стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации :
АР
Б19 Бакаева, О. Ю. (Ольга Юрьевна).
Правовое регулирование финансовой деятельности
таможенных органов Российской Федерации :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора юридических
наук. 12.00.14 - Административное право ; Финансовое право
; Информационное право /О. Ю. Бакаева ; Науч. консультант Н
. И. Химичева. -Саратов,2005. -50 с.-Библиогр. : с. 43 - 50
.64 ссылок

1. Бакаева, О. Ю.. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов РФ. Общая характеристика работы..
2. Бакаева, О. Ю.. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов РФ. Содержание работы..
3. Бакаева, О. Ю.. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов РФ. Библиография..
3
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Возрастающая роль таможенных органов Российской Федерации в условиях активизации внешнеэкономических отношений, грядущего вступления нашего государства во Всемирную торговую организацию обусловила необходимость глубокого, комплексного исследования правового регулирования и содержания их финансовой деятельности. В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ отмечается: «Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО»[1]. В этой связи быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенным администрациям во всем мире, обеспечивающим благоприятные условия для развития мировой торговли и гарантирующим безопасность международных товаропотоков.
Важнейшее место в многогранном функционировании таможенных органов Российской Федерации занимает их финансовая деятельность, являющаяся составной частью финансовой деятельности государства в целом, под воздействием которой находятся практически все публичные функции. Основные стороны финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач. Первое, фискальное, направление является определяющим, поскольку от его успешного выполнения в большой степени зависит объем доходов бюджетной системы. В 2005 году доля таможенных платежей должна составить 38,27% доходной части федерального бюджета[2]. Фискальное начало заключается в одной из сторон финансовой деятельности таможенных органов - деятельности по образованию государственных денежных фондов.
4
С другой стороны, таможенные органы сами являются получателями и распорядителями бюджетных средств, в аккумуляции которых они принимали участие. Это направление второстепенно, но оно оказывает существенное влияние на главную сторону финансовой деятельности таможенных органов, поскольку эффективное распределение и использование финансовых ресурсов, выделяемых для обеспечения их функционирования, выступает залогом успешного осуществления всей деятельности в области таможенного дела.
Значимость данных направлений финансовой деятельности таможенных органов для государства обусловливает необходимость всестороннего исследования содержания финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации, специфики ее правового регулирования, раскрытия их правового статуса в сфере финансов. Важность данного исследования усиливается необходимостью согласования норм российского законодательства с международно-правовыми нормами в части регулирования таможенно-тарифных отношений, что предопределено вхождением Российского государства в систему мировых экономических связей.
Деятельность по мобилизации финансовых ресурсов в виде доходов от внешнеэкономической деятельности получила новое наполнение в связи с принятием Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), вступившего в законную силу 1 января 2004 г.[3], благодаря которому сформировалась практически новая правовая база таможенного дела. Содержание фискальной направленности деятельности таможенных органов в настоящее время усилено их основной целью - содействие развитию внешней торговли. Данный аспект позволяет таможенным органам в полной мере реализовать и регулятивную функцию, выражающуюся в укреплении государственной экономики. Еще в XIX веке Д.И. Менделеев указывал, что «два добра должны, могут и дают таможни. Во-первых, доходы государственной казны,  во-вторых,  возбуждение развития труда внутри
5
страны»[4]. Однако в настоящее время экономика страны еще не готова перейти к полной либерализации внешнеэкономических отношений, замене тарифных барьеров нетарифными ограничениями. Поэтому исследование финансовой деятельности таможенных органов в части обеспечения фискальных целей является актуальным и имеет несомненное прикладное
значение.
Вместе с тем правовой статус таможенных органов как бюджетных учреждений в настоящее время претерпевает существенные изменения. Грядущее реформирование бюджетного процесса позволит таможенным органам производить соответствующие затраты в оптимальном режиме, выявить возможные резервы, проанализировать результативность данной стороны финансовой деятельности. Переход от сметного принципа финансирования к целевому станет основой для выявления критериев, с помощью которых работа таможенных органов будет подлежать оценке, и установления приоритетов в их финансировании.
Ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 165 млн. долларов[5]. При этом полнота собираемости таможенных платежей достигается не только за счет роста объемов внешней торговли, но и в значительной мере посредством повышения эффективности таможенного администрирования. В частности, мероприятия по борьбе с недостоверным декларированием позволили в течение последних лет вывести из теневого оборота значительную массу налогоемких товаров, увеличить количество официально оформляемого дорогостоящего импорта, в том числе видеотехники, бытовой техники, компьютеров и комплектующих к ним.
К сожалению, большинство научных трудов, посвященных проблемам таможенного регулирования, содержат в основном административно-правовые аспекты данной сферы. В разное время некоторые стороны финансовой деятельности таможенных органов были  исследованы А.Н.
6
Козыриным, Н.М. Артемовым, Д.В. Заседателевым[6], а также учеными-экономистами[7], фундаментом их работ явилось рассмотрение института таможенных платежей. Однако имеющиеся подходы затрагивали лишь фискальную функцию таможенных органов и, вследствие этого не могли быть интегрированы в целостное, комплексное учение о финансовой деятельности таможенных органов, .,ее полном содержании и правовом регулировании. Между тем в свете стратегии проводимых государством реформ своевременность такого исследования очевидна.
Актуальность избранной темы определяется и необходимостью теоретического осмысления места таможенных органов в системе субъектов финансового права, и уяснением правовой природы таможенных платежей и пени в области таможенного дела, и поиском путей повышения эффективности финансовой деятельности таможенных органов. В современных реалиях эти и другие вопросы имеют важное значение не только для теории таможенного права, но и для финансово-правовой и юридической науки в целом.
Состояние научной разработанности темы
Вопросы фискальной деятельности таможенных органов на разных этапах исторического развития были рассмотрены в трудах ученых конца XIX — начала XX века: В. Витчевского, Л. Воронова, И.М. Кулишера, А.Н. Куломзина, П.В. Кумыкина, К. Лодыженского, Д.И. Менделеева, В.Г. Рейтерн-Нолькина, Н.Н. Соболева, Д. Толстого, Н.Н. Шапошникова и др.
Существенное влияние на содержание работы оказали труды русских финансистов и ученых советского периода: В.В. Бесчеревных, М.И. Боголепова, И. Горлова, М.А. Гурвича, В.А. Лебедева, Е.А. Ровинского, Р.И. Розенблюма, С.Д. Цыпкина и других.
