<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

претензии по поводу качества найденных решений. Вам
не кажется, что роли уже поменялись? Жертва (теперь
уже Преследователь) уселась на шее Избавителя (своей
Жертвы) и совершенно не собирается с нее слезать.
Об эмоциях, фактах и ожиданиях. Самое интерес­
ное — впереди. Запросы «халявщика» будут неуклонно
расти! И это тоже — не новость. По крайней мере, наш
мудрый народ давно подметил, что «аппетит приходит
во время еды».
То же самое можно объяснить и наукообразно: чуть
сложнее и намного интереснее. Зададимся вопросом: «Что
определяет реакцию человека на наши действия (в нашем
случае — на нашу помощь)?» Ответ: его эмоциональная
реакция. Здесь мы подходим к замечательному вопросу:
«Что делает эмоцию положительной или отрицательной?»
Один из многих возможных ответов — такая формула:

Эмоция = Факты - Ожидания
То есть если мы ждали больше, чем получили, то в со­
ответствии с этой формулой эмоция получается отрица­
тельной. Например, разочарование. Если мы получили
164 НЛП: люди, которые играют роли
больше, чем ожидали, то — положительная. Скажем, ра­
дость. Или так: ожидали очень плохого, а получили про­
сто плохое: облегчение. Степень совпадения — степень
нейтральности эмоции.
Хорошая формула? Лично мне она нравится своей
простотой и.элегантностью — ее можно использовать
весьма разнообразно, в частности для создания эмоци и
желаемого заряда как у другого, так и у себя. Но здесь
важен другой ее аспект.
Не секрет, что наши представления о будущем фор­
мируются фактами из прошлого и настоящего. (Есть и мно­
гие другие факторы, но с известной долей упрощения
можно сказать, что это так.) Чем больше мы сделаем для
другого сейчас, тем больше он будет ждать от нас в буду­
щем. И то, что было величайшим одолжением сегодня,
завтра будет ожидаться «по умолчанию». Цениться это
уже не будет, но вот претензий можно получить множе­
ство. Так появляются новые обязанности.
Хорошо помню, что лично для себя я сделал это от­
крытие в возрасте восьми лет, когда мне гениальнейшим
образом привили домашнюю обязанность: выносить по
утрам мусор. Сначала была одна просьба — с удоволь­
ствием выполнил. Еще одна — удовольствия поменьше:
уже привычно. Еще, еще, еще... А потом: «Почему ты не
вынес мусор?!» — вот тогда-то я и прозрел. Но обязан­
ность есть обязанность — пошел выносить. Очень эффек­
тивно! Рекомендую.


