<< Предыдущая

стр. 8
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ление так, чтобы удовлетворить ее потребности.
доазывает, а услышав, что его время истекло, кри-
чит: «Так я же не сказал, что хотел!»
Назначение выступления в том, чтобы удов­
Выбор цели и основной идеи выступления опре­
летворить какую-то потребность слушателей.
деляет стратегию всей дальнейшей работы. Этот во-
енный термин очень точно отражает суть проблемы:
неверна стратегия — словесные залпы окажутся хо-
Определение цели В з а в и с и м о с т и от отношения
лостыми. Стратегию выступления удобно сформули-
и основной идеи слушателей к вопросу определя-
ровать одной фразой, которую называют задачей
выступления ем цель выступления:
выступления (некоторые авторы предпочитают вы-
• проинформировать;
ражение «целевая установка»). Формулировка задачи
• объяснить;
выступления содержит его цель и основную идею. На-
• заинтересовать;
пример: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том,
• убедить;
что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.
• переубедить;
• побудить к действию;
Задача выступления = цель + основная идея
• воодушевить и т.д.
Обычно выступление преследует одну главную
Задача выступления состоит в том, чтобы к а к мож-
цель, а остальные ей подчинены.
С древнейших времен в зависимости от основном лучше удовлетворить потребности аудитории.
цели выступления различают следующие виды речей
1. Информационные (повествовательные, описа
тельные, объяснительные).
2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие,
побуждающие к действию).
3. Развлекательные.
4. Сокровенные.
Определив цель выступления можно сформули-
ровать его основную идею и название. Чем короче
Глава 5 Подготовка к речи-монологу 71
70

Р. Хофф описывает такой случай: «Как-то я спросил вокруг следующей идеи: «Сотрудничество с нашей
одного своего бывшего н а ч а л ь н и к а , для чего он организацией заставит вас забыть неудачу. Мы ра­
подготовил речь, которую собирается произнести. Он ботаем по-другому, и нам молено доверять».
с к а з а л : «А, я просто хочу о с в е ж и т ь им мозги». Процесс определения основной идеи выступления
Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только в зависимости от характера аудитории можно услов­
мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди но изобразить с помощью рисунка 3.
рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь
мысль, которая может оказаться им полезной...»
Если меняется цель выступления, меняется и его
основная идея и, естественно, задача. Это можно
проиллюстрировать на таком примере.
В районе открылась юридическая консультация,
обслуживающая частные ф и р м ы . Ее руководителю
представилась возможность выступить на сове-
щании, где собрались директора ф и р м . Цель выс-
тупления — проинформировать аудиторию о по-
явлении юридической консультации. Основная идея
выступления — существует такая-то служба, услу-
ги которой могут вам понадобиться. Задача выс-
тупления — рассказать о том, что в районе поя-
вилась полезная собравшимся служба. Представим
теперь сотрудника юридической консультации в
кабинете директора ф и р м ы , который уже знает о Блюдо (условно — с овощами) символизирует тему
существовании консультации и ее услугах. Задача выступления. «Повар» (выступающий) из этих овощей
«выступления» юриста — убедить собеседника в том, для одного потребителя готовит салат, для другого —
что пользоваться услугами консультации удобно и винегрет, для кого-то может приготовить борщ: кому
выгодно. В кабинете директора ф и р м ы , имеющего что нужнее и полезнее в данный момент. Блюда (раз­
печальный опыт сотрудничества с какой-то юри- ное содержание выступлений) подаются разными
дической службой, сотруднику консультации при­ ложками (для каждого выступления — своя основ­
д е т с я п о с т а в и т ь себе цель п е р е у б е д и т ь потен- ная идея, которой подчинен план).
циального клиента. Он построит свое выступление Когда выбран аспект рассмотрения темы, ус­
тановлены цель и основная идея выступления для кон­
кретной аудитории, можно наметить его предвари­
тельный план и приступить к подбору материала.
Глава 5
72 Подготовка к речи-монологу 73

