<< Предыдущая

стр. 21
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и порождает новые треугольники.
Подводя предварительный итог, можно сказать, что
Треугольник Карпмана — весьма неприятная штука, и вы­
браться из него гораздо труднее, чем туда попасть. Тому,
156 НЛП: люди, которые играют роли
как вовремя распознать опасную ситуацию и обойти ту
дорогу, что прямиком ведет в этот треугольник, и посвя­
щена эта глава. Начнем, правда, «от противного».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ИЗБАВИТЕЛЯ
Как превратиться в Жертву? Отвечаю: легче всего пре­
вратиться в Жертву, начав с роли Избавителя. Причем,
скорее всего, вашим Преследователем станет тот, кому
вы недавно помогли, — облагодетельствованная вами
Жертва:
Попала как-то стая зверей в одну большую яму. Раскру­
тили бутылку: на кого попадет, того съедят. Попало на
зайца — кабан вдруг говорит:
— Нет, зайца не будем есть. Он мой друг, и кто его
хоть пальцем тронет, того загрызу.
Ну, ладно, кабан — он дикий, все можно ожидать.
Закрутили бутылку, а она опять на зайца попадает. Ка­
бан опять за свое. И так пять раз. На шестой попало на
кабана. Заяц:
— Ну что, кабан? Довыпендривался?
Можно, конечно, осуждать зайца и возмущаться его
подлостью, но тот, кто знает о законах Треугольника Карп-
мана, ничему удивляться не будет: так оно и должно было
произойти. Михаил Литвак сформулировал это в виде ко­
роткого правила:
«Оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто это
благодеяние принял».
Это и последующие высказывания Михаила Литвака
взяты мной из его книги «Принцип сперматозоида». Во­
обще, очень рекомендую книги этого автора: они бу­
квально пронизаны огромным жизненным и консульта­
ционным опытом этого врача-психотерапевта и просто
психолога. Или, может, лучше запретить вам их читать —
самому наслаждаться?
Глава 7. Техника безопасности 157
Но и этот забавный (страшный?) анекдот, и это страш­
ное (забавное?) правило Михаила Литвака — лишь ил­
люстрация. Лишь утомительное повторение знамени­
того: «Закон суров, но таков закон». Декларация того,
что Треугольник Судьбы работает как закон природы.
И трудное это дело — объяснять, как и почему он рабо­
тает. Проще сделать практический вывод (опять Миха­
ил Литвак):
«Хочешь жить спокойно — не оказывай благодеяний».
Но попробуем все же разобраться в механике проис­
ходящего. С некоторой степенью условности можно вы­
делить два основных вида благодеяний: помощь советом
и помощь делом. Начнем с советов.
Почему Избавитель становится Жертвой? Потому
что взаимодействие Жертвы с Избавителем ущербно по
определению: оно основано на передаче ответственности.
Избавитель принимает на себя ответственность за судь­
бу Жертвы, которой не в состоянии мало-мальски управ­
лять.
Думаю, что мысль о том, что человек может отвечать
только за то, что находится под его контролем, не пока­
жется слишком оригинальной. Люди же, обращающиеся
за советами, осознанно или неосознанно пытаются сбро­
сить с себя ответственность — на другого.
Вообще, сбрасывать свою ответственность на друго­
го — отличное развлечение. И большое искусство. Для
перекладывания ответственности может использоваться
нечто вроде: «Как вы мне и советовали, я поступил (так-
то)», «Я сделал (то-то), следуя вашему примеру». После
чего следует рассказ, как эти самые действия привели
к какой-нибудь проблеме. С подтекстом: «Виноват не я,
а ты. Отвечай-ка за мои глупости!» Теперь ответствен­
ность на ближнем. А если на «дальнем», то: «Я поступил,
как было написано в книге...», «Не могу же я спорить
с общественным мнением, вот я и...» Еще вариант: вме-
158 НЛП: люди, которые играют роли __^
сто «я сделал» говорить «со мной произошло». Употреб­
ляем страдательный залог, и вся ответственность — где-
то там. «Все мы под Богом ходим!» — «отмазка» для ве­
рующих. И вообще: «Пионер! Ты в ответе за все!»
Могучее поле для деятельности — искусство сбегать
от ответственности! Но масса безответственных людей
отлично с этим справляются — они, как и прежде, оста­
ются безответственными. Проблема в том, что отвечать
все равно кому-то придется. А при нашем раскладе — со­
ветчику.
Итак, сначала Жертва просит совет. Потом начинает
его оценивать. Часто — вслух: действительно, находятся
персонажи, принимающиеся ругать советы непосред­
ственно в процессе их получения. Еще Эрик Берн писал
о таких в своей книге «Игры, в которые играют люди...».