7
Теоретической основой исследования выступили труды таких ученых России и ближнего зарубежья по финансовому и таможенному праву, как: Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина, К.С. Вельский, Г.В. Бех, К.Г. Борисов, А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, Л.К. Воронова, Б.Н. Габричидзе, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, В.И. Гуреев, С.В. Запольский, С.К. Запорожец, М.Ф. Ивлиева, М.В. Карасева, С.В. Кивалов, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, В.Е. Кузнеченкова, М.В. Кустова, Н.А. Куфакова, Н.П. Кучерявенко, В.А. Максимцев, Г.В. Матвиенко, О.А. Ногина, А.Ф. Ноздрачев, И.В. Орлов, СГ. Пепеляев, Г.В. Петрова, Е.В. Покачалова, М.Б. Разгильдиева, И.В. Рукавишникова, Г.Ф. Ручкина, Э.Д. Соколова, В.В. Стрельников, И.В. Тимошенко, Г.П. Толстопятенко, СВ. Халипов, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, А.В. Чуркин, В.П. Шавшина, Н.А. Шевелева, Р.А. Шепенко и др.
Направление диссертационного исследования определили ведущие ученые в области теории права и конституционного права: С.С. Алексеев, A.M. Васильев, Г.А. Гаджиев, Д.А. Керимов, И.Ю. Козлихин, Е.В. Колесников, О.Э. Лейст, Н.И. Матузов, А.В. Малько, B.C. Нерсесянц, Ю.Л. Шульженко.
Изучение места таможенных органов в системе органов исполнительной власти, соотношения административной и финансовой ответственности в области таможенного дела не могло бы состояться без исследований в области административного права. В качестве такой теоретической базы автором использованы труды Ю.С. Адушкина, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, И.И. Веремеенко, Н.М. Конина, И.В. Максимова, В.М. Манохина, В.И. Новоселова, Б.В. Российского, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, А.А. Ушацкой и др.
Особое внимание было уделено научным работам экономического характера, посвященным финансам вообще и финансовой деятельности в области таможенного дела, в частности. Среди ученых, к которым обращался диссертант, следует назвать: А.И. Дееву, Л.Е. Басовского, Т.В. Брайчеву, В.Г. Драганова, А.Д. Ершова, Г.А. Карташова, А.С. Круглова, С.В. Лаптева, Л.А.
8
Лозбенко, А.Д. Листопада, И.И. Мовчана, В.Е. Мышкина, Е.В. Пономаренко, В.Г. Свинухова, Ф.В. Филину.
При исследовании зарубежного опыта деятельности таможенных органов использовались труды и публикации иностранных ученых как в переводе, так и в оригиналах. Среди них: Т. Брэбан, П. Витте, Х.-М. Вольфганг, П.М. Годме, М.В. Дженис, Г.Еллинек, Д. Коллисон, П. Крейг, П.Х. Линдерт, А. Лоранс, Ф.Лист, В. Петти, Д. Рикардо, А.А. Тейт, Дж. Тилий, Ч.Ч. Хайд.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ правовых основ и содержания финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации, выявление перспектив ее развития и путей совершенствования нормативного регулирования в контексте современных реалий. Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
- анализ исходных теоретико-правовых основ финансовой деятельности таможенных органов как составной части финансовой деятельности государства;
- оценка влияния таможенной политики на финансовую деятельность государства;
- уяснение  места и роли таможенных органов в системе органов исполнительной власти;
- выявление   основных  направлений  финансовой  деятельности таможенных органов и новых аспектов в ее содержании, обусловленных современными  организационно-правовыми  реформами  в  Российской Федерации;
- формулировка основных дефиниций, составляющих содержание финансовой деятельности таможенных органов РФ;
- систематизация принципов финансовой деятельности таможенных органов;
- определение структуры финансово-правового статуса таможенных органов и его воплощения в их финансовой деятельности;
9
- раскрытие институциональных признаков таможенных платежей (таможенной пошлины,   косвенных налогов, таможенных сборов), исследование их правовой природы и видов;
- характеристика фискальных доходов в области таможенного дела, обусловленных мерами финансово-правовой ответственности;
- выявление проблем правового регулирования исчисления, уплаты и взимания таможенных платежей, предложение вариантов их разрешения;
- изучение порядка и источников финансирования таможенных органов;
- характеристика полномочий таможенных органов как распорядителей и получателей бюджетных средств, прогнозирование их развития в процессе реформирования бюджетного процесса;
- анализ эффективности финансовой деятельности таможенных органов РФ, исследование возможных способов ее оптимизации.
Объектом диссертационного исследования явились общественные отношения в области осуществления таможенными органами Российской Федерации финансовой деятельности.
Предмет исследования составили правовые нормы, регулирующие основы и порядок осуществления таможенными органами финансовой деятельности, а также положения международных таможенных конвенций и соглашений, решения Конституционного Суда РФ, акты правосудия, правоприменительная практика по данной проблематике.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Теоретическую основу диссертации составили научные работы отечественных и иностранных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы; публикации в периодической печати; статистические данные, а также информация сети Интернет. Положения и выводы диссертации основываются на изучении норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, подзаконных актов, актов правосудия, правовых актов методического  характера,  а также  на обобщении  правоприменительной
10
деятельности  таможенных  и  судебных  органов  в  части  таможенного обложения.
Методологическую базу исследования составляют следующие научные методы: исторического анализа, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, философский, формально-логический, метод дедукции и другие. Используемые в диссертации методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что комплексное исследование правового регулирования финансовой деятельности таможенных органов как целостного явления, имеющего важное значение для сферы управления государственными финансами, осуществляется впервые. На защиту выносятся следующие положения, являющиеся новыми или содержащие элементы новизны.
1. Обоснована концепция финансовой деятельности таможенных органов как составной части финансовой деятельности государства. В рамках данной концепции финансовая   деятельность таможенных органов определяется как их деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при  осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной
части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли. Она
имеет характерные особенности и специфику правового регулирования.
2. Представлена авторская модель двух направлений финансовой деятельности таможенных органов, обобщенных выведенным алгоритмом: сбор таможенных фискальных доходов -  перечисление их в казну государства - получение из федерального бюджета и распределение финансовых ресурсов - использование выделенных средств. В данной связи разработан и   сформулирован понятийно-категориальный аппарат, характеризующий финансовую  деятельность таможенных органов и необходимый для ее комплексного понимания. В научно-поисковый оборот
11
введены авторские определения следующих понятий: финансово-правовой статус таможенных органов, таможенная политика, таможенный орган, таможенные платежи, таможенная пошлина, таможенно-тарифное регулирование, таможенные тарифно-налоговые преференции, финансирование таможенных органов и другие.
3. Проанализировано воздействие таможенной политики, в виде протекционизма или  фритредерства, на финансовую деятельность государства. Оно выражается, по научной идее автора, в организационном аспекте (создании таможенных органов) и функциональном направлении (наделении данных органов полномочиями по аккумуляции доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе страны). Внесено предложение о разработке Концепции таможенной политики Российской Федерации, изложен вариант ее  преамбулы и раздела «Финансовый механизм таможенной политики».
