<< Предыдущая

стр. 13
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Не менее милые допущения мы можем себе позволить
при сравнениях. В речи встретились слова «лучше», «боль­
ше», «интереснее», «качественнее», и мы уже заостряем
на них внимание. Как вам нравится такое заявление:
«Мог бы и получше постараться!» — А по сравнению
с чем (с кем)? Правда, логичный вопрос? Старания за­
ботливых мамочек: «Сегодня ты плохо поел!» — Что яв­
ляется критерием? «Плохо» — это как?
— Мамочка, ты такая красивая, такая красивая... ну,
как мотоцикл!
Добрались и до искажений (хотя их и в предыдущих
примерах было с избытком). Самый простой способ ис­
кажать окружающую реальность — это установить при­
чинно-следственные отношения между различными яв­
лениями. «Меня огорчает твое поведение». Буквально
эта фраза гласит: чье-то поведение является причиной
огорчения другого человека. Разве это так? Задумайтесь!
От кого на самом деле зависит наше внутреннее состоя-
г


Глава 4. Откуда берется непонимание 95
ние? Кто хозяин в нашей душе? В моей — я! Посему: «Как
именно мое поведение связано с твоим огорчением?»
«Что ты такого делаешь, чтобы огорчиться?» (любимая
сфера действия когнитивной [познавательной] психо­
логии). В общем случае: «Как причина связана со след­
ствием?»
После этих вопросов представлять себя следствием
каких-либо внешних событий становится затруднитель­
но. И даже если такая причинно-следственная связь ока­
зывается верной, то заданные вопросы помогут смягчить
невольное искажение.
В автобусе старушка обращается к панку:
— Сынок, на улице холодно, ты б форточку закрыл.
— Бабка, я с тебя тащусь! Ты думаешь, если я закрою
форточку, на улице станет теплее?!
Другой, не менее любимый способ искажать мир в своей
карте — это уравнивать совершенно разные явления. «Ты
на меня не смотришь, значит, ты меня не слушаешь». —
Как одно связано с другим? Вы уверены, что это одно
и то же? С помощью этого замечательного способа мож­
но уравнять покупку шубы и вечную любовь, наличие
сотового телефона и личную успешность. Скорее всего,
толика правды в этом есть, но нельзя же так искажать
реальность!
Ближе к началу книги я уже обращал ваше внимание
на употребление пресуппозиций в речи. Это та часть фра­
зы, которая принимается по умолчанию. «Ты опять бу­
дешь врать?» — А с чего ты взял, что я в прошлый раз
врал? Говорящий не спрашивает о прошлом разе, он про­
сто предполагает. Стоит ли говорить, что его предполо­
жение может оказаться неверным?
И последний способ метамодельных искажений: «чте­
ние мыслей». Это фразы, в которых я предполагаю, что
знаю, что творится во внутреннем мире собеседника.
96 НЛП: люди, которые играют роли
«Вам будет тяжело это сделать». — Как вы поняли? —
«Ну, вы же знаете...» — Да?! — «Вам будет нелегко со
мной согласиться». — А как вы догадались?
Таким образом, нам удалось классифицировать спо­
собы упрощения информации в нашем языке через обоб­
щения, допущения и искажения. Более того, предложен­
ные метамодельные вопросы намечают пути восстанов­
ления утраченного. Почему только намечают? Потому
что отвечать на них придется тоже словами, только кон­
кретными.


