<< Предыдущая

стр. 5
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

рый воспользовался новым методом работы, предло­ тов. Этот прием психологического воздействия на
женной услугой или рекламируемым товаром. слушателей основан на «законе контраста» восприя­
Итак, психологические требования к аргументам. тия, согласно которому одновременные или после-
Аргументы должны быть: довательные ощущения противоположных качеств
• эмоционально значимы,
значительно усиливаются; следовательно, впечатле-
• понятны,
ние от каких-то фактов будет больше, если привести
• авторитетны для слушателей,
противоположные. Например, утверждается, что
• близки слушателям,
положение с выпуском какой-то продукции выправ-
• приемлемы,
ляется. Можно привести цифру, подтверждающую
• наглядны.
рост выпуска продукции за определенный период
К эмоционально значимым относятся и извест­
этого года. Ваше утверждение прозвучит более убе­
ные с античности «аргумент к личности», «аргумент
дительно для слушателей, если вы сравните эту циф­
к публике», «аргумент к авторитету».
ру с аналогичной за прошлый год, когда наблюдался
«Аргумент к личности» — ссылка на личные ка­
спад производства этой продукции.
чества и поступки человека, чьи идеи или предложе­
Примеры из жизни великих людей — любимый
ния обсуждаются. Без остальных доводов он ничего
прием известного психолога Д. Карнеги. Разве не
не значит, а в совокупности с ними оказывает неиз­
убеждает нас в том, что человек может достичь все-
менное психологическое воздействие. Поэтому во
го, чего захочет, пример его собственной жизни, в
время предвыборной кампании претенденты стремят­
которой он прошел путь от сельского парня, обучаю­
ся в лучшем виде представить себя, а некоторые — в
щего товарищей по колледжу риторике, до всемир-
невыгодном свете остальных кандидатов.
но известного авторитета в этой области?
Может быть эффективным «аргумент к публике»
Ссылка на собственный опыт — такой прием ока-
(говоря современным языком, ссылка на обществен­
зывает психологическое воздействие, но лишь в том
ное мнение). С точки зрения логики соображения «все
давно так делают» или «это никому не понравится» случае, если вы являетесь авторитетом для слушате­
ничего не доказывают, но психологическое воздей­ лей. Сравните впечатление от ссылки на свой опыт
ствие они имеют! Действие такого довода основано в процессе выступления на тему «Как преуспеть в
на удовлетворении присущей большинству людей по­ бизнесе» генерального директора крупной фирмы, ус-
требности вписаться в определенную социальную пешно работающей несколько лет, и начинающего
группу, заслужить ее одобрение. предпринимателя.
Убеждающий характер имеет «аргумент к автори­
тету». Подумайте, на опыт какого лица, какой фир­ Выбор способа Более убедительной считается
мы, страны лучше сослаться, чье высказывание про­ рассуждения и н д у к ц и я — рассуждение «от
звучит весомо для слушателей. (демонстрации) фактов», которые иногда оказы­
Некоторые приемы убеждения. Чтобы самая вают магическое воздействие. Аргументация «на при­
достоверная информация прозвучала убедительно, мерах» популярна в политике. Еще более внушитель-
Глава 3
44

