<< Предыдущая

стр. 11
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

предметы: мебель, жилье, улица. Обобщаем действия: ра­
ботать, отдыхать, развлекаться, учиться. События: буд­
ни, выходные, праздники, отпуска. Людей: родные, близ­
кие, знакомые, чужие. Явления, методы, способы, зако­
номерности, правила.
Влияние обобщений на жизнь вообще трудно переоце­
нить. Они существенно экономят наше время и порой зна­
чительно удлиняют жизнь. Возьмем, к примеру, обобще­
ние: «На дорогах надо быть предельно внимательным».
В двадцатом веке оно приобрело большое значение и спо­
собствовало сохранению большого числа жизней.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что
обобщения существенно помогают нам составлять свои
представления о мире и о себе. Позволяют нам понимать
себя и других, освобождают нас от необходимости посто­
янно изучать одни и те же явления, нас окружающие.


А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ...
Все обобщения ложные. И это тоже.
Как только мы называем два разных предмета одним
и тем же словом, может появиться ошибка. Представьте:
80 НЛП: люди, которые играют роли
«В комнате три стола и пять стульев». Теперь уточним:
«Один письменный стол, один обеденный и журналь­
ный. А из пяти стульев один сломан». Картинка другая?
Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем,
ребенок получил «двойку» за диктант. Некоторые «доб­
рые» взрослые могут помочь ему сформулировать обоб­
щение: «Диктанты мне даются плохо». Или еще круче:
«Русский язык...» Или: «Обучение...» После чего ребе­
нок зачастую начинает бояться диктантов, русского язы­
ка, учиться. И даже не пробует получить «пятерку».
В некотором смысле обобщения просто вредны, ведь
живой и многообразный мир превращается в стандарт­
ный и стереотипный. Одноразовый.
Два прапорщика обсуждают, что подарить другу на день
рождения:
— Давай подарим ему книгу.
— Что ты?! У него уже есть одна.
Теоретические знания, застывая в форме жестких сте­
реотипов, начинают заменять реальный опыт — из мира
исчезает возможность перемен. Однажды поместив зна­
комого в разряд «нытиков», трудно заметить, что он уже
давно изменился в лучшую сторону.
Бывают обобщения ошибочные. Так, однажды встре­
тившись с грубой продавщицей, люди делали вывод обо
всех представителях этой профессии. Или шире — обо
всех представителях службы быта. Государственных слу­
жащих... Споткнувшись на первой неинтересной книге,
некоторые школьники формируют отношение к книгам
вообще.
Был как-то у мужика понос. И что он бедняга только не
делал: и всех врачей обошел, и знахарей с народными
целителями — не помогает и все тут. И кто-то ему посо­
ветовал, что, мол, есть некий дед Макар, лечит все, что
хочешь. Мужик приходит к нему, объясняет проблему,
а тот и говорит:
Глава 4. Откуда берется непонимание 81
— Снимай штаны и наклоняйся.
После чего дед Макар берет красный фонарь и начи­
нает им размахивать перед задним местом мужика. Че­
рез некоторое время мужик спрашивает:
— А что, разве это поможет?
— Поможет, еще как поможет. Это и поезда останав­
ливает.
Да мало ли таких примеров?!
И за этой фразой вспомнились другие примеры.
И пять частных случаев, затронутых в этой главке, уже
превращаются в грандиозное обобщение обо всех обоб­
щениях. Не надо! Единственный критерий (ну, может,
и не единственный), который полезно применять к сво­
им обобщениям, — критерий полезности в данной ситу­
ации. Ведь каждое обобщение служит какой-то цели,
имеет позитивное намерение. Стоит ли от него отказы­
ваться?


ТОЛЬКО САМОЕ ВАЖНОЕ!
/
Сходу отметая все ненужные предисловия, скажу, что
допущение — это работа своеобразного фильтра восприя­
тия, который из всей толпы рвущейся в наш мозг инфор­
мации выбирает самую нужную и важную. Это предан­
ный секретарь, который допускает к шефу только необхо­
димых ему посетителей. Это зоркий дозорный, который
высматривает вокруг именно то, что приказал началь­
ник. Это хорошие наушники, которые сообщают только
то, что полезно.
«Допущение — процесс, посредством которого из мо­
дели исключается часть реального опыта».
Так, из всего потока информации, что вываливает на
нас мироздание, мы выделяем дистиллированный, рафи­
нированный и исключительно важный и полезный руче­
ек, который и воспринимаем. Это действительно суть.
82 НЛП: люди, которые играют роли

