<< Предыдущая

стр. 16
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

браться, притупить голод, завязать разговор и, наконец,
сделать перерыв во время работы.
С помощью сигареты можно продемонстрировать
утонченность манер, или же наоборот, — крутость. Дети
школьного возраста часто используют ее, чтобы подчер­
кнуть свою взрослость и важность. С ней легче завести
новые интересные знакомства, адаптироваться в новом
коллективе. Согреться зимой и отпугнуть комаров летом.
Занять время и занять руки. Потянуть время.
Список вторичных выгод можно было бы продолжить,
но дело в том, что я — не курю. Поскольку пользуюсь
другими средствами для тех же целей.
А теперь представьте, как себя чувствуют те, кто пы­
тается бросить это милое занятие традиционными спо­
собами. Мало того что они (не всегда добровольно) ли­
шили себя традиционного удовольствия, так они еще
и оказываются в положении неумелых детей.
Закинул старик в море невод...
И сидит, как дурак, без невода!
Как теперь проснуться и взбодриться? Как успокоить
нервы? Как объяснить начальнику незапланированный
перерыв в работе? Где теперь общаться с сослуживцами?
Как начать разговор с понравившейся персоной? Как
притупить голод? Как показать окружающим, что вам
надо побыть в одиночестве? Отдельный вопрос: куда де­
вать отработанные годами привычки?
Как ни крути, а за изменение стиля жизни всегда при­
ходится платить.
Врач говорит пациенту:
— Лечение обойдется Вам в пятьсот франков.
— Это грабеж! Лучше я умру!
— Не советую. Вы знаете, сколько сейчас стоят по­
хороны?
Глава 5. Основа успеха — цель 119
На все вопросы приходится искать ответы. И лучше
это сделать еще в процессе формирования цели. Лучше
спросить, где кольцо у парашюта до прыжка в неизвест­
ность, чем нервно шарить руками, глазея на стремитель­
но приближающуюся землю. На этом и специализирует­
ся пятый пункт спецификации цели — требование эко-
логичности результата.

ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ
Все условия правильно сформулированного результата
уже выполнены. Цель поставлена утвердительно, и к ней
теперь нужно неудержимо стремиться. Ее достижение за­
висит от нас, и мы наметили, что для этого потребуется
сделать. Мы точно знаем, как ее распознать вблизи, что­
бы своевременно перейти к новой задаче. Цель распола­
гается в выбранных нами контекстах, мы определили
где, когда и при каких обстоятельствах она будет вполне
уместна. Наш результат сформулирован максимально
экологично. Так что от его достижения нам будет только
лучше.
Цель поставлена и поставлена хорошо. Осталось толь­
ко выполнить «вспомогательные работы» по сбору до­
полнительного материала для облегчения себе пути. Он
касается повышения мотивации к началу или продолже­
нию движения, планирования его этапов, изучения воз­
можных препятствий и подбора средств к их преодоле­
нию. Последний пункт непосредственно связан с первы­
ми шагами на выбранном пути.
Цель имеет подходящие размеры? Насколько мас­
штабно вы привыкли мыслить? Насколько глобальны
ваши замыслы? Детально ли вы прорабатываете проме­
жуточные этапы? Размеры вашей цели имеют прямое от­
ношение к ее достижимости. Во всяком случае — к сро­
кам выполнения задачи.
120 НЛП: люди, которые играют роли
Подходящий размер задачи подбирается кропотливо.
Вряд ли кто-нибудь станет проводить спецификацию
цели, чтобы вынести мусорное ведро. Зато есть множе­
ство мелких, но нужных дел, за которые мы никак не
беремся, пока они не привязаны к какой-нибудь более
важной задаче. Это может быть неотправленное письмо,
телефонные счета, оплата которых регулярно отклады­
вается до последнего. Или, например, кипа бумаг на сто­
ле, до которых никак «руки не дойдут».
Соответственно, за подобные дела берутся тогда, ког­
да закрывать на них глаза уже не получается. Вот-вот теле­
фон отключат, бумаги сваливаются на пол, а нужные до­
кументы — бесследно исчезают в общей куче.
Приходит мужик в травматологию с ушибленным паль­
цем. Врач осмотрел:
— Это фигня — фигню не лечим.
Вздохнул мужик, но пошел домой. А палец все не про­
ходит — посинел весь. Возвращается в больницу, а там
все тот же врач:
— Это фигня — фигню не лечим.
Мужик засомневался, но все же поверил. Привозят
его через какое-то время на «скорой помощи». Врач,
увидев посиневшую руку, присвистнул:
— А это уже хана — неизлечимо.
Как вы понимаете, чтобы взяться за такие мелочи по­
раньше, достаточно самостоятельно связать их с какими-
то глобальными последствиями. Желательно, не дожи­
даясь, пока это сделает за нас сама жизнь. Скажем, убор­
ка в кабинете может стать первым этапом начала новой
большой работы. Оплата телефона «развязывает руки»
в те дни, когда время будет требоваться для более насущ­
ных задач. Вовремя отосланное письмо — грамотно на­
лаженные связи.
С другой стороны, в нашей жизни встречаются по-на­
стоящему грандиозные проекты, на воплощение которых
Глава 5. Основа успеха — цель 121
могут уйти годы. Можно год за годом изучать мировую
литературу, когда работы еще непочатый край, а запал уже
не тот. В таком случае разумнее всего было бы выделить
множество промежуточных результатов, достижение каж­
дого из которых стало бы вашей очередной победой.
Это еще хорошо тем, что, планируя очередной этап,
мы учитываем полученный опыт и изменяющиеся обстоя­
тельства. Требования к себе становятся более разумны­
ми и взвешенными. Опять же — с каждым разом специ­
фикация цели будет проходить все легче и легче. Вы на­
учитесь удовлетворять сразу же нескольким условиям
хорошо сформулированного результата.
Корреспондент, держа в руках советскую газету, интер­
вьюирует Генри Форда:
— Что бы вы сделали, если бы ваши рабочие стали
в несколько раз перевыполнять нормы?
— Уволил бы инженеров, которые установили такие
нормы.
Баланс между детальностью и глобальностью дости­
гается с помощью специальных вопросов. Для увеличе­
ния масштаба обобщения используются вопросы: «Зачем
вам этого добиваться?», «Что это даст?» Для умень­
шения: «Чего вы хотите добиться в первую очередь?»,
«На какие этапы можно разделить задачу?»
Первая группа вопросов поможет проникнуться важ­
ностью задачи. Вторая — спустить ее с небес, сделать жи­
тейской и выполнимой. Все это позволит начать-таки ра­
ботать, вместо того чтобы откладывать на потом.
Подобраны ресурсы для достижения цели? Здесь мы
просто задумываемся над тем, какие средства нам пона­
добятся на пути к цели и что поможет нам начать движе­
ние. Проводим ревизию собственных возможностей,
прикидываем, чего нам стоит еще поднабрать. Выясня­
ем, как можно использовать все, что только может нам
помочь.
122 НЛП: люди, которые играют роли
Как и всегда, ориентация на возможности и способно­
сти, на то, что нас поддерживает, и то, что мы можем ис­
пользовать. При таком взгляде на мир оказывается, что
он изобилует ресурсами и готов с нами поделиться пря­
мо сейчас или когда попросим.
— Как правильно пользоваться банкоматом?' J
— Очень просто: зайти в банк, достать автомат, по­
лучить деньги.
Следующий пункт также предназначен для поиска ре­
сурсов.
Вы исследовали препятствия на пути к цели? Что вам
помешало до сих пор начать движение? Что с этим мож­
но поделать? Какие возможны неприятности в будущем
и как на них реагировать? К чему стоит готовиться, что­
бы встретить его во всеоружии? Что нам понадобится,
чтобы все-таки достигнуть цели, несмотря ни на какие
препятствия?
Мальчике папой едет в трамвае в цирк и задумчиво смот­
рит в окно. Папа спрашивает:
— Сынок, что ты такой задумчивый?
— Папа! Если во время циркового представления
лев выскочит из клетки и съест тебя, каким трамваем
мне возвращаться?
Ничего не скажешь: предусмотрительный сынОк!
Препятствия — это особенно приятный объект иссле­
дования. Ведь каждое из них — это отличный повод по­
дыскать еще больше различных ресурсов, сделать свою
работу еще более изящной и продуманной. Гораздо луч­
ше подумать о способах их обхода или преодоления пря­
мо сейчас, в комфорте и уюте, чем тогда, когда они воз­
никают прямо перед носом.
Совещание у командира части. Обсуждается проблема
организованной поездки на рыбалку. Командир:
— Сколько штук на каждого будем брать?
¦ Глава 5. Основа успеха — цель 123
— По две!
— По две уже брали и удочки там забыли.
— Потри!!
— И по три брали — забыли замполита.
— Тогда по три и чекушку!!!
— По три с чекушкой брали в прошлый раз и забыли
автобус!
Командир:
— Все, я решил: берем по четыре, удочки и зампо­
лита не брать, из автобуса не выходить!
Кстати, совет на случай, если препятствий оказалось
так много, что вы перепугались, не зная, как дотащить до
цели такую массу необходимых ресурсов. Вернитесь
к шестому пункту и слегка умерьте свои аппетиты. Сде­
лайте цель такой, чтобы она оказалась вам «по зубам».
Намечены первые шаги? Когда вы сделаете свой пер­
вый шаг по направлению к цели? Назовите день и час.
Если легче ориентироваться по событиям, то — после че­
го? Что это будет за шаг? Что вы сделаете в первую оче­
редь? Как вы поймете, что уже начали двигаться?
Вовочка после просмотра рекламной паузы бросается
с ревом к матери:
— Мама! Мамочка! Я тоже хочу играть в теннис, ез­
дить на лошади и купаться в бассейне. Купи мне, по­
жалуйста «Тампакс»!
Первые шаги — это более важная процедура, нежели
, просто посидеть на вещах перед дальней дорогой. Она,
\ скорее, сродни покупке билетов на поезд или самолет.
; Теперь уже не отвертеться: нужно отправляться в путь,
иначе столько трудов пропадет.
Древние китайцы говорили: «Дорога в тысячу ли на-
I чинается с первого шага». И ведь были правы! Любое
г дело с чего-то начинается. Пусть раньше вы только пла-
[ пировали и мечтали, как это будет. Кончилось время
слов — пришло время действий.
124 НЛП: люди, которые играют роли
Подстройка к будущему — мысленная репетиция ре­
зультата с целью повышения гарантии того, что желае­
мое произойдет.
Подстройка к будущему — это уже мини-техника НЛП.
Она позволяет настроить мозг на автоматическое начало
действий. Для ее выполнения мы детально представляем
себе обстановку, в которой нам предстоит делать первые
шаги по направлению к результату. Очень важно: в мы­
сленном переживании нужно сохранить точку зрения из
собственных глаз, а не со стороны, например. В этом слу­
чае мы можем видеть свои руки, но свое лицо — только в
зеркале. Представив обстановку, мы начинаем (мысленно)
проделывать все те шаги, которые себе наметили.
Теперь, как только придет время и соответствующая
обстановка, вы как минимум (!) почувствуете желание
начать движение. Как максимум — обнаружите себя уже
выполняющим первые шаги.

