<< Предыдущая

стр. 18
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

теллекта.
А ученые в очередной раз задались вопросом: «Как же
человек думает?» И главный сюрприз был именно в том,
что теперь уже этим вопросом занялись представители
точных наук. Их в первую очередь интересовали те вещи,
которые действительно работали. Они отбросили все до-
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 133
[ мыслы и фантазии и взяли из человеческого интеллекта
i именно то, что можно реально переложить на точный
[ язык машины. Ведь эти ученые собирались научить ком­
пьютеры думать, причем думать эффективно. И по-чело-
[ вечески.
Как вы понимаете, энэльписты в своем поиске реаль-
S но работающих инструментов просто не могли пройти
[ мимо столь полезных находок, которые оказались самым
\ настоящим сокровищем: удобным, простым, универсаль-
| ным, полезным. Причем они взяли уже обработанный
трудами многих кибернетиков алмаз и просто примени­
ли к моделированию человеческого совершенства.
Компьютеры просто отдали свой долг людям. С помо­
щью тех же методов, какими они учились мыслить по-
человечески, люди сами стали учиться тому же.

ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ МЫШЛЕНИЯ
Простая, удобная, универсальная и потому — базисная,
1
она появилась одной из первых. Ее иногда называютмо-
; делъю эффективного достижения целей, основанной на
, обратной связи. Общую идею этой модели можно выра-
I зить словами: «постепенное приближение к выбранной
[ цели методом последовательных циклических прибли-
| жений».
Вспомните грибников. Они выполняют большое ко-
[ личество повторяющихся действий и в результате полу-
L чают полную корзину. Идут. Смотрят по сторонам. Заме-
| чают гриб. Подошли. Наклонились. Срезали. Положили
| в корзину. Идут дальше. Смотрят по сторонам. Замеча-
I ют гриб. Подошли. Наклонились. Срезали. Положили
I в корзину... Цикл, стало быть. И так — гриб за грибом —
[' они постепенно приближаются к желаемому результату.
[ Кому-то нужна корзина, кто-то стремится набрать гри-
[ бов к ужину.
134 НЛП: люди, которые играют роли
Формулировка действительно сложна, но ее можно по­
нять с помощью трех главных слов: цель, чувствитель­
ность, гибкость. Действительно, те, кто легко достигает
поставленных перед собой целей, руководствуются имен­
но этими тремя принципами. Они четко знают, чего хо­
тят. Они чувствительны к внешней обстановке. Они мо­
гут проявлять гибкость в средствах достижения своей цели.
Про важность грамотной постановки цели я говорить
не буду — этому уже и так уделено много слов. Чувстви­
тельность проявляется в том, что после каждого неболь­
шого шага мы получаем сигнал благодаря обратной связи
с внешним миром: «Приблизил ли меня этот шаг к же­
лаемому результату?» Гибкость определяет нашу спо­
собность изменять свои действия вместе с переменой
внешней обстановки.
Примерно этому самому и стали учить машину. Ей
ставилась максимально конкретная задача, давались сред­
ства для ее решения, назначалась «целевая функция» (она
определяет эффективность каждого очередного шага)
и давался четкий критерий выхода. Благодаря всему это­
му компьютер учился решать самые различные задачи:
от сложнейших систем дифференциальных уравнений до
традиционных головоломок типа «пятнашек».
Формально полученная модель называется ТОТЕ (аб­
бревиатура английская, произносится «тоут») — Гест-
Операция-Гест-Лыход (Exit). Первооткрыватели: Миллер,
Галантер и Прибрам еще в 1960 году описали ее в книге
«Планы и структуры поведения».
При первом тесте мы определяем нашу цель: то, чего
мы хотим достичь. При втором — где мы сейчас находим­
ся. Операции, которые мы выполняем, направлены на
уменьшение разницы между первым и вторым тестом.
Выход определяет условие перехода к следующей цели
(при совпадении тестов, по прошествии определенного
количества времени, при обнаружении более желаемой
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 135
цели и т. д.). Те, кто знаком с программированием, легко
узнают здесь привычные операторы циклов.
Критерии выхода (при
совпадении тестов, по вре­
т, Е
мени и т.д.). При не выполне­
нии условия выхода идем на
операции

