<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Такие дела...
Кстати, весьма интересный жанр человеческого обще­
ния — намеки. Вот уж где воистину помогает чувстви­
тельность внимания!
Наташа Ростова посылает с посыльным записку по­
ручику Ржевскому: «Сегодня муж уедет, и я буду ночью
совершенно одна...» Ржевский: «Хорошо, наверное,
148 НЛП: люди, которые играют роли
быть ночью совершенно одной». Наташа: «Я буду спать
в большой мягкой постели...» Ржевский: «Хорошо, на­
верное, спать в большой мягкой постели...» Наташа:
«Я буду спать совершенно обнаженной...» Ржевский:
«Хорошо, наверное, спать совершенно обнаженной...»
Наташа, потеряв терпение: «Ржевский, приходите се­
годня ко мне — займемся любовью!» Ржевский: «Намек
понял».


АЗЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Модель — практическое описание того, как что-то действу­
ет; конечная ее цель — использование на практике. Обоб­
щенная, искаженная и содержащая допущения копия.
Моделирование — процесс наблюдения, составления
и внедрения моделей: последовательности идей и дей­
ствий (паттернов), которые позволяют справиться с за­
дачей. Основа ускоренного обучения.
Хотя на нашем уровне владения НЛП еще и рано го­
ворить о полноценном снятии моделей успешного пове­
дения с других людей, кое-какую идею я могу вам пода­
рить. Конкретно: достижение любой цели может быть
расписано с помощью модели ТОТЕ, а, стало быть, мы
имеем возможность выделить ряд ключевых элементов
стратегий успешных людей.
Если вы хотите научиться чему-либо у другого чело­
века, то в расспросах вам помогут четыре точки модели
ТОТЕ. Вопросы к первому тесту: «Чего ты хочешь до­
биться, когда начинаешь движение к цели?», «Зачем тебе
эта цель?» Операции выясняются вопросами: «Что ты
для этого делаешь?», «Какие действия ты совершаешь?»,
«Что ты при этом используешь?» Второй тест: «Как ты
понимаешь, что продвигаешься к цели?» Выход: «В какой
момент и каким образом ты решаешь, что цель уже до­
стигнута?»
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 149
Даже если вы лишены возможности задавать прямые
вопросы, то все равно подаваемая им информация может
быть размещена на этих четырех «полочках»: что хотел,
что делал, как ориентировался, когда вышел. Более того,
благодаря такой сортировке вы сможете выявить дей­
ствительно важные элементы стратегии. А лишнее — от­
бросить.
Когда у вас есть ответы на каждый из вопросов моде­
ли ТОТЕ, вы уже можете сравнить моделируемую стра­
тегию с вашей собственной. Буквально по пунктам. И тог­
да вы легко сможете найти собственные ошибки, да еще
и улучшить смоделированную стратегию за счет преиму­
ществ вашей.
Между прочим, а кто сказал, что моделировать надо
только других? Можно снимать модели с самого себя:
в каких-то делах мы более успешны, в каких-то — менее.
Так вот, берем те случаи, где у нас все работает хорошо,
и непосредственно переносим туда, где пока еще не все
так гладко. Скажем, у меня отлично получается играть,
но с трудом — работать. Выясняем, в чем разница на
уровне точек модели ТОТЕ, и вот уже любая работа спо­
рится.
Примерно таким методом моделирования и пользова­
лись при создании инструментов НЛП. Брали каждый
пункт и искали его наилучшую реализацию.
Не секрет, что в любой серьезной организации можно
выделить сотрудников, отвечающих за каждый из пунк­
тов «тоута». В отделе планирования сидят «первые тесты».
Основная масса работников — это «операции». Обяза­
тельно наличие контролеров — «вторых тестов». Ну и к-
то-то (глава?) следит за тем, как все эти планы реализу­
ются, анализирует, оценивает...
С наиболее успешных людей снимаются удачные стра­
тегии. Так, собственно, и появились в НЛП понятия хо­
рошо сформулированного результата, калибровки, гиб-
150 НЛП: люди, которые играют роли
кости средств и гибкости целей. Они-то и оказались сей­
час к вашим услугам.


