<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

настолько ужасна, как кажется. В конце концов, есть
Глава 7. Техника безопасности 171
люди, которые профессионально занимаются решением
чужих проблем. Они являются экспертами в выбранной
ими области и действительно делают свое дело качествен­
но. В чем разница? Правильно! Профессионалы твердо
знают: любая услуга должна быть оплачена.
Клиент всегда оплачивает труд Специалиста. Обрати­
ли внимание на замену терминов? И это не просто смена
терминов — это смена социальных ролей. Деньги обез­
личивают контакты, и личной приязни или неприязни
здесь просто не может возникнуть. Равно как и привя­
занности, которую обычно дает Треугольник Судьбы.
Кроме того, оплаченная услуга — это ценная услуга.
Ее плоды — ценятся. А когда в следующий раз человек
встретится с похожей задачей, он уже будет выбирать:
сделать свою работу самостоятельно или еще раз запла­
тить. То есть сделать какую-то другую работу и зарабо­
тать деньги, на которые можно нанять Специалиста. Чело­
век начинает сам отвечать за свои действия. Как гово­
рит Сергей Горин:
«Платное консультирование лишено ряда недостат­
ков бесплатного».
Естественно, такой подход — профессиональный — го­
дится не всем. Во всяком случае — не всегда. Но это толь­
ко одна из идей. А их — множество. Вообще, что касается
советов, помещенных в этой главе в частности, и в книге
в целом: все комментарии по поводу советов применимы
и к ним. То есть мое дело проинформировать читателя
о наличии возможностей, а уж их применение — на его
совести.
Напоминание для дочитывающих книгу. Вообще-то
«настоящий» энэльпист — тот, кто уже давно живет по
принципам НЛП, — и сам без труда обойдет все эти слож­
ности, и никакие «треугольники» ему не страшны. Так
что те, кто на 100 % усвоил материал этой книги, могут
переходить к чтению заключения.
172 НЛП: люди, которые играют роли
Остальных буду удивлять. То есть показывать, что их
знания НЛП-подхода сами по себе являются достаточны­
ми рекомендациями, чтобы обойти Треугольник Судьбы.
Мы с вами вряд ли будем разбрасываться советами,
так как знаем, что карта — это не территория. Это зна­
чит, что любой наш совет имеет смысл только в рамках
наших моделей мира. Он полезен только нам самим. С на­
шим жизненным опытом, нашими навыками и нашим
пониманием смысла, стоящего за каждым советом.
Мы твердо усвоили, что каждый обладает всеми не­
обходимыми ему ресурсами, чтобы достичь любой по­
ставленной им цели. А значит. Жертва сама найдет иде­
ально подходящее для нее решение. Без нашей неумест­
ной помощи. Впрочем, если именно ваша помощь очень
даже уместна, то можете помочь. И ощутить на себе все
прелести Треугольника Судьбы. Но ответственность за
это решение — на вас.
Кроме всего прочего, условия хорошо сформулиро­
ванного результата гласят, что цель должна быть сфор­
мулирована относительно нас самих. Следуя этому пра­
вилу, мы никогда не станем перекладывать свою ответ­
ственность на другого. И уж тем более -- брать на себя
чужую. И это — самое важное.
Как видите, все это я уже писал неоднократно. Наде­
юсь, вам не было скучно очередной раз перечитывать
прописные истины.
Правильное решение — разделение ответственно­
сти. Треугольник Карпмана основан на неверном распре­
делении ответственности между участниками. Соответ­
ственно, главный способ его обойти — правильно разде­
лить ответственность: я отвечаю за то, что зависит от
меня, ты — за то, что зависит от тебя.
Три ковбоя скачут по прерии. На пути глубокий овраг.
Билл говорит:
— Ковбой я или не ковбой?
Глава 7. Техника безопасности 173
Разгон, прыжок — эх, не долетел...
Боб:
— Ковбой я или не ковбой? — прыгнул и упал в про­
пасть.
Джо:
— Эх, ковбой я или не ковбой?
Пришпорил коня, взял разгон. Вдруг, у самого края
обрыва, конь резко останавливается и говорит:
— Ты ковбой, ты и прыгай.
Мудрый конь гораздо лучше знает свои возможно­
сти — сферу своей ответственности. Поэтому именно он
решает: прыгать или нет. Но это не более чем забавный
анекдот. А как в жизни? А в жизни практически каждый
психолог помогает по мере сил и дает советы. Тем или
иным способом. А иначе зачем же тогда вообще было со­
здавать науки о человеке?! Зачем же тогда вообще было
создавать науку?
Чтобы помогать людям.
