<< Предыдущая

стр. 14
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Теперь приходится бояться неизвестности. Если раньше
Глава 5. Основа успеха — цель 103
можно было оправдывать свои проблемы плохими близ­
кими, то теперь, лишившись их общества, обнаруживаешь
все эти неурядицы в себе самом. «Из огня — да в полымя».
Убегая от одной проблемы, очень легко «вляпаться»
в другую. Действительно, чтобы убежать, вам постоянно
приходится глядеть назад. А ноги тем временем несут впе>
ред. Но Создатель не предусмотрел глаза на затылке. Са­
мое предсказуемое в такой ситуации — оказаться в другой
крайности. Если она, конечно, есть.
Некоторые врачи шутят: «Возле каждой клиники для
похудания нужно ставить клинику для лечения анорек-
сии (невротический отказ от еды с последующей дис­
трофией). Тогда пациенты будут постоянно кочевать из
одного здания в другое, и доход будет вечным».
Выход из этой ситуации именно в позитивных форму­
лировках. Ставьте себе позитивные цели! «Стать строй­
нее и грациознее». «Научиться управлять своими жела­
ниями». «Стать счастливым человеком». «Разбогатеть».
«Приобрести здоровый крепкий сон». От этих слов веет
силой и новыми перспективами. Когда человек ставит
перед собой столь привлекательную цель, его мысли уже
заняты подбором ресурсов и выяснением собственных
возможностей.
Начиная движение, он уже идет непосредственно к це­
ли, и ему действительно легко ориентироваться. Цель зо­
вет, и путник может свободно определить, как долго ему
еще осталось до нее идти, какие средства ему в этом по­
могут, а может быть, каких альтернативных целей он еще
может достичь по пути.
А об отрицаниях стоит поговорить несколько подробнее.


ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА ОТРИЦАНИЙ
Проведем эксперимент. Вот небольшое задание: «Пред­
ставьте себе, лающую собаку». (Пример хрестоматийный,
104 НЛП: люди, которые играют роли
но лучше придумать трудно.) Представили? Полагаю,
что — да. Не сомневаюсь, что хоть собака на вашей кар­
тинке оказалась несколько иной, чем ее представлял я,
она все же лаяла. Как и просили.
Теперь изменим просьбу на противоположную: «Пред­
ставьте, что собака не лает». И здесь начинаются «фоку­
сы»: кто-то представил, что собака теперь спокойно ле­
жит у своей конуры, чья-то — зарычала, кому-то оказа­
лось достаточным перечеркнуть предыдущую картинку.
А задание не смог выполнить никто. Простите мою
категоричность и прочитайте объяснение. Сравните: ког­
да я попросил вас представить лающую собаку, вы созда­
ли соответствующую картинку. То есть правильно вы­
полнили задание. Когда же нужно было вообразить со­
баку, которая не лает, вы стали подсовывать более или
менее подходящие заменители, которые не противоре­
чат прозвучавшей просьбе. Жующая собака — такая же
«не лающая», как и спящая.
Чтобы хоть как-то отобразить отрицание, вам при­
шлось восстанавливать первую картину, чтобы ее пере­
черкнуть, либо — описывать все остальные возможности.
А это — хлопотно. Не говоря уже о появившихся много­
численных расхождениях в образах разных участников
эксперимента.
Чукча вернулся из Москвы, делится впечатлениями:
— Однако, паровоз видел.
— А что это такое?
— Сани знаешь?
-Да.
— Однако совсем не похож!
Попытка определить хоть что-нибудь через отрицание
заранее обречена на провал. Конечно, можно сказать: паро­
воз — это не сани, не апельсин, не магнитофон, не дерево.
Другое дело, что — замучаешься.
Глава 5. Основа успеха — цель 105
Впрочем, «нет худа без добра»: реклама хорошо изве­
стного газированного напитка основана на том, каких
выгод вы не получите, испробовав его. Разумеется, все
эти заявления снабжены соответствующим видеорядом.
Мозг работает на утверждениях, а отрицания суще­
ствуют только до тех пор, пока мы обращаем на них со­
знательное внимание. Природа не знает частицы «не».
Ее придумал человек. Для тех, у кого дома есть четверо­
ногий друг, предлагаю крикнуть ему как-нибудь: «Не гу­
лять!» и убедиться в истинности этого заявления.
Лучше всего отношение к частице «не» сформулиро­
вал мой племянник (в возрасте год и два месяца). Ког­
да ему говоришь: «Дима, нельзя!», он тут же отвечает:
«Льзя! Льзя!» Слова из двух слогов ему пока еще не да­
ются.
Так что, если хотите облегчить человеку понимание,
говорите по возможности утвердительно.
«Не так уж и не легко не потерять ни одну частицу
"не", ни разу не перечитав немного непонятное утверж­
дение, и я нисколько не сомневаюсь, что некоторая не­
стройность фразы не смогла ни у кого не вызвать ни кап­
ли затруднения, и вам не было нелегко не погрузиться
в транс».
Читая эту фразу, некоторые люди замечали некото­
рое изменение состояния сознания. Оно характерно для
такой перегрузки.
Многочисленные частицы «не» способны буквально
«пожирать» объем нашего внимания, отнимать его у са­
мой сути предложения. А ведь мы с вами знаем, что этот
объем весьма невелик: 7±2 единицы информации. И каж­
дая «не» забирает как минимум одну из них. Перепол­
няя свою просьбу отрицаниями, можно здорово затруд­
нить ее понимание. И выполнение.
Просто по факту. Как действует механизм понима­
ния? Услышав слово, человек должен подобрать ему со-
106 НЛП: люди, которые играют роли
ответствующий эквивалент в своей карте. То есть — по­
нять его. Добавив к нему отрицание, он уже вынужден ис­
кать этому эквиваленту противоположный по значению.
Идет человек по скользкой тропинке. «Не поскольз­
нись!» Стало быть, нужно осознать, что такое «поскаль­
зываться», — вспомнить пару-тройку моментов с этим
интересным действием. Потом, если хватит времени, хо­
рошо бы найти что-нибудь противоположное этому опы­
ту. И только после этого внять совету. Почему может не
хватить времени? Потому что, пока он думал над этой
фразой, он вынужден был отвлечься от дороги, да еще
и вспомнить, что такое потеря равновесия.
Странно, но, несмотря на то что люди давно и пре­
красно знают это свойство мозга, приведенный выше аб­
зац порой читается как настоящее откровение. Я просто
настаиваю, что об этом знают все воспитатели и все, кого
когда-либо воспитывали! Попробуйте, скажите ребенку,
что нельзя говорить такие слова, как «... (при здравом
размышлении я решил воздержаться от подробного пе­
речисления запрещенных слов и тем: у меня еще доста­
точно воспитателей и прочих редакторов)», с ним еще
рано обсуждать темы «...», и он сразу же спросит: «А что
это такое?» Или: «Повтори, пожалуйста, я не расслышал».
И совсем банальная издевка: «Не думай о белой обе­
зьяне!» Если вы о ней раньше и не собирались думать, то
теперь — придется, чтобы хотя бы понять смысл этой
просьбы. Более изощренные «садисты» запрещают смот­
реть в верхний левый угол страницы... Зачем вы только
что туда посмотрели? Чтобы понять, куда смотреть не
надо. И дело здесь вовсе не в чувстве противоречия, ко­
торое, кстати, тоже еще никто не отменял, — это просто
способ понимания.
Иду по рынку. В паре минут ходьбы друг от друга сто­
ят два лотка. Их роднит то, что оба производят распрода­
жу по сниженным ценам. Но у одного надпись: «Недоро-
'