ГЛАВА 4
на для иных слушателей аналогия — самый нестро­
КУЛЬТУРА РЕЧИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
гий с точки зрения логики способ обоснования ут­
верждений. Для аудитории специалистов, привыкших
Умен ты или глуп, велик ты
к теоретическому обоснованию суждений, больше
или мал,
подойдет рассуждение от общих положений — дедук­
Не знаем мы, пока ты слово
тивный способ.
не сказал.
Например, вам нужно убедить начальника произ­
Саади (персидский
водства внедрить новую технологию выпуска продук­
мыслитель и поэт XIII в.)
ции. Если это старый производственник, привыкший
действовать практически, его могут убедить факты:
информация о том, что дает применение данной тех­
Слово «речь» имеет множество значений. В дан­
нологии для выпуска этой продукции, ссылка на опыт
аналогичного производства. Для молодого специали­ ной теме под речью мы будем понимать «практичес­
ста, недавно прошедшего курс наук, убедительной бу­ кое использование языка» (А.Е. Михневич). В этом
дет ссылка на теоретическое обоснование этого мето­ смысле культура речи есть владение словом, языком.
да, новые научные достижения в этой области. Язык часто называют инструментом общения. Речь
же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько
Вопрос людей, столько и исполнителей. Порой встречаются
такие «виртуозы»... А ведь речь — один из важней­
Почему одни и те же доводы по-разному действуют на
ших факторов, по которым воспринимается и оце­
людей?
нивается человек. Вспомним эпизод из известной
сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказа­
3 а д а н ия
лась в лесной избушке у семи братьев: «Вмиг по речи
1. Предположим, что вы хотите предложить фирме еще
те спознали, что царевну принимали».
одно направление деятельности. Какие доводы могут
оказаться эмоционально значимыми для директора Но дело не только во впечатлении, которое произ­
фирмы? Для его заместителей? Для его секретаря? водит речь. Слова — оболочка мыслей. Если слова
2. Используя материал глав 2 и 3, попытайтесь вы­ выбраны неудачно, самые ценные мысли так и оста­
делить логические и психологические доводы в публи­
нутся у их владельца...
цистических и пропагандистских выступлениях по теле­
К у л ь т у р а у с т н о й р е ч и заключается в
видению, радио, в печати. В чем секрет успеха одних ора­
сознательном отборе и использовании тех языковых
торов и неудач других?
средств, которые помогают общению.
Подбирая слова для выражения мыслей, оратор,
быть может не осознавая этого, руководствуется сле­
дующими соображениями: во-первых, подходит ли
46
Глава 4 Культура речи делового человека 47
слово по смыслу; во-вторых, правильно ли мы его упот­
фраз, употреблением разговорной лексики, некото­
ребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуа­
рым отступлением от грамматических и стилисти­
ции; и, наконец, выразительно ли оно.
ческих норм, включением междометий, эмоциональ­
Для того чтобы все носители языка хорошо пони­
ной окрашенностью. Если в устной речи и встреча­
мали друг друга, необходимо владеть литературным,
ются сложные предложения, это не сложноподчинен­
то есть нормативным, языком. Хотя норма с течени­
ные со сложными предлогами, к а к в письменной
ем времени меняется, одни слова устаревают, лите­
речи, а сложносочиненные с союзом «и». Например,
ратурный язык обогащается за счет профессиональ­
пишут: «Так как погода испортилась, экскурсия не
ных, диалектных и даже жаргонных слов, меняются
состоялась», а говорят: «Погода испортилась, и экс­
правила произношения и изменения слов, следование
курсия не состоялась». Причастные обороты, свой­
существующим на конкретном историческом этапе
ственные письменной речи, в устной заменяются
определенным нормам помогает людям понять друг
придаточными предложениями со словом «который»,
друга.
например: на письме — «собрание, начавшееся в 14
Культура речи предполагает:
часов...»; в речи — «собрание, которое началось в 14
1) знание норм литературного языка;
часов...». Для устной речи, ориентированной на слу­
2) умение выбирать в соответствии с ними самые
шателя, характерны вопросительные предложения,
точные, уместные в данной речевой ситуации слова
обращения, диалогизация речи, вопросно-ответный
и выражения;
ход, вводные слова, использование личных местоиме­
3) выразительность речи, которая достигается
ний и глаголов в побудительном наклонении («Мы ви­
использованием языковых средств (синонимов, тро­
дим, что...», «Как вы знаете...», «Подумаем...», «Вспом­
пов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых
ните...»). И конечно, устную речь сопровождают вне-
(жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, гром­
языковые средства: интонация, жесты, мимика, пан­
кости).
томима, которые дополняют, а порой заменяют
значения слов или делают их более выразительными.

Особенности Выступление только тогда произ-
Хорошая устная речь обладает досто­
устной речи водит благоприятное впечатле­
инствами, которых нет у звучащей письмен­
ние и оказывается действенным, когда оратор гово­
ной речи: она понятна, ее содержание усваи­
рит живым языком, к а к бы на глазах у слушателей
вается сразу же, она побуждает мысль и за­
творя свою речь. Озвучивание письменных текстов
поминается.
допустимо лишь в особых случаях, например при со­
общении большого объема информации.
В какой мере допустимо отступление от строгих
Устная речь отличается от письменной более корот­
языковых норм в устной речи? Академик Л.В. Щерба
кими предложениями, простотой построения фраз,
писал: «Когда чувство нормы воспитано у человека,
49
Культура речи делового человека
48 Глава 4

тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обо­
построенными ф р а з а м и речь вызывает ощущение
снованных отступлений от нее». Чтобы воспитать в
себе чувство нормы, нужно следить за тем, к а к ее болота, в котором тонут мысли, в то время к а к чис-
соблюдают авторитетные в этом отношении люди: тая речь воспринимается к а к журчащий ручей, ко-
писатели, дипломаты, дикторы; внимательно и тре­ торый их несет.
бовательно относиться к собственной речи; почаще Знание ошибок позволяет их избегать. Рассмотрим
заглядывать в словари и справочники. типичные из них, встречающиеся в устной речи.
I. Неправильный выбор слова. Он связан:
а) с небрежным отношением к слову: «Через два
Каких ошибок Приходится иногда слышать та-
чaca езды стало ясно, что мы начали заблуждаться»;
следует кое м н е н и е : «Ну, с к а ж у я
б) с употреблением лишних слов: «отступил назад»,
избегать средства, а не средства — и что
«свободная вакансия»;
же, все равно меня поймут». С таким отношением к
в) со смешением паронимов (близких по звучанию
языку нельзя согласиться. Когда мы слышим слово в
слов): «сравняем наши результаты» (вместо «сравним»);
непривычной форме, процесс восприятия вдруг пре­
г) с непониманием значения слова: «Эта идея
рывается: нужно дополнительное время на ее осозна­
мне гармонизирует»; «Я обратно тебе пишу». На этой
ние, что создает дискомфорт. Если ошибки встреча­
ошибке следует остановиться подробнее, так как,
ются часто, это раздражает примерно так, как пятна
к сожалению, слово «обратно» нередко употребляют
на белой скатерти или камни под колесами вело­
в значении «опять, снова», в то время к а к «обратно»
сипеда. Если же слушатели сами говорят столь же
означает направление в противоположную сторону,
неправильно, как выступающий, то они утвержда­
назад. К.И. Чуковский вспоминал, в какое недоуме­
ются в своих ошибках, и оратор вместо образца нор­
ние его привело сообщение домработницы Маши о
мы становится проводником языкового бескультурья,
ром, что «соседка-то обратно родила!». Неправиль-
так к а к любой человек, выступающий публично, на-
ное использование этого слова привело к трагичес­
делен авторитетом.
ким событиям во время Великой Отечественной
Непростительна также небрежность речи, выз­
войны. Радист регулярно передавал в штаб сообще-
в а н н а я неверным согласованием слов во ф р а з е ,
ния о ходе военных действий. Бой заканчивался в
употреблением лишних или неподходящих по смыс­
нашу пользу и, когда после перерыва в сообщениях
лу слов: «Я с вами солидарен тем, что касается...»,
в штабе услышали: «Немцы идут обратно!», поняли
«Уровень этих рассуждений поднялся на уровень...»,
это так: ф а ш и с т ы отступают, идут назад. Сигналов
«Он бурлил этими сведениями...» и т.д. (подлинные
с поля боя больше не было. Послали разведчиков. И
ошибки из выступлений на конференции). Небреж­
тогда стало ясно, что произошло. Новые силы врага
ная, с грамматическими ошибками и неправильно
(немцы снова наступали) разгромили советских бой-
цов, оставшихся без подкрепления по вине погиб­
шего со всеми радиста.
51
Культура речи делового человека
50 Глава 4

выглядишь. По словарю уточняется произношение
П. Ошибки в произнесении слов (орфоэпичес-
малознакомых терминов, а также тех, которые бу-
кие ошибки).
дут часто встречаться в речи.
Они сводятся к неправильному произношению
III. Грамматические ошибки в словах.
звуков и их сочетаний и ошибкам в ударении.
Русское произношение смягчает согласный перед 1. Неправильная форма спряжения некоторых гла-
«э» в иностранных словах: [те]ма, [ре]йс, [те]рмин голов: «бежи», «подыми», «вылазь», «ложи». Правильно:
и т.д. Есть и исключения: а[тэ]изм, ин[тэ]нсивность, беги, подними, вылезай, клади, но можно сказать: сло­
[тэ]мп и др. ­и, положи.
В некоторых иностранных словах встречается 2. Неправильное склонение числительных.
ошибка наращивания сложности: произносят «ком- В выступлениях современных деловых людей
пе[н]тентный» вместо компетентный, «э[к]скорт» вме­ встречается много цифр. При склонении составных
сто эскорт и т.д. числительных изменять следует каждое слово, хотя
В условиях белорусско-русского двуязычия встре­ зачастую в них склоняют лишь последнюю часть: «бо­
чаются ошибки в произношении слов, вызванные вли­
­­е восемьсот двадцати человек». Правильно: более
янием белорусского языка: правильно шестьдесят, а
восьмисот двадцати человек. В датах число склоня­
не «шестьдесят»; решено, а не «р[э]шана»; некоторые,
­тся, а название месяца нет: к седьмому декабря.
а не «некотОрые»; детьми, а не «дЕтьми» и т.д.
3. Употребление двух сравнительных степеней в

<< Предыдущая

стр. 5
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>