Даже в этой книге можно собрать немалое количество
рекомендаций! И это несмотря на все то, о чем написано
в этой главе! Ой! Нет. Оговорился: только учитывая зна­
ния законов Треугольника Карпмана и согласуя с ними
свои действия, можно уберечь себя от вредоносных по­
бочных эффектов. Я и постарался. Так что, если вам бу­
дет мало приведенного ниже списка способов разделения
ответственности, можете поискать дополнительные по
всей книге.
Для собственной безопасности используются такие
способы (список вряд ли полон, и любой желающий спо­
собен дополнить самостоятельно, было бы желание).
• Предварительный договор (устный или даже письмен­
ный), в котором четко обговорено: кто, за что и как от­
вечает. Например, моя задача, как автора, — дать чита­
телю максимально полную и достоверную информацию
о подходах НЛП к личной успешности. Но я ни в коей
мере не брался за цель изменить жизнь своего читателя.
174 НЛП: люди, которые играют роли
Это уже зависит только от ваших собственных желаний
и действий. И это — ваша ответственность.
Любой официальный договор — например, мой с изда­
тельством — обязательно включает в себя пункты об
обязанностях и ответственности сторон. Но самое чет­
кое распределение ответственности и полномочий мне
встретилось у военных: «Дежурный по... назначается
из... Он отвечает за... Дежурный по... подчиняется... Ему
подчиняется...» — все четко и ясно.
• Возврат ответственности. Здесь важно акцентировать
внимание на том, что я даю совет, а вот ответственность
за то, чтобы им воспользоваться, лежит уже на том, кто
этот совет принимает.
Очень забавно получается, когда один энэльпист при­
ходит советоваться к другому. В таких ситуациях мож­
но услышать что-нибудь вроде: «Ты помнишь о Треу­
гольнике Карпмана, о разделении ответственности,
о том, что карта — это не территория? И при этом все
равно хочешь получить совет? Тогда слушай...»
• Право на ошибку: «Я, конечно, могу ошибаться...» Очень
полезно убедиться, что Жертва не считает тебя Богом
или чем-то вроде него. Скиньте с себя нимб безгрешно­
сти, иначе потом его просто сорвут! После этого можно
дать любой (даже самый бредовый) совет.
Из подслушанного на чужой консультации: «Выслушай
мои слова в порядке бреда».
• Отсутствие гарантий. Если даешь четкое обещание по­
мочь не словом, а делом, то на тебя уже надеются. И ес­
ли помочь не смог, то... «Парень! Ты попал!» Я предпо­
читаю говорить обтекаемо: «Постараюсь». «Сделаю все,
что смогу, но ничего не обещаю». «Если будет время».
И так далее. В этом случае человек имеет меня в ви­
ду, но продолжает искать и другие источники ресурсов.
А моя помощь воспринимается скорее как подарок судь­
бы. И реакция — соответствующая.
Весьма оригинально поступили традиционные гипноти­
зеры: они разделили всех людей на гипнабельных — тех,
кто поддаются гипнозу, — и негипнабельных. Теперь им
Глава 7. Техника безопасности 175
очень легко оправдать любую неудачу с гипнозом: «Вы
оказались негипнабельным человеком».
• Третье лицо: «В подобной ситуации один мой знакомый
сделал вот что...» Ответственность — на абстрактном
знакомом. Вообще хорошо работает весь тот арсенал,
который Жертва пытается использовать против нас са­
мих. Здесь есть еще один важный момент: мы не произ­
носим слов «сделай так-то». В результате человек фак­
тически получает от нас не совет, а информацию.
Рассказывают, что в разгар сталинских репрессий люди
для пущей безопасности предваряли анекдоты фразой:
«Как мне одна сволочь в бане рассказала...»
• Множество альтернатив. Даем множество самых разных
советов. На выбор. «Выбор» — это ключевое слово. Вме­
сте с необходимостью выбирать приходит необходимость
взять на себя ответственность за этот выбор.
Обратили внимание, как много способов разделения от­
ветственности я вам предложил?
• Метафора. Сразу говорю, что этот способ — для специа­
листов. В самом простейшем варианте мы рассказываем
историю о том, как один наш знакомый, последовав не­
удачному совету своего друга, чуть было с ним не пос­
сорился. Но к счастью, ему хватило ума догадаться, что
он сам должен отвечать за свои действия и его друг тут
не при чем. Вариант интереснее — подходящий анекдот.
Например, для Жертвы вполне подойдет анекдот из
этой главы про ковбоя и коня. Для Избавителя — про
золотую рыбку и старика, который попросил у нее жену
помоложе. Мудрая рыбка, не отказала ему, но пореко­
мендовала попросить что-то лично для себя.
