<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

щи. Перед нами встают совсем другие вопросы, а те, что
были раньше, — легко уходят. Мы видим новые перспек­
тивы и неожиданные возможности, и зачастую попадаем
в новый мир.
Принятые в НЛП базовые пресуппозиции вводят нас
в совершенно незабываемый мир прекрасных возможно­
стей и несметных сокровищ. И войти в него так же про­
сто, как и в любой другой мир из иных пресуппозиций.
А главное его преимущество: он проверен на эффектив­
ность временем и многими тысячами успешных людей,
в свое время вошедших в него.
26 НЛП: люди, которые играют роли
Но только не надо ничего принимать на веру! Пробуй­
те, примеряйте — используйте. Если вам не подойдет, то
просто оставьте их в сторонке. Может быть, они подой­
дут кому-нибудь еще. Эти слова верны как в магазине
одежды, так и на семинарах по НЛП. А там любят гово­
рить: «Берите по одной базовой пресуппозиции и обра­
щайте внимание на ее проявления в окружающем мире
в течение недели. Если ваша жизнь при этом облегчи­
лась, добавьте эту пресуппозицию в свой арсенал убеж­
дений».
Впрочем, из магазинчика «Базовые пресуппозиции»
практически никто не уходит без удачных приобретений.
Заглянем?


10 ПРЕДПОСЫЛОК УСПЕХА НЛП
Разные НЛП-магазинчики предлагают разный ассорти­
мент товара. Встречаются самые различные формули­
ровки одних и тех же пресуппозиций. Кто-то предпочи­
тает один список, другому больше понравится иной. Для
нас важно то, что самые разные формулировки и подбор­
ки утверждений прекрасно согласуются друг с другом.
А для начала будет вполне достаточно такого списка.
1. Карта — это не территория.
2. Сознание и тело — части единой системы.
3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной сис­
теме.
4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки,
ощущения, вкус и запах.
5. Смысл коммуникации — в реакции, которую она вызы­
вает.
6. Не бывает поражений — бывает только обратная связь.
7. В основе любого поведения лежит позитивное намере­
ние, оно связано с первоначальным окружением.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 27
8. Любое поведение — выбор наилучшего варианта из име­
ющихся на данный момент.
9. Каждый располагает всеми необходимыми для него ре­
сурсами.
10. Вселенная — дружественная среда, изобилующая ресур­
сами.
Раскрою секрет: те пресуппозиции, которые не вошли
в этот список, тем или иным способом все равно прояв­
ляются в этой книге. Они просто по-другому объясняют
те же самые вещи.
А сейчас минимальные пояснения: что к чему и как
всем этим пользоваться.
Предпосылка первая. Карта — это не территория.
Эта красивая метафора, отражающая принципиальную
невозможность создания идеального описания реально­
сти, принадлежит Альфреду Корзибски — ученому, всю
свою жизнь посвятившему изучению языка.
Что здесь можно сказать? Карта — это карта. А терри­
тория — это территория. А карта уж явно не является
территорией. Карты бывают географические, политиче­
ские, экономические, крупномасштабные и мелкомасштаб­
ные, точные и схематические, большие и малые. Бывают
карты в виде глобусов, но они остаются картами — более
или менее верными отражениями реальности, обобщен­
ными, упрощенными и искаженными. А мир един. Он ве­
лик и всеобъемлющ.
Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограни­
ченных возможностей познавали они мир, исследуя
буквально все, что попадалось им под руку. И попался
им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы
и тут же стали его исследовать. Первый из них наткнул­
ся на ногу слона и воскликнул: «Слон подобен столбу!»
Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон —это
большая змея!» Третий же обследовал хвост, а потому
уверенно заявил: «Что вы, друзья? Слон мне больше
28 НЛП: люди, которые играют роли
напоминает веревку». Они бы еще долго спорили, но
ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему,
.надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы
догадались, что каждый из них столкнулся лишь с ма­
лой частью реального слона. Конечно же, все трое
правы! Правда, только в пределах той области, с кото­
рой они непосредственно столкнулись. Осознав это,
мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже
это знание не смогло стать полным.
Ограничения заложены уже в самих системах воспри­
ятия. Мы способны воспринимать механические и элек­
тромагнитные волны вполне определенных диапазонов
и некоторой интенсивности. Вряд ли найдется умелец,
способный увидеть ультрафиолетовые лучи, услышать
инфразвуковое излучение или же почувствовать удар
одного единственного атома. Но даже при этих биологи­
ческих фильтрах оставшееся количество информации
остается огромным.