Это то, на что мы прежде всего обращаем внимание. Это
то, что нам наиболее интересно.
Приходилось ли вам общаться по телефону, когда во­
круг шум и гам? Вдали голос еле слышен, но то, что он
говорит, для вас важнее всего, что происходит вокруг. Все
внимание сосредоточено на этом голосе... И вы даже не
сможете ответить потом, что же происходило вокруг, ког­
да вы разговаривали по телефону. А может быть, вам слу­
чалось когда-нибудь читать книгу в транспорте? Очень-
очень интересную книгу? Когда читаешь и забываешь
обо всем вокруг. Когда весь мир исчезает и вы остаетесь
наедине с книгой. Вы просто забываете, где находитесь.
Вам жутко интересно, что же будет дальше, и взгляд даже
не замечает строчек... Осторожно! Не пропустите своей
остановки!
Не вдаваясь в мелкие подробности, можно утверждать,
что в каждый момент времени только часть окружающей
обстановки занимает наше сознательное внимание. Толь­
ко небольшая часть нам важна и интересна. Остальное —
фон. Он — за кадром.
На уроке физики:
— Иванов, какая разница между молнией и электри­
чеством?
— Молния — это бесплатное электричество.
Ну что поделать, если в семье у Ивановых только и го­
ворят, что об экономии электроэнергии?!
Впечатления о прошедшей вечеринке у всех участни­
ков будут разными: «Там я познакомился с такой девуш­
кой!», «А какой там был закусон!», «Терпеть не могу поп­
сы!», «Было слишком поздно, еле домой добралась». Они
были в одном месте, но каждый взял что-то свое. А фон —
оставил. Просто не обратил внимания.
Информация может быть для нас существенной и не
очень существенной. Это особенно ясно, когда сравни­
ваешь происходящее на лекции с получившимся кон-
Глава 4. Откуда берется непонимание 83
спектом. Лектор может говорить и о погоде, и о дисципли­
не, и о мировой значимости его предмета. В конспект по­
падают только основные законы, формулировки и фор­
мулы — с краткими пояснениями. Остальное — вода.
Впрочем, это тоже зависит от наших интересов — мне по­
падались конспекты с «крылатыми фразами» лекторов,
типа: «Векторок торчит сюда». Или так: «Тема лекции:
Последствия похмелья». Видимо, ничего интереснее на
лекции не было.
Итак, допущение позволяет брать из мира только са­
мое необходимое и игнорировать шум. Что особенно при­
ятно в условиях дефицита объема нашего внимания.