4. Выявлены основные признаки таможенных органов  Российской Федерации, потерявших   в условиях административной реформы автономность и находящихся в ведении  Министерства экономического развития и торговли РФ. Изложена позиция о целесообразности объединения управления таможенной и налоговой службами (как  аккумуляторами доходов бюджетной системы) Министерством финансов РФ, а также о выведении из структуры таможенных органов подразделений, исполняющих правоохранительные  функции,  и  передаче  их  в  ведение  Министерства внутренних дел РФ.
5. На основе сформулированных принципов построения системы таможенных органов России (законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; единства и  целостности системы таможенных органов; федерализма; централизации и децентрализации; сочетания единоначалия и коллегиальности; гласности; ответственности; эффективности деятельности и др.) выделены и раскрыты принципы их финансовой деятельности с учетом общих принципов финансового права. Среди них: законность, единство целей и задач,  координация и взаимодействие с иными субъектами,
12
приоритет публичных интересов при поддержании частных начал, плановость, самоокупаемость.
6. Обоснован вывод о важности разработки в доктрине финансового права общего понятия «финансово-правовой статус». На примере таможенных органов данное правовое явление определено через призму их компетенции в процессе осуществления финансовой деятельности, форм и методов, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности. Важную роль для концептуального обоснования финансовой деятельности таможенных органов играют выводы автора о цели данной деятельности, о классификации функций, о группировке методов и содержании гарантий финансовой деятельности таможенных органов. Аргументирована позиция о существовании фискальной и бюджетной разновидностей финансово-правового статуса таможенных органов, реализуемого в их финансовой деятельности.
7. Предложено исследование системы таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов), мобилизуемых в процессе финансовой деятельности таможенных органов; выделены их институциональные признаки:
а) таможенные платежи устанавливаются государством, их правовой основой выступают Таможенный и Налоговый кодексы РФ;
б) таможенные платежи являются доходами федерального бюджета;
в) таможенные платежи взимаются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
г) правом по взиманию таможенных платежей в большинстве случаев наделены таможенные органы;
д) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства.
Сформулированы принципы таможенного обложения.
8. С целью заинтересованности субъектов Федерации в расширении внешнеэкономических связей на своих территориях обоснован вывод о
13
целесообразности закрепления части таможенных платежей, аккумулируемых в каждом из названных субъектов, за их бюджетами.
9. Выявлены особенности таможенной пошлины в системе доходов федерального  бюджета.  Анализируя дискутируемые в науке взгляды, диссертант не поддерживает мнения о включении ее в систему косвенных налогов, а также причислении к сборам. Под  таможенной пошлиной предлагается понимать обязательный платеж неналогового характера  в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
10. Косвенные налоги в области таможенного дела, представленные налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизом, охарактеризованы следующими признаками, выражающими, что они:
- основаны на налогово-правовых аспектах таможенного законодательства;
- уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- не регулярны;
- являются федеральными;
- как правило, производны от таможенной пошлины;
- взимаются таможенными органами в процессе финансовой деятельности.
Особое внимание обращено на необходимость борьбы с незаконным возмещением НДС из бюджета при совершении экспортных операций. Предложены пути устранения данных нарушений.
11. Обоснована позиция о признании в финансово-правовой ответственности  самостоятельного вида юридической ответственности. Доказано, что в области таможенного дела ее нормативным основанием выступает Таможенный кодекс РФ; фактическим —   совершение правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате таможенных пошлин, налогов; процессуальным - решение таможенного или судебного органа о принудительном взыскании недоимки и назначении пени.
14
Резюмировано, что пеня в таможенном праве обладает характеристиками меры финансово-правовой ответственности и является фискальным доходом бюджетной системы. С учетом значимости и особенностей института финансово-правовой ответственности изложено мнение о возможности принятия Федерального закона «О финансово-правовой ответственности за налоговые, таможенные, бюджетные и иные правонарушения в сфере государственных и муниципальных финансов».
12. На основе анализа спорных вопросов исчисления таможенных платежей при   осуществлении таможенными органами финансовой деятельности выдвинута научная гипотеза о целесообразности возложения данной обязанности не на плательщиков, а на органы публичной власти. Опыт европейского правового регулирования подобных  отношений свидетельствует о наличии такого полномочия у таможенных органов, что предложено имплементировать в российское законодательство. Сформулирована мотивация такого предложения.
13. Обобщены основные проблемы порядка уплаты и взимания таможенных платежей,  влияющие на результативность фискальной деятельности таможенных органов Российской Федерации: установление момента исполнения обязанности по уплате таможенных  платежей; уточнение характера полномочия таможенного органа по изменению срока их уплаты; анализ законности принудительного взыскания таможенных платежей в бесспорном порядке и др. Предложен анализ нормативного регулирования и правоприменительной  практики в указанной области, высказаны направления их устранения.
14. В целях оптимизации фискальной деятельности таможенных органов разработана теоретическая конструкция института льгот в части обложения таможенными платежами. В данной связи введено понятие «таможенные тарифно-налоговые льготы», дано его определение, проведена классификация таких льгот по различным критериям, выделены цели их введения, обобщен зарубежный опыт применения преференций.
15
15. При раскрытии содержания деятельности таможенных органов в процессе   распределения и использования финансовых ресурсов проанализирован порядок их финансирования. Высказано и аргументировано мнение о целесообразности возрождения  целевого бюджетного Фонда развития таможенной системы РФ, что позволит обеспечить заинтересованность должностных лиц таможенных органов в результатах своей работы, повысить их ответственность, оперативно решить проблемы, связанные с недостаточным финансированием из федерального бюджета.
16. Проведена классификация расходов, осуществляемых таможенными органами, с выделением федеральных, централизованных, капитальных и текущих. Сформулированы основные задачи в области распределения и использования финансовых ресурсов таможенными органами: обоснованное планирование расходов, оптимальное распределение   затрат по функциональному критерию, обеспечение надлежащих условий для совершенствования финансовой деятельности таможенных органов, достойное  материальное стимулирование должностных лиц таможенных органов, эффективный   контроль за законным и целесообразным использованием денежных фондов.
17. В соответствии с основными направлениями реформирования бюджетного процесса разработаны критерии, предполагающие обоснование таможенными органами затрат на свое  содержание. Базовыми из них являются такие, как: количество импортных товаров,  выведенных из нелегального сектора экономики; сокращение времени на выполнение
таможенных формальностей; увеличение пропускной способности международных пунктов пропуска; обеспечение возможности применения участниками внешней торговли электронной формы декларирования. С учетом современных тенденций развития  государственной финансовой политики сформулированы задачи, решение которых позволит таможенным органам достичь гармонизации управления финансами.
