<< Предыдущая

стр. 30
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

способность поставить себя на место партнера, по­ Ход игры обсуждается и комментируется.
нять его чувства. Примеры «брачных пар»:
галстук — сорочка
Преподаватель описывает, к примеру, следующую
карандаш — бумага
ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга
подсвечник — свеча
собрать для вас какую-то информацию. Друг подхо­
проигрыватель — пластинка
дит к вам в хорошем настроении и сообщает, что
руль — машина
сейчас подробно расскажет обо всём, что узнал. Но
диван — подушка
вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас
стол — скатерть
совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяс­
берег — река
нение с другом?» Слушатели разбиваются на пары и
ручка — стержень
разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсужда­
бассейн — вода.
ются в группе. Преподаватель задает вопросы, по­
зволяющие выяснить способность к децентрации
каждого.

Задание V. «Брачные объявления».
В ходе игры выявляется способность к децентра-
ции, объективному восприятию партнера, умению
анализировать. Игра развивает воображение и речь.
Преподаватель-психолог сможет увидеть психологи­
ческие проблемы некоторых участников игры.
Практические занятия 289
К главе 9 нию. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это
«Как "читать" партнера было легче, партнеру рекомендуется принять такую
по деловому разговору» же позу. Интересно сравнить толкование позы парт­
нером до и после этого.
Задание I. Проверка наблюдательности.
Результат выполнения упражнения обсуждается в
Несколько человек выходят за дверь, остальные —
группе. Выясняется, что большинство слушателей
наблюдатели. Преподаватель принимает определен-
смогли отгадать настроение партнера по его позе.
ную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слуша-
Этому способствовало подражание позе. Исключения
тель, который через несколько секунд занимает мес-
подтверждают правило Беннета.
то преподавателя и принимает ту же позу. Затем вхо-
дит следующий слушатель, и все повторяется снова. Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее зна­
Когда последний участник группы садится на стул, чение подражания по позе и «отзеркаливанию» для
преподаватель располагается на стуле рядом и при­ создания благоприятной атмосферы общения.
нимает исходную позу. У всех есть возможность срав­ Слушатели разбиваются на пары. Первые номера
нить позы и выявить самых наблюдательных. начинают рассказывать вторым о том, к а к они прове­
ли вчерашний день. У слушающих задание — в тече­
Задание II. Проверка правила Беннета.
ние первых трех минут принять позу, подражающую
а) В центре аудитории в определенной позе зами­
позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. За­
рает слушатель. Остальные по очереди отвечают на
тем принять произвольную позу (за исключением позы
следующие вопросы:
внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как
1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?
правило, вскоре после этого желание рассказывать
2) Какие эмоции она у вас вызывает?
пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняют­
Различия в толковании позы у разных слушателей
ся ролями, и упражнение повторяется. Результат —
и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило
впечатления, ощущения — обсуждается в группе.
Беннета.
б) Преподаватель предлагает слушателям определить
Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».
социальный статус, внутреннее состояние, отношение
Слушатели разбиваются на пары и располагают­
к теме разговора и друг к другу участников беседы,
ся произвольно. В каждой паре определяются веду­
изображенных на рисунке б (стр. 159). Мнения слуша­
щий и ведомый. Преподаватель начинает медленно,
телей сопоставляются и обсуждаются в группе 2 .
с паузами читать какой-нибудь текст, который легко
сопровождать выразительными жестами, например,
Задание III. Слушатели разбиваются на пары и
басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары
садятся лицом друг к другу. Они поочередно прини­
сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый
мают позы, соответствующие их состоянию и настрое­
повторяет его движения. Преподаватель читает текст
еще раз. Роли в парах меняются.
Задание можно повторить с другим текстом.
39.1
Практические занятия
290

