ин­ своих недостатков, отстаивание «чести мундира»,
тересует только немедленная прибыль, то есть каж­ навязывание своего мнения и т.п.);
дый из партнёров преследует цели, идущие вразрез с — характер воздействия на людей (давление, при­
намерениями другой стороны, и не говорит об этом нуждение, манипуляция, сотрудничество, личный
открыто. пример, невмешательство и т.п.).
18.3
Глава 11
182

манипулятивный — в общении используются
Внешнее проявление стиля — это манера поведе­
средства воздействия, давления и принуждения парт-
ния и особенности речи, интенсивность и сам харак­
нера в своих целях;
тер общения человека.
миссионерский — партнер стремится сохранить
Если человек ориентирован на дело, он старается
дистанцию в общении, соблюдает невмешательство
не терять зря времени, собран, организован, ценит в
в дела и суждения собеседника, воздействует личным
людях деловые качества. О таком говорят — деловой
примером.
человек, у него деловой стиль. При этом в деловом об­
щении можно выделить партнерский и непартнерский В зависимости от потребности в общении и ее
стили общения1. Первый является подлинно деловым, а внешнего проявления нетрудно различить стиль об­
второй затрудняет и делает неэффективным деловое об­ щ е н и я экстраверта и интроверта.
щение. Различаются они главным образом умением и Экстраверсия— это направленность деятельно­
желанием учитывать позиции, мнения, оценки партнера. сти сознания и психики на внешний мир, интровер-
Партнерский стиль общения означает высокую сия—внутрь индивида. Экстраверты — очень общи­
степень сотрудничества в выработке общей позиции тельные люди. Они с удовольствием рассказывают о
по обсуждаемому вопросу. Партнера выслушивают, себе и расспрашивают, охотно смеются, но могут быть
не перебивая, не оценивают его поступки поспешно, несдержанны. Интроверты, наоборот, сдержанны и
стараются понять и быть понятым другими, не на­ спокойны, мало смеются, замкнуты, тяготеют к уеди­
вязывают советы и не просят их, а ищут решение нению. Экстраверсия и интроверсия могут быть вы­
проблемы вместе с партнером. ражены у конкретного человека в большей или мень­
При непартнерском стиле общения человек невни­ шей степени.
мательно слушает или позволяет не слушать себя, иг­ Стиль общения одного человека, выражая его внут­
норирует точку зрения собеседника или безоговорочно реннюю сущность, может быть плохо совместим со
принимает ее, навязывает свое решение проблемы стилем общения другого. Если человек, привыкший
или просит совета, побуждает партнера к немедлен­ к партнерскому стилю общения, сталкивается с не-
ным действиям или необдуманно поступает сам, сло­ партнерским, он при желании и определенных на­
вом, сотрудничества нет. выках может добиться взаимодействия (этот вопрос
По степени и характеру вмешательства в деятель­ подробно рассматривается в главе 14). Но если стал­
ность и поведение другого человека можно выделить киваются люди с непартнерским стилем общения —
следующие стили общения: о сотрудничестве говорить не приходится. Это будут
альтруистический — человек стремится делать отношения по типу господство-подчинение или кон­
приятное людям, помогает им в осуществлении их фликт.
целей;
Печален может быть и результат встреч альтруис­
та с манипулятором. Часто именно альтруисты ста­
новятся «жертвами» последних. Интересно, что ма­
нипуляторы терпеть не могут альтруистов: им трудно
185
Глава 1 I
184


поверить, что человек делает все бескорыстно, и они
считают таких людей еще более хитрыми, чем они вас об этом, ощущает ли потребность в вашей помо­
сами. (О том, как противостоять манипуляциям, см. щи или вы сами решили, что именно ему нужно сей­
главу 13.) час? И потом, не предлагаете ли вы голодному рыбу
Обычному человеку экстраверт кажется шумным, вместо того, чтобы научить её ловить?
несдержанным, назойливо откровенным, а молчали- Будем помнить о том, что умение общаться — это
вый интроверт — высокомерным или запуганным. У умение жить. И если мы хотим жить в согласии с
него может сложиться впечатление, что первый его собой и другими, нужно совершенствовать свой стиль
не уважает, а второй — не любит или боится. общения и помогать в этом тем, кто нуждается.
Как же сделать так, чтобы стиль общения партне-
Влияние Как уже отмечалось, существен-
ра не стал препятствием в общении с ним? Следует
типов личности ной характеристикой стиля об-
осознать, что стиль поведения человека — это прояв-
на отношения щения является отношение к лю-
ление его глубинных сущностных характеристик; и партнеров дям, которое отражает опреде­
каково бы ни было наше отношение, его следует при­
ленные психологические потребности и, следователь­
нять, если это не мешает делу. Экспрессивного экст­
но, разные установки к общению.
раверта легче будет перенести, если смотреть на него
Можно выделить следующие позиции личности по
как на талантливого актера, который вас развлека­
Отношению к партнеру.
ет; а молчаливому интроверту можно быть благодар­
Податливый тип — характеризуется высокой
ным за то, что он сберегает свою и вашу энергию, а

<< Предыдущая

стр. 19
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>