НАПОМИНАНИЕ ДЛЯ ЖЕРТВ
Кого будем называть Жертвой? Вопрос не совсем глу­
пый. Определенно, у Жертвы есть проблемы, но ведь
проблемы есть практически у любого человека. В смы­
сле, есть жизненные ситуации, которые при некотором
желании можно так назвать.
Глава 7. Техника безопасности 165
Тогда в чем отличительная черта Жертв? Они отка­
зываются брать на себя ответственность за решение соб­
ственной проблемы. Говоря энэлышстским языком, здесь
происходит нарушение второго пункта условий хорошо
сформулированного результата — зависимости: цель долж­
на зависеть от ваших действий. Один из главных вопро­
сов, выводящих из позиции Жертвы: « Что я могу для
этого сделать?»
В фильме «Москва слезам не верит» главная героиня,
будучи директором предприятия и отчитывая подчинен­
ного, произносит гениальнейшую фразу: «Меня не инте­
ресует, почему "нет", меня интересует, что вы сделали для
того, чтобы было "да"».
По-моему, такой способ мыслить гораздо более про­
дуктивен. Но Жертвам это невдомек: часто они отка­
зываются делать для себя даже то, что реально от них
зависит.
— Мне денег не хватает!
— А где ты работаешь?
— Нигде.
— А что делаешь?
— Ничего.
— Ей-богу, отличное занятие!
— Да, но какая огромная конкуренция!
Естественно, что такому человеку никакие советы не
помогут. А я и не собирался! Наоборот, буду рассказы­
вать, почему советы ни вам, ни еще кому-либо не помо­
гут. Как заявляет рекламная служба «Русского радио»:
«Одна голова — хорошо, а две — уже некрасиво!»
Напоминаю вам, что все обобщения ложны, и каждое
мое высказывание рекомендую пропускать через этот
фильтр.
Советы больше нужны самому советчику. А для нас —
скорее, бесполезны. Писал об этом неоднократно и буду
повторять неустанно: с разных точек зрения, с разных
166 НЛП: люди, которые играют роли
позиций, используя все, что только может помочь донес­
ти эту мысль.
Еще раз повторюсь: совет — это завуалированная по­
пытка удовлетворения чувства собственной значитель­
ности. Советчику важен сам факт совета. Хочется почув­
ствовать себя умнее другого. За его счет. И за советом,
бывает, прячется самая обычная критика. Особенно это
верно, когда вы даже не собирались спрашивать чужого
мнения, но совет уже звучит. Прочувствуйте: «Я тебе со­
ветую сделать так, как я сказал». С подтекстом: «Ты не
прав. Ты делаешь не так». Какие-то острословы сформу­
лировали эту же мысль короче:
Критика — это ответ на вопрос: «Что ты сделал не так,
как сделал бы я, если б умел».
Одним словом — непрофессионализм. Действитель­
но, обычные люди дают советы по принципу: «Что бы
я сделал на твоем месте». Или еще круче: «Что я в свое
время хотел сделать в сходной ситуации, но побоялся,
и теперь об этом жалею». Это напоминает попытку про­
жить другим свою непрожитую жизнь.
Больше всего этим «грешат» молодые родители — «ле­
пят» из своих детей более качественное подобие самих
себя. Эти вечные музыкальные школы, студии бальных
танцев, секции борьбы, кружки авиамоделирования, кур­
сы английского... «Учись, сынок (доченька)!» Уточню: я
очень даже за предоставление ребенку всех этих возмож­
ностей (я и сам чем только не занимался), но я против
прививания ребенку отвращения ко всему этому путем
принудительных занятий. Особенно без учета склоннос­
тей и способностей самого ребенка.
Сам факт раздаривания советов направо и налево за­
ставляет задуматься о квалификации такого сеятеля. Ведь
если человек — специалист, то у него нет потребностей
давать советы. Он этим занимается на работе. Досыта.
И его консультация стоит дорого.
Глава 7. Техника безопасности 167
А если наоборот — «чайник», то на работе на фоне спе­
циалистов он выглядит бледновато, и чувство собствен­
ной значимости страдает. И его приходится удовлетво­
рять «на стороне» — раздавая советы. Помните мультик
«Каникулы Бонифация», где цирковой лев, уехав отды­
хать, наконец-то нашел своего зрителя?
Вывод: давая советы, Советчик, как правило, решает
свои проблемы, а не ваши. Иногда — очень даже явно.
Осмотрев пациентку, врач говорит:
— Вы сможете полностью излечиться, если переста­
нете играть на пианино.
Когда пациентка ушла, медсестра удивленно спра­
шивает:
— А что общего между ее болезнью и пианино?
— Есть кое-что, — говорит врач, — она живет надо
мной.
Небольшое отступление. Конкретно в этом случае со­
вет врача действительно может помочь. Дело в том, что
для пациентки он — авторитет. И его слова зачастую дей­
ствуют как внушение: «Доктор сказал, значит, так и бу­
дет». Она и в самом деле имеет неплохие шансы на изле­
чение. Поэтому было бы неверным уличать врача перед
этой пациенткой, как часто делают «доморощенные спе­
циалисты» — Избавители-самоучки.
Советы знатоков. Следуем дальше. Пусть мы обрати­
лись за советом не «абы к кому», а к тому, у кого в сход­
ных ситуациях никаких проблем не возникает. Но даже
если этот человек сотню раз с успехом пользовался соб­
ственной стратегией, бездумно следовать его советам все
равно не стоит. Как сказал в книге «Искусство быть со­
бой» Владимир Леви:
«На всякий добрый совет нужен еще десяток, как его
выполнить».
Дело в том, что у нас один жизненный опыт, у него —
другой. Карта — это не территория, и то, что для одно-
168 НЛП: люди, которые играют роли