МАЛЕНЬКАЯ ГЛАВКА
О РАЗМЕРАХ ВНИМАНИЯ
Очень интересный вопрос: сколько разных вещей может
одновременно держать в фокусе своего внимания один че­
ловек? Сколько информации он способен одновременно
воспринять? Каков объем нашего сознательного внима­
ния! Вопрос действительно нетривиальный, ибо объем
этот, очевидно, невелик. И им надо пользоваться гра­
мотно.
Проведем эксперимент. Выберите какие-нибудь три
точки, на которые можете одновременно смотреть. Же­
лательно, чтобы они были удалены друг от друга — так
интереснее. Если они движущиеся, то следите за всеми
изменениями, которые с ними могут происходить. За
всем этим следим одновременно! Уже получается? Не
сомневаюсь. Теперь нужно выбрать три звука, которые
вы можете слышать. Звуки имеют особенность иногда
исчезать, поэтому выберите еще какой-нибудь. Позаботь­
тесь о том, чтобы этих звуков было всегда три. Выбрали?
Добавьте эти три звука к тем точкам, за которыми мы уже
следим. Эксперимент набирает обороты. Участники стой-
84 НЛП: люди, которые играют роли
ко удерживают все шесть фокусов внимания, хотя неко­
торые уже норовят выпасть из нашего поля зрения. Ниче­
го — подбираем и вновь продолжаем. Потому что впереди
еще один этап — ощущения. Требуется выбрать три точ­
ки на теле и следить за всеми ощущениями в них. В каж­
дый момент времени в нас что-нибудь да происходит.
И в каждой из трех выбранных точек — что-то свое. Сле­
дите. Теперь у нас уже девять точек внимания. Тем, кому
удается с успехом удерживать всю девятку, могу поре­
комендовать попробовать продолжать чтение в этом со­
стоянии. Те, кто отслеживает меньше, могут делать то же
самое. А вы заметили, что пока вы отслеживали все эти
точки, из вашей головы исчезли практически все мыс­
ли? У кого не исчезли, те могли бы удержать больше то­
чек, если бы внутренний диалог немного помолчал.
В свое время было проведено множество самых раз­
личных экспериментов для определения объема созна­
тельного внимания. Были среди них и похожие на наш,
и совсем другие. Один из вариантов: дается довольно
длинный ряд чисел и несколько секунд для его запоми­
нания. После чего числа закрываются, а участникам пред­
лагается восстановить его по памяти.
Удивительно, но в абсолютном большинстве случаев
количество восстановленных цифр было около семи.
Точнее — колебалось в пределах 7±2, то есть от пяти до
девяти. Более того, все проводимые эксперименты с пере­
грузкой внимания говорили о том же самом: 7±2 — это
предел. Итак, объем сознательного внимания составля­
ет 7+2 единицы информации — так называемое число
Миллера.
Причем единица информации здесь — понятие весь­
ма растяжимое. Мы с одинаковым успехом можем по­
мнить о семи листочках, семи веточках, семи деревьях,
понятное дело, с разной степенью детальности: «Дере­
во — оно дерево и есть. Какие еще листочки?!»
Глава 4. Откуда берется непонимание 85
Для более эффективного запоминания мы часто разби­
ваем информацию на удобоваримые блоки. Так, семи­
значные телефонные номера с успехом превращаются
в три блока. Теперь требуется воспринять и запомнить не
семь цифр, а только три числа. А это — существенно легче.
Что показательно: в экспериментах с рядом чисел луч­
шие результаты показывали те, кто запоминал их блока­
ми по три цифры.
14916253649648110 — вообще не воспринимаются.
1,4,9,1,6,2,5 — разбили на читаемую последователь­
ность.
149-16-25 — сила привычки.
149, 162, 536 — стандартные троечки.
1,4,9,16,25,36,49... — до этого надо было додуматься.
Если удается найти в числах закономерность, то за­
поминание идет на порядок легче: ?2 и никакого мошен­
ничества.
Важное уточнение: 7±2 — это объем сознательного вни­
мания. Столько единиц мы можем сознательно удерживать
в поле своего зрения. А вообще-то наш мозг имеет полную
запись того, что когда-либо поступало к нему от органов
восприятия. Весь наш жизненный опыт закодирован в на­
шей нервной системе. Телефонный номер может быть за­
печатлен в виде одной картинки. Причем вместе с бумаж­
кой, на которой он был записан. Просто из собственных вос­
поминаний мы выбираем только 7+2 блока. И не более.
Итак, событий вокруг море, а пить его приходится —
по капле. Через маленькую трубочку размером 7±2 ку­
сочка информации. Может быть, поэтому нам приходит­
ся упускать так много деталей?


«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Искажение — процесс, в результате которого взаимосвя­
зи между частями модели становятся отличными от ре-
86 НЛП: люди, которые играют роли
альных взаимосвязей между частями реального опыта. Од­
на из трех универсалий человеческого моделирования.
Не думаю, что сильно совру, если скажу, что передать
что-то без искажений практически невозможно. Это вам
подтвердит любой художник. Да что там художник — лю­
бая фотография изображает объемный мир плоским. Лю­
бая аудиозапись хоть немного, но искажает реальный звук.
Может быть, вам удастся детально передать другому свое
ощущение?
— Не понимаю, что люди нашли в этом Карузо? У не­
го же ни слуха, ни голоса!
— А ты что, слышал, как он поет?
— Нет, но мне Рабинович по телефону напел.
Даже будучи непосредственным участником событий,
мы умудряемся исказить реальность. Представляете, ка­
кая интересная работа у оперативников, допрашивающих
свидетелей? «Он был весь такой страшный. Огромный!
Весь в черном». «Злобная усмешка и колючие глаза».
«Голос скрипучий, как ножом по стеклу».
Помните классическое: «У страха глаза велики»?
Заяц и медведь сидят в тюрьме.
— Миша, здесь, наверное, бьют, — говорит перепу­
ганный заяц.
Дверь открывается, и в камеру вталкивают верб­
люда.
— Миша, посмотри, что с лошадью сделали!
Что-то, что произвело на вас сильное впечатление,
скорее всего, запомнилось как более яркое, значительное
и громкое: оно приобретает воистину громадные размеры
в нашем восприятии, а другое может превратиться в се­

<< Предыдущая

стр. 11
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>