<< Предыдущая

стр. 10
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Размешивал кофе и ложечкой звякнул! Весь вечер ис­
порчен.
—Да... А я вчера вообще бестактность допустил: шел
по ковру и нечаянно на инкрустированный паркет на­
ступил.
Шофер, оборачиваясь:
— Мужики! Ничего, что я к вам спиной сижу?
Выйти за пределы своей карты — значит существенно
обогатить ее. Можете провести небольшой эксперимент
(идея подсмотрена у Николая Козлова): выпишите на
бумагу десяток собственных убеждений, в правильности
которых вы абсолютно уверены. А рядом напишите те
убеждения, что им противоречат.
72 НЛП: люди, которые играют роли
Скажем:

Настоящий мужчина Не ошибается только
всегда должен быть < тот, кто ничего не
> НО
прав! делает

Что бы вы не делали, Зло злу —добро.
< Добро злу — двойное
количество добра > НО
в мире должно зло.
увеличиваться

Написали.
А теперь попробуйте представить, на что была бы по­
хожа ваша жизнь, если бы эти убеждения были вашими.
Вживитесь в образ на несколько минут. Как теперь вы­
глядят ваши типичные проблемы? Что изменилось?
А теперь совсем другой вопрос: не правда ли, с этими
убеждениями можно жить? Причем неплохо. Есть люди,
которые с такой «перевернутой» картой пробовали по­
жить недельку. И ничего. Весьма, надо полагать, интерес­
ный опыт.
Что дает этот простой эксперимент? Возможность по­
бывать в тех областях, где вы никогда не были. Не уди­
вительно, что внимательный путешественник может взять
оттуда неожиданное решение самых не решаемых ранее
вопросов.
Самое интересное, что карта от этой новой местности
у вас уже есть. Точнее, была всегда. Это не более чем не­
гатив вашей собственной карты, полная противополож­
ность тому, к чему вы уже привыкли, с чем срослись. По­
лагаю, что после такого эксперимента вам уж точно бу­
дет легче воспринимать другие модели мира. С ними
у вас, по крайней мере, есть точки соприкосновения, есть
нечто общее. Их модели — это уже не противополож­
ность вашей. Уже проще.
Глава 3. Между нами и реальностью 73

АНТИПРЕСУППОЗИЦИИ,
ИЛИ НЛП НАОБОРОТ
Когда я впервые услышал об этом упражнении, мне ста­
ло интересно: «На что похожи антипресуппозиции НЛП
:или пресуппозиции антиНЛП?»

Таблица 1
Пресуппозиция Антипресуппозиция
Карта — это не территория. Я знаю все о мире. Знания
заменяют опыт.
Сознание и тело — части Сознание и тело свободны
единой системы. друг от друга.
Весь наш жизненный опыт за­ Я не обязан помнить
кодирован в нервной системе. всякую ерунду.
Субъективный опыт можно Мир принципиально
разделить на образы, звуки, непознаваем с помощью
ощущения, вкус и запах. обычных органов чувств.
Смысл коммуникации — в ре­ Кому надо — поймет и так.
акции, которую она вызывает.
Не бывает поражений — бывает Если я не победил — мне
помешали.
-только обратная связь.
Существует абсолютное
В основе любого поведения
зло, его появление от нас
лежит позитивное намерение,
никак не зависит.
оно связано с первоначальным
окружением.
Любое поведение — выбор Никогда нельзя заранее
наилучшего варианта из определить, каким боком
имеющихся в данный момент. повернется к тебе твое
следующее действие.
Каждый располагает всеми Рожденный ползать летать
не может.
необходимыми ему ресурсами.

