<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Кроме того, нормой ст. 103 Бюджетного кодекса РФ определено, что государственные внешние заимствования осуществляются для целей покрытия дефицита бюджета, что не соответствует образовавшемуся в последние годы профициту бюджета и росту доходов Стабилизационного фонда. Принимать долговые обязательства в таких условиях представляется
40
не только не разумным, но и противоправным, противоречащим данному положению.
По мнению автора, при решении вопроса о необходимости государственного кредита следует исходить из совокупности таких факторов, как: соответствие нормам действующего бюджетного законодательства; значимость программы для развития той или и иной сферы (отрасли); невозможность достижения соответствующей цели путем привлечения бюджетных средств; целесообразность заключения соглашения о займе с конкретным субъектом (государством, международной финансовой организацией, банком); достаточность суммы кредита для решения поставленных задач; анализ и планирование расходов по обслуживанию кредита; оценка реальной возможности погашения кредита.
Автор определяет понятие финансирования таможенных органов Российской Федерации как законное, плановое, гарантированное выделение из федерального бюджета денежных средств на условиях безвозвратности, безвозмездности и целенаправленности для реализации таможенными органами своей компетенции.
Во втором параграфе пятой главы исследованию подлежит порядок распределения и использования финансовых средств таможенными органами. Расходы, направляемые в адрес таможенных органов, характеризуются как федеральные, централизованные, текущие. По функциональному критерию они классифицируются на международные, управленческие, капитальные и социальные. Согласно установленной законом бюджетной классификации, проводится их дифференциация на соответствующие подвиды.
В работе излагаются взгляды автора на ожидаемый, в рамках реформирования бюджетного процесса, переход от сметного принципа формирования бюджета к целевому - предполагающему обоснование непосредственными получателями денежных средств затрат на обеспечение своей деятельности. Представляется, что часть показателей по расходам бюджета в таможенной сфере могут быть реально мотивированы такими
41
факторами: количество импортных товаров, выведенных из нелегального сектора экономики; сокращение времени на выполнение таможенных формальностей; увеличение пропускной способности международных пунктов пропуска; обеспечение возможности применения участниками внешней торговли электронной формы декларирования.
Анализ порядка распределения и использования финансовых ресурсов таможенными органами позволил диссертанту сформулировать основные задачи, нацеленные на гармонизацию управления финансами в сфере их деятельности:
- обоснованное планирование расходов, оптимальное распределение затрат по  функциональному критерию, выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости таможенного органа;
- обеспечение надлежащих условий для формирования материально-технической базы,  позволяющей эффективно осуществлять таможенную деятельность;
- достойное материальное стимулирование должностных лиц таможенных органов;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности таможенных органов;
- эффективный контроль за законным и целесообразным использованием денежных фондов.
Третий параграф пятой главы посвящен разработке и предложению направлений, следуя" которым можно добиться повышения эффективности финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. В работе она рассматривается через две составляющие: фискальную и бюджетную эффективность.
Фискальная эффективность показывает уровень наполнения казны доходами от внешнеэкономической деятельности и скрытый резерв, который мог быть получен государством. В данном контексте предлагается предпринять следующие шаги. Во-первых, улучшить качество правоохранительной работы таможенных органов. Учитывая, что основная
42
масса нарушений в таможенной сфере совершается с целью занизить объем предполагаемых к уплате таможенных платежей или совсем уклониться от них, доминантой здесь выступает выявление всего объема внешнеторговых операций и его строгий учет.
Во-вторых, руководству таможенных органов, сотрудникам органов прокуратуры следует активизировать проведение антикоррупционных мероприятий на таможенной службе. Представляется, что четкая работа правоохранительных органов в этом направлении, помноженная на открытость и публичную гласность рассматриваемых дел и проходящих по ним обвиняемых, как нельзя лучше будет способствовать достижению превентивных целей юридической ответственности, а в дальнейшем, и искоренению должностных преступлений.
В-третьих, с точки зрения автора, устранению подлежит одна из объективных причин коррупции - низкая зарплата государственных служащих. Должностные лица таможенной администрации должны получать достаточно высокую заработную плату для снижения угрозы коррупции. Она может суммироваться из твердой суммы (оклада, надбавок и доплат) и возможных поощрений (премий).
