<< Предыдущая

стр. 27
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

интересов. В случае делового знакомства об этом гом зависит от преподавателя. Он советует во время
можно спросить прямо. Если цель — приятельские выступления называть партнера по имени (а не «он.»),
отношения, будьте предельно тактичными. Полезно поглядывать на него, обращает внимание на досто­
знать семейное положение собеседника, но прямо инства каждого слушателя.
спрашивать об этом не принято.
Если новый знакомый сообщил, чем он занима­
ется или увлекается, и обнаружилось совпадение ка­
ких-то интересов, то при расположении с его сторо­
ны можно продолжить знакомство.
257
Практические занятия
К главе 2
12. Предприниматель — человек, который хочет,
«Логика в речи оратора» умеет и успешно занимается бизнесом.
13. Рынок — это то, к чему мы стремимся, а дойти
З а д а н и е I. Назвать способ определения понятия,
н и к а к не можем.
найти ошибку в определениях или прокомментиро­
14. Свобода предпринимательства — гаранти­
вать и х .
р о в а н н а я возможность организовать свое дело на
1. Акция — это ценная бумага.
негосударственной основе.
2. Медицина — наука, которая изучает челове­
15. Свобода предпринимательства — узаконен-
ческие болезни.
ная спекуляция.
3. Олигоцен — третья эпоха палеогена. 16. Деловой человек — тот, кто не теряет време-
4. Маркетинг — система организации производ­ ни, у которого все по плану.
ственной и сбытовой деятельности и управления ею, 17. Деловой ч е л о в е к — предприниматель, биз­
ориентирующаяся на требования рынка, максималь­ несмен.
ное удовлетворение запросов потребителя. 1 8 . Демократия — власть народа.
5. Маркетинг — система мероприятий для изуче­ 19. Демократия — это когда нет порядка.
ния спроса и предложения на потребительском рын­ 20. Человек — существо, принадлежащее двум
ке с целью лучшего удовлетворения покупательского различным мирам: природной необходимости и нрав­
спроса. ственной свободе (Кант).
6. Внимание — резец памяти. Чем острее резец, 2 1 . Человек — продукт и субъект общественно-
тем глубже след. трудовой деятельности (по Марксу).
7. Конфронтация — противоборство, противопос­
З а д а н и е II. Упражнения по толкованию слов и
тавление. Слово произошло от слияния двух латинс­
понятий.
ких слов: con — против, frons — лоб, фронт.
1. Дать научное определение термина «инфляция».
8. Соединительная ткань служит депо (складом)
2. Пояснить слово «рынок» во фразе: «Для продви­
питательных веществ.
жения к рынку нужны реформы».
9. Наука — способ удовлетворения любознатель­ 3. Пояснить значение слова «реформа».
ности отдельных лиц за счет государства (академик
4. Объяснить значение слова «рынок» во фразе:
А.А. Арцимович).
«Сегодня дорогой рынок».
10. Революционная ситуация возникает тогда, ког­ 5. Дать описание и характеристику понятия «сек­
да низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут ретарь-референт»
управлять по-старому. 6. Что такое брифинг?
11. Предприниматель — предприимчивый человек. 7. Объяснить, что такое плейер и пейджер, старо-
человеку.
8. Объяснить, что такое факс, дав его описание и
характеристику.
259
Практические занятия
Практические занятия
258