18. Эффективность финансовой деятельности таможенных органов исследована в контексте их фискальной и бюджетной эффективности. В
16
данных направлениях предложено предпринять конкретные шаги, которые позволят в перспективе достичь как максимального уровня в сборе таможенных платежей (путем выявления скрытого резерва, усиления борьбы с коррупцией в области внешнеэкономической деятельности), так и оптимизировать распределение и использование публичных денежных фондов таможенными органами РФ.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении сферы научных знаний в области финансового и таможенного права. Предлагается решение крупной научной проблемы, направленной на общегосударственные интересы: рассмотрение финансовой деятельности таможенных органов как составной части финансовой деятельности государства. Исследование правового регулирования данной категории позволит выявить новые комплексные, межотраслевые подходы к институтам таможенных платежей, косвенных налогов, финансовой ответственности, к положениям, регламентирующим деятельность таможенных органов как получателей и распорядителей бюджетных средств.
В данной диссертационной работе систематизируются, обобщаются и анализируются существующие научные взгляды по вопросу осуществления таможенными органами финансовой деятельности, а также изложены позиции и выводы диссертанта, которые могут быть использованы для выработки последующих научно-теоретических концепций. Теоретическая значимость исследования предопределяется его направленностью на совершенствование законодательства РФ о таможенном деле и развитие финансово-правовой доктрины.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении последующих научных изысканий в области финансового и таможенного права.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные выводы диссертанта могут быть использованы как в нормотворческой, так и правоприменительной работе органов государственной власти, при проведении научных разработок по
17
финансово-правовой и таможенно-правовой проблематике, в процессе изучения учебных курсов «Финансовое право», «Таможенное право», «Налоговое право», а также при подготовке учебников и учебных пособий по данным дисциплинам.
Кроме того, значение диссертационного исследование определяется его направленностью на решение актуальных проблем, возникающих при осуществлении таможенными органами РФ финансовой деятельности; оптимизацию их работы в части мобилизации, распределения и использования денежных фондов; реальной возможностью апробации предложений, изложенных в работе; учетом отдельных выводов при разработке нормативных актов.
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации опубликованы автором в монографиях «Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов Российской Федерации» (Саратов, 2002), «Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации» (Саратов, 2004), «Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование» (Москва, 2005), в учебнике «Таможенное право России» под ред. Н.И. Химичевой (М., 2003), учебных пособиях, статьях. Общий объем опубликованных научных работ — свыше 90 п.л.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, включая международные: «Права человека: пути их реализации» (Саратов, 8-10 октября 1998 г.), «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство» (Саратов, 7-8 декабря 2000 г.), «Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути решения» (Саратов, 3-4 октября 2001 г.), «Финансовое право на рубеже веков» (Санкт-Петербург, 15-17 мая 2002 г.), «Проблемы нормативно-правового обеспечения бюджетно-налоговой политики государства» (Ирпень, Украина, 22-23 ноября 2002 г.), «Финансовый механизм и его правовое регулирование» (Саратов, 24-25 апреля 2003 г.), «Таможенная служба России на защите экономических
18
интересов страны» (Москва, 18 сентября 2003 г.), «Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства» (Черновцы, 22-24 сентября 2003 г.), «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России)» (Саратов, 1-3 октября 2003 г.), «10 лет Конституции России в зеркале юридической науки и практики» (Москва, 18-19 декабря 2003 г.), «Развитие финансового права в условиях рынка в XXI веке» (Москва, 23-24 сентября 2004 г.), «Теория, практика и опыт работы таможенной службы в условиях новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации» (Нижний Новгород, 10-11 ноября 2004 г.), «Правовые проблемы экономической, административной и судебной реформы в России» (Москва, 20-21 декабря 2004 г.).
Тема данного научного исследования и работа по нему в 2004 году были удостоены гранта Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых и ведущих научных школ РФ на выполнение научных исследований № МК - 2125.2004.6. В 2003 году изучение вопросов защиты прав участников таможенных правоотношений при реализации таможенными органами фискальной функции проходило в рамках проекта, осуществляемого Региональной общественной организацией «Центр содействия проекту правовой реформы Саратовской области» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Саратовской государственной академии права и Саратовского государственного социально-экономического университета. Они используются при разработке содержания и преподавании учебных курсов «Финансовое право», «Таможенное право», «Налоговое право», «Международное таможенное право», «Актуальные проблемы таможенного права» (для лиц, обучающихся в магистратуре).
Положения работы применяются в процессе консультирования субъектов внешнеэкономической деятельности и должностных лиц Саратовской таможни в части обложения таможенными платежами. Автор
19
также принимал участие: в подготовке экспертных заключений по запросам судебных органов; в работе консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей при начальнике Саратовской таможни; в работе по подготовке изменений в Таможенный кодекс РФ.
Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре финансового, банковского и таможенного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, пяти глав, включающих шестнадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, состояние ее научной разработки, определены цель, задачи, теоретико-методологические основы работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту. Показана научная новизна, практическая значимость диссертации, апробация ее результатов.
Первая глава диссертации «Теоретико-правовые основы финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации» состоит из трех параграфов.
Первый параграф посвящен генезису финансовой деятельности таможенных органов России. Анализируя содержание правовых документов, принятых в различные исторические периоды (Русской правды, Новоторгового устава, императорских таможенных тарифов и др.), автор показывает значимость фискальной функции в компетенции таможенных органов, а также отмечает заботу государства об их финансовом обеспечении.
20
До революции 1917 года наше государство в целом придерживалось политики протекционизма, выразившейся в защите отечественного производства и избирательном подходе к притоку иностранной продукции. Рост таможенных доходов выдвинул их на вторую по значению статью доходов государственного бюджета России.
В советское время монополизация внешней торговли привела к умалению значимости таможенных органов, сужению правового статуса: он был сведен к их деятельности по борьбе с контрабандой. Перелом произошел лишь в 90-е годы XX века, когда выход на мировой рынок получили частнопредпринимательские структуры, и возникла необходимость в создании аппарата, отвечающего за сбор доходов от внешнеэкономической деятельности, и формирование казны государства. Данная миссия была возложена на самостоятельное звено в системе органов исполнительной власти - таможенные органы.
Во втором параграфе первой главы автором исследуется соотношение категорий «таможенная политика» и «финансовая деятельность государства». Таможенная политика определяется как система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России. По сравнению с фритредерством (политикой свободной торговли) протекционизм в мире наиболее распространен, поскольку государство призвано защищать интересы отечественного производителя путем установления барьеров (тарифных и нетарифных мер) на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок.
Излагается научная гипотеза о влиянии таможенной политики на финансовую деятельность государства в двух направлениях: организационном и функциональном. Организационный аспект состоит в наделении органов государственного управления полномочиями, посредством  которых  возможна  реализация  направлений  таможенной
21
политики страны. Функциональное направление проявляется в непосредственном содержании таможенной политики. Образование денежных фондов как одна из сторон финансовой деятельности государства осуществляется посредством включения таможенных платежей в систему фискальных доходов бюджета. С помощью таможенной политики определяется объем формирования казны государства посредством данного механизма. Политика протекционизма усиливает аккумуляцию финансовых ресурсов как элемента финансовой деятельности государства, тогда как фритредерство переносит фискальную функцию на внутренние налоги.
