<< Предыдущая

стр. 28
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Задание П. Кто из студентов убедительнее докажет.
1. а) должно быть свободное посещение лекций;
б) нельзя разрешать свободное посещение лекций.
2. а) дачный участок — это прекрасно;
б) дача — это чемодан без ручки.
3. а) нужно срочно приватизировать жилье;
б) нет никакого смысла приватизировать жилье.
267
Практические занятия

К главе 4 Задание П. Работа над правильностью речи.
«Культура речи делового человека» 1. Объясните значения слов-паронимов и приду­
майте обороты со словами:
Студенты получают задания на карточках. После Сравнять и сравнить; надевать и одевать.
выполнения задание обсуждается всей группой.
Эффектный и эффективный; экономный и эко­
номичный.
Задание I. Проработайте возможные орфоэпичес­
Невежа и невежда.
кие ошибки в словах.
Одинарный и ординарный; апробировать и опро­
1. Каталог, квартал, красивее, аристократия.
бовать.
2. Товарищеская ответственность, задолго, партнер.
3. Осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии. Представить и предоставить; акционерный и ак­
4. Упрочение, обеспечение, хозяева, украинец. ционерский.
5. Оптовые цены, валовой доход, перспектива (или Ванна и ванная.
переспектива). Планировка и планирование; абонент и абонемент.
6. Безудержный, начать бряцать, газопровод, Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант.
нефтепровод. Парламентер и парламентарий.
7. Хозяева, мельком, тяжба, тесно. 2. Проспрягать глагол понять в прошедшем времени.
8. Истекший, бытие, дебаты, фарватер.
3. Проспрягать глагол начать в прошедшем времени.
9. Тенденция, тест, темп, диспансер.
4. Проспрягать глагол принять в прошедшем времени.
10. Звонит, загнутый, намерение, ходатай.
5. Проспрягать глагол хотеть в настоящем времени.
11. Ходатайствовать, осведомиться, кладовая.
6. Как правильно: так много или столько много,
12. Тенденция, претензия, претендент.
очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
13. Компетентный (или [пент]), констатировать
7. Прокомментируйте ошибки в выражениях: кри­
(или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или
минальное преступление; свободная вакансия; прейс­
юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).
курант цен; памятный сувенир; будущие перспек­
14. Языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в
тивы; смелый риск; первая премьера; моя автобио­
спину, вы правы.
графия; первое боевое крещение; хронометраж вре­
15. Одновременный, углубить, опошлить, норми­
ровать. мени.
16. Ножницы, прочитанный, светло, некоторые. 8. Устранить многословие в выражениях: каждая
(Переведите эти слова на белорусский язык.) минута времени; отступать назад; в декабре месяце;
17. Намереваться, принять, в голову. впервые познакомиться; завещать в наследство; в
18. Формировать, хаос, прибывший, давнишний. летний период времени; в конечном итоге; ошибоч­
ное заблуждение.
9. Перевести на русский язык: любоу да радзiмы;
загадчык клуба; дзякую вам.
268 269
Практические занятия Практические занятия

10. Перевести на русский язык: смяяцца з яго; 9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.
прыйсцi па справах; лепшы за ycix. 10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси­
11. Исправить выражения: говорить про жизнь; лось странное объявление.
ходить по дорогах; мы с Толем. 11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне дали.
12. Перевести эти выражения на белорусский язык.
12. Перевести на русский язык: залаты медаль;
13. У нас самая дешевая стоимость товаров.
вялцц сабака; смачны яблык.
14. Я не хочу нагнетать обстановку.
13. Просклоняйте существительные: выбор, средства.
15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.
14. Просклоняйте словосочетания: 127 человек,
16. Приведенные сведения в последнем статотче-
8 марта.
те говорят о том, что проблема еще не решена.
15. Просклоняйте сочетания: сколько рублей;
17. Николай ждал меня на коридоре.
сколько детей.
18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю­
16. Объясните значение слов: импортировать, при­
дать инструкцию.
оритет, гармонировать, конфиденциально, пролонга­
19. Все это сказывается на работу.
ция, легитимность, адекватный, консенсус, ментали­
20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.
тет, реноме, дивиденд, плебисцит.
Задание IV. Работа над точностью и выразитель-
17. Исправьте выражения: более красивее; более
ностью речи.
легче; более лучше.
1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе­
Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ливость, терпимость, толерантность.
ошибку в построении предложения. 2. Найти синонимы слова сказал.
1. Встреча прошла с большим интересом. 3. Найти синонимы слова шел.
2. Я заметил характерную ему ошибку. 4. Придумать фразы со словами: питаться, есть,
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни­ кушать, лопать.
мание нашей организации. 5. Объяснить смысл крылатых выражений: ябло­
4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди­ ко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко­
ректора. нюшни.
5. На встрече присутствовал и представитель с 6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть пер­
завода. вую скрипку, вариться в собственном соку, снять
6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар­ стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во­
тина состояния дел. дить за нос, поставить на карту.
7. Мое мнение к нему к а к к человеку неплохое. 7. Исправить предложения и объяснить ошибки:
8. Прочитав рекомендованную преподавателем Все требовали приподнять занавес.
литературу, студентам стали ясны многие сложные Все равно велосипеда он не откроет,
вопросы. Он полслова на лету схватывает.
271
270 Практические занятия Практические занятия

чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям.
Обещал снять с него семь шкур.
Для ускорения принятия решения предлагаю сделать
Все это вошло нам в пот и кровь.
перерыв. Необходимо принять срочные меры для
Это все еще держится в облаках.
обеспечения экономии электроэнергии.
Другой конец палки состоит в том...
8. Отредактируйте: 14. Уместно ли использование фразеологизма в
Помню, какие свинарники мы возводили! данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен,
Перед ним была альтернатива: остаться в деревне наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше
или вернуться в город. выразить эту мысль?
Я не могу съесть эту кашу в полном объеме. 15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенси­
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, онеры существуют у нас в жестком виде?»
мы снова попремся на море. 16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к
9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности созданию ребенка можно только в хорошем настро­
с каждым днем будут... Мы надеемся, что к концу ении, осознавая всю полноту ответственности за это
года уровень производства начнет... Моя тревога., дело» (из книги о самовоспитании)?
с каждым днем. Площадь засоленных почв... с каж-
дым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, Ответы
усиливаться).
Задание I
10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии
Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русско­
на литературоведческую статью: «...не менее важна
го языка».
и реакция старухи на сообщение ей старика о неис-
пользовании им откупа рыбки, употребление стару- Задание II
хой ряда вульгаризмов, направленных в адрес ста- 2. (я, ты, он) понял (мы, вы, они) поняли
рика и понудивших его к повторной встрече с рыб- (она) поняла
кой, посвященной вопросу о старом корыте» (из (оно) поняло
книги К. Чуковского «Живой, к а к жизнь»).
3. (я, ты, он) начал (мы, вы, они) начали
11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует
(она) начала
приложить все усилия для устранения негативных
(оно) начало
последствий этого явления».
4. (я, ты, он) принял (мы, вы, они) приняли
12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для созда-
(она) приняла
ния положительного настроения можно рекомендо­
(оно) приняло
вать такое известное средство, к а к улыбка».
13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли раз- 5. (я) хочу (мы) хотим
говорным стилем: (ты) хочешь (вы) хотите
В отношении применения этого метода еще сто- (он, она, оно) хочет (они) хотят
ит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают 6. Так много, надеть очки, осмеять.
273
Практические занятия
Практические занятия
272

7. Эти выражения содержат лишние слова: кри­ 15. Сколько рублей Сколько детей
минал означает преступление, вакансия — свобод­ скольких рублей скольких детей
ное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — скольким рублям скольким детям
то, что дарят на память, перспективы — то, что в сколько рублей сколько детей
будущем, и т.п. сколькими рублями сколькими детьми
о скольких рублях о скольких детях
8. Каждая минута; отступают только назад; в де­
кабре; ознакомиться можно только впервые; заве­
16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»
щать; летом; в итоге; заблуждение.
17. Красивее, легче, лучше.
9. Любовь к родине, заведующий клубом, благода­
рю вас.





Задание III
10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех. 1. Встреча вызвала большой интерес.
11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, хо­ 2. Я заметил характерную для него ошибку.
дить по дорогам — хадзщь па дарогах, мы с Толей — 3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили вни­
мы з Толям.
мание нашей организации.
12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко. 4. Он попытался предостеречь директора от не­
верного шага.
13. Выборы Средства
5. На встрече присутствовал и представитель за­
выборов средств
вода.
выборам средствам
6. Обработав эти данные, мы выяснили полную
выборы средства
картину состояния дел.
выборами средствами
7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.
о выборах по средствам
8. Прочитав рекомендованную преподавателем
14. Сто двадцать семь человек литературу, студенты поняли многие сложные воп­
ста двадцати семи человек росы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную
ста двадцати семи человекам преподавателем литературу, им стали ясны многие
сто двадцать семь человек сложные вопросы.
ста двадцатью семью человеками
9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.
о ста двадцати семи человеках
10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне
бросилось странное объявление.
Восьмое марта
11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.
восьмого марта
12. Я понял, какой намек мне сделали.
восьмому марта
13. У нас самая низкая стоимость товаров.
восьмое марта
14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу
восьмым марта
усугублять обстановку.
о восьмом марта
274 Практические занятия 275
Практические занятия

15. Для многих стали приманкой квартиры, пре Моя тревога усиливается с каждым днем.
стижная работа, дачи. Площадь засоленных почв увеличивается с каж­
16. Сведения, приведенные в последнем статот дым годом.
чете, говорят о том, что проблема еще не решена. 11. Постараемся всеми силами исправить поло­
17. Николай ждал меня в коридоре. жение.
18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать 12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.
инструкцию. 13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот
19. Все это сказывается на работе. метод.
20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Раз- Кислотные дожди губят растения.
решите произнести тост в честь наших успехов. Чтобы мы смогли поскорее принять решение,
предлагаю сделать перерыв.
Задание IV Подумаем, как нам экономить электроэнергию.
1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русско- 14. Ох, к а к забеспокоятся наши конкуренты, уз­
го языка», «Учебным словарем наиболее употребитель­ нав, что мы задумали!
ных фразеологизмов современного русского языка» 15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.
16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настрое­
А.Ф. Калашниковой.
нии, понимая ответственность этого шага.
7. Все требовали приподнять завесу. • •




Все равно велосипед он не изобретет.
Он схватывает все с полуслова.
Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку).
Все это вошло в кровь и плоть.
Пока это все неясно и неопределенно; есть выра­
жение «витать в облаках» (мечтать).
Но палка о двух концах...
8. Помню, какие свинарники мы строили!
Он стоял перед выбором: остаться в деревне или
вернуться в город.
Я не могу съесть всю эту кашу.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами,
мы снова потянемся к морю.
9. Стало ясно, что трудности с каждым годом бу­
дут возрастать.
Мы надеемся, что к концу года уровень производ­
ства начнет повышаться.
К главе 6
«Секреты успешного выступления»

<< Предыдущая

стр. 28
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>