Наш мозг слишком разборчив, чтобы хватать все, что
дают. Да все, в общем-то, и не надо. Чтобы узнать, как про­
ехать на машине, воспользоваться картой автодорог или же
просто схематическим рисунком, нам не нужно для этого
знать каждую кочку. Чтобы уверенно добраться до нуж­
ной станции метро, нам хватит схемы, которая явно не
отражает истинного расположения станций в простран­
стве. Карты мира нужны, чтобы ориентироваться в нем.
Под картой (ее еще называют моделью мира) отдельно
взятого человека понимают его личные представления об
окружающих событиях и явлениях. Это то, как он видит
мир, в котором он живет. Это его собственное мировос­
приятие. «Люди ходят на ногах», «После дня приходит
ночь», «На стуле можно сидеть», «Горячее обжигает».
Здесь не все абсолютно верно, но эти упрощенные утверж­
дения помогают людям эффективно взаимодействовать
с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 29
Здесь есть и обратная связь. Опираясь на модели мира,
мы формируем собственные предпочтения. Мы отбира­
ем только ту информацию, которая важна для нас в дан­
ный момент, напрочь игнорируя прочую.
— Вас уже оперировали? — спросил врач.
-Да.
— Ну и как?
— Три тысячи баксов!
— Я имею в виду, что у вас было?
— Только одна тысяча.
— Вы опять не поняли. Я спрашиваю, на что вы жа­
луетесь?
— Плата слишком высокая.
При этом мы рискуем потерять массу информации,
мало-мальски противоречащей нашей карте. Информа­
ции, способной значительно обогатить нашу модель ми­
ра. «Все хотят меня использовать!» — Кто-то, может быть,
•и хочет, но ведь не все же. «Чайник обжигает». — Да, когда
он наполнен кипятком, да еще металлический. В осталь­
ных случаях...
— Вовочка, скажи, какое сейчас время года?
— Лето.
— Какое же это лето, когда снег на дворе?
— Вот такое хреновое лето!
Все в порядке, но, обмениваясь информацией с други­
ми людьми, полезно помнить, что у каждого свои предпо­
чтения, а значит, — свои представления о мире. У учено­
го они одни, а у священника другие. И уж будьте уверены,
у спортсмена — третьи. Эти различия полезно учитывать,
иначе можно натолкнуться на курьезы.
Когда это было, одному Богу ведомо, да только лежал
один монах поддеревом и размышлял о Мире и о Боге.
Погодка, надо сказать, стояла прямо-таки благодатная.
Ласковое солнышко, чистое небо, свежий ветерок, птич-
30 НЛП: люди, которые играют роли
ки щебечут. Самое время для размышлений... и для сна.
Так что наверняка сказать о том, было это на самом де­
ле или же просто приснилось нашему ленивому мона­
ху, никто не сможет. По словам самого монаха, явился
ему сам Бог. Явился и сказал своим грохочущим голо­
сом: «Спрашивай, и да отвечу я тебе!» Собрался наш
монах с мыслями и выпалил: «О Господь Всемогущий!
Правда ли, что для тебя наше тысячелетие все равно,
что для нас — минута?» — «Правда», — усмехнулся Гос­
подь. — «А правда, что для тебя мешок золота, как для
нас грошовый медяк?» — «И это правда». — «Господи! —
взмолился тогда монах. — Подари мне, пожалуйста, один
свой грошовый медяк!» — «Ладно, — легко согласился
Бог. —Только подожди минуточку».
Что ни говори, а у Бога и Человека несколько разные
масштабы мышления. Да что там Бог! У разных людей
порой такие разные взгляды, что просто диву даешься.
Зато карта, используемая человеком, может многое рас­
сказать о нем самом.
Два советских скрипача поехали на международный
конкурс. На конкурсе один из скрипачей занял второе
место, а другой — последнее. Первый плачет, второй
спокоен.
— Боже мой! Ведь если бы я занял первое место, мне
дали бы сыграть на скрипке Страдивари!..
— Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже
призовое. Черт с ней со Страдивари!
— Как ты не понимаешь! Страдивари! Это все рав­
но, что тебе дать пострелять из маузера Дзержин­
ского...