Осуществление государством таможенной политики, оказывающей влияние на его финансовую деятельность, должно строиться на принципах гласности, прозрачности, стабильности и предсказуемости. Эти принципы целесообразно положить в основу предлагаемой к принятию Концепции таможенной политики Российской Федерации. Документ такого рода должен выступить гарантом устойчивости избранного государством курса на содействие развитию внешней торговли, что представляется необходимым определить в качестве приоритета на современном этапе. В его структуре целесообразно выделить раздел, посвященный финансовому механизму таможенной политики. Данный механизм, по мнению автора, составляют следующие направления таможенной политики:
- установление гибкой системы таможенных пошлин, налогов с учетом национальных интересов государства;
- расширение возможности доступа субъектов внешней торговли к применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- обеспечение возмещения налога на добавленную стоимость при совершении экспортных операций в порядке, установленном действующим законодательством;
- обоснованное применение в необходимых случаях запретительных таможенных пошлин при условии сохранения интересов граждан и их объединений;
22
- либерализация системы валютного контроля;
- гарантирование предоставление льгот по таможенному обложению в отношении физических лиц.
Объективированная регламентация основных направлений таможенной политики будет являться формой закрепления концептуальной позиции Российского государства о необходимости защиты экономики страны, создании условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечении охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.
В третьем параграфе первой главы обосновывается концепция автора о понятии финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации, определяются ее правовые основы. Рассматривая ее как составную часть финансовой деятельности государства, выделяются два направления этой деятельности, обобщенные разработанной авторской моделью: сбор таможенных фискальных доходов - перечисление их в казну государства - получение из федерального бюджета и распределение финансовых ресурсов — использование выделенных средств.
Формирование таможенными органами доходной части федерального бюджета происходит в результате реализации ими как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. В процессе распределения бюджетных средств часть публичных денежных фондов получает Федеральная таможенная служба, которая направляет их на места: региональным таможенным управлениям, таможням и таможенным постам. Диссертант заключает, что распределение и использование денежных фондов в процессе финансовой деятельности таможенных органов вторично по отношению к фискальной функции, но существенным образом влияет на нее. Недостаточное финансирование таможенных органов, неэффективное использование выделенных средств порождает проблемы, связанные с мобилизацией таможенных фискальных доходов, их полным и своевременным перечислением в казну.
23
Научное осмысление юридического наполнения различных сторон финансовой деятельности таможенных органов позволило автору определить ее как деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли.
Правовые основы финансовой деятельности закреплены в источниках финансового и таможенного права: Конституции РФ, актах, принятых федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти, решениях Конституционного Суда РФ, а также международных договорах и соглашениях. Анализ их содержания предопределил выдвижение автором ряда предложений:
- о целесообразности объединения норм Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе»;
- о необходимости уточнения пределов компетенции Минэкономразвития РФ и Минфина РФ в части нормативного регулирования отношений, возникающих в области таможенного дела, путем внесения изменений в действующие Положения об этих органах;
- о целесообразности принятия названными министерствами совместного акта, определяющего механизм их взаимодействия при решении вопросов, составляющих содержание финансовой деятельности таможенных органов.
Вторая глава диссертационного исследования «Реализация финансово-правового статуса таможенных органов Российской Федерации в их финансовой деятельности» нацелена на уяснение места таможенных органов в системе органов исполнительной власти и их правового положения применительно к сфере управления финансами.
В первом ее параграфе уточняется содержание понятия «таможенный орган», дается характеристика системы таможенных органов Российской Федерации, формулируются основные признаки. Таможенный орган, подведомственный Министерству экономического развития и торговли РФ,
24
определяется как государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела в целях содействия развитию внешней торговли.
Выделенные в работе основные признаки таможенных органов заключаются в следующем: они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; общее руководство их работой проводит Правительство РФ, а непосредственную координацию и контроль -Минэкономразвития России; они являются федеральными органами специальной компетенции; их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности; их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы). Интерес автора к раскрытию правового статуса Федеральной таможенной службы, регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста предопределен важностью проведенного анализа пределов осуществления финансовой деятельности каждым из этих органов.
Опираясь на зарубежный опыт интеграции таможенной службы в систему органов государственного управления, предлагается сосредоточить деятельность по взиманию внутренних налогов, сборов и таможенных платежей в ведении Министерства финансов РФ. Представляется целесообразным, с точки зрения автора, вывести из структуры таможенных
органов подразделения, исполняющие полномочия по выявлению и пресечению правонарушений в области таможенного дела, и передать их в ведение Министерства внутренних дел РФ.
Во втором параграфе второй главы принципы финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации исследуются через систему принципов их деятельности в целом, к которым автор относит: законность; уважение прав и свобод человека и гражданина; единство и целостность системы таможенных органов; единство цели и задач деятельности таможенных органов; федерализм; принцип централизации и
25
децентрализации; сочетание единоначалия и коллегиальности; координацию и взаимодействие с иными субъектами; гласность; ответственность; эффективность деятельности.
Большинство из них проявляются и в финансовой деятельности. В число разработанных автором принципов финансовой деятельности таможенных органов предлагается включить:
1. Законность. Таможенные органы свою финансовую деятельность осуществляют в строгом соответствии с положениями нормативных актов. Они взимают таможенные платежи,  установленные законодательством, являются законными получателями и распорядителями бюджетных средств.
2. Единство целей и задач финансовой деятельности. В данном ракурсе стратегическим направлением работы всех звеньев системы таможенных органов выступает выполнение ими в полном объеме фискальных задач в соответствии с установленным правопорядком для  удовлетворения публичных интересов, а также эффективное использование финансовых ресурсов государства, выделяемых для реализации их функций, а задачами: полное и своевременное перечисление средств, мобилизованных в виде фискальных доходов; обоснованное взыскание имущественных санкций; следование статусу бюджетных учреждений.
3. Координация  и  взаимодействие  с  иными  субъектами.  С  одной стороны Федеральная таможенная служба согласует свои усилия в ходе осуществления финансовой деятельности с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ, а с другой — выступает властным субъектом в правоотношениях с участниками
экспортно-импортных операций.
4. Приоритет публичных интересов при поддержании частных начал. Публичные интересы связаны с необходимостью решения проблем, для устранения которых необходимы финансовые ресурсы, получаемые, в том числе, и через таможенную систему.
5. Плановость. Все стороны финансовой деятельности таможенных органов должны быть  подвергнуты четкому, рациональному расчету
26
применительно ко всем временным периодам. Планирование доходов и расходов позволяет государству сбалансировать две основные части своего финансово-планового акта (бюджета).
6. Самоокупаемость. Обеспечивая наполнение доходной части бюджетной системы за счет сбора таможенных платежей, сами таможенные органы расходуют из казны в пятьдесят раз меньше.
