<< Предыдущая

стр. 12
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

рое и невыразительное — незапоминающееся. Все такое
блеклое, стандартное, пресное и безвкусное.
Глядя сквозь призму очарования на понравившуюся
девушку, впечатлительный молодой человек видит на-
Глава 4. Откуда берется непонимание 87
стоящую королеву красоты. Она для него самая краси­
вая. Она просто прекрасна! А какая у нее восхититель­
ная улыбка! Можете не сомневаться, что в его рассказе
обязательно будут присутствовать ее прекрасные душев­
ные качества и блестящий ум. Кто из нас не познал пре­
лести влюбленности!
Конечно же, это искажение.
Можете даже не пытаться по этому описанию найти,
кто же произвел на него такое грандиозное впечатление.
Все эти «самые лучшие в мире глаза и гениальные мы­
сли» существуют только в его представлениях. То, как он
отреагировал на внешнее событие, на девять десятых опре­
деляется его внутренним опытом. Его интересами и пред­
почтениями, душевными болями и нуждами, ожидания­
ми и мечтами, предрасположенностью.
Что-то изначально нам кажется более важным. Что-
то — менее. Какую-то деталь очень хочется подчеркнуть,
выделить. Или преуменьшить, — мало ли что случается.
Даже рассказывая приятелям о каком-то событии, мы на­
верняка где-то преувеличим, что-то недоскажем, в чем-
то приукрасим.
Сын рыбака, широко раздвигая руки:
— Мама! Я сегодня такую пятерку получил!
А представьте теперь, как исказится ваш рассказ, ког­
да приятели примутся пересказывать его своим знако­
мым. Слушая вас, они пропускают его через свой соб­
ственный опыт, свои представления, свои карты. Вы го­
ворите, что вы «были в походе и здорово отдохнули»,
и эта фраза может читаться так: «прошли по бурной реч­
ке», «устроили пикничок с водкой и ночевкой» или «взо­
брались на новую вершину».
Каждому свое.
Я пишу «родина», и каждый думает о чем-то своем.
Я говорю «душа», и у каждого это слово находит свой от-
88 НЛП: люди, которые играют роли
клик. Все мы когда-то узнавали значение каждого слова,
и это было значение из жизни, а не из толкового слова­
ря. Хотя карта — это не территория, кто-то, может быть,
познавал мир именно по нему.
Еще один оригинальный способ использования иска­
жения — брать из мира только то, что хочется. Или пере­
формировывать то, что дают. Скажем, верю я в то, что
«все люди хорошие». Весьма, надо сказать, полезная вера.
Допустим, некто делает мне зло. Это я написал для крат­
кости. Очевидно, он совершает некоторые поступки, де­
лает некоторые дела, которые отдельные личности мо­
гут оценить как «зло». Так это называется в их модели
мира. Вы уже заметили подмену? Конкретные действия
заменяются их оценкой, — искажение.
Суждение: «делает мне зло» в мою карту вряд ли по­
падает — включается мой процесс искажения: «Не быва­
ет поражений, бывает только обратная связь». Начинаем
ее собирать. « Смысл коммуникации — в реакции, которую
она вызывает». — Что я сделал не так? «В основе любого
поведения лежит позитивное намерение». — Чего он хо­
чет добиться? «Вселенная — дружественная среда!» —
Какую выгоду я могу из этого извлечь? И так далее — по
пресуппозициям.
Результат? Во-первых, ситуация разрешается наилуч­
шим образом. Во-вторых, я сохранил хорошее настрое­
ние и контроль над ситуацией. В-третьих, человек полу­
чил то, что хотел, и ушел довольный. И наконец — вера
в людей осталась нерушимой. А для этого все и запуска­
лось. Искажение поработало на славу!
К сожалению (к счастью), искажение прекрасно защи­
щает любые убеждения хозяина: и поддерживающие,
и ограничивающие. И те, что помогают человеку жить,
и те, что мешают. И если женщина знает, что «все мужи­
ки сволочи и пьяницы», то она будет так искажать вне­
шний мир, что это убеждение останется незыблемым.
Глава 4. Откуда берется непонимание 89
Она действительно сможет превратить всех мужчин вок­
руг в сволочей и пьяниц. Хотя бы в воображении. А тут
еще и допущение с обобщением на помощь приходят.
Что еще дает искажение? Оно дает новое! То, чего мы
¦раньше никогда не видели и не слышали. С чем мы никогда
[не соприкасались. Это изначально заложенная в человеке
[Способность к творчеству, развитию, изобретательству.
Искажения позволяют создавать что-то новое. Фантази­
ровать, мечтать — творить. Без способности к искажению
мы были бы вынуждены бесконечно воспроизводить то,
что уже и так есть на этом свете. Ничего нового.
Изо дня в день.
Подводя итог, можно еще раз выделить: искажение —
это способ упрощения сложной жизни до простой, по­
нятной и предсказуемой. Это неминуемое следствие (да
и причина) различия наших моделей мира. Это возмож­
ность обратить более пристальное внимание на отдель­
ные детали происходящего. Где-то даже способ приукра­
сить нашу жизнь. Это верный защитник наших убежде­
ний 'и мнений. А еще в нем заложена наша способность
к созданию чего-то нового.
И это последний из описанной троицы способов со­
здания моделей мира, которыми мы пользуемся: обобще­
ниями, допущениями и искажениями.


УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
¦Теперь, когда мы знаем, какими способами реальность
заменяется своей упрощенной моделью, мы уже можем
наметить пути возвращения. Возвращения к более пол­
иному миру. Конечно же, оказавшись связанными наши­
ми собственными опорами — словами, мы теперь вряд ли
сможем полностью вернуться в реальность. Карта — это
1не территория. И все же мы можем стать чуть ближе к ней
самой.
90 НЛП: люди, которые играют роли
И сейчас я предлагаю обратить внимание на слова,
которые мы произносим. Слова — это краски, с помощью
которых мы создаем наше видение окружающего мира.
Именно они помогают фиксировать постоянно изменя­
ющуюся обстановку в виде устойчивых понятий, ложа­
щихся в основание наших моделей мира. И чем богаче
наша речь, тем разнообразнее получается карта реально­
сти. И тем она щедрее.
Звонит отец новому русскому и приглашает его в де­
ревню помочь заколоть поросенка. «Базара нет», — го­
ворит тот. Приезжает, как положено, на 600-м «мерсе­
десе» и резво помогает папе.
— Значит так, я с собой возьму передний, задний
мост и раму поросенка, — говорит «помощник».
???
Проходит год — та же история. Закололи зверя.
— Ну, папа, я — как обычно.
— Э нет, сынок, теперь ты возьмешь передние фары,
кардан и выхлопную трубу.
Именно с помощью слов мы передаем львиную долю
информации другим людям. Точнее, с помощью услов­
ных обозначений на наших картах, которые могут иметь
собственные значения в карте собеседника. И если он
принимает свою интерпретацию ваших слов за истину,
то он рискует получить совсем не то, что вы хотели пере­
дать. Более того, благодаря тому, что вы передаете упро­
щенную модель, он оказывается вынужденным самосто­
ятельно дополнить недостающую информацию.
Чукча спрашивает в кассе Аэрофлота:
— Самолет до Чукотки сколько летит?
— Минуточку...
— Спасибо.
Теперь-то мы знаем про обобщения, допущения и ис­
кажения. Осталось только выяснить, каким образом эти
процессы выражаются в речи. В самые первые годы раз-
Глава 4. Откуда берется непонимание 91
вития НЛП была сформированаметамодель языка. В ней
были выделены основные способы упрощения нашей
речи.
Рекомендую еще раз перечитать определение из эпи­
графа. Оно почти кристально ясное (улыбочку!). Разве
что нужно пояснить еще пару понятий.
Сенсорный опыт — это то, что воспринимается орга­
нами чувств.
Глубинная структура — это то, что значит каждое кон­
кретное слово (фраза) — поверхностная структура — для
конкретного собеседника.
Теперь понятно. Перейдем к самой метамодели. Ко­
нечно же, распределение их по трем категориям — обоб­
щения, допущения и искажения — весьма условно, но опре­
деленный порядок все же сохраняется.
Когда мы произносим что-нибудь вроде «все», «все­
гда», «везде», «любой», «каждый», мы обобщаем. При
этом единичное событие разрастается по месту, време­
ни, на всех участников. И получаем в полной мере все до­
стоинства и недостатки обобщений. Как говорится, смот­
ри выше. Соответственно рождаются вопросы: «любой?»,
«каждый?», «везде?», «всегда?». И более интересный во­
прос: «А нет ли каких исключений из этой закономерно­
сти?» Наконец: «Какой конкретно? Приведите хотя бы
парочку примеров».
— Почему ты все время молчишь?
— Все время? Даже прямо сейчас?
Про отрицательные сверхобобщения: «никто», «ни­
где», «никогда» — аналогично.
Если в моей речи встречаются слова «не могу», «не
должен», а также «не следует», то я также обобщаю. Срав­
ните: «он может петь» и «он вчера пел». Разве это одно
и то же? В первом случае речь идет о его способности,
; а во втором — о действиях. Если человек сделал что-то
92 НЛП: люди, которые играют роли
однажды, то это не значит, что он всегда сможет это по­
вторить. Один раз у него могло получиться случайно.
О способности можно говорить лишь после многократ­