МАГИЯ РЕЧИ
И все же я не ставил перед собой задачи обучить вас мета-
модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владе­
ют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это
и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет
вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми эти­
ми вопросами самостоятельно. Тем более что у создате­
лей метамодели подобной подсказки перед глазами и во­
все не было.
Моя задача значительно скромнее. Мне только хоте­
лось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как
и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому
убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произ­
носим, в той или иной степени формирует события во­
круг нас.
В темном переулке бандит пристал к девушке.
— Жить хочешь?
— Ас кем?
— Деньги есть?
— А сколько надо?
— А ну,раздевайся!
— А ты?
— Ты не хами — я на работе!
Глава 4. Откуда берется непонимание 97
Мысль о том, что все слова волшебные, кажется мне
настолько важной, что я в очередной раз не могу удер­
жаться от цитирования авторитета — Зигмунда Фрейда:
«Слова и магия были вначале одним и тем же, и даже се­
годня слова во многом сохраняют свою магическую си­
лу. Словами один человек может осчастливить другого
или повергнуть его в бездну отчаяния; словами учи­
тель передает свои знания ученикам; словами оратор
увлекает слушателей и формирует их суждения и ре­
шения. Слова вызывают эмоции и вообще являются
универсальным средством воздействия людей друг на
друга».
Мне было бы приятно, если бы эта глава научила вас
использовать более мягкие слова и выражения. Зачем
произносить «все», когда это только «большинство». Ко­
му приятно выслушивать категоричное «ты должен», ко­
гда он имеет собственный взгляд на вещи. Старайтесь
говорить о возможности, а не о необходимости. «Ты мо­
жешь» добавляет выбор и оставляет свободу, «ты дол­
жен» — предписывает один вариант. Какая польза в огра­
ничивающем «я не могу», когда более верной была бы
фраза: «у меня не получилось». Задумайтесь, ведь «тебе
следует» вовсе не такая уж очевидная истина. Дополни­
те ее хотя бы аргументацией.
Если речь идет о передаче важной информации, было
бы полезным позаботиться о ее полноте и конкретности.
Все существительные и глаголы в какой-то степени не­
конкретны, но какие-то более, а какие-то — менее. «Ра­
ботать» — это одна степень конкретности, «пилить» —
другая. Если вы уж так привыкли к номинативным сло­
вам, то пользуйтесь ими на здоровье! Но желательно хотя
бы иногда вспоминать об их происхождении и восстанав­
ливать утерянную информацию. А перед тем как что-то
с чем-то сравнить, ответьте на вопрос о критерии и о том,
с чем сравниваем.
4 Зак. № 887
98 НЛП: люди, которые играют роли
Что можно сказать об искажениях? В тот момент, ког­
да вам в очередной раз захочется связать две фразы обо­
ротами вроде «потому что», «значит» и т. п., задайтесь
метамодельным вопросом: «А как это связано?» Вы уди­
витесь, насколько мягче станут ваши формулировки. То
же самое — о «чтении мыслей»: вы уверены, что обладае­
те этим даром? А уж о пресуппозициях я столько писал,
что осталось только упомянуть их. Вы же знаете, что это
фундамент нашего общения.
Проведите инвентаризацию собственного словарного
запаса, и вы облегчите жизнь своим собеседникам, ведь
ваша карта станет богаче и чуть ближе к территории.
ГЛАВА 5
Основа успеха — цель



Условия хорошо сформулированного
результата — способ мышления
о результате и способ его выражения,
который делает его как достижимым,
так и проверяемым. Это основа
согласования результатов и получения
экологичных решений.
Словарь НЛП

