<< Предыдущая

стр. 23
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

общение вступают ради самого процесса общения. шению личности человека, основные душевные силы
Оно происходит на игровом и духовном уровнях. которого н а п р а в л е н ы на управление другими. А
Механизм восприятия партнера—эмпатия: вчувство- объекту манипулирования его положение невыносимо
вание, сопереживание. Отношение к партнеру — как из-за чувства подавления личности, роли игрушки в
к индивидуальности, неповторимой личности. Такое чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.
общение часто называют дружеским. В таких кон­ Причины манипулирования по мнению Шостро-
тактах ваше положение в обществе не имеет никако­ ма — в слабости человеческой натуры:
го значения, вы представляете сами себя. Манера 1. Не в силах положиться на себя, лучше сделать
поведения — естественная, способ ведения беседы ответственным за все другого, которым можно уп­
зависит от ситуации. Возникающие разногласия дру­ равлять и которого можно контролировать. Людей,
зья стремятся устранить в дискуссиях, которые иног­
да могут быть весьма горячими, но их отличает ува­
жение к собеседнику и его мнению.
215
214

преуспевающих в этом, можно назвать активными
манипуляторами.
2. Если не хватает сил справиться с жизненными страстишку — победа над своевольной натурой тогда
трудностями, удобно занять пассивную позицию: «Де- обеспечена». Заветные желания человека могут быть
лайте со мной, что хотите!» (пассивный манипулятор) вполне естественными: ж а ж д а одобрения, поддерж-
3. Взгляд на жизнь к а к на постоянную цепочку ки или утешения. Угадав их, манипулятор ведет себя
сражений и на людей к а к на соперников и врагов
так, к а к вам бы того хотелось, то есть он навязывает
порождает соревнующегося манипулятора, который
вам ту роль, которая в глубине души вам весьма мила,
действует то активным, то пассивным методами.
например, Благородного Человека, Бескорыстного
4. Желая и не находя любви окружающих, можно
Сотрудника, Мудрого Руководителя, Лихого Предпри-
попытаться добиться власти над ними силой хитрого
нимателя, Обольстительной Женщины, Незаменимо-
ума (активные манипуляторы).
го Работника, Всеми Обожаемого и т.п. Некоторым
5. Некоторые люди настолько боятся заслужить
предлагаемая роль т а к нравится, что они долго не
чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пас-
понимают, что исполняют ее по сценарию хитреца.
сивные манипуляторы).
Если вы почувствовали какую-то неискренность,
Итак, основная линия поведения активных ма­
едвa уловимую фальшь в отношении к вам весьма
нипуляторов — главенство и власть во что бы то ни
милого человека, подумайте, не манипулятор ли пе­
стало. Стратегия поведения пассивных манипуля­
р е д вами, нет ли у него причин для такого поведе­
торов — приспособленчество, угодничество. Цель де­
н и я , и проявите сдержанность в отношениях с ним,
ятельности соревнующихся манипуляторов — выиг­
будьте настороже.
рать любой ценой, несмотря ни на что.
Если всё же ваше поведение дало повод «забросить
З н а н и е основных причин манипулирования и
удочку», попробуйте применить один из способов
стратегической линии поведения манипуляторов по­
зволяет не только распознать их среди окружающих, защиты от манипуляций.
но и предвидеть их поступки и, следовательно, избе­ 1. Отказ от предлагаемой роли: «Я не т а к беско­
жать участи их жертв. рыстен, к а к вы думаете», «Простите, я дал повод?»,
Как же происходит манипуляция? В партнере на­ «Вероятно, я не тот, за кого вы меня приняли» и т.п.
ходят уязвимое место, струну, на которой можно сыг­ 2. Манипуляцию можно просто не заметить. Мол­
рать. Сильный человек не поддастся искушению, а ча проигнорировать провоцирующее высказывание,
слабый и наивный может пойти на поводу. а в случае настойчивости партнера наивно спросить:
Есть люди, которые с удовольствием следуют сове­ «Вы это о чем?»
ту испанского философа XVII века Б. Грасиана: «К 3. Снизить значимость того, на что вас толкает
каждому подбирать отмычку. В этом искусство уп­ манипулятор. Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
равлять людьми... надо застать натуру врасплох, на­
4. Принять условия игры, а затем перехитрить са­
щупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую
мого манипулятора, переиграть его так, чтобы при­
вести в замешательство и заставить прекратить не­
достойную игру.
216

