<< Предыдущая

стр. 29
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

К главе 5
Задание I. Тренировка умения приветствовать
«Подготовка к речи-монологу»
аудиторию.
Цель задания — научиться делать начальную пау­
Задание I. Изучение на конкретных примерах
зу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация
системы связей: Тема — Аудитория — Цель — Ос­
выражала радость от встречи.
новная идея — Рекламное название.
Студенты по очереди выходят к аудитории и при­
1. Определите цель и главную идею беседы на
ветствуют собравшихся жестом.
темы:
Преподаватель следит за тем, чтобы походка ора­
• «Организация рабочего времени — необходимое
тора была уверенной, голова приподнята. Остано­
средство повышения производительности труда»:
а) в студенческой группе; виться нужно в том месте, откуда хорошо видны все
б) с бизнесменами. собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветст­
• «Учебное заведение, которое я закончил»: вие следует только после начальной паузы, «собрав»
а) рассказ в молодежной компании; всех взглядом. Жест должен быть широким, помога­
б) беседа с директором фирмы, в которой вы хо­ ющим последовательно охватить взглядом всех со­
тите работать. бравшихся.
Сформулируйте рекламное название выступления Во время второго выхода после начальной паузы
в каждом случае. нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом
2. Обоснуйте выбор темы, цель и главную идею помогать себе жестом.
своего будущего выступления в группе. Преподаватель следит за тем, чтобы был зритель­
3. Обсуждение окончательного плана выступле­ ный контакт со всеми, а интонация приветствия со­
ния в соответствии с логикой раскрытия темы и за­ ответствовала смыслу слов.
нимательностью изложения. Студентам предлагается по очереди выйти третий
раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здрав­
Задание II. Прокомментировать использование
ствуйте!» с разной интонацией, выражающей:
цифр в предложенных преподавателем газетных пуб­
а) безразличие;
ликациях.
б) назидательность, суровость;
в) радость от встречи.
Задание Ш. Преподаватель предлагает студентам
записать несколько высказываний великих людей. Задание считается выполненным, если оратор
Дает задание на дом по работе с ними: свободный пе­ вышел уверенной походкой, была выдержана началь­
ресказ, оценочные суждения, творческое развитие ная пауза, в приветствии звучала радость от встречи
мысли. Затем выполнение заданий обсуждается. с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слуша­
телей.
Практические занятия
278 279
Практические занятия

Задание II. Тренировка умения начинать выступ­ 7. Космическое будущее человечества.
ление. 8. Лучше гор могут быть только горы.
После приветствия нужно произнести одну-две 9. Море — мир красоты и чудес.
фразы. Это может быть комплимент собравшимся, 10. Музыка в нашей жизни.
вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, ко­ 11. Красота спасет мир.
торые в данный момент волнуют людей.
Задание V. Тренировка умения отвечать на воп­
Задание III. Чей вариант вступления лучше? росы.
Задание дается всей группе. Нужно предложить Трем студентам по очереди прелагается ответить
варианты вступления (зачин и введение в тему), ко­ на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз
торые мог бы использовать известный бизнесмен, если перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать
бы его попросили провести беседы на темы: краткий ответ.
1. Как организовать свой день. «Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балль­
2. Как добиться успеха в бизнесе. ной системе умение будущих ораторов отвечать на воп­
росы, учитывая:
«Выступать» предлагается перед
1) насколько точно был понят смысл вопроса;
а) уставшими студентами в конце занятий;
2) краткость и точность ответов;
б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе
3) впечатление от манеры отвечать (быстрота ре­
оставляют желать лучшего.
акции, самообладание, доброжелательный тон).
Цель задания — попытаться установить эмоцио­
нальный контакт с данной категорией слушателей,
Задание VI. Тренировка умения выступать.
искусно подвести к теме выступления.
Студентам предлагается готовить мини-выступле­
Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отме­ ние (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступ­
чаются.
лений, например, такие: «Это интересно знать», «Как
я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринима­
Задание IV. Тренировка умения начинать и за­
тельству; классической музыке; альпинизму и т.п.»
канчивать выступление.
(любые темы, в названии которых есть слово «я» или
Студентам раздают карточки с названиями тем.
«мой, мое»).
Им нужно предложить вступление и заключение к
этим темам (импровизация). Примеры тем:
1. Сотвори себя сам.
2. Дружба помогает жить.
3. Берегите любовь.
4. Как жить, не старея.
5. Резервы психики человека.
6. Как научиться владеть собой.
281
Практические занятия

