<< Предыдущая

стр. 19
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

сынок.
Вот такие родственные отношения.

ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ ТЕСТЫ
Говорят, что второй тест показывает текущее состояние
задачи, а первый — желаемое. Слово «состояние» звучит
весьма «научно». Но что это такое?
Состояние — ваши чувства, ваше настроение. Един­
ство нервных и физических процессов, протекающих в ин­
дивидууме в любой момент времени. Состояние, в кото­
ром мы находимся, оказывает влияние на наши способ­
ности и интерпретации опыта.
Это слово нам весьма привычно. Мы всю жизнь про­
водим в некоторых состояниях; бодрствования и сна, ра­
дости и грусти, состоянии мира и войны. Тело может на­
ходиться в состоянии движения или покоя.
Когда у нас что-то не получается, мы говорим: «Я не
в состоянии этого сделать». Когда человек выпьет, он
находится «в состоянии алкогольного опьянения». По
счастью, нам не очень часто попадаются люди в состоя­
нии аффекта, и мы уже умеем иногда вводить собесед­
ника в состояние согласия.
Мы можем быть в самых разных состояниях, но нам
не удастся вообще не быть ни в каком состоянии. Даже
о лежащих в морге можно сказать, что они находятся в со­
стоянии смерти. Все вокруг находится в определенных
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 141
состояниях. Вот вода, например, имеет три основных со­
стояния: твердого тела, жидкости и газа.
Нас же в первую очередь интересуют наши собствен­
ные состояния. Как научиться их замечать и ими управ­
лять, как их использовать? А также состояния систем —
команд, коллективов, организаций, в которые мы входим
и которые мы создаем. Для этого стоит поучиться в них
ориентироваться. По крайней мере в тех, которые помо­
гут нам лучше и эффективнее достигать своих целей. То
есть — желаемых состояний.


