<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Все в этом определении, конечно же, верно: составля­
ли его люди, давно связавшие свою жизнь с этой «само­
стоятельной областью знаний». Более того, я, будучи ма­
тематиком, этим определением просто восхищаюсь!
Интересно, смог бы хоть кто-нибудь из «обычных лю­
дей», взглянув на фотографию, сделанную для паспорта
какой-нибудь знаменитой в будущем фотомодели, дога­
даться о том, какой она, эта модель, может быть?
10 НЛП: люди, которые играют роли

При чтении слов этого определения, за каждым из
которых стоит океан личного (и не очень) опыта, стано­
вится обидно, что обычного человека «с улицы» такое
определение, скорее всего, просто оттолкнет — своей на­
учностью.
А может, и наоборот — привлечет. Ведь таинственное
нейролингвистическое программирование становится все
более и более популярным именно благодаря своей не­
понятности «для непосвященных». В том числе и для то­
го, кто читает эти строки, но так и не получил до сих пор
внятного ответа на вопрос: «Что такое НЛП?».
Не беспокойтесь: так уж устроена эта книга, что прак­
тически все неясности рано или поздно разъясняются.
Даже на столь полюбившееся мне мудреное определение
будет десяток альтернативных.
Заинтересовал? Тогда — вперед!


КОРОТКО ОБ НЛП
НЛП — это современное направление практической пси­
хологии. Родилось оно в начале 70-х годов двадцатого
столетия в США. Основатели НЛП и их первые учени­
ки и последователи: Джон Гриндер, Ричард Бендлер, Лэс-
ли Камерон-Бендлер, Джудит Делозье, Роберт Дилтс
и Дэвид Гордон.
В основе НЛП лежат удачные попытки выяснить: что
делают величайшие психотерапевты того времени Фриц
Перлз, Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон для того,
чтобы добиться столь замечательных результатов, како­
вы их поведенческие модели. При этом внимание акцен­
тировалось именно на действиях этих корифеев, а не на
том, чему психотерапевты учили своих учеников.
Как оказалось, при всем различии стилей работы и ха­
рактеров Перлза, Сатир и Эриксона в их поведении мно-
Глава 1. Что такое НЛП? 11
го общего. И это общее значительно отличается от того,
что говорили о себе они сами. По признанию корифе­
ев психотерапии, модели, созданные с помощью НЛП,
помогли им лучше разобраться в собственном таланте.
Оформленные в виде пошаговых наборов действий — по­
веденческих стратегий, — эти находки легли в основу на­
рождающейся науки.
Суть метода отражает его название, появившееся в тот
момент, когда был накоплен большой багаж моделей —
к концу семидесятых: нейролингвистическое програм­
мирование. «Нейро-» отражает тот факт, что все психо­
логические процессы связаны с нашей нервной системой.
Лингвистическая часть названия демонстрирует важность
речи в упорядочении и структурировании нашего опы­
та. Слово «программирование» указывает на взаимосвязь
и взаимовлияние психологической и лингвистической со­
ставляющих нашего опыта, а также всех жизненных про­
цессов.
Правда, это не более чем официальная версия, очень
удобная, впрочем. Гораздо более похожим на правду (и
забавным к тому же) мне кажется объяснение Ричарда
Бендлера (цитирую по книге «Используйте мозг для из­
менений»):
«Нейролингвистическое программирование — это сло­
ва, которые я изобрел, чтобы избежать необходимости
специализироваться в той или иной области. В коллед­
же я был одним из тех людей, которые не могут решиться
на что-либо одно, — и решил продолжать в том же духе».
Лично мне нравится считать НЛП именно одним из
видов программирования, а не психологии. Программи­
рования в широком смысле — как организации управле­
ния информацией. Программисты же, по сути своей,
создают способы все более и более эффективного ис­
пользования «костылей для собственных мозгов» — ком­
пьютеров. В нашем случае речь идет об управлении ин-
12 НЛП: люди, которые играют роли
формацией в собственном мозгу. С наибольшей пользой
и эффективностью.
Очень хорошо иллюстрирует этот тезис цитата из Ри­
чарда Бендлера: «Хотя куча психологов и социальных
работников используют НЛП, чтобы делать то, что они
называют "терапией", я считаю более правильным опи­
сывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы
разрабатываем способы обучения людей пользованию
собственными мозгами». •