О т2

Операции по приближению
второго теста (текущего по­
ложения) к первому тесту
(желаемому положению)
Рис. 1. Схема работы модели ТОТЕ
Кстати, на картинке заметна образовавшаяся петель­
ка. Она называется петлей обратной связи. Так мы полу­
чаем информацию об изменении нашего местоположе­
ния относительно цели. Именно благодаря этой петле
модель ТОТЕ стала столь эффективной. Она позволяет
делать именно те шаги, которые непосредственно при­
ближают к желаемому результату. Или, что тоже не ред­
кость, вовремя отказаться от труднодостижимой цели
в пользу более реальной.
Как ни странно, критерии выхода имеют действитель­
но немалое значение. Если его не проработать, можно
зациклиться очень надолго, что с удовольствием любят
демонстрировать наши друзья-компьютеры. Да и неко­
торые люди. Как здесь — тесты совпали, а выхода нет.
Гражданин в нетрезвом состоянии бьет палкой по луже.
Подходит милиционер и спрашивает:
— Ты что здесь делаешь?
— Акул гоняю.
— Так их же нет нигде!
— Значит, хорошо гоняю.
136 НЛП: люди, которые играют роли _____^
Распишем ТОТЕ поподробнее. Можно предположить,
что первым тестом (целью) этого гражданина было же­
лание «чтоб не было акул». Операции тоже вполне конк­
ретны: удары палкой по луже. Милиционер указывает
ему на то, что значение второго теста (текущего поло­
жения) «акул нигде пег» совпадает со значением первого
теста. Но выход в нетрезвом состоянии «не сработал».
У меня есть предположение, почему он не сработал:
цель была неправильно сформулирована. Мы уже зна­
ем, что здесь был нарушен первый пункт спецификации
цели — позитивность формулировки. Впрочем, нарушен
и второй пункт — зависимость.
Продолжая тему целей, стоит отметить, что у каждой
цели есть множество подцелей, промежуточных задач.
Аналогично, каждый результат является промежуточ­
ным для более глобального результата. Если вашей це­
лью считается прочитанная и понятая глава, то подце­
лями здесь будут абзацы. Для абзацев — строки. Для
строк — слова. Таким образом, любой ТОТЕ можно раз­
бить на множество более мелких промежуточных «тоу-
тов», при этом он является частью некоего более глобаль­
ного «тоута».
Помните о примере с грибами? Там первым тестом бы­
ла полная корзина, к операциям относились все эти дей­
ствия по поиску и сбору каждого гриба. Второй тест —
степень заполнения корзины или же количество найден­
ных грибов. Выход осуществлялся либо по времени, либо
но совпадению тестов — заполнению корзины.
При этом более мелкие «тоуты» оказались заложены
как в операции, так и в промежуточные тесты. ТОТЕ
осмотра окрестностей, ТОТЕ перемещения по лесу, ТОТЕ
оценивания съедобности каждого гриба... И вместе с тем
ТОТЕ подсчета количества грибов, ТОТЕ принятия реше­
ния... Более крупный ТОТЕ позволяет вернуться с на­
бранными грибами домой. Он как бы управляет подчи-
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 137
пенными «тоутами»: приехать в лес, собрать грибы, вер­
нуться домой, приготовить грибы... Все эти «тоуты» яв-
[ ляются его операциями.
Не правда ли, очень напоминает матрешку? Внутри
каждой — еще одна. А для нее — можно найти внешнюю,
причем это такая хитрая матрешка, что в каждый из «то-
утов» вложено помногу разнотипных, но одинаковых по
! размеру составляющих «тоутов».
Вот такая интересная модель.


УПРАВЛЯЕТ САМЫЙ ГИБКИЙ!
Модель ТОТЕ настолько универсальна, что ее можно при­
ложить практически к любому виду деятельности. С ее
помощью можно понять его сущность и даже найти и устра­
нить возможные неисправности. В эту модель просто из­
начально заложен успех и безупречное функционирова­
ние. И не удивительно, что с ее помощью очень легко
можно объяснить по меньшей мере две из базовых пре­
суппозиций. А на самом деле — значительно больше. Но
это — секрет.
Смысл наших действий в полученной реакции. В самом
деле, смысл очередной операции нашего «тоута» в изме-
', нении значения второго теста. Операция либо прибли-
жает нас к цели, либо удаляет. Какие могут быть обиды?
;
Кого тут упрекнешь в непонимании?
Если же прикинуть, что такое «поражение» с точки
[ зрения рассматриваемой модели, то окажется, что это не
более чем второй тест текущего «тоута». А второй тест,
как известно, замыкает петлю обратной связи нашего
процесса достижения желаемого результата. Поражение
| исчезает, и появляется обратная связь. То есть можно
f сказать, что не бывает поражений — бывает только об-
I ратная связь.
Что и требовалось доказать.
138 НЛП: люди, которые играют роли

