<< Предыдущая

стр. 5
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

неуверенного, постоянно испытывающего страх человеч­
ка. Сгорбленный, голова низко наклонена, взгляд где угод­
но, но только не на вас, скованные движения... Хотите
стать увереннее в себе? Отразите позу и жесты уверен­
ного человека. Скопируйте его мимику. Обратите вни­
мание на его взгляд. Как он смотрит? Куда? Заметьте,
чем его дыхание отличается от вашего. Глубина, часто­
та... А как он говорит, как он произносит эти звуки? По­
пробуйте говорить с той же громкостью, скоростью, вы­
сотой. Обратите внимание на мелодику речи — пики, спа­
ды ее тона. Насколько она ритмична?.. Удивительно, но,
отразив все эти параметры, замечаешь, что мысли уже
текут как-то «совсем по-другому», явно меняется отно­
шение к себе, да и к окружающим. По-другому смотришь
на мир... На несколько минут мы становимся другими.
Есть целые психотерапевтические направления, кото­
рые через работу с телом лечат душу. Сознание и тело —
части единой системы. Что-то делается с телом, и этим
изменяется сознание.
Не удивительно, что эти изменения заметны всем окру­
жающим. С одной стороны, они замечают именно те па­
раметры, которые вы и меняли (жесты, пластику, го­
лос), с другой — они чувствуют ваши внутренние пере­
мены. И начинают по-другому к вам относиться. Только
не надо списывать все на мистику! Просто бессознатель­
но они ассоциируют такой стиль поведения с соответ­
ствующим внутренним состоянием. Все это мы умеем
Делать еще с детства.
2 Зак. № 887
?


34 НЛП: люди, которые играют роли
И в принципе, тому же самому можно научиться впол­
не сознательно. Существует небольшое количество по­
пыток расшифровать «язык тела». Самая известная в на­
шей стране книга по данной тематике — это «Язык те­
лодвижений» Алана Пиза. Рекомендую ознакомиться!
Если ею пользоваться, учитывая пресуппозиции НЛП,
она может принести много пользы. Таких «словарей»
много — успешных и не очень. НЛП тоже «приложило
к этому свою руку». Более того, рассматриваемая пресуп­
позиция подвела под подобные попытки идеологическую
базу: сознание и тело — части единой системы.
По изменениям в теле можно судить об изменениях
в сознании. По тому, что у человека снаружи, можно оп­
ределить, что у него внутри. Так, по внешним признакам
можно легко судить, в каком настроении находится со­
беседник. А порой — о чем он сейчас думает. По край­
ней мере, как он относится к вашим словам и дей­
ствиям. Вопрос только в том, как научиться делать это
осознанно и более изящно и точно. А этот вопрос уже
относится к технологии. Поэтому об этом — несколько
позже.
Предпосылка третья. Весь наш жизненный опыт за­
кодирован в нервной системе.
Начнем с анекдота.
Старушка в продовольственном магазине:
— У вас есть тамбовская колбаса?
— Нет.
— А сервелат?
— Нет.
— А краковская?
— Нет. Ну у вас и память!
Мы помним все, что с нами когда-либо происходило;
все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили
себе, — все это записано где-то в нашей нервной системе;
все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при
Глава 2. С чего начинается НЛП? 35

