<< Предыдущая

стр. 32
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

себе определенное состояние (озабоченность пробле-
мами дня, веселое расположение духа, головная боль
и т.д.), в котором встречает «собеседника». Подчер-
кивает свою психологическую позицию позой, жес-
тами, интонацией, определенными выражениями.
В процессе «делового разговора» он гибко реаги-
рует на поведение и аргументацию второй стороны,
принимает решение о «достижении договоренности».
Остальные слушатели анализируют «деловой раз­
говор», отвечая на следующие вопросы:
1. Удалось ли «посетителю» сразу же произвести
хорошее впечатление? Что этому способствовало, что
мешало?
2. Было ли удачным начало разговора? Учел ли
«посетитель» состояние «партнера»?
3. Каковы были психологические позиции парт­
неров?
4. Было ли ясным и полным информирование о
проблеме?
5. Делал ли «посетитель» паузы, чтобы «партнер»
мог задавать вопросы?
6. Был ли «хозяин кабинета» удовлетворен ответами?
7. Убедительно ли аргументировал свое предложе­
ние «посетитель»?
311
Рекомендации по проведению экзамена

Рекомендации 5. Вы пришли к директору ф и р м ы с предложени­
по проведению экзамена по курсу ем создать новое направление ее деятельности, на­
пример, какой-либо вид услуг населению.
«Культура делового общения»
6. Вы пришли к заведующей парикмахерской с
жалобой на сожженные завивкой волосы.
Экзамену предшествует зачет. Цель зачета — прове­ 7. Вы пришли к заведующему телеателье сообщить,
рить усвоение и понимание теоретических основ курса. что после визита к вам мастера телевизор вообще
Экзамен проводится в необычной форме: слуша перестал работать.
телям нужно продемонстрировать практические на 8. Убедить собравшихся, что к экзаменам нужно
выки делового общения. На экзамене присутствует готовиться заранее.
вся группа. 9. Убедить собравшихся, что водные процедуры
Первый вопрос каждого билета — фрагмент вы полезны для здоровья.
отупления, подготовленный заранее (темы предло- 10. Убедить собравшихся, что, прежде чем женить­
жены преподавателем или выбраны самостоятель- ся, нужно создать материальную базу для семьи.
но). Работа над выступлением начинается после изу- 11. Убедить слушателей, что, если обе стороны
чения главы 5 («Подготовка к речи-монологу»). Про- очень хотят вступить в брак, не нужно ждать, пока
должительность выступления на экзамене — не более появится материальная база.
7 минут. Э к з а м е н у е м ы й д о л ж е н : н а з в а т ь тему, 12. Убедить директора фирмы, что вы именно тот
сделать вступление, сообщить план всего выступле- сотрудник, который нужен фирме.
ния, изложить какой-либо вопрос по своему усмот- 13. Убедить собравшихся в том, что владение куль­
рению, сформулировать заключение. Об его успехе турой делового общения способствует достижению
преподаватель судит и по реакции группы. успеха в деловом мире.
Второй вопрос билета — практическое задание. В игровых ситуациях преподавателю отводится
Разыгрываются ситуации, к а к на практических роль «хозяина кабинета». Он занимает психологичес­
занятиях при изучении главы 3 («Как сделать свою кую позицию Взрослого. Задание считается успешно
речь убедительной»), 14 («Позиции в общении, веду- выполненным, если студент будет вежливо, с досто­
щие к успеху»), 16 («Проведение деловой беседы»). инством держаться, аргументированно, с психоло­
Примеры заданий: гической позиции Взрослого вести разговор и суме­
1. Вы занимаетесь репетиторством. Пришли к ет добиться расположения «хозяина кабинета».
матери абитуриента с рекомендательным письмом. В заданиях на убеждение нужно найти логичес­
2. Вы пришли к заведующему ЗАГСа с просьбой кие аргументы и психологические доводы.
перенести регистрацию брака. Темы заданий подбираются в соответствии со спе­
3. Вы пришли по объявлению к директору фир­ цификой аудитории.
мы устраиваться на должность менеджера.
4. Вы пришли к директору с просьбой о переводе
в другой отдел.
313
Литература по ораторскому искусству

Литература 17. Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовить пре­
по ораторскому искусству зентацию и блестяще ее провести. — М.: Независимая фир­
ма «Класс», 1996.
18. Эрнст О. Слово предоставляется вам. — М.: Эконо­
мика, 1988.
1. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс
для творческого саморазвития делового общения, полеми-
•'.i'.' •
• • \