ГЛАВА 14
5. «Чего вы, собственно, хотите?» Т а к и м резким
вопросом молжно п р е р в а т ь долгие подходы обходи
ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ,
тельного и настойчивого просителя.
ВЕДУЩИЕ К УСПЕХУ
6. Прием «заезженная пластинка» применяется к
клиентам, которые не стесняются с обворожительной
Кто действительно хорошо знает
улыбкой с н о в а и снова п р о с и т ь о том, что вы в сил\ людей, тот ни на кого не будет окон­
своего служебного положения в ы п о л н и т ь не можете чательно полагаться, но и ни от кого
или не хотите. Следует упорно повторять: «Я в а с по не станет отказываться.
н и м а ю , но ничего не могу сделать». И.Этвеш
(венгерский писатель XIX в.)
Человек, владеющий культурой общения, способен
перевести отношения, н а ч а в ш и е с я н а манипулятив
ном уровне, на ролевой, деловой или конвенциональ Между п а р т н е р а м и по общению всегда есть незри-
н ы й . Сильный духом человек, к а к правило, объектом мая, однако хорошо ощутимая д и с т а н ц и я . Это к а к
длительного м а н и п у л и р о в а н и я не становится. бы расположение п а р т н е р о в по вертикальной оси в
п р о с т р а н с т в е о б щ е н и я . П а р т н е р , к о т о р ы й «давит»,
Вопросы р а с п о л а г а е т с я на ней в ы ш е , а п а р т н е р ы , ведущие
1. Что можно сказать о характере и культурном уровне разговор «на равных», — на одном уровне. Если к а ж ­
людей, которые преимущественно общаются на уровне: д ы й и з п а р т н е р о в с т р е м и т с я о к а з а т ь с я «Повыше»,
а) примитивном; происходит конфликт. Такие позиции в общении вид-
б) манипулятивном;
н ы й теоретик т е а т р а П.М.Ершов назвал «пристройкой
в) деловом;
сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой р я д о м » .
г) конвенциональном?
Понять, какую позицию в общении следует занять,
2. Каждый ли человек способен к духовному общению? •




3. Как знание особенностей поведения в различных ти­ чтобы в разговоре н и к т о не лидировал и вопрос ре­
повых ситуациях общения может способствовать успешной шался конструктивно, помогает т р а н с а к т н ы й анализ
карьере?
ситуации общения, разработанный американским
4. В каких случаях манипуляция бывает необходима?
психологом Э. Б е р н о м .
5. По каким признакам можно распознать манипулятора?

Задания Понятие Э. Б е р н заметил, что к а ж д ы й че-
1. Проанализируйте, на каком уровне происходит ваше об эго-состояниях ловек в различных ситуациях ве­
общение с друзьями, родными, знакомыми, преподавателями. д е т себя по-разному, к а к бы исполняет р а з н ы е пси­
2. Вспомните примеры манипуляций, с которыми, воз­ хологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка),
можно, вам пришлось столкнуться раньше или встретиться
сейчас. Удалось ли вам избежать участи жертвы манипули­
рования? Если да, то как? Если нет, то что вы предполага­
ете предпринять сейчас?
219
Позиции в общении, ведущие к успеху
218 Глава 14

B каждое из этих состояний мы входим обычно не
которые соответствуют его разным внутренним Я, или
по своему желанию, а под воздействием ситуации,
эго-состояниям.
той социальной роли, которую исполняем. Например,
В состоянии Родителя мы думаем, чувствуем, го-
молодая учительница с первоклассниками находится
ворим и действуем так, к а к это делали наши родите-
в психологическом состоянии Родителя, в магазине —
ли или авторитетные для нас в детстве люди: совету-
Взрослого, а дома с родителями — Ребенка. И это
ем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, забо-
именно то, что нужно окружающим.
тимся...
Болыыинство людей незаметно для себя меняют пси­
В состояний Взрослого мы трезво оцениваем ре-
хологические состояния. Некоторые, однако, не могут
альность, анализируем информацию: размышляем,
или не хотят «переключаться». Есть начальники и учи-
сопоставляем, решаем, советуемся...
теля, которые доставляют хлопоты медицинскому пер-
В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, го­
соналу больниц своей психологической позицией Роди-
ворим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем,
теля. Психологические позиции Родителя и Ребенка в
жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся...
деловом общении приводят к непартнерскому стилю
Все три роли личности ей необходимы. Для того
общения (см. главу 11), что затрудняет решение деловых
чтобы наша жизнь была полноценной, в нужный мо­
вопросов.
мент должен проявляться тот или другой.
«Ребенок — это источник интуиции, творчества,
В деловом общении очень важно уметь рас­
спонтанных побуждений и радости.
познать психологическую позицию партнера и
Состояние Взрослый необходимо для жизни. Че­
занять такую, которая обеспечит конструк­
ловек перерабатывает информацию и вычисляет ве­
тивное решение вопроса.
роятности, которые нужно знать, чтобы эффективно
взаимодействовать с окружающим миром. Чтобы верно определить эго-состояние другого че­
...благодаря Родителю многие наши реакции дав­ ловека, надо учиться улавливать оттенки отношений.
но стали автоматическими, что позволяет сберечь К примеру, внешние проявления состояния Родителя-
массу времени и энергии. Люди многое делают пото­ критика и Ребенка-бунтаря порой похожи. Но в аг­
му, что "так принято делать". Это освобождает Взрос­ рессивности первого чувствуется спокойное превос­
лого от необходимости принимать множество триви­ ходство, а в агрессивности второго — беспомощность.
альных решений, благодаря чему человек может по­ Полезно научиться различать собственные эго-со-
святить себя решению более в а ж н ы х жизненных стояния, а также в конфликтной ситуации попробо­
проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмот­ вать переключиться с одного состояния на другое.
рение Родителя». В нижеприведенной таблице, составленной на ос­
нове исследований Э. Берна, представлены наиболее
типичные психологические позиции и их внешнее
проявление.
221
Глава 14
220
223
Позиции в общении, ведущие к успеху
222