обсуждения. В ход полемики он вмешивается лишь
К главе 7
в том случае, если нужно пресечь запрещенные при­
«Культура ведения полемики»
е м ы . После з а в е р ш е н и я п о л е м и к и и в е р д и к т а
Задание I. Преподаватель вместе со слушателя- «жюри» участники обсуждают, чему их научило это
ми выбирает тему полемики (тезис), например: «В на­ занятие.
шей стране должна быть правительственная цензура
Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать
средств массовой информации» (или «один госу­
свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка по­
дарственный язык», «платное здравоохранение», «бес­
ведения ее участников.
платное высшее образование» и т.п.). Обратное ут­
Слушателям предлагается определить последо­
верждение (не должна...) представляет собой антите­
вательность д е й с т в и й , необходимых для начала
зис. Сторонники каждого утверждения объединяют­
выпуска нового товара (что это за товар, решает
ся в команды и готовятся к проведению полемики,
группа):
привлекая справочную и другую литературу. Необхо­
1) дать рекламу;
димо уточнить все т е р м и н ы , у х о д я щ и е в тезис,
2) найти сырьё;
проанализировать проблему по плану, предложенному
3) разработать технологию изготовления товара;
в главе 5 (стр. 72—73), собрать все аргументы и подго­
4) закупить оборудование;
товить убеждающую речь. Следует продумать способ
5) найти помещение для работы;
опровержения оппонентов и критику их доводов.
6) заключить договор на поставку сырья;
На занятие приглашается «жюри». В выступле­
7) изучить потребность населения в этом товаре;
нии команд оцениваются:
8) получить лицензию на эту деятельность;
ораторское искусство лидера каждой команды;
9) сформировать трудовой коллектив;
логичность и убедительность каждого довода;
10) заключить договор на аренду помещения.
качество опровержения;
Затем слушатели объединяются в команды и со­
вопросы обеих команд;
вместно определяют последовательность своих дей­
сплоченность каждой команды;
ствий.
тон ведения полемики;
После этого представители разных команд отста­
использование тактики и приемов ведения по­
лемики; ивают свою правоту по каждому пункту.
«Жюри» оценивает убедительность аргументации
использование уловок и их нейтрализация.
Рекомендуется подготовить бланки для фикса­ и культуру ведения полемики каждого участника
ции оценок выступления команд с учетом этих кри­ игры. В заключении оно подводит общий итог «сра­
териев. жений» по всем вопросам.
Перед тем как дать слово участникам команд, пре­ По этому принципу может быть организована
подаватель р а с с к а з ы в а е т о цели з а н я т и я , пред­ дискуссия на любую тему, близкую интересам слу­
ставляет членов «жюри», объявляет порядок ведения шателей и кругу их знаний.
282 Практические занятия Практические занятия 283