ческого и ораторского мастерства. — Казань: Изд-во Ка- Дополнительная литература к темам
занского университета, 1993.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Культура и искусство
Логика в речи оратора
речи: Современная риторика. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и вли-
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. -М.: Про­
ять на людей, выступая публично. — Мн.: Беларусь, 1990.
свещение, 1970.
4. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Эло-
2. Логика и риторика. Хрестоматия/Сост. В.Ф. Берков,
куция). — М.: ПРИОР, 1999. ,
Я.С. Яскевич. — Мн.: ТООО «ТетраСистемс», 1997.
5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. — М.: Изд-во
3. Логическая культура делового разговора // Кузин Ф.А.
МГУ, 1992.
Культура делового общения: Практическое, пособие для
6. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с
бизнесменов. - М.: Ось-89, 1996. — С.ЗЗ—54.
упражнениями/Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1998.
4. Практика аргументации// Курбатов В.И. Стратегия
7. Мастера красноречия: Сборник. — М.: Знание, 1991.
делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. —
8. Михайличенко Н.А. Риторика. — М.: Новая школа,
Ростов/н/Д.: Феникс. — С.281—298.
1994.
5. Сборник упражнений по логике. — Мн.: Универси­
9. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. — М.:
Знание, 1984. тетское, 1990.
10. Мурина Л.А. Риторика: Учебник. — Мн.: Универ­ 6. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. —
ситетское, 1994. Мн.: Университетское, 1990.
11. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. —
М.: Политиздат, 1989. Как сделать свою речь убедительной
12. Об ораторском искусстве: Сборник. — М.: Поли­
тиздат, 1973. 1. Баева О.А. Убеждающее воздействие лектора: цели,
13. О красноречии в шутку и всерьез: Сборник. — М.: структура, средства. — Мн., 1988.
Знание, 1983. 2. Баранов А.Н. Что нас убеждает. — М.: Знание, 1990.
14. Снелл Ф. Искусство делового общения/Пер. с англ. — 3. Ерастов Н.П. Сочетание логики и психологии в лек­
М.: Знание, 1990. ции. -М.: Знание, 1980.
.15. Сопер П. Основы искусства речи/Пер. с англ. — 4. Сазонтьев Б.А. Рациональное и эмоциональное в лек­
М.: Прогресс-Академия, 1992.
ции. — М.: Знание, 1982.
16. Стернин И.А. Практическая риторика. — Воронеж,
5. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. — М..
1996.
Прогресс: Универс, 1993.
315
314 Литература по ораторскому искусству
Литература по ораторскому искусству

4. Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. —
Культура речи делового человека
М.: Знание, 1981.
1. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. — М.: Книга, 1980. 5. Худолеев Ю.Ф. Активизация внимания аудитории. —
2. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. — Мн.: Выш.шк., М.: Знание, 1983.
1986.
3. Калашникова А.Ф. Учебный словарь наиболее упот­ Культура ведения полемики
ребительных фразеологизмов современного русского язы­
к а . — Мн.: Выш. шк., 1991. 1. Аристотель. О софистических опровержениях / / Со­
чинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1976. — Т . 2 .
4. Культура устной и письменной речи делового челове­
2. Панкратов В.И. Уловки в спорах и их нейтрализа­
ка: Практикум. — М.: Флинта; Наука, 1997.
ция. — М.: Рос. пед. агентство, 1996.
5. Никольская С Т . Техника речи. — М.: Знание, 1978.
3. Родос В.В., Сыпченко С.А. Лектор вступает в поле­
6. Словарь делового человека. — М.: Экономика, 1992.
мику. —Томск, 1989.
7. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-спра­
4. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. —
вочник. — М.: Знание, 1995.
Мн.: Университетское, 1990.
8. Чихачев В.П. Речевое мастерство ^пропагандиста. —
5. Деловая полемика // Романов А.А. Грамматика де­
М.: Московский рабочий, 1987.
ловых бесед. — Тверь: Фамилия; Печатное дело, 1995. —
9. Чуковский К.И. Живой, как жизнь. — М.: Молодая
С. 137—165.
гвардия, 1963.
6. Диспут А.В. Луначарского с митрополитом А.И. Вве­
10. Шасцiмоуны слоунiк прыказак, прымавак i крыла­
денским 21 сентября 1925 года // На переломе: Философс­
тых слоу. — Мн.: Унiверсiтэцкае, 1993.
кие дискуссии 20-х годов; философия и мировоззрение. —
11. Язык делового общения. — Гомель: Изд-во Гомельск.
М.: Политиздат, 1990. — С . 290—318.
Ун-та, 1994.
7. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологичес­
кие аспекты. — М.: Знание, 1988.
Подготовка к речи-монологу 8. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. — М.: Зна­
ние, 1981.
1. Волков А.А. Структура лекции. — М.: Знание, 1986
2. Кожевников К.П. Методика подготовки лекций. —
Мн.: Выш. шк., 1976.
3. Одинцов В.В. Структура публичной речи. — М.: Зна­
ние, 1976.

