<< Предыдущая

стр. 9
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Не следует пояснять слушателям, для чего мы при­
Высказывания авторитетных людей (цитаты).
водим тот или иной пример. Но он должен попадать
Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомога­
в цель, чтобы они это понимали сами.
тельный материал: подтверждают мысль, делают изло­
Пример часто оказывается полезным для «разряд­
жение более ярким и впечатляющим. Их тоже не
ки» уставшей аудитории. Сразу обостряется внима­
ние. Но неопытные ораторы, вдохновленные повы­
шенным интересом слушателей, нередко начинают
81
80 Подготовка к речи-монологу
Глава 5

должно быть слишком много, они нужны не для крас­ кооторой посвящена тема, может прозвучать задача
ного словца, а по «поводу». Меткие высказывания, выступления, даются определения понятий, иногда
удачные и уместные, оживляют выступление, вызы­ сообщается план предстоящего разговора и т.д.
вают симпатию к оратору. Вот как начал свое выступление после небольшо­
Как уже отмечалось, подготовка к выступлению — го зачина бывший посол Республики Беларусь в Ира-
дело не одного дня. Выписки на листочках удобно де­ не: «Посол может покинуть страну в одном из трех
лать везде: на совещании, в ожидании встречи, в доро­ случаев: первый — когда его отзывает правительство
ге... Сразу не запишешь — потом не вспомнишь. По­ пославшей страны; второй — когда его высылает стра­
этому «пригвоздим» мысль или пример к бумаге, сверху на пребывания; третий — когда его убивают. За де­
листа напишем название вопроса, к которому нужно сять лет своей службы в Иране я мог оказаться во
отнести запись, затем пронумеруем листок — через всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу».
некоторое время сами будем удивляться тому, как много Естественно, слушатели с интересом ждали продол-
набралось материала, и встанет проблема его отбора. жения рассказа. При этом они усвоили главную мысль
Начнутся муки творчества, но как же без них? выступающего: профессия посла сложна и опасна.
Итак, после первого этапа подготовки к выступле­ В о с н о в н о й ч а с т и излагается сама тема.
нию мы примерно представляем, что будем говорить. Композиция основной части должна отвечать логичес­
кому требованию последовательности (см. главу 2).
Второй принцип композиции — усиление воздей­
Построение Мы д о л ж н ы ответить себе на ствия. Материал должен располагаться так, чтобы
выступления вопрос: как построить выступ­ интерес слушателей постоянно нарастал.
ление, если хотим облегчить слушателям восприятие Третье требование к композиции — экономия
материала. Это можно сделать, выбрав заниматель­ средств: достичь цели выступления за минимальное
ный ход повествования или, если тема этого не по­ время, привлекая лишь самый необходимый матери­
зволяет, интересную последовательность изложения. ал. Способ изложения темы зависит от ее содержа­
Следует продумать композицию выступления — ния, цели выступления, вкуса оратора, специфики
расположение материала и соотношение его отдель­ аудитории и других факторов. Здесь все дело в фан­
ных частей. тазии, вкусе, общей культуре оратора, который дол­
Психологически и логически оправдана трехком- жен руководствоваться двумя принципами:.
понентная структура выступления: вступление, ос­ 1. Минимальными средствами донести до слуша­
новная часть и заключение. телей основную идею выступления.
В с т у п л е н и е необходимо для установления 2. Держать всё время слушателей в напряжении.
контакта с аудиторией и подготовки слушателей к Существуют следующие основные способы из­
восприятию темы. Основное содержание вступления — ложения:
введение в тему. Вступлению отводится 5—10% вре­ 1) ступенчатый — материал очередного вопроса
мени всего выступления. В нем говорится о проблеме, базируется на предыдущем;
Подготовка к речи-монологу 83
Глава 5
82