Скрипач проявил себя самым настоящим энэльпис-
том! Он понял, что иногда прямо-таки необходимо учи­
тывать модель мира собеседника. Он использовал до­
ступные ему слова, и тот его понял. «По-умному» это
звучит так: «Нашел аналог своих собственных пережи­
ваний в карте другого человека».
Глава 2. С чего начинается НЛП? 31
Он-то хорошо усвоил, что его карта — это не терри­
тория.
Предпосылка вторая. Сознание и тело — части еди­
ной системы. Иначе можно было бы сказать: то, о чем
и как мы думаем, здорово влияет на то, что мы чувству­
ем. Равно как наше самочувствие в большой степени
определяет направление наших мыслей. Вообще все, что
связано с нашими ощущениями, эмоциями, мышечным
напряжением и т. п., — все это входит в одну взаимосвя­
занную систему со всем тем, что относится к нашему
мышлению.
До чего хорошо расслабляет жаркая баня! Горячий
воздух парилки, что со всех сторон окутывает ваше тело.
Какую баню вы предпочитаете: финскую или русскую?
Предпочитаете парок или же сухой воздух? А любите ве­
ничек?.. Сидишь в парилке — отдыхаешь. И совершенно
незаметно вместе с потом выходит накопившееся за дол­
гое время напряжение... Все проблемы затеняются и ухо­
дят на задний план, и вместе с расслаблением появляет­
ся необыкновенное благодушие... И хорошее настроение.
А когда выходишь после бани, чувствуешь себя слегка
разморенным... И вместе с тем — отдохнувшим... И даже
мысли — вялотекущие и умиротворенные... Чистые.
Чувствую, расслабились мы, вспоминая о бане. В са­
мом деле, если вы действительно имели возможность
вспомнить свои посещения этого чудесного места, то сами
эти воспоминания уже дали некоторый эффект. Одними
только мыслями вернувшись в те ощущения, мы полу­
чили вполне реальные перемены в нашем текущем состо­
янии.
Естественно.
Ведь сознание и тело — части единой системы. И из­
менения в сознании повлекли изменения в теле. И это
верно в любую сторону. Даже удивительно, насколько
сильна эта зависимость. Есть огромное количество при-
32 НЛП: люди, которые играют роли
меров, когда с помощью простых «фокусов» с направле­
нием внимания удавалось снимать даже сильнейшую
физическую боль.
Сознательные действия буквально влияли на физио­
логические ощущения. Есть и более печальные примеры,
когда побеждала боль и человек уже не в состоянии был
думать о чем бы то ни было. Вы, конечно же, слышали
такое высказывание: «Все болезни от нервов». Возмож­
но, это слишком сильное обобщение, но множество вра­
чей постепенно склоняются именно к этой точке зрения.
Тост: Королева пожелала иметь любовником Алексан­
дра Македонского. Желание королевы — закон. Что де­
лать, если он умер много веков назад? Пригласили ве­
ликого трагика Кина. Королева была в восторге. Через
некоторое время она пожелала Петра Великого, а за­
тем Юлия Цезаря. Опять все было прекрасно. И коро­
лева узнала, наконец, великого трагика Кина.
— А теперь я хочу трагика Кина, — сказала она ему.
— Это невозможно, Ваше Величество. Я давно им­
потент.
Так выпьем же за систему Станиславского, позволя­
ющую творить чудеса!
Каково? Причем я бы даже не решился заявить, что
подобные случаи единичны. Это может означать, что из­
лечение тела может быть достигнуто с помощью влияния
на сознание. Известны такие случаи, когда нейтральные
вещества (вода, например), выданные врачом за уникаль­
ные лекарства, действительно помогали в лечении. Про­
сто пациент верил, что они подействуют. И они — дей­
ствовали.
Впрочем, для нас сейчас интересен другой аспект —
то, что с помощью изменений в телесных характеристи­
ках можно влиять на собственное состояние. Бытует мне­
ние, что собственными эмоциями управлять нельзя, ибо
человек — существо живое и самобытное — влиянию из-
Глава 2. С чего начинается НЛП? 33
вне не поддается. Конечно, живое! Конечно, самобытное!
]/[ именно поэтому мы вольны сами выбирать то, что и по
какому поводу будем испытывать. Как это работает? По
принципу обратной связи.
Вспомните какого-нибудь сильного и уверенного в себе
человека. Что вспоминается? Голова посажена ровно, пле­
чи расправлены, фигура симметричная. А теперь — очень

<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>