Как ни странно, это самые безопасные Жертвы: они же
честно и заблаговременно предупреждают, что ничего пут­
ного из ваших советов не выйдет. И мы уже знаем: они
правы! Гораздо хуже, когда совет принимается с востор­
гом. Тут уж — жди беды. Об этом — дальше.
Полученный совет оценивается по принципу «подхо­
дит — не подходит». Подходит он в том случае, если со­
впадает с тем решением, которое Жертва приняла зара­
нее. Без вас. Ваша роль — оправдать и подтвердить пра­
вильность его планов.
И если вы дали «неподходящий» совет, то он просто
пойдет искать другого советчика. «Подходящий» — дело
в шляпе: вы взяли на себя ответственность за принятое
другим решение. И вы за него ответите. По полной про­
грамме. Можно даже приблизительно предположить, ка­
кие будут формулировки. Чуть выше я их приводил.
А знаете, почему будет именно так? Потому что иде­
альных решений не бывает. В любом из самых замеча­
тельных советов есть как привлекательная сторона, так
и... противоположная. Беря на себя ответственность за
Глава 7. Техника безопасности 159

чужое решение, советчик автоматически начинает отве­
чать и за его последствия.
Пребывая в роли виновного, он ответит за негатив­
ные. Об этом мы еще поговорим. А вот за позитивные...
Внимание: гипотеза! (Возможно, все ниженаписанное не
имеет никакого отношения к действительности.) Ему бу­
дут очень благодарны! Благодарны до жути! До самой что
ни на есть черной зависти. Простите, что употребил та­
кое неэнэльпистское понятие, но уж очень хотелось быть
понятым. И чем лучше совет, тем больше «завидки бе­
рут». Михаил Литвак:
«Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше со­
вет, тем мощнее враг».
Теперь — о том же, но научно. Как говорят психологи,
потребность в собственной значительности — одна из важ­
нейших, базисных потребностей человека. Человеку тре­
буется ощущать собственную значительность. Для повы­
шения самооценки.
Просящий совета автоматически расписывается в соб­
ственной несостоятельности в данном вопросе. Его чув­
ство собственной значительности весьма и весьма стра­
дает. Давший же хороший совет возвышается за счет (и
над) тех, кому этот совет давался. Не потому ли мы так
щедро их раздариваем? Ведь, чем лучше совет, тем боль­
ше это возвышение.
И тем больнее будет падать при первой же ошибке.
Как у Киплинга:
«Акела промахнулся!»
Теперь уже на нем отыгрываются. И над ним — смеют­
ся. Естественно, все это не осознается, а загоняется в бес­
сознательную сферу нашего мышления. Но именно бла­
годаря этой неосознанности результат может оказаться
столь печальным.
Повторюсь: это была лишь гипотеза. И кроме описан­
ного пути есть еще способы, как превратить Избавителя
160 НЛП: люди, которые играют роли
в Жертву. И это при самом что ни на есть лучшем совете.
Еще способ — постепенное возрастание запросов. И соот­
ветственно — требований. Правда, это уже больше касает­
ся не только и не столько советов, сколько более ощутимой
помощи. Когда Избавитель сам берется решать пробле­
мы Жертвы. И этому мы посвятим отдельный разговор.
Что касается отрицательных последствий от советов...
Врач — пациенту:
— Как видите, благодаря моему совету спать на све­
жем воздухе от Вашей астмы не осталось и следа!
— И от моих золотых часов и бумажника — тоже.
Возможно, именно из-за ущемленного чувства соб­
ственной значительности пациент перенастроил свои
фильтры восприятия на поиск негативного. Ему и в го­
лову не пришло, что приобретенное здоровье — много
дороже любых денег. Интересно, врачу придется возме­
щать своему бывшему пациенту материальный ущерб?
Все вышесказанное особенно ярко заметно для так
называемых альтернативных вопросов: «Жениться или
нет?», «Поступить в вуз или техникум?», «Идти к тому
врачу или этому?» В эриксоновском гипнозе (а вслед за
ним и в НЛП) есть понятие мнимый выбор. Это тот слу­
чай, когда вне зависимости от выбранной альтернативы
человек делает то, что нужно спрашивающему. В данном
случае — берет на себя чужую ответственность. Решив­
шись сделать выбор за другого, он оказывается в ловуш­
ке потерянной ответственности.
О пользе помощи. Еще одна из причин, по которой
Избавитель рискует оказаться в роли Жертвы: нередко,
заботясь о другом, он делает для него то, что ему совсем
не нужно. Зачастую — просто вредно.