Продолжение >
74 НЛП: люди, которые играют роли
Таблица 1 (продолжение)
Антипресуппозиция
Пресуппозиция
Вселенная — дружественная Жизнь — это постоянная
борьба с окружающим
среда, изобилующая ресур­
миром, всегда оканчиваю­
сами
щаяся поражением

Надеюсь, что с самими базовыми пресуппозициями
НЛП вы уже хорошо знакомы и прекрасно представляе­
те себе, что они могут дать: гибкость, творчество, спон­
танность, внимательность, терпимость, уверенность,
радость. Они дают практически все, что может дать само
НЛП.
А что же дают антипресуппозиции — такие, какими
они записаны здесь? Может быть, силу, свободу, незави­
симость. Они снимают с человека всякую ответствен­
ность. Они позволяют просто делать свое дело, не беспо­
коясь о его последствиях. Они здорово упрощают жизнь.
Если вдуматься, они дают все те же спонтанность, тер­
пимость, уверенность, творчество.
Вряд ли я смогу сказать, что антипресуппозиции — это
мои жизненные принципы. И при этом я совершенно
точно знаю, что многим людям эти десять постулатов
могли бы помочь: освободиться, встать на ноги и пойти
по жизни.
А вообще-то... Александр Лебедев очень ловко сфор­
мулировал: «Не бойся направить другого по ложному
пути, ибо знаешь ли, какой — истишши1ГГКомнё1)то пра-
вилТТ—Т1р1шен17ма "
ГЛАВА 4
Откуда берется
непонимание


Метамодель — модель языка, которая
определяет те лингвистические
шаблоны, которые делают неясным
смысл коммуникации, и определяет
конкретные вопросы, имеющие целью
прояснить и поставить под сомнение
неточности языка, чтобы восстановить
их связь с сенсорным опытом
и с глубинной структурой.
Словарь НЛП
Чтобы понять, как мы делаем свои модели мира, мы зада­
димся другим вопросом: как создаются карты — те самые,
географические. На таком примере можно ясно показать,
как, каким образом мы решаем задачу моделирования
внешнего мира.
Возможно, вы уже и так представляете, как это дела­
ется. По крайней мере многим приходилось рисовать схе­
мы для своих знакомых.
«Выйдешь из метро — сверни налево. Увидишь большое
красное здание, обойди его справа — там еще киоск та-
76 НЛП: люди, которые играют роли
кой стоит, всякой мелочевкой торгует. Подойдешь к до­
му — третий подъезд, черная железная дверь...» — объяс­
няешь, а сам картинку рисуешь для наглядности.
Итак, как сделать удобную и понятную карту?
Скажем, так. Берешь некоторый реальный объект — го­
род, например. Правда, это только сказать легко: «Берешь
город». Чтобы сделать даже приблизительную схему го­
рода, нужна информация. Уже на этом этапе могут воз­
никнуть определенные сложности. Но допустим, слож­
ностей нет, а есть прекрасный аэрофотоснимок, точнее
два, но это уже профессиональные тонкости. То есть об­
щее представление о городе мы уже имеем.
Затем выделяются главные и второстепенные составля­
ющие — здания, дороги, парки, водоемы. Главные — зна­
чит нужные. Те, по которым мы будем ориентироваться,
или те, которые мы будем искать. Понятно, что реальные
схемы создаются под конкретный заказ. Для автомоби­
листа важно знать местонахождение заправки и автосер­
виса, а для водопроводчика — канализационных люков.
Второстепенные объекты рисовать не будем — их отбра­
сываем, остановимся на главных.
Среди них определяем однотипные — жилые дома, го­
сударственные учреждения, дома культуры. Особенность
выбора типов, очевидно, также диктуется целью карты.
Так, для кого-то все здания попадут в один разряд, а для
другого — скажем, городского архитектора — различных
типов домов будут десятки. Разобрались. Теперь для каж­
дого типа объектов надо придумать значки, которые бу­
дут их обозначать, — условные обозначения.
Кстати, а вы не забыли, что надо выбрать масштаб ис­
кажения? Причем некоторые объекты (длины дорог, на­
пример) будут изображаться действительно в масштабе,
а некоторые — только условными обозначениями. Все это
должно сохранять более или менее верное взаимное рас­
положение значков на карте.
Глава 4. Откуда берется непонимание 77
Все. Можно рисовать? Можно, и не забудьте на уже
нарисованной карте отвести место для пояснения услов­
ных обозначений, чтобы ею мог воспользоваться кто-ни­
будь еще.
Обсудив процесс создания плана города, мы уже мо­
жем выделить основные составляющие, дающие разли­
чия между реальностью и ее картой. Уже не говоря о чи­
сто физических (биологических) ограничениях, наложен­
ных на наши источники информации о внешнем мире,
мы находим способы ещё больше упростить окружаю­
щее. Эти способы называются: обобщение, допущение
и искажение.
Работая над картой местности, мы допустили (что-то
упустили, а что-то — опустили: в русскоязычной литера­
туре используются оба варианта перевода английского
термина «deletion») множество тонкостей и деталей. Мы
не стали рисовать детскую песочницу и мячик, катящийся
по дороге. Мы не обратили внимания на длинную очередь
к пивному ларьку и пропустили надпись на стене дома.
Нам пришлось обобщить понятие дома, чтобы облег­
чить себе задачу. Мы не стали подчеркивать индивиду­
альность каждого здания, вырисовывая случайно заме­
ченную пеленку, висящую на его балконе.
И конечно же, мы исказили истинный облик нашего
города, «слегка» уменьшив его до размеров карты. Спря­
мили улицы и написали на дорогах их названия, замени­
ли значками все достопримечательности, выровняли вы­
соту зданий.
Мы создали карту.