Глава 5. Основа успеха — цель 107
го», у другого — «Дешево». Не знаю, как вам, но мне боль­
ше льстит покупать недорогой товар. Так я экономлю
деньги, и совсем не хочется размениваться на дешевый:
как бы не продешевить! Субъективно, зато показывает
важность оболочки — может быть, и товар-то у них оди­
наковый, да только... Не тянет.
Подумайте, что вы на самом деле произносите, когда
отвечаете на вопрос: «Как дела?» — «Неитюхо», «Не жалу­
юсь», «Ничего плохого». Начем вы акцентируете свое вни­
мание? Можно ведь играть и в другие игры: «Отлично!»,
«Прекрасно!», «Хорошо». В крайнем случае — «Нормаль­
но». Хотите пожаловаться? Легко! «Не особо хорошо»,
«Не удачный день», «Не так, как хотелось бы». Ори­
ентируйтесь на желаемое в любых ситуациях, и оно при­
дет к вам гораздо быстрее.
Слова буквально управляют направлением внимания
человека. Поэтому запреты вроде «по газонам не ходить»
часто помечают хорошо протоптанные тропинки. Или
место будущей дорожки.
Мужик, выйдя из бани в раздевалку, обнаружил, что за­
был дома полотенце. Он бы ходил мокрым, если бы на
глаза ему не попалась надпись: «Занавесками не выти­
раться».
По поводу таких табличек: слово «не» очень быстро
стирается заботливой детской рукой, впрочем, и взрос­
лой тоже.
И еще. Если хотите, чтобы ваша просьба оказалась
выполнена, сформулируйте ее утвердительно. Ребенку
будет гораздо легче «сидеть смирно», чем «не ерзать».
Приятелю будет проще «улыбнуться», чем «не хмурить­
ся». Гораздо полезнее бывает «успокоиться», вместо «не
беситься».
Это особенно актуально, когда ваши слова будут при­
ниматься к сведению не прямо сейчас, а через некоторое
воемя. И возможно — на автомате.
108 НЛП: люди, которые играют роли
«Купи мне какую-нибудь жвачку, только не "Жуй-
Плюнь". «Так... Надо взять пива, воды, орешков и жвач­
ку. О какой там жвачке он упоминал? Кажется, только не
"Жуй-Плюнь". Ага! Еще раз: пива, воды, орешков, "Жуй-
Плюнь"».
Суматоха, сами понимаете...