А. Сколько можно вам повто­
Типы Люди в с т у п а ю т в общение к а ж -
рять?
трансактов д ы й в своем эго-состоянии. То,
Б. Повторите, пожалуйста, еще
что п р и этом происходит, Э. Б е р н н а з в а л т р а н с а к ц и раз.
ей (иначе — трансактом). Трансакт состоит из стимула А. Последний раз!
Б. Обещаю вам!
и р е а к ц и и между д в у м я эго-состояниями (рис. 13).
Р е а к ц и я , к а к правило, соответствует стимулу («Как
аукнется, т а к и откликнется»).

Рис. 14 б. Дополнительные трансакты

K конфликту подобное р е ш е н и е не приводит. Но
к р е ш е н и ю вопросов тоже.

2. Перекрестные трансакты. Р е а к ц и я парт-
Рис. 13. Схема трансакта нера исходит не из того состояния, на которое был
н а п р а в л е н стимул. В к о м м у н и к а ц и и участвуют 4 эго-
Т р а н с а к т ы могут быть (по результатам) бесплодны- состояния. Услышав ответ из н е о ж и д а н н о й позиции,
ми, к о н ф л и к т н ы м и и к о н с т р у к т и в н ы м и . Рассмотрим с о б е с е д н и к т е р я е т с я , р а з г о в о р в р е м е н н о или пол-
типы трансактов. ностью п р е к р а щ а е т с я (рис. 15 а—г).
1. Дополнительные, или параллельные, транс­
акты. В н и х участвуют только д в а эго-состояния
(рис. 14 а,б).
А. Что творится у нас в
транспорте!
Б. И не говорите. Пусть, кто
может, идет пешком.
А. Что будем делать, автобуса
все нет.
Б. Позвоним, что можем
опоздать. Начальник—Секретарше: «Кто
Жена — Мужу: «Ты не знаешь,
А. Может, не пойдем на первую это звонил нам в шесть часов?»
где наш кипятильник?»
Секретарша: «Неужели вы ду­
пару? Муж — Жене: «За такими ве­
маете, что я могу все пом­
Б. А если проверка? щами, кажется, ты должна
нить?»
следить сама».
Рис. 14 а. Дополнительные трансакты
Это бесконфликтные т р а н с а к т ы . В а р и а н т ы 1 и 3
Рис. 15 а. Перекрестные пересекающиеся трансакты
часто не к о н с т р у к т и в н ы .
224 225
Позиции в общении, ведущие к успеху

А: Как тебе наш новый зам? ВЫВОДЫ:
Б: Встретиться бы с ней где-
1. Прекращение трансакта, а то и конфликт на-
нибудь в компании...
блюдается в том случае, когда партнер не реагирует
на стимул, направленный в позицию Взрослого, а
реагирует из другой позиции.
2. К конструктивному ведению разговора можно
прийти в том случае, если удастся проигнорировать
Рис. 156. Перекрестные параллельные трансакты стимул, направленный в позицию Родителя или Ре-
бенка, и ответить из позиции Взрослого, стимулируя
Временное прекращение трансакта может привести
стояние Взрослого у партнера.
и к возобновлению разговора с иных позиций, что будет
3. Скрытые (подразумевающиеся) трансакты.
более конструктивно и приведет к решению вопроса.
Это коммуникации с подтекстом. Он чувствуется в
интонации, взгляде, языке телодвижений. По содер­
жанию стимул направлен из позиции Взрослого в по-
зицию Взрослого. Но личностный смысл сообщения,
который угадывает партнер, исходит из другой по-
зиции. Реакция направлена обычно именно на скры-
тую позицию. Партнер возмущается: «Что я такого
сказал?»
Новая сотрудница — Руково­ Начальник — Секретарше: «Я
дителю: «Я не поняла, как это этого не потерплю! Вы опять
делать. Объясните мне еще раз», опоздали!»
руководитель: «С чего вы са­ Секретарша: «Могу ли я при­
ми думаете начать?» ступить к работе?»

Рис. 15 в. Конструктивный перекрестный трансакт

<< Предыдущая

стр. 23
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>