Привалило счастье! Сказочный Джин или Золотая Рыб­
ка согласились исполнить ваше желание! Или два. А мо­
жет, и три. Но только прямо сейчас! На раздумья не­
сколько секунд, от силы — минута. Загадать решитесь?
Мудрый Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» от такого
счастья отказался.
Потому что был к нему не готов. А вы готовы? Вы го­
товы встретить свой успех? Существует мнение, что ус­
пех начинается с правильно поставленной цели. Действи­
тельно, как понять, добились ли вы успеха, если вы даже
Не представляете, чего хотите? Сразу возникает вопрос:
«А в чем конкретно вы собирались достичь успеха? Как
вы себе его представляете?»
100 НЛП: люди, которые играют роли
Жена врачу:
— Доктор! Есть хоть какая-нибудь надежда?
— В зависимости от того, мадам, на что вы надее­
тесь.
Если вы сами не сможете сходу ответить на эти воп­
росы, то никакой маг и волшебник за вас не ответит. Это
в лучшем случае. В худшем — ответит самостоятельно.
Ползет негр по пустыне. Умирает — пить хочет. Видит:
на бархане кувшин. Разумеется, вместо вожделенной
воды там обитал Джин. Обрадованный негр решил по­
требовать с Джина за спасение выполнения желания:
— Хочу быть белым, и чтобы вокруг было много воды
и голых женщин.
И стал он унитазом в женском туалете.
Порой люди могут потратить море усилий на абстракт­
ную мечту о хорошей жизни, не удосужившись выяс­
нить, что это такое. У них, конечно, есть некое представ­
ление об этом, но до четкой цели еще далеко. Так и ме­
чутся, разбрасывая усилия направо и налево. То вдруг им
показалось, что счастье невозможно без машины, то ста­
ла жизненной необходимостью дача, то захотелось нала­
дить отношения в семье.
Даже получая желаемое, они никак не могут сообра­
зить, то ли они получили, не обманули ли их в чем, не
просчитались ли они?
— Официант! Что вы мне подали: кофе или помои?
— А вы разве не можете отличить?
— Нет.
— Тогда какая вам разница?
Действительно, какая вам разница, что вы получили,
если вы даже не определили четко свои пожелания? Что
ж, волшебство НЛП к вашим услугам. В свое время было
потрачено много усилий на выявление условий хорошо
сформулированного результата. Теперь вы за несколько
Глава 5. Основа успеха — цель 101
минут сможете проверить и подкорректировать соб­
ственную цель.
И возможно, после этого она покажется намного четче,
конкретнее и даже достижимее, чем ранее. Убедитесь, что...
• Цель заявлена утвердительно.
• Ее достижение зависит от вас.
• Она подтверждаема с помощью органов чувств.
• Находится в нужном контексте.
• Сохраняет все преимущества настоящего положения.
А после того как вы добавите еще четыре пункта, мо­
жете считать, что произвели полную спецификацию цели.
После чего можно смело браться за ее достижение.
• Цель имеет подходящие размеры.
• Подобраны ресурсы для ее достижения.
• Вы исследовали возможные препятствия на пути к цели.
• Намечены первые шаги.
Осталось только пояснить каждый из пунктов.


«КУДА?» ВМЕСТО «ОТКУДА?»
Цель должна быть заявлена утвердительно. Лучше все­
го об этом знают те, кто знаком со стрелковым оружием.
Наметил себе мишень, поймал ее в прорезь прицела и по­
сылай пулю прямо в цель. Авось, долетит — но это уже
зависит от квалификации стрелка. В любом случае у не­
го гораздо больше шансов добиться желаемого результа­
та, чем у тех, кто поступает иначе.
В авиакассе:
— Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.
С такой «целью» далеко не улетишь. Или наоборот —
улетишь, но совсем не туда, куда хотел. Цель должна быть
102 НЛП: люди, которые играют роли
заявлена утвердительно. Правильная формулировка долж­
на содержать максимум конкретной информации: куда
вы хотите полететь, когда, на каком рейсе, в каком клас­
се. Чем точнее закажете, тем больше вероятность оказать­
ся в нужном самолете.
Все вроде бы понятно, но мы настолько привыкли мы­
слить «от противного», что сразу перестроиться бывает
не очень легко. Классический лозунг борцов за мир:
«Чтобы не было войны!», «За мир без насилия!» Обра­
тите внимание: слово «борьба» предполагает наличие
противника, ориентацию на войну.
— Будет ли Третья мировая война?
—- Нет. Но будет такая борьба за мир, что камня на
камне не останется!
Многие уже настолько привыкли бегать от плохого, что
все их желания формулируются через то, от чего они ме­
чтают избавиться. «Сбросить лишний вес». «Бросить ку­
рить». «Перестать страдать». «Избежать нищеты». «По­
бороть бессонницу». Рисуя себе эти страшные стимули­
рующие картинки, они в ужасе пытаются от них убежать.
Но бежать-то им некуда! Пока у них нет впереди чет­
кой цели, они вынуждены ориентироваться на свои беды.
То есть постоянно оборачиваться назад: «Далеко ли мы уже
убежали?» Оглядываясь, приходится постоянно вспо­
минать о собственных ограничениях и недостатках. И от
этого постоянно чувствовать себя плохо.
Впрочем, некоторым на свою беду убежать все-таки
удается. От постоянных ссор с женой — в свободный по­
лет холостяцкой жизни. От маленькой зарплаты — к по­
собию по безработице. От постоянных стрессов — в пья­
ный «покой». Теперь они уже не видят пугающего ори­
ентира. И оказываются в безвестности. Без каких-либо
ориентиров. Раньше они боялись чего-то конкретного.

<< Предыдущая

стр. 13
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>