ХОЗЯИН СОБСТВЕННОЙ ЦЕЛИ
Отец просматривает дневник своего сына и укоризнен­
но качает головой. Сын участливо спрашивает:
— Как ты думаешь, папа, тут виновата плохая наслед­
ственность или влияние окружающей среды?
Даже если теперь ребенок сформулирует свою цель
позитивно: «Хочу, чтобы у меня была хорошая наслед­
ственность и позитивное влияние окружающей среды»,
останется еще множество интересных вопросов. Что он
может сделать для ее приближения ? Находится ли цель
вообще, под его контролем? Сможет ли он взять на себя
ответственность за ее выполнение?
Пока что — сомнительно. Достижение цели должно
находиться под нашим контролем. Чтобы цель зависела
от нас, мы должны приложить ее к себе. На себя мы еще
повлиять сможем, а вот на «плохую наследственность»
или «окружающую среду» — весьма проблематично. И бес­
смысленно. Попробуй, втолкуй Миру, каким он должен
быть на самом деле! А потом убеди его, что к твоему мне­
нию стоит прислушаться.
Это же отличный способ нажить себе невроз! Рецепт
тому, кому это надо: ставь цель вне своей компетенции,
а потом волнуйся «на здоровье», что она никак не жела­
ет приближаться. «Хочу, чтобы был мир во всем мире!»,
«Чтобы все вокругбыли счастливы!», «Чтобы всегда све­
тило яркое солнышко!» и «Чтобы люди понимали друг
друга!»
Глава 5. Основа успеха — цель 109
Как некоторые умудряются ставить свое настроение
в зависимость от мировых проблем?! Как они могут от­
вечать за то, что не находится под их контролем? Хотя...
иногда приходится.
Новые русские приезжают на курорт. В первый же день
выходят на прекрасный берег океана:
— Красота! — восхищается один. — В Москве сей­
час дождь, слякоть, грязь... А здесь — солнце светит,
тепло, хорошо! И представляешь— все время, пока
мы здесь будем, будет стоять такая же прекрасная по­
года!
— Ну, братан, тебя за язык никто не тянул — за ба­
зар ответишь! Чтобы погода была, как обещал!
Соответственно, когда формулируете желательный
результат, убедитесь, что у вас есть возможности для его
достижения. Проверьте: каждый этап должен зависеть
только от вас и находиться под вашим контролем. Не на­
до становиться рабом обстоятельств. Лучше быть едино­
властным хозяином собственной цели.
Новый русский заслал своего управляющего на Чер­
ное море, чтобы тот обеспечил ему достойную встречу.
Управляющий приехал на первый попавшийся курорт,
осмотрелся и сразу же направился в дирекцию:
— Через месяц сюда приедет мой хозяин. Нужно со­
здать соответствующие условия. Он любит выходить на
веранду собственного номера.
— Но у нас нет номеров с верандами!
— Сделайте! Хозяин платит. Теперь, мне не нравит­
ся, что у вас скалистые берега. Нужен песчаный пляж.
— Но...
— Хозяин платит! Море у вас слишком грязное — на­
до бы почистить.
— Вы представляете, сколько это стоит?!
— Хозяин платит. Облака надо бы разогнать... Да,
и еще: чайки у вас какие-то дикие — носятся, орут, га­
дят где попало...
110 НЛП: люди, которые играют роли
Приезжает хозяин. Выходит на веранду своего лич­
ного номера, смотрит на песчаный берег, любуется на
восходящее солнце на идеально чистом небе, на отра­
жение в кристально чистой воде. По берегу чинно и ти­
хо ходят парами чайки...
— Красота! Ну разве такое за деньги купишь?
До чего же люди любят изменять окружающий мир!
Они тратят на это такую тьму ресурсов, что просто обид­
но. Обидно, что все эти ресурсы тратятся впустую! Мир
настолько всеобъемлющ, что титанические усилия от­
дельных личностей оказываются только легчайшей кос­
метикой, легко смываемой рекой времени.
Изменять других — дело неблагодарное. В первую оче­
редь потому, что другим такие изменения не нужны.

<< Предыдущая

стр. 14
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>