Третий параграф второй главы посвящен анализу понятия и содержания финансово-правового статуса таможенных органов. Автором отмечается, что это общее понятие в широком смысле в доктрине финансового права является мало разработанным, хотя, несомненно, выступает как комплексное явление, включающее в себя ряд взаимосвязанных между собой элементов. Под финансово-правовым статусом таможенных органов диссертант понимает компетенцию таможенных органов в процессе осуществления финансовой деятельности, формы и методы, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности.
Результатом проведенного исследования стало выделение элементов данной категории, к которым диссертант относит:
а) цели и задачи финансовой деятельности таможенных органов;
б) функции таможенных органов в процессе осуществления финансовой деятельности;
в) полномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание финансово-правового статуса таможенных органов;
г) формы и методы финансовой деятельности таможенных органов;
д) гарантии как элемент финансово-правового статуса данных органов.
На основе их рассмотрения и анализа, автор обосновывает вывод о дифференциации финансово-правового статуса на составляющие:
- фискальный статус, реализуемый на практике через институт таможенных платежей и иных фискальных доходов, формирующих доходную часть федерального бюджета;
27
- бюджетный статус, содержащий правовые основы и порядок финансирования таможенных органов из федерального бюджета, а также распределения и использования указанных государственных расходов.
В свою очередь фискальный статус таможенных органов складывается из двух разновидностей. Налогово-пошлинный статус предопределяет финансовую деятельность таможенных органов в процессе сбора таможенных платежей, а правоохранительный статус (в рамках финансово-правового статуса) проявляется, в частности, в возможности применения к правонарушителям имущественных санкций, поступающих впоследствии в государственный бюджет.
Аргументируется мнение о том, что статус таможенных органов как агентов валютного контроля (валютно-контрольный статус), несмотря на его включение в финансово-правовой статус, не реализуется в их финансовой деятельности, поскольку в результате осуществления таких мероприятий государство не получает таможенных фискальных доходов, оно лишь
пополняет валютные резервы за счет покупки иностранной валюты на внутреннем рынке. Между тем финансовая деятельность таможенных органов напрямую связана с финансовыми ресурсами федерального бюджета, в состав которых не входят золотовалютные резервы.
В главе третьей «Институциональные признаки фискальных доходов, мобилизуемых таможенными органами» исследуются правовая природа таможенных платежей (таможенной пошлины, косвенных налогов, таможенных сборов); а также иных фискальных доходов, обусловленных мерами финансово-правовой ответственности.
В первом параграфе дается общая характеристика системы таможенных платежей, аккумулируемых таможенными органами в результате финансовой деятельности. Автор отмечает их законодательное установление и подчеркивает, что таможенные платежи есть собственные доходы федерального бюджета; они уплачиваются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу РФ; правом их взимания
28
наделены таможенные органы; данный институт обеспечивается принудительной силой государства.
В свете проводимой экономической реформы, законодательно уточнившей правовую природу различных видов таможенных платежей, предлагается определять их как обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Особое внимание уделяется таможенным сборам. При этом автор расширяет законодательную формулировку понятия и понимает под данным видом таможенных платежей обязательный неналоговый взнос, уплачиваемый с целью покрытия расходов таможенных органов на совершение действий по таможенному оформлению, хранению, сопровождению товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Учитывая важность фискального направления финансовой деятельности таможенных органов и его роль в финансовой деятельности государства, в работе выделяются и раскрываются принципы обложения таможенными платежами: всеобщность, законодательное установление, единство системы таможенных платежей, сочетание таможенных и налоговых правовых основ, равноправие, ответственность, соразмерность таможенного обложения, свобода выбора плательщика таможенных платежей.
Обосновывается мнение о целесообразности направления части доходов от внешнеэкономической деятельности (не более 5-7%) в бюджеты субъектов Федерации. Представляется, что введение такого положения позволило бы отразить региональную заинтересованность, которая могла бы быть выражена, например, в создании благоприятного инвестиционного климата, в предоставлении возможности сотрудничества с зарубежными партнерами, в активизации деятельности торгово-промышленных палат на местах.
Второй параграф третьей главы посвящен основному таможенному платежу - таможенной пошлине. При характеристике ее правовой природы
29
критическому анализу были подвергнуты диаметрально противоположные научные взгляды по данному вопросу, заключающиеся как в причислении ее к косвенным налогам, так и включении в число сборов. Автор отмечает, что, интерпретация данной категории как научной проводится в работе при сознательном устранении от ее установления и применения на территории России в современных условиях и присоединяется к позиции ученых, утверждающих, что таможенная пошлина - это платеж, который подлежит уплате в качестве условия предоставления разрешения пересечения товарами таможенной границы РФ[1].
Особое место в системе обязательных платежей таможенной пошлины предопределяется ее специфическими чертами:
- таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при  этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности;
- она опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством для достижения такой цели;
- таможенная пошлина возмездна, то есть фактически она является платой за предоставление возможности перемещать грузы через таможенную границу;
- в отличие от налога она не обладает признаком регулярности, так как обязанность уплаты   таможенной пошлины возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенное правоотношение;
- право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
- ее уплата обеспечивается принудительной силой государства.
Таможенная пошлина определяется в работе как обязательный платеж неналогового характера в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. Классификация таможенных пошлин
30
проводится по таким критериям, как: характер внешнеторговой операции; способ взимания; страна происхождения; тип ставки; характер закрепления; важность решаемых задач; порядок введения.
На основе анализа правовой природы таможенной пошлины и ее видов, автор делает вывод о дуалистическом характере ее сущности: данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
Учитывая значимость использования таможенными органами в финансовой деятельности таможенного тарифа (как свода ставок таможенных пошлин), показывается соотношение его фискальной и регулятивной функций; анализируется эволюция принципа эскалации, на котором он построен; обозначается роль таможенно-тарифной политики и статистической информации для активизации внешней торговли.
В третьем параграфе третьей главы уясняется место косвенных налогов (НДС, акцизов) в системе таможенных платежей. В механизме использования данных категорий наиболее ярко проявляются налогово-правовые аспекты законодательства о таможенном деле. Сформулированы характерные признаки косвенных налогов в области таможенного дела: обязательность, индивидуальная безвозмездность, включение в цену товара, нерегулярность, уплата при совершении операций по ввозу, производность от таможенной пошлины. НДС и акцизы в системе таможенных платежей выполняют две важнейшие функции: регулируют внешнюю торговлю с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и
импортных товаров на внутреннем рынке и способствуют наполнению государственной казны.
В работе критикуется содержание установленной законодательством (ст. 160 НК РФ) базы для исчисления налога на добавленную стоимость, объединяющей суммы таможенной стоимости перемещаемого товара, ввозной таможенной пошлины и акциза. Отказ от принципа однократности налогообложения максимально усиливает фискальную  направленность
31
данного вида платежа. Представляется, что базой для исчисления НДС должна быть таможенная стоимость товара; в противном случае увеличение такой базы на сумму таможенной пошлины и акциза отрицает и принцип справедливости налогообложения.