• Собственное решение. Это лучший путь и самый слож­
ный. Не берусь в двух словах описать методику, как это
делается, ибо всю эту книгу можно считать попыткой
научить искать собственные решения. Что делают НЛП-
консультанты? Задают вопросы. Много вопросов: из ме-
тамодели, для спецификации цели, по пресуппозициям
(для погружения в нужные воспоминания-пережива­
ния, для поиска обратной связи, для выяснения пози-
176 НЛП: люди, которые играют роли
тивных намерений, для прояснения недоразумений и
т. п.), по точкам модели ТОТЕ. Вопросы, вопросы, воп­
росы... И никаких собственных ответов.
Главная задача психолога — сделать так, чтобы кли­
ент сам сделал то, что он хотел бы, чтобы психолог сделал
за него. (Примерно так Николай Козлов написал в книге
«Истинная правда...», описывая работу НЛП-консуль­
танта.)
Способов множество, но все они взаимосвязаны. В каж­
дом есть отголосок другого. И все они весьма эффектив­
ны, ведь в каждом из них заложена идея правильного рас­
пределения ответственности и явный или неявный отказ
брать на себя ответственность чужую.
Кроме того, иногда имеет смысл ввести дополнитель­
ные ограничения. Это могут быть условия оплаты, если
помощь профессиональная. Полезно обговорить свое пра­
во не помогать в следующий раз. Дабы не стать «штат­
ной палочкой-выручалочкой». Иногда имеет смысл ого­
ворить детали ответственности сторон: кто, чем и как от­
вечает за возможные неприятности, «форс-мажор» —
непредвиденные обстоятельства. И так далее.


ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ТРЕУГОЛЬНИК
СУДЬБЫ
Здесь я позволю себе крамолу: в таком ключе о Треуголь­
нике Судьбы еще никто не писал. Более того, я нигде об
этом не читал. Нам с вами предстоит ступить туда, где
«не ступала нога» энэльписта. Пока только очень осто­
рожно.
Ниже изложена гипотеза!!! Экспериментов на «кро­
ликах» для ее проверки не проводилось! И если вы не хо­
тите брать на себя ответственность за то, чтобы в нее по­
верить, то я рекомендую вам не рисковать и дальше не
читать.
Глава 7. Техника безопасности 177
Если вы все еще со мной, то, сбросив на вас свою от­
ветственность, совершенно безответственно заявляю:
Большинство длительных отношений основывается на
Треугольнике Карпмана!
Длительные отношения. Ну и где, спрашивается, вы
видели дружбу, в которой друг никогда не поможет ни
словом, ни делом? Когда это друг отказывался помочь
советом? Где это видано, чтобы друзья не были обязаны
друг другу «по уши»? (Про «любовь-морковь» я уж во­
обще умолчу: там вообще отношение к своей половине
соответствующее.) Приятельство — может быть. Но не
дружба.
«Друг в беде не бросит».
За всей патетикой этих слов я не скрою, что имею
представление о возможности «идеальных» отношений,
построенных (!) господами психологами и никак не за­
вязанных на Треугольнике Карпмана. Но их так мало!!!
А к «обычным людям» данная гипотеза, скорее всего,
применима.
Но ведь — подумает вдумчивый читатель — о Тре­
угольнике Карпмана было написано как о чем-то ужас­
ном, а любовь-дружба — традиционно воспринимается
как нечто, без чего жить нельзя. И это довольно прият­
ные «виды социальных отношений».
Зададимся и мы этим вопросом: куда подевались (от­
куда берутся!) негативные последствия. Возможный от­
вет: неприятные последствия этого (почти) не ощущают­
ся, пока обе стороны согласны аккуратно выполнять свои
обязанности. И (что главное!) продолжать, углублять
и развивать отношения. А вот при попытке расстаться...
Сами, в общем, знаете. Чай, те же самые сериалы по те­
левизору смотрели.
Что полезного в таком подходе? Есть люди, которые
влезают в Треугольник Карпмана вполне сознательно.
Если хотят сохранить или углубить отношения. Да уж!
178 НЛП: люди, которые играют роли
Участие в этом «треугольничке» никого не оставляет
равнодушным!
Одну мою знакомую девушку взяли на испытатель­
ный срок на работу, которой ей очень хотелось занимать­
ся. Будучи хорошим психологом, она сходу стала делать
работы в объеме, превышающем ее служебные обязанно­
сти. Мотивировала она это просто: «Потом они без меня
не смогут обойтись».
Такой вот способ привязать к себе вакантную долж­

<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>