го является очевидным, для другого таковым не явля­
ется.
Во время попойки мужик жалуется на жену:
— Вчера на порог не пустила. В подъезде ночевал.
— Чудак! Ты, прежде чем позвонить, разденься до-
гола. А как она дверь откроет, бросай туда свои шмот­
ки. Голого в подъезде не оставит.
На другой день:
— Ну как, пригодился мой совет?
— Все сделал, как ты говорил. Двери открылись,
я бельишко туда — шварк! А она, зараза, чужим голо­
сом так нагло говорит: «Осторожно, двери закрывают­
ся. Следующая станция «Маяковская».
Советчик предполагал, что его приятель легко доберет­
ся до дома и сможет определить расположение собствен­
ной квартиры, но он ошибся. Здесь причина — в недо­
статке информации. А бывает, что правильному выпол­
нению совета мешает банальное непонимание.
Новый русский у психиатра:
— Я всех ненавижу: поставщиков, покупателей, бан­
киров, бандитов... Домой прихожу весь измотанный.
Одно утешение: ставлю какую-нибудь игру на компью­
тере, типа «DOOM». Убью с сотню монстров, сразу лег­
чает. Вот только с управлением проблема: более 2-3
уровней пройти не могу — убивают.
— Говорят, профессионалы используют мышки, по­
пробуйте.
Через неделю:
— Доктор, ваш совет помог. С десяток мышек замо­
чу — сразу легче. Жалко только, очень пищат.
Впрочем, если совет действительно помог, то какая
разница, правильно мы его поняли или нет. Ответствен­
ность-то все равно на Избавителе. С него и спросим. Шут­
ка, конечно. На самом деле я уже давно стараюсь следо­
вать простому правилу: старайся хотя бы не наказывать
Глава 7. Техника безопасности 169
человека за сделанное тебе добро. Дабы не подыгрывать
Треугольнику Судьбы.
Становится легче, если следовать рекомендациям Ми­
хаила Литвака:
«Если тебе человек помог вчера, это не значит, что
он поможет сегодня. Скажи ему спасибо за то, что по­
мог вчера».


«КАК АУКНЕТСЯ...»
По законам Треугольника Судьбы, начав с роли Пресле­
дователя, ты рискуешь рано или поздно оказаться в ро­
ли Жертвы. Путей к тому — два: появляется Избавитель
и «дает по башке», Жертва сама берет на себя роль Пре­
следователя, оставляя тому роль Жертвы.
Муж собирается на субботник, жена злится.
— Опять придешь поздно и пьяный, знаю я тебя.
В три часа ночи раздается звонок. Жена открывает,
муж пьяный, гневно кричит:
— Ну что, накаркала?
На примере этого анекдота виден интересный фено­
мен: жена, пытаясь стать Избавителем для своего мужа,
выбрала роль Преследователя. Впрочем, не такой уж это
и феномен: мы с вами знаем, что в основе любого поведе­
ния лежит позитивное намерение, и в основе действий
жены — также. А почему она выбрала поведение, харак­
терное для Преследователя, чтобы добиться цели Изба­
вителя? Общий ответ: не знаю. А один из возможных —
был выше. Он сводится к реплике: «Неблагодарный!»
Важно другое: такой Преследователь имеет все шансы
очень быстро поменяться ролями со своей Жертвой. При­
чем неоднократно.
Если же Преследователь гораздо сильнее своей Жерт­
вы ? последняя не находит себе Избавителя, то такое
170 НЛП: люди, которые играют роли
преследование может длиться годами. Пока Преследова­
тель остается в силе. От классической такая ситуация
отличается только большей растянутостью во времени.
Действительно, если кто-то долгое время играет роль
Преследователя только из-за того, что Жертва от него
зависит, он моментально поменяется с ней ролями, как
только зависимость исчезнет. Например, когда бывшая
Жертва получит новые возможности (с помощью Изба­
вителя или сама).
Один студент заявил, что заработает миллион, научив
своего пса разговаривать.
— Ну кто тебе даст миллион за говорящего пса?
— Просто так — никто, — признался студент. — А вот
фабриканты, производящие консервы для собак, за­
платили бы и побольше, лишь бы заставить его помал­
кивать.
Это судьба всех тиранов: рано или поздно (и уж га­
рантированно — к старости) они получат по полной про­
грамме. Как только растеряют свое преимущество.
«Новый русский» собирается в Америку. Двенадцати­
летний сын просит привезти ему настоящий пистолет.
Тот, естественно, отказывает, но ребенок не отстает.
Наконец отец не выдерживает:
— Кто в доме хозяин?!
— Покаты, —смиренно соглашается сынок, — но вот
будет у меня пистолет...
Остается только посочувствовать этому незадачливо­
му родителю.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Избавитель как профессия. Неужели никому и никог­
да нельзя помогать? Я этого не говорил. Ситуация не

<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>