Задание III. Деловая игра «Выступление» Задание «Непонятливому слушателю» — задать
оратору вопрос, который требует разъяснения тер­
Эта игра подводит итог изучению мастерства пуб­
личного выступления. мина или какого-либо положения выступления.
Задание «Любознательному слушателю» — задать
Цель проведения игры — на примере трех выс­
туплений дать представление о всей сложности ора­ оратору дополнительный вопрос по теме.
торского искусства, необходимости тщательной под­ Задания «Рецензентам» — разобрать выступление:
готовки к выступлению. 1. Было ли удачным название выступления? Обо­
снуйте свое мнение.
Основные задачи игры:
В чем состоит главная идея выступления?
1. Выработать н а в ы к публичного выступления.
Какую цель, по вашему мнению, ставил перед со­
2. Научить парировать реплики, отвечать на воп­
бой Оратор и удалось ли ему ее достичь?
росы, полемизировать.
2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид зак­
3. Сформировать умение анализировать выступ­
лючения?
ление оратора и критически оценивать свое выступ­
3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли
ление.
Оратор значение терминов? Как он это делал?
За 4 учебных часа можно провести 3 цикла дело­
4. Было ли выступление последовательным? Каков
вой игры.
его план? Интересна ли композиция выступления?
Игровые роли:
5. Какие приемы изложения использовал Оратор?
1. Оратор.
6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким
2. «Оппонент».
образом? Насколько убедительно?
3. «Непонятливый слушатель».
7. Удалось ли выступающему установить контакт
4. «Любознательный слушатель».
с аудиторией? Если да, что этому способствовало?
5. 11 «рецензентов»
Если нет, то почему?
Ораторы назначаются заранее. Они выступают с Отметить манеру держаться (позы, жесты), инто­
сообщениями, которые начали готовить после изуче­ нацию, эмоциональность Оратора, зрительный кон­
ния темы «Подготовка к речи-монологу». На выступ­ такт со слушателями.
ление отводится 15 минут.
8. Что вы можете сказать о его культуре речи?
Задание «Оппоненту» — критически оценивать 9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?
выступление. Допускаются реплики по ходу выступ­ 10. Успешно ли полемизировал с оппонентом?
ления, полемические высказывания, но в корректной 11. Общее впечатление от выступления. Пожела­
форме. После выступления следует задать вопрос или ния Оратору по совершенствованию мастерства.
высказаться по поводу какого-либо положения выс­ Слушателям, не получившим специальных зада­
тупления с критических позиций, постараться вызвать ний, предлагается реагировать на выступление есте­
оратора на спор или ввязать в полемику. ственно, при желании задавать вопросы.
Практические занятия
284
К главе 8
Ход одного цикла игры:
«Восприятие и понимание партнера
1. Преподаватель раздает задания всем участни­
по общению»
кам игры.
2. Выступление Оратора. Задание I. Слушатели по очереди рассказывают о
Преподаватель следит за корректностью поведе­ диалоге с незнакомым пассажиром (см. задание для
ния Оппонента. самостоятельной работы после изучения главы 8). Препо­
3. Полемика с Оппонентом. даватель и остальные слушатели оценивают полноту и
4. Ответы на вопросы слушателей. остроту наблюдений, обоснованность предположений,
5. Выступления Рецензентов с разбором сооб­ причины ошибок стереотипизации.
щения.
Задание II. Слушатели, разбившись на пары,
6. Слушатели с места дополняют ответы.
6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем препода­
7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное.
ватель приглашает к столу какую-нибудь пару. Не гля­
Для второго и третьего циклов игры назначаются
дя на партнера, нужно описать черты его лица, на­
другие участники.
звать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно
После завершения деловой игры преподаватель
назвать главную особенность внешности партнера.
подводит итоги.
Выполнение этого задания возможно только в об­
становке доброжелательности, уважения друг к дру­
гу, при стремлении отыскать что-то красивое и при­
мечательное во внешности партнера. Создание та­
кой атмосферы зависит от преподавателя.
Задание III. Для изучения особенностей восприя­
тия преподаватель предлагает следующее:
1. Показывает в течение 5-7 секунд слушателям
портрет известного ему человека и просит описать
его внешность, дать психологический портрет, уга­
дать профессию.
Интересно и полезно сравнить разные впечатле­
ния. Студенты приходят к выводу об индивидуаль­
ности восприятия, различии между информацией и
интерпретацией, влиянии стереотипов.
2. Преподаватель читает биографию какого-ни­
будь человека и просит слушателей пересказать ее,
выделив самое главное. Выясняется, что это «глав-
286 287
Практические занятия

ное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, ление от имени этого персонажа. В первой части
что важно, значимо для каждого. объявления, даваемого от третьего лица, нужно его
3. Преподаватель предлагает слушателям описать, представить: описать внешность, самые характерные
к а к они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем черты, интересы и увлечения, вторая часть объявле­
слушатели достают листки, на которых они описы­ ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его вне­
вали то впечатление, которое, на их взгляд, они про­ шность, черты характера.
изводят (задание для самостоятельной работы после «Брачные объявления» звучат по очереди. Необхо­
изучения главы 8). Сравнивая эти описания, можно димо внимательно слушать, чтобы не пропустить
сделать полезные для каждого выводы. «свою пару». В конце концов все находят друг друга
и становятся рядом. Для преподавателя информатив­
Задание IV. Это задание позволяет проверить но и то, как образуются пары.

<< Предыдущая

стр. 29
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>