Сформулированы и направления повышения эффективности бюджетной деятельности таможенных органов:
1) установление приоритетов в распределении денежных фондов, выделяемых для таможенных органов. В современных условиях ими должны стать: социальная защищенность должностных лиц таможенных органов и модернизация таможенной службы;
2) проведение ежегодного мониторинга потребностей таможенных органов в финансовых  ресурсах  с  учетом  комплексного  обоснования  таких потребностей;
3) усиление финансового контроля целевого использования бюджетных средств, привлечение к ответственности виновных лиц.
Автор обращает внимание на тесную связь вопросов эффективности финансовой деятельности таможенных органов с проблемой оптимального
43
варианта разрешения конфликтных ситуаций между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Одним из направления в данной связи является высококвалифицированное отправление правосудия. Нормами ВТО предполагается создание в государствах-членах данной организации особых судов по таможенно-тарифным вопросам. В России же рассмотрение таких дел осуществляется арбитражными судами, в которых наблюдается недостаток специалистов, обладающих необходимым профессионализмом в отрасли таможенного законодательства. Учитывая утопичность идеи о создании таможенных судов в обозримом будущем, представляется целесообразным включение в структуру арбитражных судов подразделений, занимающихся разрешением таможенно-правовых проблем. Такое введение позволит оптимизировать деятельность, в том числе финансовую, таможенных органов и будет способствовать высококвалифицированной, гарантированной защите прав и интересов участников внешней торговли.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, резюмируются выводы, формулируются рекомендации и предложения, касающиеся совершенствования финансового и таможенного законодательства, а также практики его применения.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Монографии, учебники и учебные пособия
1. Бакаева О.Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов Российской Федерации: Монография / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2002. (8,7 п.л.);
2. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: Монография / Под ред. Н.И.
44
Химичевой. Саратов: изд-во Саратовской государственной академии права, 2004. (10,23 п.л.);
3. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: Монография / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: изд-во «Статут», 2005. (11,7 п.л.);
4. Бакаева О.Ю. Российское таможенное право: Учеб. пособие. Саратов: изд-во «Эмос», 2000. (2,5 п.л.);
5. Бакаева О.Ю. Таможенное право. Общая часть: Учебное пособие. Саратов: изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2003. (7 п.л.);
6. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химичева. М.: изд-во «Юристь», 2003. (17 п.л.);
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК
7. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансово-экономической деятельности  таможенных  органов  Российской  Федерации  //  Вестник Саратовского  государственного  социально-экономического  университета. 2002. №3.(1 п.л.);
8. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование фискальной деятельности таможенных органов России: исторический аспект // История государства и права. 2002. № 3. (1 п.л.);
9. Бакаева О.Ю. Таможенная пошлина в системе таможенных платежей, ее правовая природа // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы экономики и права». 2002. (0,5 п.л.);        
10. Бакаева О.Ю. Финансово-правовые аспекты деятельности таможенных органов Российской Федерации // Правоведение. 2002. № 5. (0,5 п.л.);
11. Бакаева О.Ю. Система таможенных органов Российской Федерации: понятие, основные черты, принципы // Известия Самарского научного центра
45
Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы экономики и права». 2003. Май. (0,5 п.л.);
12. Бакаева О.Ю., Карташов Г.А. Современное таможенное законодательство: пути его совершенствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2003. № 4. (0,5 п.л.);
13. Бакаева О.Ю. Таможенный кодекс РФ: анализ новелл // Законность. 2003. № 12. (0,5 п.л.);
14. Покачалова Е.В., Разгильдиева М.Б. Финансовое право: федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права. 2004. № 8. (0,04 п.л.);
15. Бакаева О.Ю. Финансово-правовая ответственность за нарушения таможенных правил // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9. (0,7 п.л.);
16. Бакаева О.Ю. Исчисление и уплата таможенных платежей: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2005. № 2. (0,5 п.л.);
17. Бакаева О.Ю. Институт льгот в таможенном праве (финансовый аспект) // Современное право. 2005. № 2. (0,5 п.л.);
Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций
18. Бакаева О.Ю. Защита прав собственника имущества при применении некоторых мер ответственности за нарушение таможенных правил // Права человека: пути их реализации: Материалы международной конференции. Саратов: изд-во СГАП, 1999. 4.2. (0,25 п.л.);
19. Бакаева О.Ю. Основные направления совершенствования таможенного законодательства в части защиты прав и основных свобод человека // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное  законодательство:  Материалы  международной научной конференции. Саратов, 2001. (0,15 п.л.);
20. Бакаева О.Ю. Закономерности развития таможенного права Российской Федерации в современных условиях // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути решения: Материалы научно-
46
практической конференции, посвященной 70-летию Саратовской государственной академии права. Саратов, 2001. (0,25 п.л.);
21. Бакаева О.Ю. Совершенствование таможенной политики России на современном этапе // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX-XXI веков: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2002. (0,15 п.л.);
22. Бакаева О.Ю. Проблемы правового регулирования финансирования таможенных органов Российской Федерации // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международной научно-практ. конференции. Саратов, 2003. (0,15 п.л.);
23. Бакаева  О.Ю.  Институт таможенных  платежей  и  его  место  в российском таможенном законодательстве // Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства: Сб. науч. докладов и сообщений по материалам международной научной конференции. Вып. 2. Черновцы, 2003. (1 п.л.);
24. Бакаева О.Ю.  Некоторые вопросы финансовой деятельности таможенных органов в новом Таможенном кодексе РФ // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. (0,15 п.л.);
25. Бакаева О.Ю. Конституционные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Материалы  межд. научно-практ. конференции: В 3-х ч. / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Ч.2. Саратов, 2004. (0,5 п.л.);
Другие статьи, материалы конференций
26. Бакаева О.Ю. Основные направления совершенствования деятельности таможенных  органов Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-М., 2001. № 1. (0,5 п.л.);
47
27. Бакаева О.Ю. Право граждан и юридических лиц на получение информации по   таможенным вопросам // Вестник Саратовской государственной академии права. 2001. № 2. (0,25 п.л.);
28. Бакаева О.Ю. Финансовая деятельность таможенных органов (постановка проблемы) // Право и жизнь. М., 2001. № 41. (0,5 п.л.);
29. Бакаева О.Ю. Основные направления совершенствования финансовой деятельности  таможенных органов Российской Федерации Право и жизнь. М., 2001. № 43. (0,5 п.л.);
30. Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации // Право и политика. М., 2002. № 1. (0,5 п.л.);
31. Бакаева О.Ю. Фискальная функция таможенных органов Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып.21. Тольятти, 2002. (0,5 п.л.);
32. Бакаева О.Ю. Проблемы правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Юрист. М., 2002. № 4. (0,25 п.л.);
33. Бакаева О.Ю. Таможенная политика и финансовая деятельность государства // Власть. М., 2002. № 4. (0,5 п.л.);
34. Бакаева О.Ю., Карташов Г.А. На пороге вхождения в ВТО // Саратовская палата. Саратов, 2002. № 5. (0,25 п.л.);
35. Бакаева О.Ю. Эффективность механизма реализации финансовой деятельности таможенных органов РФ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып.22. Тольятти, 2002. (0,5 п.л.);
36. Бакаева О.Ю. Защита прав субъектов внешнеэкономической деятельности и реализация таможенными органами Российской Федерации фискальной функции // Конституционные чтения: Межвуз. сборник научных трудов. Вып.3. Ч.1. Саратов, 2002. (0,5 п.л.);
37. Бакаева О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты финансовой деятельности // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 2. В 2-х томах. Т. 1. М., 2002. (0,75 п.л.);
38. Бакаева О.Ю. Применение норм нового Кодекса РФ об административных  правонарушениях в отрасли таможенного права //
48
Социально-экономическое развитие России: Проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. Саратов, 2002. (0,4 п.л.);
39. Бакаева О.Ю. Соотношение правоохранительной и финансовой деятельности  таможенных органов Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. № 4. (0,5 п.л.);
40. Бакаева О.Ю., Карташов Г.А. К проекту нового Таможенного кодекса РФ // Налоговые известия Саратовской губернии. Саратов, 2003. № 1.(0,25п.л.);
41. Бакаева О.Ю.  Финансово-правовые аспекты законодательства Российской Федерации о таможенном деле // Финансовое право. М., 2003. № 3. (0,25 п.л.);