САМОМНЕНИЕ
«Они сказали, что не знают, что делать с моей пробле­
мой, и послали меня на три буквы... На НЛП» — по-ви­
димому, жалоба клиента.
Как вы уже догадались, так я собираюсь оформлять
некоторые цитаты и анекдоты. Кроме того, так будут вы­
глядеть притчи, метафоры, байки и вполне правдивые
истории из собственной жизни — примеры для лучшего
понимания и отдыха.
Посмеялись над одной из любимых энэльпистских
шуток? Тогда за работу.
Постараемся понять, что такое НЛП для тех, кто со­
прикоснулся с ним близко. Сразу оговорюсь, что попы­
ток дать ответ на этот вопрос много. Огромное число лю­
дей, в той или иной степени овладевших НЛП, регуляр­
но ищут подходящие объяснения для еще большей армии
любопытных. Люди спрашивают, интересуются. Не бу­
дешь же их отсылать к определению, приведенному вы­
ше! Не поймут. Да и как уместить в нескольких словах
целый мир? Потому-то и родилась бессмертная расшиф­
ровка: не поймешь — лучше попробовать.
А многочисленные «определения» все множатся и мно­
жатся, постепенно укладываясь в любимую копилку. При­
веденные в этой главе мнения принадлежат разным лю-
Глава 1. Что такое НЛП? 13

дям, которых объединяет одно: они владеют НЛП как
минимум на уровне НЛП-практика, т. е. успешно про­
шли 24-дневный семинар-тренинг.
«НЛП — это язык описания (здесь и далее выделено
мною. — А. Б.) мыслительных процессов и наука моде­
лирования человеческого совершенства».
В этом смысле НЛП любят сравнивать с нотной гра­
мотой, ведь именно с помощью нот наконец-то удалось
записать на бумаге волшебство мелодии. И теперь любой
хороший музыкант способен воспроизвести ее с листа.
Энэльписты научились выделять и записывать важней­
шие элементы человеческого совершенства, подобно му­
зыкантам, записывающим в нотах чарующие мелодии.
«НЛП — это психотехнология успеха». (Кажется, пер­
вым это словосочетание по отношению к НЛП употре­
бил А. А. Карелин.) Да! Нас больше всего интересует ус­
пех. Что отличает успешных людей от неуспешных? Как
примкнуть к первой группе? На эти вопросы уже даны
конкретные ответы. И этому можно научиться.
«НЛП — это луч света психологических практик в тем­
ном царстве классического подхода». Не правда ли, на­
глое высказывание? А между тем за ним кроется один из
главных акцентов НЛП: практичность. НЛП оперирует
только тем, что реально работает, и оставляет в стороне
умозрительные построения. Костяк НЛП составляют
тщательно выверенные и многократно проверенные ин­
струменты.
«НЛП — это искусство работать с моделями окружа­
ющего мира и соотносить их с Окружающим миром». Да­
же при самой развитой технологии НЛП оставляет мес­
то и для искусства. Равно как и в музыке, танцах, живо­
писи ученики развивают свои технические навыки, и уже
на их основе строится настоящее искусство.
«НЛП — это практическая философия поиска и моде­
лирования совершенства». Оно действительно дарит хо-
14 НЛП: люди, которые играют роли
рошо работающую жизненную философию, причем не на
уровне философствования, а на уровне реальных жизнен­
ных надобностей. Ориентируясь на философию НЛП,
мы направляем внимание на то лучшее, что есть вокруг
нас, с тем, чтобы стать лучше и совершеннее.
«НЛП — это методика совершенствования самосозна­
ния». Как мы мыслим? Что происходит внутри нас? Ка­
кие мотивы лежат в основе наших поступков? Что форми­
рует и поддерживает нашу личность? И как можно из­
менить в себе то, что пока работает не так, как хочется?
Вопросов много, и самое главное, что на них можно най­
ти ответы. А НЛП помогает нам в этом.
«НЛП — это психотехника, помогающая людям жить».
Причем жить хорошо. НЛП неоценимо в психологиче­
ском консультировании. Оно позволяет решать практи­
чески любые психологические (и даже психотерапевти­
ческие) проблемы. Причем все делается четко и техно­
логично. Можно даже выделить ключевые шаги.
«НЛП — это инструкция по эксплуатации собственно­
го мозга». Когда-то наш мозг сравнивали с совершенным
компьютером, к которому забыли приложить инструк­
цию по эксплуатации. Как дикарь может воспользовать­
ся микроскопом? Как молотком. Потому что не знает, как
с ним обращаться. Как вы уже догадались, НЛП призва­
но восполнить этот пробел.
«НЛП — это очаг уменьшения энтропии в хаосе нере­
ализованных возможностей». Мы живем в мире необы­
чайных возможностей. Они воистину огромны! Осталось
только научиться их находить и реализовывать. Чем мы
с вами и займемся.
Почему только очаг? Потому что НЛП еще очень мо­
лодо и только набирает силу.
А еще говорят, что «НЛП — это начинаем лепить ПСИ­
ХОЛОТОВ». Даже если человек не имеет фундаментально­
го психологического образования, то, став энэльпистом,
Глава 1. Что такое НЛП? 15
он уже в какой-то степени имеет право величать себя пси­
хологом. То есть «истинные психологи», конечно же, воз­
мутятся: они-то учились лет пять. А потом еще — всю
оставшуюся жизнь. Между тем энэльписты в чем-то ока­
зываются «большими психологами», нежели люди, ко­
торые себя так величают. Хотя, по правде говоря, это
только начало пути психолога. А пока НЛП — это «как
доехать на осле без морковки». Что тоже немало.


ВОЛШЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
А сейчас о том, что же позволило НЛП появиться на свет.
Создателей НЛП заинтересовал один простой вопрос:
«Как?» Как мы мыслим? Как гениальные люди делают
то, что они делают? Как научиться тому же самому?
С этим простым вопросом «как?» они подходили к реше­
нию самых различных задач.
Больше всего их интересовала структура каждого
явления. Как устроена конкретная проблема? Как сде­
лать так, чтобы ее решить? Насколько я понимаю, этому
вопросу Бендлер и Гриндер научились у первого из мо­
делируемых корифеев психотерапии — создателя геш-
тальттерапии Фрица Перлза. Именно он в свое время
предложил сместить внимание с причин проблемы на ее
структуру. Энэльписты пошли дальше: они стали иссле­
довать еще и структуру успеха, а не только проблемы.
Метафорическое объяснение Ричарда Бендлера: «Мы —
люди, создающие поваренные книги. Мы не хотим знать,
почему это — шоколадное пирожное; мы хотим знать, что
в него положить, чтобы оно правильно получилось. (...)
Мы хотим знать, как шаг за шагом прийти от ингредиен­
тов к шоколадному пирожному».
Именно вопрос «как?» позволил создателям НЛП
сконцентрировать все свое внимание на самых важных
элементах субъективного опыта. Если раньше психоло-
16 НЛП: люди, которые играют роли
гов больше интересовал вопрос «почему?» и причины
явления, то энэльпистам стал интересен вопрос «как?»
и структура явления.
Почему большинство психологов так активно интере­
совались причинами любой проблемы? Дело в том, что
они знали только один способ ее решения: найти и уст­
ранить причину. Но разве, чтобы научить ребенка гра­
моте, так уж необходимо знать, почему первоклассник до
сих пор ее не выучил? Просто нужно знать, как это де­
лается. И уметь это делать. Вопрос «почему?» помогает
найти ответ на вопрос «кто виноват?», а вот с вопросом
«что делать?» отлично справляется вопрос «как?».
На самом деле, энэлышсты пользуются еще одним во­
просом: «зачем?» Это вопрос целесообразности. Задавая
вопрос «как?», они узнавали о той стратегии, которой
уже сейчас пользуется успешный человек. Вопрос «за­
чем?» дает возможность оставить только нужные шаги.
Представьте себе человека, который включает лампу.
Задав вопрос, как он должен это сделать, мы получим,
например, такие ответы.
1. Помолиться Богу электричества.
2. Подойти к выключателю.
3. Трижды поклониться.
4. Нажать на выключатель.
5. Отойти от выключателя.
6. Принести жертву Богу электричества.
Проверив эту стратегию на целесообразность с помо­
щью вопроса «зачем?», мы получим привычную схему
«подошел-включил-отошел». Что и требовалось.
Смешно? А ведь это именно то, что творят традици­
онные психотерапевты. Иначе, как объяснить такое: то,
что энэльписты делают за час, психологи делают в тече­
ние нескольких лет (например, в области лечения фобий
и соматических аллергий)?
Глава 1. Что такое НЛП? 17

Простой вопрос «зачем?» способен поставить под со­
мнение целесообразность множества забавных и привыч­
ных процедур. Зачем вы страдаете? Именно не «поче­
му?», а «зачем?»! Мало кому удается дать на это вразу­
мительный ответ. По крайней мере, мне такие гении еще
не встречались. Зачем смотреть телевизор? «Чтобы быть
в курсе мировых событий». — А это зачем? Слабо дать
честный ответ? Да нет, не слабо — только зачем? И так
далее и тому подобное... (Подробнее читай у Николая

<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>