СЕКРЕТЫ «ЧТЕНИЯ МЫСЛЕЙ»
Прочитать мысли собеседника невозможно. Но то, что
демонстрируют специалисты в области нейролингвисти-
ческого программирования — калибровку внутренних со­
стояний собеседника, — очень похоже на это.
Калибровка — точное узнавание состояния другого
человека по невербальным сигналам. Способность про­
чтения бессознательных невербальных реакций другого
человека в процессе текущего взаимодействия путем уста­
новления однозначного соответствия между наблюдае­
мыми поведенческими признаками и характерным внут­
ренним состоянием.
Вы уже догадались, что чтение мыслей «ио-энэльпист-
ски» начинается с развития чувствительности.
Чувствительность, конечно, везде хороша: что бы мы
ни делали, к какой бы цели ни стремились, чего бы ни
добивались. Она помогает художникам, музыкантам, по­
варам, парфюмерам, массажистам — людям самых раз­
ных профессий. Даже ученые, в основном имеющие дело
с абстракциями, которых ни увидеть, ни послушать, ни
потрогать, развивают в себе чувствительность. Везде тре­
буется свой род чувствительности, по крайней мере —
внимательности к обратной связи.
142 НЛП: люди, которые играют роли
Нас же будет больше интересовать сенсорная чувстви­
тельность — способность различать самые тонкие сиг­
налы, идущие от наших органов чувств.
«Сенсорная чувствительность — приобретение уме­
ний делать более тонкие и более полезные различения
в отношении сенсорной информации, которую мы полу­
чаем из окружающего мира».
Именно она поможет нам получать качественную
и своевременную обратную связь непосредственно в про­
цессе общения. Например, мы сможем узнать, как дру­
гой человек относится к нашим действиям, словам, мне­
ниям. Сознание и тело — части единой системы. И это
значит, что по изменениям в теле можно отследить из­
менения в сознании. Ведь у любого внутреннего процес­
са есть свои внешние проявления. А уж по ним можно оп­
ределить, что творится у человека в душе. Это и называ­
ется калибровкой.
Нужен конкретный пример? Пожалуйста.
Пусть вам нужно узнать, согласен ваш собеседник
с тем, что вы говорите или нет. Как это сделать? Сначала
задаем ему ряд вопросов, ответы на которые мы уже зна­
ем: «Мы с вами договорились на 11 часов? Вас зовут
Иван Иванович? Вы курите?» При этом ставим вопросы
так, чтобы он мог ответить на них однозначно «да» или
«нет». Отвечая на вопрос, собеседник продемонстрирует
множество несловесных внешних реакций, которые вни­
мательный наблюдатель может заметить со стороны.
Почему я об этом так уверенно говорю? Именно пото­
му, что сознание и тело — части единой системы. Преж­
де чем ответить на вопрос вам, он должен ответить на
него себе. Благодаря взаимосвязи между сознанием и те­
лом он при этом входит в соответствующее внутреннее
состояние. Вспомните, когда вы были с чем-то согласны.
Вспомнили? Теперь вы можете себе представить, что та­
кое состояние согласия. Конечно же, этому внутреннему
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 143
состоянию соответствуют некоторые внешние проявле­
ния. Их-то мы и замечаем.
Вернемся к нашему собеседнику. Вопрос задали — от­
вет (словесный и несловесный) получили. Какие-то вне­
шние реакции заметили, какие-то — не успели. Задаем
еще несколько «установочных» вопросов. Заметили боль­
ше. Таким образом, в вашей голове могут получиться как
бы два списка.
• Согласие: «Да».
— Корпус подается вперед.
— Кисти расслабляются.
— Легкий кивок головой.
— Лицо расслабляется.
— Уголки губ поднимаются.
— Веки прикрываются.
• Несогласие: «Нет».
— Корпус отклоняется назад.
— Кисти напрягаются.
— Движения (головы, плеч) из стороны в сторону.
— Лицо «застывает».
— Задержка дыхания.
Теперь мы можем узнать, согласен он или нет, по лю­
бому вопросу. Очень удобно! Разумеется, списки можно
существенно дополнить (за счет индивидуальных осо­
бенностей) и даже существенно изменить. Единственным
ограничением здесь могут стать ваши собственные спо­
собности замечать, сортировать и запоминать внешнюю
информацию. Эти способности постоянно развиваются
и совершенствуются по мере применения навыка калиб­
ровки. Со временем они станут вашими надежными по­
мощниками.
Хочу обратить внимание'читателя на одну тонкость.
В НЛП предпочитают рассматривать обобщения с точки
144 НЛП: люди, которые играют роли
зрения их полезности, а не правильности или же истин­
ности. Приведенный список внешних проявлений поле­
зен в том смысле, что он демонстрирует наиболее типич­
ные признаки, по которым можно определить состояние
собеседника. При этом я ни в коей мере не берусь утверж­
дать, что этот список верен во всех отношениях. Почему?
Во-первых, мы уже обсудили, что карта — это не тер­
ритория. Каждый новый собеседник продемонстрирует
вам свой индивидуальный набор реакций (территорию
внешних проявлений), который, скорее всего, будет
в чем-то отличаться от нашего списка (т. е. от карты).
Во-вторых, даже один и тот же человек в разных си­
туациях может продемонстрировать разные территории.
Например, если у него устали глаза, то моргать он будет
несколько чаще обычного. Получается, что движения век
в этой ситуации критерием быть уже не могут. Собесед­
ник пришел с мороза и у него «горят щеки». Как насчет
цвета лица? Таких примеров, как легко проверить, мож­
но набрать множество.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Когда надо
точно знать внутреннее состояние конкретного собесед­
ника, именно этого собеседника и нужно калибровать.
Тогда созданная вами карта индивидуальных реакций
будет работать гораздо лучше, нежели любой более обоб­
щенный список. Кроме всего прочего, это дополнитель­
но развивает соответствующие способности.
Второй вывод: можно существенно повысить надеж­
ность калибровки, уделяя внимание комплексу внешних
проявлений, а не какому-то одному признаку.
Итак, еще раз перечислим признаки, по которым мы
можем калибровать состояние другого человека.
• Увидеть:
— мимику;
— цвет кожи;
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 145
— жесты;
— дыхание (глубину, скорость, частоту);
— позу.
• Услышать:
— громкость голоса;
— высоту голоса;
— интонации;
— скорость речи;
— дыхание;
— прочие звуки.
• Почувствовать:
— температуру;
— влажность;
— пульс;
— дрожь;
— дыхание;
— мышечные напряжения.
В принципе, количество таких характеристик практи­
чески неограниченно. Ведь даже в мимике можно выде­
лить особенности положения глаз, носа, губ, щек, подбо­
родка, челюстей, лба. Каждую характеристику можно все
больше и больше укрупнять, то есть выделять множество
составляющих деталей и работать с ними. Особенно ин­
тересно (да и полезно) отслеживать изменения всех этих
признаков. Ведь именно по ним можно откалибровать
смену состояния собеседника.
Таким образом, развивая сенсорную остроту, мы по­
лучаем волшебный ключ к таинствам внутреннего мира
собеседника. Любому внутреннему изменению соответ­
ствуют некоторые внешние проявления — изменения во
внешнем облике человека. И чем больше нам удается от­
следить признаков изменения состояния собеседника,
тем надежнее сделанные на их основе выводы. Тем каче­
ственнее обратная связь.
146 НЛП: люди, которые играют роли