Задание VI. Тренировка умения влиять на состо- 3) положением его рук, выражением лица и глаз
яние партнера. Начало упражнения повторяет упраж- во время рассказа;
нение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то 4) самообладанием и находчивостью при ответах
момент перехватить инициативу. Пока преподаватель на вопросы.
читает басню, первый ведущий может вновь заста- Само содержание рассказа свидетельствует об
вить подражать себе. эрудиции и воображении исполнителя, но в данном
Результат выполнения упражнения обсуждается: упражнении не оценивается.
легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна Примеры библиографических описаний:
такая тренировка? Головачев В.В. Полет урагана: Фантаст, роман. —
М.: Молодая гвардия, 1991
Задание VII. Отработка приема, который позво­
Горбатов А.В. и др. Некоторые причины травматиз­
ляет добиться откровенности собеседника.
ма на мясокомбинатах // Мясная индустрия. — 1998.
Слушатели располагаются парами за столами друг
№2. С. 27—29.
против друга. Один принимает позу напряженности
Гольцман Е.Е. Дурной глаз: Кн. об обычаях и суе­
и недоверия (руки скрещены на груди). Второй про­
вериях народов мира // Альманах «Весы». М., 1991.
бует применить прием, снимающий это состояние.
Егоров С.Ю., Соколов Е.Н. Он + Она: о сексе без
Задание выполняют все по очереди. Оно считается
ханжества. — Ярославль: Фонд гражд. инициатив
выполненным, если у напряженного собеседника воз­
«Содействие», 1999.
никло желание разжать руки И заговорить.
Можно предложить другой в а р и а н т «конкурса
Мюнхгаузенов»: слушатели берут карточки с заданием
Задание VIII. Тренировка контроля над телодви­
рассказать о происшествиях, якобы случившихся с
жениями и выражением лица во время рассказа о
ними в действительности. Например: «Нам стало из­
книге, которую не читали.
вестно, что вас пригласили для съемок в главной роли
Преподаватель раскладывает на столе библиогра­
в белорусско-японском телесериале. Расскажите, что
фические карточки (текстом вниз) с описанием книг
это за фильм и почему именно на вас пал выбор».
или журнальных статей, не знакомых слушателям.
Слушатели должны по очереди подойти к столу,
взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге,
ответить на возможные вопросы, касающиеся обсто­
ятельств «приобретения» книги и ее содержания.
Во время выполнения задания остальные внима­
тельно следят за:
1) походкой подошедшего к столу;
2) выражением его лица, когда он читает текст на
карточке;
Практические занятия 293
К главе 10
«Имидж делового человека» Очень вам признателен.
Ценю вашу настойчивость.
Задание I. Занятие начинается с обсуждения под Мне это очень нравится.
руководством преподавателя результатов выполнения 2. Произнести фразу с разными интонациями:
заданий 1 и 2, предназначенных для самостоятельной Умница! молодец! (с благодарностью; с восторгом;
работы после изучения главы 10. иронично; огорченно; гневно).
Я этого никогда не забуду (с признательностью; с
Задание II. Группа помогает каждому найти от-
обидой; восхищением; гневом).
веты на следующие вопросы:
Спасибо, к а к это вы догадались! (искренне; с
1. В чем своеобразие вашего образа? Насколько
восхищением; с осуждением).
он приемлем в деловом мире?
Ничем не могу вам помочь (искренне; с сочувстви­
2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш
ем; давая понять бестактность просьбы).
Имидж способствовал успеху в деловом мире:
Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво; сухо,
а) к а к улучшить внешнее впечатление;
официально; с угрозой).
б) какие деловые качества нужно приобрести, ка­
До встречи! (тепло, нежно; холодно, сухо; реши­
кие совершенствовать, от каких недостатков харак­
тельно, резко; безразлично).
тера необходимо избавиться.
Это я! (радостно; торжественно; виновато; гроз­
но; задумчиво; небрежно; таинственно).
Задание III. Работа над интонацией.
Я не могу здесь оставаться (с сожалением; значи­
В ряде ситуаций деловой человек не может себе
тельно; обиженно; неуверенно; решительно).
позволить открыто и резко сказать собеседнику, что
Здравствуйте! (сухо, официально; радостно; гроз­
он о нем думает. Однако, находясь в рамках прили­
но; с упреком; доброжелательно; равнодушно; гнев­
чий, свое отношение можно выразить интонацией.
но; с восторгом).
Слушателям предлагается выполнить задания на
карточках.
1. Произнести одну и ту же фразу, придавая ей
прямой и прямо противоположный смысл средствами
интонирования:
Рад вас видеть.
Спасибо за работу.
Приходите завтра.
Я в восторге.
Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.
Приятно было с вами поговорить.
Спасибо за комплимент.
295
Практические занятия