И все-таки цель установлена и конкретна. Чувстви­
тельность говорит о том, что мы «зашли куда-то не туда».
Что делать? Если то, что вы делаете, не работает, сде­
лайте что-нибудь другое. Надеюсь, у вас немало различ­
ных вариантов поведения. Воспользуйтесь своей пове­
денческой гибкостью] Поведенческая гибкость — это мера
богатства вашего арсенала операций — сколькими спосо­
бами вы можете достичь одного и того же. Это то, на­
сколько велики ваши возможности изменения собствен­
ных действий.
Если у вас не получилось одним способом, то, может
быть, другой сработает. Или третий, четвертый, десятый,
но все равно сработает.
Врач велел пациентке высунуть язык. Через пару минут
он разрешил ей закрыть рот.
— Но, доктор, вы так ни разу и не взглянули на мой
язык!
— Просто мне было нужно, чтобы вы помолчали, пока
я выписывал этот рецепт.
Если вы настойчиво подбираете самые различные клю­
чики, то рано или поздно откроете любой замок. Гибкость
является одной из самых важных основ успеха. В любой
системе самый гибкий элемент становится управляю­
щим, гласит один из законов кибернетики. Совершен­
ствуя собственную гибкость, мы получаем возможность
контролировать любую ситуацию и добиваться всего,
чего только душа пожелает.
Лежит крокодил Гена на берегу речки — травку курит.
Подходит Чебурашка:
— Ген, дай курнуть!
— Нельзя, ты еще маленький.
— Ой, Ген, милиция идет!
Крокодил все бросил — и в воду. Через пять минут вы­
ныривает. Смотрит — на берегу лежит Чебурашка и курит:
— Я балдею, зеленый, как ты ныряешь!
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 139
До сих пор мы с вами говорили о гибкости на уровне
средств (поведенческой), но ведь есть еще такая замеча­
тельная вещь, как гибкость на уровне цели. Иногда она
пригождается больше.
Мужик долгое время живет в пустыне. Страстный ин­
стинкт вынуждает его и так и сяк подкрадываться к вер­
блюдице. День, неделю, месяц, измученный желанием,
он охотится за ней по пустыне, но каждый раз в послед­
ний момент верблюдица успевает отскочить.
В один из дней он наталкивается на вертолет, упав­
ший в песчаный бархан, вытаскивает оттуда прелест­
ную блондинку и отпаивает ее водой. Она открывает гла­
за и говорит:
— Ах, вы спасли мне жизнь! Я готова выполнить лю­
бое ваше желание!
— Женщина, — измученно просит мужчина, — будь
человеком, помоги поймать верблюдицу!
Я, конечно, не собираюсь навязывать свои вкусы, но,
кажется, этому мужику следовало задаться вопросом:
«Зачем ему верблюдица?» Тогда бы он смог подняться
на уровень более глобального «тоута» и уже «с высоты
птичьего полета» заметить появление более привлека­
тельной альтернативы.
Это распространенный способ. Вопрос «зачем?» дает
возможность отделить поведение от намерения. А в тер­
минах модели ТОТЕ: операции от первого теста. А уж
под это намерение и подбирается новое поведение. На­
столько, насколько хватит гибкости.
Впрочем, не один этот мужик способен так «зацикли­
ваться» на выбранной цели. А может быть, именно он
стал героем следующей истории?
Выиграл чукча «Волгу» по лотерейному билету. Прихо­
дит и говорит: «Дайте мне красную "Волгу"». А ему: «Хо­
тите черную? Зеленую? Синюю? Желтую? А красных
у нас нет». — «Ах, так, — говорит чукча, — тогда верни­
те мне мои пятьдесят копеек».
140 НЛП: люди, которые играют роли
Как вы понимаете, и гибкость средств, и гибкость цели
можно понимать как разные уровни поведенческой гиб­
кости. Просто в момент смены цели сменяются операции
более глобального «тоута» — для него это и есть гибкость
на уровне средств. Сейчас будет понятнее.
— Папа! Почему бабушка по огороду скачет?
— Кому бабушка, а кому теща1. Дай еще патрон,

<< Предыдущая

стр. 18
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>