42. Бакаева О.Ю. Правовая природа таможенных платежей // Актуальные вопросы юриспруденции: Сборник научных трудов / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. Саратов, 2003. (1 п.л.);
43. Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе  Российской Федерации // Юридический вестник Ростовского государственного  экономического  университета.  Ростов-на-Дону, 2003. № 3 (27). (0,5 п.л.);
44. Бакаева О.Ю. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической   деятельности (правовой аспект) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2003. № 3. (0,5 п.л.);
45. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В., Фомичев С.С. Проблемы защиты прав граждан — участников таможенных правоотношений // Международно-правовые способы защиты прав человека: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Баринова, Т.М. Пряхиной. Серия «Права человека: сферы реализации». Вып.З. Саратов, 2003. (1 п.л.);
46. Бакаева О.Ю. Новый Таможенный кодекс России и бизнес // Власть. М., 2003. № 8.(0,4 п.л.);
47. Бакаева О.Ю. Понятие и правовые основы финансово-правового статуса таможенных  органов Российской Федерации // Актуальные
49
проблемы финансового права: Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов, 2003. (1 п.л.);
48. Бакаева О.Ю. Роль таможенных органов в формировании федерального бюджета //  Россия на пути реформ: федеральный и региональный аспекты / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов, 2003. В 2-х книгах. Книга 2. (1 п.л.);      
49. Бакаева О.Ю. Вопросы финансовой деятельности таможенных органов в проекте нового Таможенного кодекса РФ // Юрист. М., 2003. № 7. (0,5 п.л.);
50. Бакаева О.Ю., Голованов А.А. Международная научно-практическая конференция «Финансовый механизм и его правовое регулирование» // Финансовое право. М., 2003. № 5. (0,5 п.л.);
51. Бакаева О.Ю. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации об основах  финансовой деятельности таможенных органов // Бизнес, менеджмент и право. Екатеринбург, 2004. № 1. (0,5 п.л.);
52. Бакаева О.Ю. Косвенные налоги в системе таможенных платежей: их правовая природа, особенности, проблемы применения // Актуальные проблемы правоведения. Самара, 2004. № 3. (0,9 п.л.);
53. Бакаева О.Ю. Понятие и правовая природа таможенных платежей как источника  финансовых ресурсов государства // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 4. В 3-х томах. Т. 3. М., 2004. (0,3 п.л.);
54. Бакаева О.Ю. Оказание услуг таможенными органами как основание взимания таможенных сборов: проблемы правовой регламентации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. № 4. (0,25 п.л.);
55. Бакаева О.Ю. Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности за нарушения таможенных правил // Юрист. М., 2004. №11.(0,5п.л.);
56. Бакаева О.Ю. Таможенная политика и ее влияние на институт фискальных доходов // Новая правовая мысль. Волгоград, 2005. № 1. (0,6 п.л.);
50
57. Бакаева О.Ю. Генезис института таможенных платежей // Федеральные и региональные аспекты финансового права: «Круглый стол», посвященный 75-летию академика Н.И. Химичевой: Тезисы выступлений (2-3 октября 2003 года) / Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов, 2004. (0,15 п.л.);
58. Бакаева О.Ю. Проблемы защиты прав физических лиц при привлечении их к административной ответственности за нарушения таможенных правил // Материалы межвузовской научно-практ. конференции «Актуальные проблемы юридической ответственности». Тольятти, 2003. (0,5 п.л.);
59. Бакаева О.Ю.  Проблемы таможенных органов при реализации фискальной функции // Теория, практика и опыт работы таможенной службы в условиях новой редакции Таможенного кодекса РФ: Материалы научно-практ. конференции. Нижний Новгород, 2004. (0,2 п.л.);
Учебно-методические материалы
60. Бакаева О.Ю., Фомичев С.С. Таможенное право Российской Федерации: Учебно-метод.   пособие. Саратов: изд-во Саратовской государственной академии права, 1999. (1,5 п.л.);
61. Бакаева О.Ю. Практикум по таможенному праву Российской Федерации: Учебно-метод.  пособие. Саратов: изд. центр Поволжской академии государственной службы, 1999. (2,5 п.л.);
62. Бакаева О.Ю., Орлов И.В. Практикум по таможенному праву Российской Федерации: Учебно-метод. пособие. Орел: изд-во Орловской академии государственной службы, 2001. (1,5 п.л.);
63. Бакаева О.Ю., Липатов Э.Г. Таможенное право: Учебно-метод. пособие. Саратов: изд.  центр Поволжской академии государственной службы, 2002. (2 п.л.);
64. Бакаева О.Ю., Галицкая Н.В., Гладких А.Г., Землянская Н.И., Золина О.В., Матвиенко Г.В., Сергеев Е.В., Фомичев С.С. Таможенное право: Учебно-метод. пособие / Под ред. О.Ю.  Бакаевой. Саратов: изд-во Саратовской государственной академии права, 2004. (1 п.л.)

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