2) концентрический — рассмотрение данного яв­
ления со всех сторон;
3) спиральный — переход от общего, относитель­
но поверхностного изложения вопроса к повторно­ спрашивают...» Имитация диалога оживляет речь,
му, более детальному и глубокому анализу; с т и м у л и р у е т в н и м а н и е слушателей, п о з в о л я е т
4) хронологический — рассмотрение процесса или разъяснить сложные м о м е н т ы .
явления в становлении; Хотя композиция выступления и приемы изложе­
5) логический — системно-структурный подход к н и я материала продумываются заранее, надо быть
явлению, без обращения к его истории;
готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно,
6) дедуктивный — переход от общих положений к
придется отказаться от домашних заготовок и ори­
конкретной ситуации и вывод на основе этого;
ентироваться на состояние слушателей: задать воп­
7) индуктивный — переход от анализа фактов,
рос, привести пример и т.п.
явлений к обобщениям;
Один из показателей удачного построения выс­
8) сравнение, сопоставление явлений, процессов
тупления — сам характер материала. Если, к приме­
или событий;
ру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для
9) анализ проблемы.
слушателей, такую речь будет трудно воспринимать
На практике эти способы изложения материала
и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки
переплетаются, определяя композицию конкретного
утомляют слушателей, а выступление, перегружен­
выступления.
ное фактами, по словам Д.И. Менделеева (который
Монолог оратора легче воспринимается, если в нём
был замечательным лектором, много размышлял и
используются различные приемы ведения речи: об­
даже экспериментировал в области ораторского ис­
зор, описание, информация, пересказ, повествова­
кусства), напоминает костер, до того заваленный дро-
ние, характеристика, размышление, пример, цитиро­
вами, что он начинает затухать.
в а н и е , обоснование и т.д. Эти композиционные
Бывает, что выступающий все время «бьет по чув­
приемы различаются манерой и темпом речи, ее сти­
ствам» собравшихся и в конце концов начинает их раз­
листической и эмоциональной окраской, глубиной
дражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним
изложения, характером связи с аудиторией. Особенно
живые люди и демонстрирует строго рациональный
ценны те приемы изложения, которые способствуют
подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку.
непосредственному взаимодействию со слушателями:
Следует иметь чувство меры и при подборе фак­
прямые и риторические вопросы; обращение к со­
тов, примеров, направленности выводов. Негативная
бравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор за­
информация вызывает пессимистическое настроение,
дает вопросы, на которые сам же отвечает.
а одна лишь позитивная — недоверие слушателей.
Интересен прием диалогизации, при котором вы­
ступающий имитирует диалог с воображаемым оп­
понентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда
84 Глава 5 85
Подготовка к речи-монологу

Одним словом, важно соблюдать композиционную Работа Известный русский судебный
соразмерность материала: разумно сочетать старое над текстом оратор П.Пороховщиков (П.Серге-
и новое, теоретический и практический материал, выступления ич) считал, что «не исписав .. ар­
позитивную и негативную информацию, рациональ- шин бумаги вы не скажете сильной речи по сложному
делу». Работа над текстом необходима, если оратор нео­
ное и эмоциональное в выступлении.
пытен или ему предстоит сложное выступление. Пись­
З а к л ю ч е н и е придает завершенность п о -
менный текст позволяет упорядочить материал и луч­
вествованию. В нём делается обобщение сказан-
ше усвоить его, поработать над вьразительностью речи.
ного, формулируются частные и общие выводы.
Это третий этап подготовки выступления. К напи­
«Конец — разрешение всей речи... конец должен
са н и ю текста следует приступать, когда собран весь
быть т а к и м , чтобы слушатели почувствовали (не
материал и составлен окончательный план выступ­
только в тоне лектора, это обязательно), что дальше
ления. При этом план и рассыпной конспект вы­
1
говорить нечего» . Заключение занимает примерно
полняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и
5% времени всей речи.
его блоки.
Самые распространенные композиционные недо-
Работая над текстом выступления, используйте
четы выступления:
слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как
1) нет вступления или оно слишком затянуто;
в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот
2) изложение не подчинено главной идее;
и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза от­
3) непоследовательно или неинтересно построено
лично воспринималась на слух.
изложение;
Начинайте писать текст с введения в тему. Зная
4) используется всего один-два приема изложения;
будущих слушателей, нетрудно представить, как их
5) несоразмерность материала выступления;
лучше подвести к теме.
6) нет заключения или, наоборот, оратор никак
Далее следует продумать и записать фразы, по­
не может остановиться, время от времени обнаде-
зволяющие перейти к основной части выступления.
ж и в а я слушателей словами: «Заканчивая свое выс-
Проявите изобретательность в использовании раз-
тупление...»
личных приемов ведения речи! При этом обращай-
Второй этап подготовки к выступлению заверша
тесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выб­
ется составлением его окончательного плана, в ос-
рать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот
нове которого лежит предварительный план, преоб-
стиль речи, который наилучшим образом соответству­
разованный с учетом выбранной композиции. Окон-
ет теме выступления и характеру аудитории.
чательный план отражает внутреннюю структуру
Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, ци­
выступления, а композиция — его воплощение в
таты следует привести для яркого и убедительного рас­
написанной или прозвучавшей речи. крытия основной идеи выступления, как их подать.
Обратите внимание на связки — продумывайте
переходы от одной части к другой, к заключительной
части выступления.
87
Подготовка к речи-монологу
Глава 5
86

стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет
В заключении информационного выступления обыч­
соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий
но подводят итог сказанному, делают выводы или крат­
будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь по­
ко повторяют материал. А в агитационных речах перед
мнить, что за чем предполагается говорить.
слушателями ставятся конкретные задачи или обраща­
Напомнить о последовательности изложения может
ются к ним с призывом. Завершить выступление помо­
развернутый план выступления. Он строится по образцу
гает концовка — пожелание слушателям, яркая цита­
планов школьных сочинений (вопросы, подвопросы и т.д.)
та, в которой звучит основная мысль выступления,
и вполне помешается на небольшом листке. Эту «бу­
афористичное высказывание и т.д. Хорошо восприни­
мажку» слушатели всегда простят оратору.
маются и запоминаются выступления, в которых за­
На листки того же формата выписывается необхо­
чин (первые фразы) связан с концовкой — это так на­
димый вспомогательный материал: цитаты, примеры,
зываемая рамочная структура выступления.
цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для
Возможно и юмористическое окончание выступле­
выступления. Развернутый план должен все время быть
ния. Вот пример, который приводит П. Сопер. Доклад
перед глазами, а вспомогательный материал — появ­
на тему «День в Конгрессе» был завершен такой шуткой:
ляться в подходящий момент. Соответствующие помет­
«Невзирая на всю сложность и несовершенства, Кон­
ки в развернутом плане напомнят выступающему, ког­
гресс вполне доступен для непосредственного наблю­
да следует показать слайд или таблицу, привести циф­
дения, и в конце концов он таков, каким его создал
ру или прочитать цитату.
народ. Не следует приходить в отчаяние от одного
Можно написать тезисный план, состоящий из ут­
высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла.
верждений по каждому вопросу, которые записьгоаются
Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за
на карточках. Этими карточками можно воспользовать­
сенат?" "Нет, — ответил он, — я смотрю на сенаторов
ся во время выступления. Не затруднит контакт с ауди­
и... молюсь за страну!"». Юмористическая концовка хо­
торией и конспект из ключевых слов и фраз.
роша в том случае, если она подготовлена общей то­
Для того чтобы лучше запомнить материал и спо­
нальностью выступления и приводится не «для юмора»,
койно выступать без текста, Р. Хофф советует выпи­
а для того, чтобы лучше донести «соль» всей речи.
сать основные положения в нужной последовательнос­
Пример неудачного заключения — банальные общие
ти, затем на другом листе каждое положение проил­
ф р а з ы , р а д и к о т о р ы х не стоило бы и собирать
люстрировать, соединив их в карту-схему речи.
аудиторию, так к а к это и так всем известно.
Хорошая идея для наделенных воображением людей!
Лист с «маршрутом» речи с картинками может быть
перед глазами во время выступления, давая дорогу
Как выступать Подготовку выступления завер-
импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути.
без текста шит усвоение материала. На этом
Проговаривая текст, не забывайте делать паузы.
этапе окончательно отработанный текст следует про­
Самые большие паузы отделяют вступление от основ­
читать несколько раз, чтобы запомнить логику раз­
ной части и основную часть от заключения. Должны
вития темы и подобрать верную интонацию. Не надо
Подготовка к речи-монологу
Глава 5 89
88

3. Работа над текстом. Отвечает на вопрос: «Как
быть паузы и между пунктами. Интонационные паузы
обычно получаются естественно, если оратор пережи­ лучше сказать?»
вает то, о чем он говорит. А вот логическим паузам меж­ 4. Усвоение и прогон материала.
ду смысловыми частями выступления нередко не при­
дают значения, хотя они значительно облегчают слу­ Оперативная Нередко деловые люди вынужде-
шателям восприятие материала. подготовка ны оперативно подготовить неболь-
к выступлению шое сообщение, чтобы выступить
Завершает подготовку прогон материала, то есть
на совещании или собрании. Можно рекомендовать та­
воспроизведение выступления мысленно или вслух. По­
кую схему подготовки. Сначала ответить на вопросы:
лезно будет составить по памяти конспект выступления.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>