2. Для организации своего дела нужен первона­
9. Что такое биржа?
чальный капитал.
10. Дать описание автомобиля марки «Мерседес».
Студент Петров сдал бутылки — это целый
11. Как вы понимаете слово «справедливость»?
капитал!
12. Что такое товарный знак? Дать определение и
привести пример. Петров может начать свое дело.
13. Заменить слово «контракт» синонимом.
3. Все красивые блондинки легкомысленны.
14. Дать определение понятия «конкурент».
Людмила Ивановна — красивая блондинка.
15. Перевести на русский язык слова «консенсус»,
«легитимность», «офис».
Людмила Ивановна легкомысленна.
16. Что такое электорат?
17. Что значит «делать бизнес»? 4. Кто хочет мира — готовится к войне.
Белорусы хотят мира.
Задание Ш. Найти возможные признаки деления
объема понятий. Какой признак деления темы на воп­ Белорусы готовятся к войне.
росы подойдет для выступления в конкретной ауди­
5. На дискотеках каждый вечер полно молодежи.
тории?
У молодых сейчас только развлечения на уме.
1. Современная мода.
6. Чтобы была сознательная дисциплина труда,
2. Товары народного потребления.
нужна хорошая организация производства. А хоро­
3. Вина.
шая организация производства невозможна без со­
4. Преступления.
знательной дисциплины труда.
5. Спорт.
7. Туристы осмотрели центр города и восхищают­
6. Предприниматели.
ся: «Какой чистый город!»
7. Политики.
8. В.И. Ленин, соглашаясь с тем, что для созда­
8. Преподаватели.
ния социализма требуется цивилизованность, в ра­
9. Способы разбогатеть.
боте «О нашей революции» приводит следующий ар­
10. Развлечения.
гумент в пользу построения социализма в России,
11. Современная музыка.
минуя капитализм: можно создать такие предпосыл­
12. Студенты.
ки цивилизованности, как изгнание помещиков и
Задание IV. Определить тип умозаключения в сле­ капиталистов. «В каких книжках прочитали вы, что
дующих рассуждениях и найти возможные ошибки. подобные видоизменения обычного исторического
порядка недопустимы и невозможны?» (Раз не на­
1. Знания — не что иное, как слова.
писано, что нельзя, значит можно.)
Слова — это ветер.
9. Рассуждения профессора Криченова из рома­
Знания — это ветер. на С Б . Проскурякова «Тайна за семью замками»:
261
260 Практические занятия
Практические занятия

«30 июня 1908 г. в районе Подкаменной Тунгуски Ответы
взорвался космический зонд. Почему именно в этом
Задание I.
году? А потому, что в 1908 г. Эрнест Резерфорд по­
1. Научное определение. Ошибка — слишком ши­
лучает Нобелевскую премию за теорию, объясняю­
рокое определение.
щую радиоактивность... В этом же году друг Резер-
2. Научное определение. Ошибка —узкое опреде­
форда Нильс Бор оканчивает Копенгагенский уни­
ление.
верситет и в дальнейшем становится... одной из
ведущих фигур в создании атомной бомбы... Судя 3. Научное определение. Ошибка — неопределен­
по всему, аналогичная ситуация когда-то создалась ность из-за неизвестного термина.
и у предыдущей цивилизации, и, зная последствия 4. Правильное научное определение.
использования энергии такой силы, она нам послала 5. Неполное научное определение
предупреждение в виде Тунгусского феномена». 6. Сравнение не проясняет сути понятия.
10. Планета Марс немного меньше, чем Земля. 7. Определение посредством указания на проис­
Марсианские сутки длятся 24,5 часа, и на нем есть хождение слова.
такие же полярные шапки, к а к на Земле» Следова­ 8. Замена понятия синонимом.
тельно, на Марсе должна быть жизнь. 9. Юмористическое определение.
11. «Употреблять в пишу огурцы опасно — с ними 10. Характеристика.
связаны все телесные недуги и вообще людские не­ 11. Неполная характеристика.
счастья. Практические все люди, страдающие хро­ 12. Характеристика.
13. Юмористическая характеристика.
ническими заболеваниями, ели огурцы. 99,7% всех
14. Характеристика.
лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, упот­
15. Шуточное (ироничное) определение.
ребляли в пищу огурцы в течение двух недель, пред­
16. Характеристика (в прежнем понимании зна­
шествующих фатальному несчастному случаю. 98,1%
чения словосочетания «деловой человек»).
всех несовершеннолетних преступников происходят
17. Замена понятия синонимами (современная
из семей, где огурцы употребляли постоянно» (из кни­
ги «Физики продолжают шутить»). трактовка того же понятия).
18. Определение через этимологию слова.
12. Не следует обижать делового человека предло­
жением поставить свою подпись. Русские купцы 19. Неправильная характеристика.
очень гордились тем, что «слово купца — надежнее 20. Характеристика.
любого договора». 2 1 . Характеристика.
Задание II
13. Человек рожден для свободы.
Для проверки упражнений следует воспользовать­
Безработный свободен.
ся «Словарем делового человека» и «Словарем иност­
Человек рожден, чтобы быть безработным. ранных слов».
Практические занятия
262 263
Практические занятия