Интерес автора, проявленный в исследовании к проблеме возмещения НДС при совершении экспортных операций, обусловлен большими объемами возврата данного налога при достаточно низком уровне вывоза. На основе анализа положений нормативных актов и правоприменительной практики в данной части разработаны основные направления разрешения этой проблемы. В их числе:
- тесное взаимодействие таможенных и налоговых органов с банками и кредитными организациями;
- согласование таможенного оформления экспортных товарных поставок на крупные суммы   с вышестоящими структурными подразделениями;
- введение специальных счетов для расчетов по НДС;
- привлечение к уголовной ответственности лиц, использующих схемы для незаконного возмещения НДС по ст. 159 УК РФ «Мошенничество»;
- проведение антикоррупционных мероприятий среди должностных лиц таможенных органов.
Иные фискальные доходы в области таможенного дела, обусловленные мерами финансово-правовой ответственности, рассматриваются в четвертом параграфе третьей главы исследования.
Признавая в финансово-правовой ответственности самостоятельный вид юридической ответственности, диссертант резюмирует, что в области таможенного дела ее нормативным основанием выступает Таможенный кодекс РФ, включающий нормы о содержании финансового правонарушения. Фактическое основание финансово-правовой ответственности — совершение правонарушения, выразившееся в неуплате или неполной уплате таможенных пошлин, налогов (ч.3 ст.320, ч.7 ст.323, ч.1 ст.348 ТК РФ). Процессуальным основанием финансово-правовой ответственности является
32
решение таможенного или судебного органа о принудительном взыскании таможенных платежей и пени по ним.
Принимая во внимание, что законодатель не дает определения анализируемых составов правонарушений, представляется, что под неуплатой таможенных платежей следует понимать виновное, противоправное неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Неполной уплатой таможенных платежей признается, на взгляд автора, уплата таможенных платежей в неполном объеме в случае совершения лицом умышленных деяний в виде заведомого занижения таможенной стоимости, неправильного отнесения товара к коду в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сообщения иных недостоверных сведений, повлиявших на размер уплаченных таможенных платежей. И в том, и в другом случае совершение таких деяний посягает на эффективную реализацию государством своей фискальной функции в целом, и таможенными органами собственной финансовой деятельности, в частности.
В области таможенного дела пеню необходимо признать мерой финансовой ответственности. Она регламентирована нормами Таможенного кодекса РФ и может быть охарактеризована следующими признаками. Во-первых, она выражается в материальном воздействии на правонарушителя и носит денежный характер. Взыскание пени сказывается в первую очередь на имущественном положении лица. Во-вторых, пеня имеет восстановительный характер. За счет ее применения в определенной мере компенсируются потери доходной части федерального бюджета. В-третьих, пеня применяется в случае неуплаты в установленный срок таможенных платежей. Основанием ее назначения является возникшая недоимка. В-четвертых, пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией. Ее размер зависит от срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. В-пятых, пеня -безальтернативная мера ответственности, она не может быть заменена иными санкциями. В-шестых, ее применение осуществляется в особом порядке, установленным таможенным законодательством.
33
В работе сформулированы четыре функции данной меры ответственности: карательная - заключается в наказании лица, виновного в образовании недоимки; превентивная функция нацелена на профилактику дальнейших правонарушений; восстановительная - обусловлена стремлением государства компенсировать потери бюджета, фискальная -означает включение ее в структуру доходов бюджетной системы.
Диссертантом излагается позиция о возможности принятия Федерального закона «О финансово-правовой ответственности за налоговые, таможенные, бюджетные и иные правонарушения в сфере государственных и муниципальных финансов». Представляется, что финансово-правовая ответственность как динамично развивающийся институт финансового права имеет реальные перспективы нормативного закрепления. Синтез норм, составляющих его содержание, даст основание признать ее самостоятельным видом юридической ответственности. В данный акт необходимо включить следующие положения: предмет регулирования и сфера действия закона; понятие финансового правонарушения; виды финансовых правонарушений; ответственность за финансовые правонарушения и условия привлечения к ней; финансово-правовые санкции и порядок их применения; органы, рассматривающие дела о финансовых правонарушениях; обжалование действий должностных лиц, рассматривающих дела о финансовых правонарушениях.
Учитывая, что в настоящее время нормы, составляющие институт финансово-правовой ответственности, разбросаны по отдельным нормативным актам, представляется целесообразным собрать их воедино и регламентировать в самостоятельном источнике права. Таким путем можно достичь единообразия в понимании понятийного аппарата, установлении состава правонарушения, правил применения финансовых санкций.
Четвертая глава работы «Проблемы правового регулирования порядка исчисления, уплаты и взимания таможенных платежей» объединяет три параграфа, в которых обобщаются дискуссионные вопросы,
34
возникающие в процессе фискальной деятельности таможенных органов Российской Федерации и непосредственно влияющие на ее результативность.
В первом параграфе, при анализе правовых проблем порядка исчисления таможенных платежей, автор обращается к зарубежному опыту, свидетельствующему о возложении обязанности по определению размера таможенных платежей не на плательщиков, а на органы публичной власти. В этой связи предлагается наделить данной обязанностью российские таможенные органы. Думается, что имплементация такого положения в Таможенный кодекс РФ (ст.324) позволит уменьшить издержки субъектов внешней торговли, избежать ошибок при определении объема таможенных платежей, своевременно определить таможенную стоимость товаров и снизить уровень ее корректировок, повысить эффективность контроля уплаты таможенных платежей.
Уточнения, по мнению диссертанта, требует определение объекта обложения таможенными платежами. В качестве него предлагается понимать перемещение товара через таможенную границу, а в качестве налогово-пошлинной базы - таможенную стоимость и (или) количество таких товаров. Подробному анализу подвергнута категория таможенной стоимости, методика ее определения, а также условия и обстоятельства корректировки.
При исследовании вопросов определения таможенной стоимости используется сравнительно-правовой метод, с помощью которого автор сопоставляет положения международно-правовых актов, в частности ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), принятого в 1947 г.[2] и российского таможенного законодательства. В международной практике таможенная стоимость определяется как величина, основанная на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара, а в России - включает помимо его фактической стоимости и дополнительные расходы, понесенные покупателем. В ее исчислении участвуют три стороны: продавец, покупатель и таможенный орган. Очевидно, что установление четкого механизма расчета таможенной
35
стоимости важно для всех субъектов таможенного правоотношения. Для участников внешней торговли знание правил определения таможенной стоимости перемещаемых товаров нужно как для реального повышения эффективности экспортно-импортных операций, так и для планирования прибыли или убытков от конкретных внешнеторговых сделок. Для государства, значительная доля федерального бюджета которого исполняется за счет таможенных платежей, необходимо при планировании поступлений знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. В 2003 году проведение корректировок таможенной стоимости территориальными таможенными органами позволило дополнительно взыскать в бюджет более 237 млн. долларов[3].