Предварительный Выступление без плана можно срав- 4) взаимосвязь и взаимодействие различных сто­
план экономит нить с путешествием без карты — рон этого явления;
время неизвестно, куда можно прийти. 5) перспективу развития явления или разрешения
Хорошим считается такой план, который полно и проблемы;
последовательно раскрывает тему, позволяет слуша­ 6) практический вывод или предложение.
телям без труда понять логику изложения, облегчает Напомним, что в выступлениях, носящих убежда­
изложение материала. План выступления составля­ ющий характер, вслед за информированием должна
ется заранее. В процессе работы над темой он кор­ идти аргументация; а если нужно переубедить слу­
ректируется, и окончательный план может значитель­ шателей, то и опровержение противоположных взгля­
но отличаться от предварительного. дов. Только после этого слушатели придут к выводу о
пользе или значимости данного явления и смогут при­
Цель информационных выступлений — показать
нять решение о необходимости действий.
сущность какого-то предмета или явления, то есть рас­
крыть содержание понятия, будь то более эффективный На деловых совещаниях нередко приходится вы­
метод работы, новый вид услуги или деятельность фир­ ступать с предложением об улучшении работы отрасли
мы. План такого выступления должен подчиняться логи­ или предприятия. П. Сопер рекомендует следующую
ческим правилам деления темы на вопросы (см. главу 2). схему такого выступления.
1. Существующее положение дел требует опреде­
Информационные выступления могут происходить
ленных перемен.
на трех уровнях. Выбор того или иного уровня опре­
2. Суть моего предложения по улучшению работы
деляется целесообразностью и характером аудитории.
отрасли (предприятия) состоит в следующем.
В ряде случаев достаточно простое информирование —
3. Мое предложение приведет к таким-то положи­
описание того, что собой представляет данное явление
тельным изменениям.
или предмет (ответ на вопросы: что? где? когда?).
4. Возможные отрицательные последствия моего
Более высокий уровень — комментирование — тол­
предложения и к а к их можно избежать.
кование, объяснение явления или ситуации (ответ на
5. Насколько выполнимо мое предложение.
вопросы: как, каким образом?). Наконец, высший
6. Что нужно сделать, чтобы его реализовать.
уровень — анализ, разбор явления или проблемы
Можно предположить, что изложение по такой
(ответ на вопросы: почему? Закономерно или случай­
схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым язы­
но? Положительные и негативные стороны? Что из
ком, вызовет встречный энтузиазм.
этого следует?). Анализ и последующий синтез позво­
ляют подвести слушателей к практическим выводам.
План выступления, содержащего анализ проблемы, Как С подбора материала по предва-
в этом случае будет включать: подобрать рительному плану н а ч и н а е т с я
1) описание самой проблемы или явления; материал непосредственная подготовка к
2) причину возникновения проблемы или явления; для выступления выступлению.
3) связь этого явления с другими, закономерно оно Основное содержание делового выступления обыч­
или случайно; но составляют собственные соображения по пробле-
74 Глава 5 75
Подготовка к речи-монологу

ме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, Свободное конспектирование — передача содержания
журналы, документы. Можно использовать и инфор­ текста своими словами. Оценочное конспектирова­
мацию о деятельности других фирм, ссылаться на ние — критический разбор содержания, когда наряду
опыт отечественных и зарубежных партнеров. с суждениями автора приводятся собственные. При
Подобрав литературные источники, не спешите де­ творческом конспектировании мысли автора дополня­
лать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомен­ ют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конс­
дуем следующие этапы работы с литературой. пектирование — это представление материала на
1. Чтение-отбор. Его итог — список литературы. бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего
Досконально проработать всю имеющуюся лите­ нужно преобразовать письменную речь в устную.
ратуру по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы Владение разными формами работы с источника­
отобрать самые подходящие книги, следует познако­ ми необходимо. Ведь все, что говорит оратор, долж­
миться с их аннотациями, прочитать предисловие, но быть им «пропущено» через себя. Иначе зачем брать
просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, слово?
обратить внимание на язык изложения. Составление Как собирать материал. Делать выписки в тетради
списка литературы поможет потом делать ссылки. или на больших листах бумаги неудобно. Появляется
2. Чтение-ознакомление. Его итог — разметка новый источник информации (статья, книга, наблю­
материала в разных книгах. дение, разговор с авторитетным человеком и т.д.), и
Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы возникает проблема: куда и как вставить новую запись?
определить, в каком источнике, на каких страницах Поэтому лучше использовать листы небольшого фор­
можно найти нужный материал. В процессе ознаком­ мата — карточки. Вверху каждого листа записывает­
ления с литературой предварительный план, как пра­ ся, пусть кратко, название вопроса, к которому отно­
вило, уточняется. Разметка материала осуществляет­ сится выписка. Это позволит собрать информацию по
ся с помощью закладок или другими способами. одному вопросу из всевозможных источников. При не­
3. Чтение-изучение. Его итог — выписки из книг обходимости ее будет легко ввести в компьютер.
по вопросам предварительного плана. Ведение записей на карточках требует аккурат­
Основополагающие работы по теме выступления ности. Не забывайте указать источник информации,
рекомендуется проработать полностью, делая вы­ а если это цитата — еще и автора. На каждом листке
писки. записывается одна законченная мысль, пример или
Выписки из литературных источников не всегда цитата. Карточки с информацией, относящиеся к
должны быть дословными. Фактографическое конспек­ одному утверждению, помечаются одинаковой циф­
тирование необходимо, когда важно передать слово в рой и разными буквами. Это позволяет всё время
слово содержание постановления, нового закона, рек­ дополнять и обновлять материал, выбирать подходя­
ламной информации и т.д. Такой материал подразу­ щие примеры. Конспект, составленный из отдельных
мевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях листков, называется рассыпным. Образец листа рас­
рекомендуются другие виды работы с источниками. сыпного конспекта представлен на рисунке 4.
77
Подготовка к речи-монологу
Глава 5
76
сравнении, например: количество частных предпри­
нимателей в городе за девять месяцев этого года уве­
личилось на 30%.
Если цифра приводится ради самой себя, ее нуж­
но округлить, чтобы она легче воспринималась на
слух.
Для неспециалистов цифру нужно сделать «зри­
мой», то есть показать, что она означает. Например,
директор фирмы называет цифру убытков за месяц
из-за неуплаты клиентами по договорам. Чтобы со­
трудники ясно представляли, велика ли эта сумма,
можно сообщить, что она составляет 10% месячного
дохода, и ее потеря заставила уменьшить премию
каждому сотруднику на столько-то.
Естественно, сравнивать можно сопоставимые
величины. В этом примере нельзя сравнивать убыт­
ки за месяц с квартальным доходом.
Выступающий должен быть уверен, что слушате­
Как нужно использовать вспомогательный
ли понимают смысл тех показателей, которые он при­
материал. Документы, цифры, примеры, цитаты,
водит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инф­
иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем
ляция, покупательная способность, потребительская
являются ценным вспомогательным материалом, по­
зволяющим сделать изложение более понятным, на­ корзина и т.п.
глядным, убедительным, запоминающимся. Но это не Итак, нельзя выхватить из документа и привести
значит, что вспомогательного материала должно быть «голую» цифру. Работа над цифровым материалом не
как можно больше. Цифры и примеры не должны только необходима, но и способна принести удовлет­
уводить от существа дела. В этом заключается глав­ ворение и творческую радость оратору и пользу его
ное правило использования вспомогательного мате­ слушателям.
риала — включать в изложение только то, что рас­ Пример в выступлении. Пример в выступле­
крывает или подтверждает основную мысль. нии должен быть я р к и м и лаконичным, без лишних
деталей. Он может использоваться для иллюстрации
Как подавать цифры. Если ц и ф р а необходима
сказанного, пояснения сложного материала, в каче­
для подтверждения какой-нибудь мысли, например
стве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению
о росте частного предпринимательства, саму цифру
о том, что все приходит с опытом, может быть опи­
лучше не называть, а для большей убедительности
сание первых шагов в маркетинге ведущего менед­
нужно сравнить число предпринимателей за после­
жера: его волнение перед первой встречей с клиен-
дние месяцы. То есть рекомендуется цифры давать в
78 79
Глава 5 Подготовка к речи-монологу