Задание III нальной принадлежности композиторов и исполни­
1. По сезонам. По назначению одежды. По ориен- телей; от аудитории, на которую она рассчитана.
тации на пол и возраст. 12. В зависимости от цели обучения в вузе; от от­
2. По виду потребностей, которые они удовлет- ношения к учебе; от способа подготовки к экзаме­
воряют. нам и от способностей к учебе.
3. Срок выдержки и качество. Из чего изготов-
Задание IV
лено. Способ производства и состав вина.
1. Дедуктивное умозаключение. Ошибка — упот­
4. Совершено ли специально или по неосторож-
ребление одного термина в разных значениях.
ности.
2. Тоже.
5. В какое время года можно заниматься. Явля-
3. Неверна большая посылка в дедуктивном умо-
ются ли виды спорта олимпийскими. Использование
заключении.
технических средств. По зрелищности. По распрост-
4. Большая посылка, представляющая собой древ­
раненности среди населения. По количеству участ-
нее изречение, не является абсолютной истиной.
ников (командные, парные, одиночные). По половой
5. Ошибка поспешного обобщения в индуктивном
принадлежности участников. По близости к искусст-
умозаключении.
ву. По тому, как оценивается результат.
6. Ошибка «круг в доказательстве».
6. В зависимости от цели занятия этой деятельно­
7. Ошибка поспешного обобщения.
стью; от величины валового дохода; от характера де­
8. Ошибка предвосхищения основания.
ятельности.
9. Ошибка «Вывод не следует». Аргументы не от­
7. В зависимости от того, какие средства исполь­
носятся к данному тезису.
зуют для осуществления своей политики.
10. Неправильная аналогия.
8. Отношение к работе. Характер. Нравственные
11. Ошибка «После этого, значит, по причине
качества. Стиль общения со студентами. Методы ра­
этого».
боты. Владение речью. Профессиональная компетен­
12. Ошибка — аргументов недостаточно.
тность. Способ чтения лекций. Возраст. Работа над
13. Ошибка использования одного термина в раз­
собой.
ных значениях в дедуктивном умозаключении.
9. В зависимости от законности избранных
средств. От того, есть ли первоначальный капитал.
Какие особенности характера личности при этом ре­
ализуются.
10. В зависимости от имеющихся средств; от реа­
лизуемых потребностей; от количества участников и
места развлечений.
11. В зависимости от стиля музыки; от использо­
вания современных технических средств; от нацио-
Практические занятия 265

К главе 3 4. а) счастье в браке возможно только, если моло­
«Как сделать свою речь убедительной» дые люди страстно любят друг друга;
б) счастье в браке невозможно, если молодые
Задание I. Найти аргументы, которые могут люди страстно любят друг друга.
убедить.
Задание III. Представьте, что вы продавец на ба­
1. Заниматься бегом по утрам:
заре. Зазывая покупателей, нужно продать:
а) даму средних лет;
а) ласты;
б) пожилого мужчину.
б) самовар;
2. Бросить курить:
в) белую ручную мышку;
а) шестиклассника;
г) учебник по культуре делового общения;
б) тридцатилетнюю женщину.
д) большой оранжевый зонт.
3. Сдавать одежду в химчистку:
а) малообеспеченного гражданина;
б) преуспевающего.
4. Застраховать имущество:
а) многодетную семью;
б) одинокого мужчину;
в) директора фирмы.
5. Изучить курс ораторского искусства:
а) выпускника Педагогического университета;
б) выпускника Политехнической академии;
в) сотрудника фирмы;
г) директора фирмы.
6. Сделать пожертвование в общество защиты без­
домных собак:
а) обычную женщину;
б) преуспевающего директора фирмы.

<< Предыдущая

стр. 27
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>