<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

права, разграничение предметов ведения и полномочий, наличие регионального
среза, пласта правовой системы и др.), важно иметь, во-первых, общий, федеральный
идеологический, "мозговой" юридический центр, вырабатывающий для всех без
исключения субъектов Федерации единые правовые цели, задачи, установки, направления
и т.д. А во-вторых, необходимо учитывать, что система права и законодательства
в субъектах Федерации отличается определенной спецификой. На уровне субъекта
Федерации вполне возможно существование региональной правовой идеологии, не
противоречащей общероссийской.
11. В России необходимо прежде всего формировать гуманное государство.
Что это значит? Исторически сложилось так, что русская (российская) государственность,
а затем и советская хронически страдала недостатком гуманности. Государство
олицетворялось у нас с карательным аппаратом. Далеко не всегда отношения между
народом и государством носили гуманный характер.
Российской государственности следует идти не просто по конституционному
пути, но и по гуманному. Ибо гуманное государство (насколько возможно достичь
подобного состояния) есть наиболее приближенное к человеку, его нуждам, запросам,
интересам, правам, свободам, устремлениям.
Данное государство "живет" не в отрыве от гражданского общества, а в
согласии с ним. В свою очередь, общество также путем использования государственной
формы, ее институтов и средств решает собственные задачи и проблемы.
12. Реализм в российской правовой политике проявляется также в осознании
того, что государственный элемент в правовой системе России должен играть
достаточно заметную роль. В данном случае речь идет об активной юридической
роли государства.
Российское сознание, как правило, идентифицирует проявление государственной
властью политического либерализма больше с ее внутренней слабостью, чем с
силой. Жесткость власти более адекватно воспринимается отечественной ментальностью,
чем ее либеральные инициативы.
На этот счет не должно быть никаких политических и правовых иллюзий.
В России западноевропейский политический либерализм в чистом виде не может
быть использован в государственном строительстве в качестве исходной позиции.
Природа российской государственности специфична в силу того, что в ней немалое
место занимает азиатский (тюркский) ментально-культурный элемент, для которого
характерным является сильная, централизованная, жесткая государственная власть,
с преобладанием державно-имперских, далеко не либеральных тенденций.
Российской правовой идеологии следует учесть данную политическую особенность
отечественной государственности. В частности, крайне важно четко, недвусмысленно,
применяя методологию и стратегию правового реализма, определить юридические
контуры, координаты функционирования власти, государства.
Как представляется, характер, содержание, целевые установки юридической
роли российского государства должны быть увязаны с политическими, экономическими,
социальными и иными направлениями его деятельности. Ибо правовое значение
государственного функционирования в основном состоит в надлежащем нормативно-институциональном
обеспечении общества в виде юридических правил поведения ("правила игры"),
институтов, учреждений, в целом правовой организации.
Таковы в главном мировоззренческие основы и параметры той правовой идеологии,
которая, по нашему мнению, должна получить развитие и утверждение в России.
Суть этой многоаспектной проблемы состоит в том, чтобы сориентировать власть
и общество на созидание российского юридического мировоззрения и правовой
идеологии. В этом видится первостепенная задача, стоящая перед юристами.

Р.С. Байниязов,
преподаватель Саратовского юридического института МВД РФ,
кандидат юридических наук

"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.


<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