Ученый — уборщице:
— Где пыль на столе?! У меня там были записаны но­
вые формулы!!!
Глава 7. Техн и ка безопасности 161
Ну чем не повод превратиться в Преследователя?!
Такая «помощь» редко бывает в радость. Ибо кто луч­
ше меня знает мои потребности? Кто сможет учесть все
тонкости и все последствия от вмешательства в мои дела?
Только я сам. Забота о других — это вообще «отдельная
песня». Временами мне кажется, что о ней и только о ней
говорят как о благих намерениях, ведущих в ад.
Оставьте человеку возможность заботиться о себе са­
мостоятельно! Хотя бы — взрослому. Каждый обладает
всеми необходимыми ему ресурсами — одна из пресуппо­
зиций НЛП. Я не призываю совсем никому не помогать,
но дождитесь хотя бы, пока другой сам попросит вас
о помощи. Тогда вы будете точно знать: что, как и зачем
нужно сделать, чтобы действительно помочь. Кстати, эта
рекомендация также принадлежат Михаилу Литваку —
большому специалисту в этом вопросе.
Один из примеров пусть и нужной (иногда), но несвое­
временной помощи — говорение «под руку». Все эти «не
поскользнись», «не надорвись». В более мягком вариан­
те часто приходилось сталкиваться с ситуациями, когда
требуется сделать (отделаться) побыстрее, а советчик уже
тут как тут — с рекомендациями, как сделать лучше (пусть
и подольше). Девиз из одного очаровательного мульт­
фильма: «Лучше целый день попотеть, зато потом — за
час долететь». Естественная, хоть и обидная для совет­
чика, реакция: «Не мешай!»
Задав себе вопрос о своевременности и уместности
своей помощи, мы экономим время и силы как свои, так
и чужие. О нервах и прочем душевном здоровье я уже
и не упоминаю: об этом вся глава. Я вас уверяю: если
наши действия совпадают с потребностями того, ради
кого мы все это делаем, то благодарности мы получим
существенно больше! А если не совпадают — как гово­
рит одна моя знакомая: «Я его об этом не просила!»
6 Зак. № 887
162 НЛП: люди, которые играют роли
Кстати, получив пару-тройку таких реакций на свои
попытки помочь (в особенности если при этом пришлось
«переворачивать горы»), Избавитель сам превращается
в Преследователя: «Я для него!.. А он!.. Неблагодарный!
Ну он у меня получит!» Знакомо? Надеюсь, что — нет.
Впрочем, зря надеюсь: слишком велика вероятность по­
ложительного ответа.
Думаю, путаница с разделением своих и чужих потреб­
ностей уходит своими корнями в глубокую древность —
к «золотому» правилу: «Делай для других то, что тебе
хотелось бы, чтобы они сделали для тебя». Разве это так?
Очень хочется ответить не менее древним: «По себе лю­
дей не судят!» В смысле, судят, конечно, но это «не есть
хорошо». Мини-правило: учись отличать свои желания
от чужих потребностей. И помощь станет эффективней!
Одной опасностью меньше.
Но есть одно «но». Даже если ваша помощь действи­
тельно высокоэффективна, это все равно не убережет вас
от роли Жертвы. По крайней мере — без каких-либо га­
рантий. Ведь тем самым вы отучаете человека решать
собственные проблемы самостоятельно.
Молодожены у сексопатолога. Муж:
— Доктор, я до сих пор не знаю, что нужно делать
с женой в постели.
Врач, взглянув на красавицу-жену:
— Сейчас покажу.
Уложил ее на кушетку и исполнил обязанности мужа.
— Ну, теперь ясно?
— Спасибо, доктор! Только я не знаю...
— Что еще?
— Если вы будете заняты, то куда нам обращаться?
Человек попадает в зависимость от вас. Любое поведе­
ние — выбор наилучшего варианта из имеющихся в на­
стоящий момент. Теперь лучшим вариантом поведения
для Жертвы в аналогичной ситуации становится повтор-
Глава 7. Техника безопасности 163
ное обращение к Избавителю — человеку, который од­
нажды уже справился с его проблемой. Он будет просто
вынужден это сделать.
Самое интересное, что в полном соответствии с ме­
ханизмом обобщения (еще помните такой?), после неод­
нократного обращения к одному и тому же Избавителю
у Жертвы может появиться убеждение, что этот человек
способен решить практически любую его проблему. Здо­
рово, правда?
«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». — Анту-
ан де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц».
Полагаю, что через некоторое время Избавитель будет
решать исключительно проблемы Жертвы. А та еще бу­
дет оценивать его действия и в случае чего выдвигать ему

<< Предыдущая

стр. 21
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>