ПАРА СЛОВ О НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
В районе часа ночи из одной квартиры многоэтажного
дома все еще доносится ритмичный рев динамиков
и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решает­
ся, наконец, пойти навести порядок. Он полчаса звонит
в дверь, наконец она открывается, и перед его взором
предстает такая картина: на пороге, в отцовском хала­
те, с бутылкой коньяка в одной руке и сигарой — в дру­
гой стоит восьмилетний Вовочка. Сзади, в дыму, под­
свеченном светомузыкой, мелькают тела обнаженных
девиц... Вовочка:
— Че надо?
— Мальчик, а кто-нибудь из взрослых дома есть?
Эффектная пауза, за время которой Вовочка успева­
ет глотнуть коньяку и затянуться сигарным дымом. На­
конец, взрослый получает ответ:
— А сам -то как думаешь?
Мечтая об умении читать мысли других людей, об
изощренном искусстве калибровки, о блестящей сенсор­
ной чувствительности, стараясь определить тончайшие
грани перехода между мышечными напряжениями на ли­
це собеседника или между степенью покраснения кожи,
мы зачастую пропускаем самое очевидное.
Так, преподаватели, увлеченные своим предметом, на­
прочь не замечают, что некоторые слушатели уже откро­
венно зевают, кто-то с интересом читает посторонние
книжки, где-то идут разговоры на отвлеченные темы... От
скуки. Таким лекторам больше нужна не сенсорная чув­
ствительность, а чувствительность внимания. Это вовсе
не значит, что они совсем не внимательны. Напротив —
они очень внимательно относятся к преподаваемому пред­
мету. Они отдают ему все свое внимание, все 7±2 едини­
цы контролируемой информации. А реакция зала — упус­
кается. Помните, как рисуются карты? Так вот, в его кар­
те будет содержаться очень удачная лекция (ни разу не
сбился).
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 147
Таким образом, все, что нам потребуется для более
эффективного использования собственного внимания,
так это перенаправить хотя бы его часть на получение
обратной связи. А дальше — гибкость поможет. Разви­
тая чувствительность наших органов восприятия, ко­
нечно, нужна, но она не заменит обычной внимательно­
сти к «мелочам» — наблюдательности. А ведь именно
эти «мелочи» порой дают большую часть информации
о человеке.
Некий врач, приехал к одному из своих постоянных кли­
ентов вместе со своим учеником. После краткого осмот­
ра и проверки пульса он строго взглянул на пациента
и сказал:
— Почему вы опять нарушили мои предписания? Я же
вам запретил есть яйца!
— Простите, доктор, а как вы догадались? — спро­
сил уличенный пациент.
— Я не догадался. Это строгий научный метод. Вы же
знаете, что пища, которую вы употребляете, сильно влия­
ет на ваш организм. Поэтому я смог легко определить
нарушение в диете по изменению пульсации крови.
Само собой разумеется, что клиент смиренно по­
обещал свято соблюдать диету... Когда врач со своим
учеником возвращались обратно в клинику, тот восхи­
щенно воскликнул:
— Профессор! Я поражен вашим искусством! Как вьг
смогли по одной только пульсации определить рацион
пациента?
— Идиот! У него рукав был испачкан желтком!

<< Предыдущая

стр. 19
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>