ного повторения этого действия. Точно такое же бессмы­
сленное занятие заявлять об отсутствии способности на
основе одного неудачного опыта. Возможно, это было
просто стечение обстоятельств.
Не менее интересная история со словами «должен»,
«обязан», «следует». Это обобщение некоторого дей­
ствия, превращающегося в предписание или же ограни­
чение в зависимости от наличия или отсутствия частицы
«не». Когда произносятся подобные слова, то все бога­
тейшее пространство выборов схлопывается в един­
ственно возможный вариант. Точнее, этот вариант обоб­
щается и, разрастаясь, вытесняет из поля зрения всех сво­
их конкурентов.
А ведь есть же масса интересных вопросов, которые
остаются «за кадром»: Что случится, если не сделать то, что
«должен»?» А если сделать то, что «не следует»? Что ме­
шает сделать то, что «не могу»? С чего вы взяли, что кто-то
кому-то что-то должен? Это весьма незатейливые вопро­
сы, но мало кому удавалось говорить с прежней уверен­
ностью, попытавшись хотя бы однажды на них ответить.
Только будьте осторожны с этими вопросами! Прежде
чем спросить, убедитесь, что вам будут рады ответить.
Начиная с некоторого момента, беседа рискует превра­
титься в допрос, что может вызвать адекватную реакцию.
В трамвае:
— Вы выходите?
-Да.
— А впереди вас выходят?
-Да!
— А вы спрашивали?
-Да!!
— И что они вам ответили?
Глава 4. Откуда берется непонимание 93
Одесса-мама... Но мы отвлеклись — продолжим.
А как прячутся допущения? Например, с помощью де­
персонализации и суждений: Война была развязана. —
Кем? Считается, что данное поведение недопустимо. —
Кто так считает? Как видите, главное действующее лицо
попросту не называется.
Тем же замечательным способом работают неконкрет­
ные существительные и местоимения. Конечно, фраза:
«некоторые люди могут быть опасными» звучит логич­
но, но невольно задаешься вопросом: «Какие конкретно
люди?» Кстати, если вы получаете какое-либо задание
от начальства, то требование конкретики может суще­
ственно уменьшить объем работ.
— Официант! Эти мухи в супе меня уже достали!
— Скажите, какие конкретно, и я их выловлю.
Не правда ли, сервис на высоте?
Иногда, действительно, лучше вовремя уточнить, не­
жели самому додумывать подробности.
/ Во «Внуково» приземлился самолет. Пассажиры сходят
с трапа. У одного сваливаются штаны:
— Задолбали: то застегните ремни, то расстегните...
Как вы думаете, какие именно ремни имела в виду стю­
ардесса?
Мы упускаем массу информации, когда употребляем
неконкретные глаголы. Скажем, очень любимый мною
глагол «отдыхать» содержит в себе огромное количество
различных действий. Кто-то отдыхает, лежа на диване,
кто-то — на теннисном корте. Кому-то поможет отдохнуть
чашечка крепкого чая, кому-то — бутылка пива. Как имен­
но вы отдыхаете? Как конкретно вы это делаете? Полу­
чили ответ и восстановили недостающую информацию.
Но с глаголами-то еще можно разобраться. А что де­
лать с номинативными словами? Когда глагол превраща­
ется в существительное. При этом за таким существи-
94 НЛП: люди, которые играют роли
тельным стоит не предмет, а действие или качество: лю­
бовь, свобода, учеба — эти «вещи» не удастся потрогать,
их просто нет в застывшем виде. Это процесс. Можно
любить, быть свободным, учиться. А превратив эти дей­
ствия в нечто статичное, мы крадем у самих себя возмож­
ность изменяться.
«Грусть-тоска меня съедает...»
Можно перестать грустить и тосковать, а куда деть
грусть с тоскою? Возвратим миру динамику!
Обратите внимание на это слово! А также на слово
«внимание».
Как только мы заменяем номинативное слово глаго­
лом, становится очевидным недостаток информации.
Соответственно: Где, когда и с кем вы этого хотите? А еще:
Как именно? По крайней мере, нелишним было бы поин­
тересоваться: А как вы себе это представляете?

<< Предыдущая

стр. 12
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>