О ПАМЯТКА НА ПАМЯТЬ
• Выявленные в исследованиях в области искусственно­
го интеллекта закономерности мышления человека ока­
зались эффективными в приложении к моделированию
человеческого совершенства. Благодаря найденным мо­
делям удается описать успешные стратегии талантли­
вых людей.
• Появление «думающих машин» акцентировало внима­
ние людей на необходимости создания точного и одно­
значного стиля общения. В основу такой коммуникации
легла идея передачи сенсорной информации взамен суж­
дений. Сенсорная информация проверяема с помощью
органов восприятия, суждения лежат в области оценок
и не могут быть квалифицированы как верные или не­
верные.
• Одной из самых первых и в то же время центральных
моделей мышления стала модель ТОТЕ (Гест-Опера­
ц и я - Гест-Выход(?хк)). Она оказалась универсальной
и простой. А следовательно, удобной для применения.
В то же время она сама по себе являет пример эффек­
тивной стратегии достижения целей, основанной на
обратной связи.
• Первый тест — это желаемое состояние, второй тест —
текущее состояние, операции направлены на уменьше­
ние разницы между тестами, выход — это критерий окон­
чания движения к цели. Каждый из пунктов модели
ТОТЕ содержит в себе несколько более мелких «тоу-
тов», ответственных за их выполнение. Соответствен­
но, каждый ТОТЕ является частью некоторого более
глобального «тоута».
• Модель ТОТЕ содержит в себе целый ряд пресуппози­
ций НЛП, акцентирующих наше внимание на необхо­
димости проявления чувствительности к обратной свя-
Глава 6. Мыслить и действовать — эффективно! 151
зи и развития поведенческой гибкости. А также — разде­
ления поведения и намерения.
• Поведенческую гибкость можно понимать как многооб­
разие различных операций, направленных на достиже­
ние однотипных целей. Фактически — это количество
способов, которыми мы можем достичь одного и того
же. Различают гибкость на уровне средств и гибкость на
уровне цели. В первом случае меняются операции, во
втором — весь ТОТЕ.
• По внешним проявлениям человека можно определить
его внутреннее состояние. Инструмент, который позво­
ляет использовать эту возможность, называется калиб­
ровка. Степень точности калибровки зависит от коли­
чества параметров, по которым она проводится. Чем
больше признаков учтено, тем качественнее результат.
• Часто позитивный эффект от применения калибровки
определяется перенесением фокуса внимания на друго­
го человека. Сама внимательность позволяет собирать
на порядок больше обратной связи, нежели ранее.
ГЛАВА 7
Техника безопасности


В сущности, знание практической
психологии и приемов гипноза не
сделает вашу жизнь более
счастливой — только более понятной.
Сергей Горин
Почему так часто в ответ на сделанное человеку добро
мы получаем удар? Так часто, что даже нашелся какой-
то мастер словесности, выразивший свою досаду в лозун­
ге, ставшем почти народным:
«Ни одно доброе дело не остается безнаказанным!»
Что это за несправедливость такая?! Этот вопрос, по-
видимому, мучил не одну мудрую голову, и в результате
в недрах социологии родилась модель устойчивых роле­
вых взаимоотношений, объясняющая сей неприятный
феномен. Ее называют Треугольник Судьбы или — в честь
первооткрывателя — Треугольник Карпмана.
Хотя эта модель и не входит в число находок нейролинг-
вистического программирования, мы все-таки остановим­
ся на ней подробно. Исходя из требований экологии. Дело
в том, что Треугольник Карпмана имеет непосредствен­
ное отношение к людям, начинающим осваивать НЛП.
Глава 7. Техника безопасности 153
Из обратной связи «Московского Центра НЛП в образо­
вании»: «Вы могли бы ничего не давать на первой сту­
пени НЛП-Практика, но если бы вы рассказали только
о Треугольнике Карпмана — этого было бы уже».
О столь восторженной реакции нам с гордостью по­
ведали на семинаре, и я с этой точкой зрения отчасти со­
гласен. Отчасти, поскольку уж очень интересные вещи
там рассказывали. Часть из них уже описана в этой кни­
ге, другая — будет описана в следующей, посвященной
собственно инструментам НЛП. Предполагаемое назва­
ние: «НЛП: успех, достигнутый людьми».
Кроме желания по возможности дать полный ответ на
вопрос: «Как стать Человеком Успеха — энэльпистом?»,
я имею и еще один — эгоистический — интерес. Я бы не
хотел, чтобы применение знаний, полученных из этой (и
последующих) книг по НЛП, принесло читателю хоть
какой-то вред.
Формулировка «от противного» не случайна. Дело в -
том, что до введения в программу обучения темы «Тре­
угольник Карпмана» основной проблемой занимающих­
ся НЛП (да и психологией вообще) оказывалось то, что
их близкие зачастую были недовольны этими занятия­
ми. Еще бы! Был человек как человек, и вдруг прочитал
какую-то книжку, сходил на некий семинар и теперь до­
стает всех вокруг своими советами. Ярый энтузиаст но­
вейшего направления практической психологии начина­
ет учить своих близких, как им жить. И «получает по об­
ратной связи».
Рассказав о Треугольнике Судьбы, я разделяю свою
и вашу ответственность. Я отвечаю за свою жизнь. Вы —
', за свою. Если по прочтении этой главы у вас останется
желание оказывать окружающим благодеяния, то это уже
не мои проблемы. Это ваша личная ответственность.
— Ты знаешь, дорогой, а ведь наша невестка гуляет!
— Это ее проблемы.
154 НЛП: люди, которые играют роли
— А как же наш сын?
— Это его проблемы.
— Но ведь она изменяет ему с тобой!
— Это мои проблемы.
— А как же я?!
— А вот это уже твои проблемы.
А сейчас наступает момент решения! Вы можете от­
казаться от чтения этой главы. И спокойно положить
книжечку на полку: первоначально она задумывалась
без всяких там пугающих Треугольников Судьбы. Бла­
го, что эта модель действительно разработана не энэль-
пистами, что, впрочем, не мешает им с успехом ею поль­
зоваться.


ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ
Что это за треугольник такой? Все начинается с появле­
ния Жертвы — человека, которого кто-то — Преследова­
тель — или что-то — обстоятельства, проблемы — пре­
следует. Как вы понимаете, такая ситуация не может су­
ществовать долго: либо Преследователь «кушает» свою
Жертву, либо Жертва справляется со своими проблема­
ми и, стало быть, перестает ею быть.
Оговорюсь. Понятно, что это некоторое упрощение.
В чистом виде оно работает разве что в мире животных.
У «двуногих прямоходящих» довольно часто встречают­
ся ситуации, когда тиран умудряется преследовать свою
жертву годами. Но, как будет видно ниже, законы Тре­
угольника Судьбы работают и здесь — просто ситуация
несколько более растянута во времени.
Но есть еще и третий вариант: на помощь Жертве при­
ходит Избавитель — он сам решает все проблемы Жерт­
вы. За нее. И вот тут-то и начинаются главные приклю­
чения: люди, занимавшие вполне определенные позиции
в Треугольнике Судьбы (Преследователя, Жертвы или
Глава 7. Техника безопасности 155
Избавителя), начинают меняться ролями — треугольник
начинает «вращаться».



ч /,
П« >Ж



* и*
Рис. 2. Переходы по Треугольнику Карпмана
При таком «вращении» Преследователь на какое-то
время сам становится Жертвой, а Избавитель — его Пре­
следователем. Теперь уже бывшая Жертва может начать
защищать своего Преследователя. И даже начать пресле­
довать своего Избавителя... Вариантов смены ролей мно­
жество, но факт остается фактом: каждому из участни­
ков Треугольника Карпмана придется побывать в каждом
из его углов.
Могу привести довольно типичный пример, когда рас­
строенный Сын (Жертва) приходит домой из школы.
Учительница по математике (Преследователь) постави­
ла ему двойку. На пороге его встречает Мать. Узнав о
двойке, она (Преследователь) ругает сына (Жертву). Тот
говорит, что оценка была поставлена несправедливо
(Мальчик — Преследователь, Учительница — Жертва).
Пришедший с работы Отец (Преследователь) собирает­
ся выпороть Сына (Жертву), но Мать (Избавитель) его
останавливает и предлагает сходить в школу — разобрать­
ся с Учительницей (Жертва). Можете не сомневаться,
что учительница легко найдет себе Избавителя (и Пре­
следователя) в лице Директора. И ситуация продолжит
свое развитие.
Как видите, треугольник не только «вращается», но

<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>