ОБЩИМ ВЗГЛЯДОМ
Цель должна быть заявлена утвердительно. Общее на­
правление — ориентация на позитив. Вы должны гово­
рить о том, чего вы хотите. В формулировке не должно
быть даже намеков на отрицание, отказ или избегание.
Исключите любое напоминание о нежелательных мо­
ментах. Говорите о достижениях и ресурсах. Пусть вас
буквально тянет к цели.
Таблица 2
- Я не хочу посто­ - Я тоже. А чего - Хочу мира
янно ссориться вы хотите? и взаимопонимания.
с родителями!
- Мне надоели эти - А какие мысли - По крайней мере,
депрессивные вы предпочита­ конструктивные.
мысли. ете?
Глава 5. Основа успеха — цель 125

- Хочу бросить - Бросить? А за­ - Пора уже
курить. чем? развивать силу воли.

Достижение цели должно зависеть от вас. Убедитесь,
что цель находится под вашим контролем. Проясните, от
каких ваших действий зависит ее приближение. Что вы
можете сделать для этого? Сможете ли вы взять на себя
ответственность за нее? Переформулируйте результат
относительно себя.

Таблица 3
- Хочу, чтобы ро­ - А что лично вы - Наверное, стоит
дители понимали можете сделать поговорить с ними
мои заботы. для этого? об этом.
- Вот если бы по­ - Так чего вы хо­ - Конечно, быть
стоянно была вес­ тите, быть счаст­ счастливой!
на, я бы была сча­ ливой или чтобы
стлива! была весна?
- Кажется, проще
- Главное, чтобы - И как вы со­
научиться действо­
бираетесь это
окружающие со­

<< Предыдущая

стр. 16
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>