том, неудачная презентация услуги, извлеченный увлекаться, приводят пример с такими подробнос­
опыт и т.п. тями, что у кого-то из присутствующих обязательно
Утверждение «в религиозных обрядах есть много возникает попутный вопрос. Выступающий с удо­
психологически оправданных действий» требует по­ вольствием отвечает, к обсуждению подключаются
яснения. Примером может служить исповедь, во вре­ остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спу­
мя которой человек, рассказывая о том, что его тя­ стя некоторое время все спохватываются: «О чём это
готит, испытывает облегчение. мы говорим?»
Приводя примеры, необходимо помнить о главном
Многочисленные примеры разных людей, испы­
правиле использования вспомогательного материала.
т ы в а ю щ и х затруднение п р и выступлении перед
Отступать от него можно лишь тогда, когда этого тре­
аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами,
бует с и т у а ц и я .
подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что орато­
наглядного материала. Диаг­
Использование
ром при желании может стать каждый.
раммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плака­
Опытные ораторы приводят также шуточные и
ты, различные предметы также предъявляются для
воображаемые примеры. Например, преподаватель,
подтверждения или пояснения основных положений
обучающий будущих лекторов, в своей лекции о вза­
выступления.
имоотношении оратора и аудитории сказал: «Вообра­
Важно выбрать нужный размер наглядного посо­
зите себе состояние взрослых людей, которых при­
бия и исполнить его как можно красочней. Не следу­
нудительно кормят незнакомой и невкусной пищей.
ет уподобляться горе-ораторам, которые, показав
Эти люди будут не в лучшем положении, если их за­
аудитории рисунок или схему размером с листовку,
ставить слушать то, что им вовсе не нужно».
горячо поясняют изображение, время от времени
К каждому выступлению можно подобрать мно­
дразня слушателей словами: «Как видно на схеме...»
жество примеров. Отбирая их для выступления, сле­
Можно представить эффект от такой демонстрации!
дует придерживаться следующих критериев:
Наглядный материал предъявляется лишь тогда,
а) насколько этот пример нужен;
когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты зара­
б) Типичен ли он;
нее, к а к на защите диссертации, и следует тотчас
в) уместен ли в данной аудитории;
убирать то, о чём уже сказано. Только тогда нагляд­
г) какие чувства вызывает у слушателей.
ные пособия будут вызывать нужный интерес.

<< Предыдущая

стр. 8
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>