<< Предыдущая

стр. 7
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Гипербола (преувеличение) — непомерное увели-
безности» (из заметки в «Аргументах и фактах»); «На
чение каких-то качеств явления: «Я почувствовал себя
лужайке перед домом носилась обезумевшая га-
самым счастливым человеком на свете».
зонокосилка» (Ф. Саган); «Вот почему я думаю, дру-
Литота (преуменьшение) — чрезмерное умень-
зья, что мы способны помочь миру в его раска-
чение каких-то качеств: «Это можно сделать за одну
ленный час» (из Нобелевской лекции А.И. Солже-
секунду».
ницына). Найти «свой», в ы р а з и т е л ь н ы й и яркий
Ирония — слово или выражение употребляется в
эпитет — творческая удача. Встречаются горе-ора-
смысле, обратном буквальному, для высмеивания ка-
торы, которые не утруждают себя поисками слова,
кого-то явления: «Конечно, стоит нам дать реклам-
а используют ставшие затертыми, ничего не гово-
ное объявление, от клиентов отбоя не будет». Иронич-
рящие ни уму, ни сердцу в ы р а ж е н и я : горячая под
ный подтекст о щ у щ а е т с я в п р и в е д е н н о м в ы ш е
держка, огромное значение, волнующая встреча,
высказывании о «совершенствовании» американцев
практические мероприятия, важная задача и т.д.
в русском языке.
Подобные «эпитеты» убивают всякую мысль и пото-
Олицетворение — троп, состоящий из перенесе-
му опасны.
ния свойств человека на неодушевленные предметы
Метафору можно назвать скрытым сравнени-
и отвлеченные понятия: «Было бы неблагодарностью
ем. Удачные м е т а ф о р ы позволяют лучше понять
не назвать лес в числе воспитателей и немногочис­
суть явлений, сделать их зримыми, вызывают эмо-
ленных покровителей нашего народа» (Л.Леонов).
цйи, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно
Для того чтобы сделать более впечатляющей и от-
ищет образы тех явлений, о которых он собирается
четливой какую-то мысль, используются фигуры —
рассказать слушателям. Образы рождаются, когда
особые построения фраз.
мы наблюдаем жизнь, размышляем, сопереживаем
эмоциональное
Риторическое восклицание -
Они возникают к а к синтез нашего эмоционального
утверждение или отрицание с целью привлечь внима-
отклика на какое-то событие и ассоциативной спо-
ние аудитории, побудить ее разделить мнение орато­
собностй мышления. Примеры метафор: «Душа на-
ра: «И простой шаг простого мужественного челове­
стоящего человека есть с а м ы й сложный, и самый
ка: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных
нежный, и самый певучий музыкальный инстру-
действий!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).
мент» (начало речи А.А. Блока «Памяти Комиссар-
Обращение — подчеркнутое обращение к ауди-
жевской»); «Закон об обеспечении государственного
тории с целью привлечь внимание слушателей и вы­
бюджета был костылем, который помог преодолеть
разить свое отношение к аудитории. Сравним: «Госпо­
трудности только одного года» (из выступления быв-
да!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие друзья!» и т.д.
шего федеративного канцлера ФРГ К. Киссингера)
63
Культура речи делового человека
62 Глава 4

Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие
Обращение в сочетании с риторическим восклицанием
текста. «Есть книги, которые читаются; есть книги,
способно «завести» самую инертную аудиторию. «Дру-
которые изучаются терпеливыми людьми; есть кни-
зья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь
ги, которые хранятся в сердце нации» (Л. Леонов). В
стоим!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).
этом предложении параллелизм сочетается с другим
Риторический вопрос. Это вопрос, который не
средством языковой выразительности — повтором.
предполагает прямого ответа. Выражая утверждение
Повтор—многократное повторение одного и того
в вопросительной форме, он привлекает внимание
же слова или оборота для того, чтобы выделить самое
слушателей к проблеме. «Найдем ли мы дерзость
Существенное понятие во фразе. Разновидность по-
заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего
втора — анафора (повторение начальных слов) и эпи-
мира?» (А.И. Солженицын). В речи Демосфена против
фора (повторение заключительных слов). Пример ана­
Эсхина в знаменитом споре «О золотом венке» обра­
форы — отрывок из выступления Александра Меня:
щение и риторический вопрос позволили Демосфену
"Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы
повернуть течение полемики: «Эсхин! Если ты один
все время живем на поверхности жизни, мы все вре-
предвидел будущее, зачем же не открыл его?»
мя отдаемся мелочам, иногда совершенно преходя­
Инверсия—расположение слов в особом порядке,
щим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни
нарушающем обычный, прямой порядок слов, для уси­
окружающего мира. Мы к а к зачумленные, хотя ведь
ления выразительности речи: «Работать они не хотят,
жизнь коротка".
а жить хотят хорошо» (из выступления юриста о пра­
Период к а к риторическая фигура — построение
вонарушениях молодежи); «Легко верить в Бога, а в
предложения из двух частей: первая представляет
человека поверить вы пробовали?» (из выступления).
собой параллельные синтаксические конструкции,
Градация — расположение слов в порядке, при
подводящие к определенному выводу, вторая — вы-
котором их значение постепенно усиливается (реже —
вод. Использование периода позволяет сделать осо­
ослабляется), благодаря чему создается нарастание
бенно значимой мысль, содержащуюся в выводе. «Ког­
(реже — ослабление) производимого ими впечатления:
да человеческой душе наносятся раны, когда человек
«Человек я в л я е т с я образом и подобием Творца
в конце концов достигает уже в юности определенно­
и...каждый из нас волен, свободен этот образ в себе
го уровня цинизма, когда он перестает подходить к
раскрывать, очищать и поднимать, или наоборот, за-
личности, как к священному, когда он уже не знает
темнять, грязнить и топтать» (из лекции-проповеди
никаких границ, путей, идеалов, когда он над всем из­
Александра Меня). Или: «Насколько все это просто для
девается, он является душевной развалиной, душевны­
художника, настолько же непонятно для обывателя,
ми руинами, нравственным трупом,—это очень страш­
а что для обывателя непонятно, то для него недопус­
но» (из лекции-проповеди Александра Меня); «Если мы
тимо, то для него и ненавистно» (из речи А. Блока
взялись за это дело, если мы потратили столько вре­
«Памяти В.А. Комиссаржевской»).
мени и сил на организацию работы, если все надеются
Параллелизм — одинаковое синтаксическое по­
на нас, — неужели мы остановимся на полпути?»
строение соседних предложений или отрезков речи.
Глава 4
64 Культура речи делового человека 65

Многие о р а т о р ы любят использовать пословицы, Задания
крылатые выражения. Действительно,
поговорки,
1. Внимательно следите за тем, как говорят другие:
они не только у к р а ш а ю т речь, но, главное, точно, обращайте внимание на произношение, выбор слов и
кратко и выразительно способны передать самый выражений, выразительность речи.
сложный смысл: "Мужик на б а р и н а т р и года сердил­ 2. Следите за собственной речью. В случае затрудне-
ний обращайтесь к словарям. Правильному произношению
ся, а б а р и н и не знал", "Если сердце черное, то и зо­
слов учитесь у дикторов телевидения.
лотой я з ы к не поможет", "Ножом у б и в а ю т в безлюд­
3. Попробуйте выразить одну и ту же мысль десятью
ном месте, словом убивают на людях" и т.д.
р а з н ы м и с п о с о б а м и , п р е д п о л а г а я р а з н ы е цели
К а к ж е р а з в и т ь выразительность своей речи? Да,
выступления, добиваясь все большей выразительности.
для этого нужно много читать, учиться у мастеров 4. Чем насмешило молодого человека «выступление» на
слова, не пропускать выступлений людей творческих светском вечере героини пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Элизы
п р о ф е с с и й , речь которых, к а к правило, образная. Но Дулитл:
М и с с и с Х а г г и н с (прерывает молчание непринуж­
главное все же не в этом. «Богатство я з ы к а есть богат­
денным тоном). Любопытно, будет ли сегодня дождь?
ство мыслей», — писал Н.М. К а р а м з и н . Это суждение
Э л и з а . Незначительная облачность, наблюдавшаяся
п о д д е р ж и в а л С.Я. М а р ш а к : «Для того чтобы родились
в западной части Б р и т а н с к и х островов, возможно,
своеобразные и оригинальные обороты речи, н у ж н ы
распространится на восточную область. Барометр не дает
оригинальные и своеобразные мысли и чувства». основания предполагать сколько-нибудь существенных
Нельзя чувствовать и з н а т ь слово, если не чувству­ перемен в состоянии атмосферы.
Ф р е д д и . Ха-ха! Вот умора!
ешь и не з н а е ш ь действительности. Наблюдать, сопо­
Э л и з а. В чем дело, молодой человек? Я, кажется, все
ставлять, р а з м ы ш л я т ь , з а п и с ы в а т ь свои мысли, ис­
правильно сказала.
к а т ь наиболее точные и выразительные слова для них,
изучать лабораторию слова лучших писателей и орато­
ров — Таков путь тех, кто хочет, чтобы его ж и в о е слово
получало отклик.