Второй параграф четвертой главы синтезирует основные проблемы порядка уплаты и взимания таможенных платежей, предопределенные концептуальным обоснованием фискального направления финансовой деятельности таможенных органов. Среди них: определение плательщика таможенных платежей; спорность в установлении момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей; нечеткость регламентации характера полномочия таможенного органа по вопросу об изменении срока уплаты таможенных платежей; обоснованность законности права таможенного органа на бесспорное принудительное взыскание таможенных платежей.
По изложенным проблемам высказывается собственная позиция автора. Во-первых, законодательная норма ст.320 ТК РФ о праве любого лица выступить в качестве плательщика таможенных платежей порождает ситуацию возможного отсутствия у такого лица объекта обложения и, соответственно налогово-пошлинной базы. Представляется, что данную категорию лиц следует именовать условными плательщиками. Однако к ответственности должны привлекаться не они, а лица, перемещающие товары через таможенную границу.
36
Во-вторых, думается, что исполнение обязанности по уплате таможенных платежей с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке противоречит ч.2 ст. 45 НК РФ, устанавливающей, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. Практика показывает, что с этого момента до списания денежных средств с банковского счета проходит несколько часов. И хотя временной отрезок краток, представляется, что формулировка, содержащаяся в налоговом законодательстве, наиболее предпочтительна, так как связывает рассматриваемую обязанность непосредственно с плательщиком, а не банком. За нарушение срока исполнения такого поручения ответственность должен нести банк, согласно ст. 15.8 КоАП РФ, а не плательщик таможенных платежей.
В-третьих, исходя из смысла положений действующего законодательства, остается невыясненным вопрос: предоставление отсрочки или рассрочки по уплате платежей — это право или обязанность таможенного органа? Вопрос о характере данного полномочия, несомненно, требует достаточно ясного решения без возможного дуализма в его понимании.
В-четвертых, право таможенного органа на бесспорное взыскание денежных средств является весьма дискуссионным. Урегулирование вопроса о принудительном взыскании таможенных платежей представляется возможным решить, не нарушая при этом конституционную норму, гарантирующую право частной собственности (ч.3 ст.35). По мнению автора, взыскание таможенных платежей в административном порядке возможно лишь в случае письменного согласия с этим самого плательщика. Иначе такое взыскание должно осуществляться только в порядке судопроизводства.
По изложенным проблемам разработаны предложения, корректирующие действующее законодательство.
В процессе финансовой деятельности таможенные органы прибегают и к обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в особом порядке, исследованном в третьем параграфе четвертой главы.
37
Так, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей применяется их принудительное взыскание. Анализируя действующее законодательство, диссертант выделяет помимо названного - материального - и процессуальные основания данного взыскания. В них включаются:
а) наличие субъекта, ответственного за уплату таможенных платежей, а также денежных средств или имущества, с помощью которого можно произвести взыскание;
б) выставление предварительного требования об уплате таможенных платежей, не позднее трех лет со дня истечения срока исковой давности.
Особое внимание обращается на проблему возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов. Несмотря на то, что субъекту внешнеэкономической деятельности предоставлено право уплаты таможенных платежей в альтернативной валютной форме, возможный возврат денежных сумм таможенными органами всегда осуществляется в рублях по курсу Банка России, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание (ч.6 ст.355 ТК РФ). Учитывая, что срок давности при данных обстоятельствах установлен в три года, пересчет платежей по такому курсу может повлечь значительные финансовые издержки предпринимателей. Кроме того, обязательный возврат таких платежей в рублях неизбежно приведет к материальной потере субъекта на курсовой разнице.
Между тем работа органов исполнительной власти с иностранной валютой, по заключению диссертанта, противоречила бы конституционной норме ст. 75, устанавливающей, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. А поскольку рубль признается официальной денежной единицей, все расчеты и платежи в государстве должны проводится только в рублях либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. С целью устранения необоснованных потерь со стороны участников экспортно-импортных операций представляется целесообразным в ч.б ст.355 ТК РФ указать, что при уплате или взыскании таможенных платежей в иностранной валюте, их возврат производится в
38
рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день возврата.
При раскрытии способов обеспечения уплаты таможенных платежей доказывается целесообразность расширения использования такой формы, как страхование. Данный институт может обеспечить защиту публично-правовых интересов посредством обязательства страховщика обеспечить уплату таможенных платежей. Основной сдерживающий фактор на пути применения страхования в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей - отсутствие соответствующей правовой базы. Внесение в Таможенный кодекс РФ норм, регламентирующих правила применения такого способа, расширили бы возможность ее использования участниками внешней торговли, а также способствовали бы развитию таможенной инфраструктуры.
Разработана теоретическая конструкция института льгот в области таможенного обложения. Ему присущи финансово-правовые аспекты, так как он включает послабления при уплате не только таможенной пошлины, но и иных таможенных платежей. Поэтому предлагается именовать данную группу таможенными тарифно-налоговыми преференциями и понимать под ними преимущества в области уплаты таможенных платежей, предоставляемые субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Научное осмысление положений нормативных актов дало основание выделить критерии для классификации таких льгот. Их можно дифференцировать по субъектам, по видам платежей, в зависимости от объекта, по форме предоставления, по юридическим основаниям.
Глава пятая «Таможенные органы как получатели и распорядители бюджетных средств» посвящена раскрытию содержания деятельности таможенных органов в процессе распределения и использования финансовых ресурсов.
В первом параграфе внимание сосредоточено на источниках финансирования    таможенных    органов    Российской    Федерации,
39
основополагающее место среди которых занимает федеральный бюджет. До 2000 года к нему примыкали средства целевого внебюджетного Фонда развития таможенной системы Российской Федерации. Аргументируется мнение автора о целесообразности возрождения этого источника в качестве целевого бюджетного фонда, что позволит увеличить заинтересованность должностных лиц таможенных органов в результатах своей работы, повысить их ответственность, а также добиться более оперативного решения проблем, связанных с недостаточным финансированием из федерального бюджета.
Актуализацию в данном параграфе получили и вопросы, вытекающие из выделения Российской Федерации в 2003 году Международным банком реконструкции и развития займа на сумму 140 млн. долларов с целью реализации проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов»[4]. В работе анализируются как преимущества получения такого кредита, так и негативные элементы. В число достоинств следует включить: оснащение таможенных органов современными техническими средствами, повышение уровня эффективности деятельности, развитие информационной инфраструктуры. Вместе с тем возврат кредитных средств, с уплатой процентов за пользованием ими, может привести к чрезмерному росту внешнего долга Российской Федерации, что чревато нежелательными последствиями для государственной казны, денежно-кредитной системы страны, ее международной кредитоспособности.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>