К главе 11 Не все, однако, могут проявить эти качества в
«Барьеры в общении и их преодоление» н у ж н ы й момент. Можно отклонить бестактную
просьбу и таким образом: откровенно, спокойно и по
Задание I. Слушатели по очереди рассказывают возможности кратко объяснить причину отказа, на­
о своем опыте преодоления барьеров в общении. Про пример: «Извини, но твоя просьба ставит меня в не­
блемные ситуации обсуждаются. ловкое положение» или «Прости за отказ, но мне это
не по душе».
Задание II. Преподаватель предлагает слушате-
лям назвать сначала вежливые формы обращения с
просьбой (например: прошу вас, будьте так любезны
и т.п.), затем — вежливые формы отказа (например:
к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих си­
лах и т.п.).
Преподаватель объясняет предпочтительность в
определенных ситуациях просьбы в сослагательном
наклонении («хотелось бы...»), ответа по формуле «да,
но...». Группа находит формулы просьбы и отказа,
уместные в общении: с коллегой; с вышестоящим
лицом; с клиентом фирмы.

Задание III. Преподаватель обсуждает со слуша­
телями, к а к отклонить бестактную просьбу.
Слушатели разбиваются на пары. Задание: один
партнер должен придумать бестактную просьбу (напри­
мер, дать конспект перед экзаменом, сходить вместо
друга на свидание, гулять по вечерам с его собакой и
т.п.), другой — отказать в этой просьбе, но так, чтобы
не прослыть занудой и не прервать отношения с
товарищем. Руководствоваться следует соображения­
ми французского писателя-моралиста Н. Шамфора: «Кто
недостаточно остер умом, чтобы вовремя отшутиться,
тот часто вынужден либо лгать, либо пускаться в скуч­
нейшие рассуждения. Выбор не из приятных! Избегать
его порядочному человеку обычно помогают обходи­
тельность и веселость».
297
Практические занятия

К главе 12 агентства. Но он намерен сотрудничать с нами. Сей­
«Умение слушать» час ему снова надо срочно уехать, и он боится, что за
это время отключат телефон, так к а к он не успеет
Задание I. Тренировка умения выразить главную
его оплатить. Поэтому он приедет к нам без звонка
мысль рассказчика.
20 октября в 10 часов для заключения договора. Про­
Преподаватель читает маленькую заметку из га­
сил подготовить все необходимые документы"».
зеты. Задача слушателей — дать такое название за­
метке, которое выражало бы ее суть. После несколь­ Задание III. Отработка приемов активного слу­
ких примеров можно перейти к большей по объему шания в процессе игровой ситуации «Интервью».
информации. Ее суть можно выразить тремя предло­ Слушателям предлагается вопрос, имеющий про­
жениями. блемный характер. Даются варианты возможных от­
ветов. В течение 5 минут следует определить свою
Задание II. Тренировка внимательности при слу­ позицию по вопросу, продумать аргументы. Затем
шании, умения выделить главное. преподаватель приглашает «для интервью» двух слу­
В упражнении участвуют несколько человек, они шателей, мнения которых расходятся. Один из них
выходят за дверь. Остальные следят за экспери­ объявляется «журналистом», другой — «компетентным
ментом.
собеседником».
Преподаватель, обращаясь к одному из слушате­ Задача «журналиста» — выяснить мнение собесед­
лей, находящихся в комнате, произносит текст, со­ ника по данному вопросу, используя приемы активно­
стоящий из нескольких смысловых единиц. Затем го слушания. Задача «компетентного собеседника» —
приглашается один из находящихся за дверью. Пер­ вести себя естественно. Выбираются четыре «экспер­
вый слушатель говорит этот текст для вошедшего, тот та», которые будут внимательно следить за общим
затем — для другого вошедшего и т.д. Последний из ходом беседы и отвечать на предложенные препода­
участников произносит этот текст для всей группы вателем вопросы.
(обычно под общий хохот). Участников эксперимен­ Остальные слушатели объявляются «телезрителя­
та должно быть не более пяти, иначе сложно устано­ ми». Они не должны вмешиваться в ход беседы, их
вить, в какой момент произошла потеря или искаже­ задача — внимательно следить за ходом интервью и
ние информации, причины этого (увлеченность ма­ дополнять «экспертов».
лозначащими деталями, невнимательность и т.п.). Вопросы «экспертам» (раздаются каждому):
Пример текста: «Администратор страховой ком­ 1. Как вы оцениваете поведение «журналиста» на
пании говорит агенту: "Звонил в а ш клиент. Он уез­ этапе выслушивания: был ли он внимателен, отражал

<< Предыдущая

стр. 30
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>