Вопросы
1. Как следует понимать выражение «культура речи»?
2. Что ответить человеку, который считает: «Буду
говорить как хочу и умею»?
3. Как добиться правильного произношения слов?
4. Назовите типичные случаи неправильного согласова­
ния слов в предложении.
5. Какие ошибки связаны с неточным выбором слов?
6. Чем плох канцеляризм?
7. С помощью каких языковых средств можно сделать
речь выразительной?
Подготовка к речи-монологу 67


ГЛАВА 5
ПОДГОТОВКА
К РЕЧИ-МОНОЛОГУ влекать внимание, затрагивать интересы тех, для
кого предназначено, будить воображение. Пробужда-
Ораторская речь —- это не сумма ма- ет интерес название, содержащее вопрос или острую
териалов, собранных из различных ис- постановку проблемы: «Духовный бизнес — это
точников, а оригинальное, рожденное
возможно?» Сравним два названия; рабочее, содер-
в творческих муках, произведение.
жащее основную идею выступления, и рекламное:
Е.А. Ножин
«Правильный образ жизни к а к основа длительной
(теоретик ораторского искусства)
трудоспособности» и «Как жить не старея». Второй
вариант не только привлекает внимание, но и создает
Монолог — такая речь, которую начинает и ведет
положительную установку на восприятие темы. И
один человек. Ясно, что монологом она будет лишь
еще пример. Рабочее название:-«Самоанализ — важ-
по форме. Ведь любое высказывание, обращенное к
нейший способ определения жизненной стратегии».
слушателям, предполагает взаимодействие, диалог с
Рекламное, для выступления — «Как выбрать мужа».
ними и по существу таковым и является.
Готовиться к выступлению необходимо загодя.
Подготовка к выступлению начинается с определе
Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свобод-
ния и уточнения темы. Любая тема является частью
ное владение материалом возможно лишь в том слу-
большей проблемы и представляет собой одну из ее
чае, если он прочно освоен.
сторон. Важно осознавать это и не стремиться в одном
Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе
выступлении объять необъятное. Можно посочувство-
три вопроса:
вать оратору, взявшемуся за тему: «Компьютеризация
1) Кому я буду говорить?
нашего отечества» или «Компьютер — окно в мировую
2) Для чего?
культуру».
3) Что должны уяснить слушатели?
Выбирая тему выступления, следует руководство-
Предварительная информация о слушателях —
ваться критериями:
одна из гарантий успеха. Разумный водитель не сядет
1) вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели;
за руль автомобиля, если не знает особенностей этой
2) то, о чем вы собираетесь говорить, может выз-
марки. Трудно рассчитывать на успех, если не пред-
вать их интерес;
ставляешь, насколько осведомлены слушатели в дан-
3) это актуально, значимо для них.
ном вопросе, чем именно он их может заинтересо-
Название выступления должно отвечать двум тре
вать, к а к соотносится с их насущными проблемами.
бованиям: отражать его суть, то есть в лаконичной
Найти то, что нужно данным слушателям — непрос-
форме выражать основную идею выступления, и но
то. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди
сить рекламный характер: быть занимательным, при
говорят обычно о том, что кажется важным им са-
мим. «Чтобы дойти до сердца слушателей, нужно вый-
ти из футляра своих представлений и взглянуть на
69
Подготовка к речи-монологу
68

выступление, тем важнее подчинить его раскрытию
тему ее (аудитории) глазами». А для этого, советует
основного тезиса — «царствующей мысли», к а к вы-
Р. Хофф, нужно к а к можно ближе узнать своих бу-
ражался М.М. Сперанский. Вызывает сочувствие че-
дущих слушателей, «повариться» в их среде. Знание
ловек, который долго пробивается к трибуне, полу-
будущей аудитории позволяет подготовить выступ
чает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно

<< Предыдущая

стр. 7
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>