Секреты успешного выступления

1. Адамов Е.А. Личность лектора. — М.: Знание, 1985.
2. Арредондо Л. Искусство деловой презентации. — Че­
лябинск: Урал LTD, 1998.
3. Верков В.Ф. Взаимодействие лектора и слушателей. —
М.: Знание, 1986.
317
Литература по культуре делового общения

18. Фрюлинг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради резуль­
Литература
тата: Практикум делового общения. — Ростов/н/Д.: Фе­
по культуре делового общения никс; М.: Зевс, 1997т
19. Паркинсон Дж.Р. Люди сделаютто, что нужно вам. —
М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», Изд-во «Новости», 1996.
20. Постулаты делового общения. — Гомель: БелАНТДИ,
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб.
1993.
пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.
21. Секреты умелого руководителя.—М.: Экономика, 1991.
2. Вечер Л.С; Секреты делового общения. — Мн: Выш.
22. Социальная психология и этика делового общения:
шк., 1996.
Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриенко. -^ М.: Культура и
3. Власова Н.М. ...И проснешься боссом: Справочник
спорт, 1995.
по психологии управления. — М.: Инфа-М; Экор, 1994.
4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. —
М.: Знание, 1988.
Дополнительная литература к темам
5. Ищите подход к людям. — Гомель: БелАНТДИ, 1993.
6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — Грозный: Восприятие и понимание
Чечен, кн. изд-во, 1989.
партнера по общению
7. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика об­
щения. — М.: ЛГУ, 1990. 1. Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопони­
8. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. Этические и со­ мания. — М.: Знание, 1990.
циально-психологические основы бизнеса. — М.: ИНФРА- 2. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. —
М, 1995. М.: Интерэксперт, 1992. — Гл.1—3.
9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практичес­ 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека че­
кое пособие для бизнесменов. — М.: Ось-89, 1996. ловеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
10. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное
пособие для студентов вузов. — Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
Как «читать» партнера по деловому разговору
11. Маккей X. Как уцелеть среди акул. — М.: Экономи­
ка, 1991. 1. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как кни­
12. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового гу.— М.: Экономика, 1990.
общения: Учеб. пособие. — Мн.: Изд-во Союза НПК РБ, 1997. 2. Пиз А. Язык телодвижений — М.: Ай Кью, 1992.
13. Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. — М.:
Профиздат, 1995.
Имидж делового человека
14. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения
менеджера: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. 1. Браун Д. Имидж — путь к успеху. —СПб: Питер, 1996.
15. Практическая психология для менеджеров. — М.: 2. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб.: Лань, 1997.
Филинъ, 1996. 3. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. — М.: Ось-89, 1996.
16. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого 4. Умение «подать себя» // Чисхольм П. Уверенность
общения/Пособие и словарь-справочник. — М.: КУбК-а, 1997. в себе: путь к деловому успеху — М.: Культура И спорт,
17. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. — Симфе­ ЮНИТИ, 1994. — С. 124—149.
рополь: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 1996.
319
Литература по культуре делового общения
318 Литература по культуре делового общения

3. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Эко­
Барьеры в общении и их преодоление
номика, 1987.
1. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... — 4. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. — М.:
Мн.: Выш. шк., 1986. Прогресс; Универс, 1993.
2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Ре­
чевой этикет в нашем общении. — М.: Знание, 1982. .
Литература для дальнейшей работы
по проблемам делового общения
Умение слушать
Деловая этика и деловой этикет
1. Атватер И. Я вас слушаю. — М.: Экономика, 1984.
2. Как правильно слушать // Скотт Л. Г. Конфликты и их 1. Браим И.Н. Этика делового успеха. — Мн.: НКФ «Эко-
преодоление. — Киев: Внешторгиздат, 1991. — С. 105—111. перспектива», 1996.
2. Бенедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, куль­
тура, этика, имидж делового человека. — М.: Ин-т новой
Культура общения к а к умение вести себя
экономики, 1996.
в типовых (базовых) ситуациях общения
3. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.:





1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психоло­ Фонд «Правовая культура», 1994.
гике общения. — М.: Просвещение, 1987. 4. Данкел Ж. Деловой этикет.—Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
2. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипуля- 5. Правила этикета. Краткий справочник. — М.: Дель­
тор/Пер. с англ. — Мн. ТПИ, 1992. та-МКС, 1992.

<< Предыдущая

стр. 32
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>