В ОБЩЕМ ОБ ОБОБЩЕНИЯХ
«Обобщение — процесс, посредством которого один спе­
цифический опыт начинает представлять целый класс
опытов, членом которого он является».
78 НЛП: люди, которые играют роли
Определение, как всегда, довольно заковыристо. От­
ветим ему полной взаимностью: чтобы понять, что такое
обобщение, разберемся с тем, зачем оно вообще нужно.
И уже потом, задним умом...
Не будет слишком большим обобщением сказать, что
обобщения помогают человеку жить. Они помогают ори­
ентироваться в мире, находить общий язык с подобными
себе, искать сходства в самых разных вещах, делать об­
щее дело. Обобщения позволяют нам находить тради­
ционные ответы на стандартные ситуации, решать ана­
логичные задачи и понимать окружающих.
С помощью обобщений мы учимся. Представьте, како­
во было бы ребенку, не умей он обобщать. Мир состоит
из непонятного нечто, и младенец не в состоянии выде­
лить даже то, что одно он видит, другое чувствует, а тре­
тье — слышит.
Значит, чтобы выделить — надо обобщить. Равно как,
чтобы обобщить, надо выделить. Это как яйцо и кури­
ца — непонятно, с чего все началось. Сначала мы выде­
ляем конкретный объект («эта игрушка»), а потом обоб­
щаем («игрушка вообще»). А вот теперь, чтобы в массе
различных предметов выделить игрушки, нужно сверить­
ся по обобщенному понятию «игрушка». То есть конкрет­
ный объект выделяется по общему признаку. Вроде бы
последовательность «выделение-обобщение» очевидна,
но как ребенок выделяет самый первый объект?
Что-то надо объединить под названием «приятное»,
а что-то — «неприятное». Более того — о чем-то надо ска­
зать: «Это Я», а что-то станет: «Не Я». Но как все это сде­
лать, не умея находить общее?
Ребенку бывает достаточно один раз обжечься, чтобы
всю оставшуюся жизнь быть осторожным с огнем. Ему
нет необходимости исследовать на болезненность кон­
такт с пламенем конфорки, свечи и костра. Все это уже —
огонь. И он жжется. А это — больно.
Глава 4. Откуда берется непонимание 79
Хорошо, что в нашем лексиконе есть такое общее сло­
во, как стул. Нам не нужно теперь каждый раз пояснять,
что «я воспользовался чем-то таким деревянным, чер­
ным, на четырех палочках, с полочкой и подпоркой для
спины» или «металлическим, на трех ножках, с круглым
сиденьем и мягкой спинкой». Слово «стул» несколько
короче. Плюс ко всему оно гораздо более общее.
В психиатрической лечебнице:
— Сестра! В меня Наполеон стулом кинул!
— Ну и вы в него киньте!
— Не могу — он у меня жидкий!
Мы обобщаем почти все. Обобщаем окружающие нас

<< Предыдущая

стр. 10
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>