делании мы можем получить доступ к любому пережи­
ванию, любому событию, которое с нами происходило.
В лондонском ресторане сидит старый отставной гене­
рал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго
смотрит на официанта, потом говорит:
— Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас
знаю. Ага... кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем
в Девонширском полку.
— Простите, сэр, но...
— Верно-верно, я ошибся. Вы служили во время аф­
риканской кампании.
— Вы опять ошиблись, сэр.
— Я вспомнил! Вы же приносили мне сегодня суп.
Можно вспомнить все.
Звучит заманчиво. Но как? Обращусь непосредствен­
но к вашему же жизненному опыту. Вспомните свои
встречи выпускников или же посиделки со старыми при­
ятелями. На таких сборищах нередко звучат фразы типа:
«А помнишь...» И тут же за разговорами вспоминаются
события давно минувших дней. Начинает говорить один,
эстафету подхватывает следующий, и вот уже все погру­
жены в воспоминания. Вспоминается то, что, казалось
бы, давно скрыто от наших глаз. Вспоминаются такие
подробности, что просто диву даешься.
Есть и другие способы. Практически в каждом доме
можно найти свою домашнюю «машину времени». Что
это? Это может быть шкатулка с пачкой старых писем
и открыток, или же это ваша любимая книжка, которую
вам читали в детстве. И конечно же, это наши альбомы
с фотографиями.
Чтобы жизнь повторилась с начала,
Загляните в семейный альбом.
Давайте заглянем. Так приятно смотреть на фотогра­
фии и вспоминать события, пойманные объективом фо-
36 НЛП: люди, которые играют роли
тоаппарата! Выберите из них ту, что доставляет вам наи­
большую радость. Приглядитесь к ней внимательнее. Вас
приятно удивит, как много сюрпризов она вам подарит!
Откуда они взялись? Практически на каждой фотогра­
фии кроме основного содержания есть масса мелких де­
талей, что попали на нее совершенно случайно. И чем
больше замечаешь этих деталей, тем ярче и насыщеннее
воспоминание и тем полнее переживаешь прошлое со­
бытие. Осталось только обратить внимание на окружаю­
щие звуки и собственные ощущения, и тогда «картинка
оживет».
Как используется это знание? Адепты почти всех психо­
терапевтических школ считают, что у любой проблемы
есть свои корни в прошлом. Значит, можно вернуться туда
и найти способ ее решения. В НЛП этот подход прини­
мается как один из многих возможных вариантов, но да­
леко не единственный. В НЛП вообще предпочитают
чаще задавать вопрос «как?», а не «почему?», а прошлое
рассматривать как источник ресурсов, а не проблем.
При желании в своей личной истории можно найти
столько примеров удачного поведения, что любая про­
блема будет решаться просто автоматически. Если вы
хотите действовать эффективнее в некоторой ситуации,
то самое время отправиться в поход за ресурсами про­
шлого. Туда, где уже возникала подобная ситуация и вы
с блеском с ней справлялись. При этом из прошлого сто­
ит позаимствовать не столько конкретные действия,
сколько психологические состояния, в которых они при­
думывались.
Уже искали, но не нашли? Не может быть! Хорошо,
дам еще одну подсказку. Вас никто не заставляет огра­
ничиваться только собственными возможностями. Во­
круг вас были и есть люди, у которых можно поучиться.
Кстати, это могут быть даже вымышленные персонажи.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 37
Штирлиц просыпается в явно казенном помещении.
«Так... Сосредоточимся... Если я у них, то я штандартен­
фюрер Штирлиц, если я у нас, то полковник Исаев...»
Вдруг он слышит:
— Ну и напились же вы,товарищ Тихонов!
Говорят, в каждой шутке есть доля шутки, остальное —
правда. За любыми действиями вымышленного персона­
жа стоит реальный жизненный опыт человека, который
его придумал. А этим уже можно воспользоваться.
Если вы уже выбрали себе пример для подражания,
то можно начать действовать так, как если бы действовал
он. Скопируйте его образ мышления, мимику, жесты,
позу. Мы же знаем, что сознание и тело — части единой
системы. Откуда взять информацию о нашей модели,
тоже понятно: весь наш жизненный опыт закодирован
в нервной системе. Все это хранится в нашем мозгу. Все
это можно достать и использовать.
Предпосылка четвертая. Субъективный опыт мож­
но разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах.
То, что у нас есть пять способов собирать информацию
извне, думаю, никому объяснять не надо. У всех есть гла­
за, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос.
Как их использовать по прямому назначению, полагаю,
все тоже догадываются.
Тем, кто не догадывается, могу предложить следую­
щие идеи. Можете попробовать: «Совать нос в чужие
дела»; «Чесать языком»; «Вешать лапшу на уши»; «По­
жирать глазами»; «Получать острые ощущения». Попро­
бовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны орга­
ны чувств на самом деле.
Что нового? Почти ничего. Разве что придется немного
разочаровать любителей экстрасенсорики и прочих «ше­
стых чувств». Весь субъективный опыт укладывается
в уже привычные пять. В область самой обычной сен-
38 НЛП: люди, которые играют роли
сорики, но разве что сенсорики более развитой, утон­
ченной.
Если до занятий НЛП мне еще удавалось верить во
всякие астральные штучки, то теперь, узнав, как те же
самые «фокусы» выполняются с помощью обычных ор­
ганов чувств... Короче, развить в себе внимательность,
точнее, сенсорную чувствительность, куда легче, чем овла­
деть биоэнергетикой. И прочими чудесами.
Действительно, попробуйте внимательно почитать
соответствующую литературу по всяким «суперспособ­
ностям». Только ту, которая действительно чему-то учит,
а не только рекламирует и пугает. Приглядитесь: там на­
писано о том, что можно увидеть, услышать или почув­
ствовать. Особенно в тех местах, где маги и чародеи опи­
сывают свои собственные переживания. Они очень точ­
но укладываются в наши привычные чувства. То есть при
соответствующих затратах времени и сил все это можно
с успехом повторить. Причем чем конкретнее описыва­
ются переживания, тем легае их достичь.
Вообще, информацию, которую мы получаем из вне­
шнего мира, можно разделить так: сенсорная информа­
ция и суждения о ней. Сенсорная информация поступа­
ет посредством пяти чувств. Вот пример наблюдения за
внешним состоянием собеседника: «Уголки губ при­
подняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели».
Остальное — наши суждения и интерпретации: «Он до­
волен». Сравните: «Чувствую, сосет под ложечкой» и
«Мне страшно!»
Ну и что? А то, что сенсорная информация объектив­
на и проверяема. Ее может обнаружить каждый. А вот
суждения... Сколько людей, столько и мнений. В ответ на
улыбку прохожего можно подумать разное, например что
у меня плохая походка и он надо мной смеется; или, что
он счастлив, что встретил такого красавца, как я; или, что
он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут
Глава 2. С чего начинается НЛП? 39

решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кир­
пич. А он просто идет и улыбается. И ничего более.
— У вас такие большие очки! Вы, наверное, очень
умный?
— Что вы! Просто зрение плохое.
Как видите, далеко идущие выводы делать рановато.
Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от
истины. Поэтому энэльписты решили опираться не столь­
ко на свои предположения о том, как устроен мир, сколь­
ко на то, что можно реально увидеть, услышать или по­
чувствовать — на свой сенсорный опыт.
Они взяли за основу тот факт, что любое пережива­
ние можно описать с помощью совокупности сигналов от
пяти сенсорных систем. Как вы уже догадались, к ним
относятся зрительная, слуховая, кинестетическая (это
наши ощущения: можно выделить тактильные — от кож­
ных рецепторов, внутренние — от внутренних органов,
оценочные — чувства, эмоции — то, что показывает наше
отношение к происходящему), вкусовая и обонятельная
системы. Этот реальный опыт уже можно перенимать
и передавать. Как было раньше? «У него талант, с этим
надо родиться. Практика, практика и еще раз практика,
и тогда к тебе это придет».
На самом деле, самая «берущая за душу» музыка —
только набор звуковых колебаний определенной дли­
тельности, последовательности и интенсивности. Его мож­
но записать на компакт-диск или еще куда, а потом вос­
произвести. До изобретения нот способность играть ос­
мысленные музыкальные произведения была сродни
магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за
вполне определенный срок.
Умение «наполнять музыку смыслом» — не более чем
способность технически безукоризненно, со всеми пау­
зами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или осла-
40 НЛП: люди, которые играют роли
бив звучание, проиграть нотный текст. Ну добавить еще
выразительной мимики и жестов. Тоже вполне конкрет­
ных. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способ­
ный это сделать, то его талант можно передать множе­
ству других людей. Этому уже можно научить, это уже
в терминах сенсорного опыта. Я не говорю, что это так
просто. Но у ученика появляется конкретная цель, тех­
нически достижимая. Инструкция же: «Ты должен на­
полнить музыку смыслом» — эквивалентна: «Пойди ту­
да, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».
«Сразу видно — воспитанный, образованный человек».
«На него можно положиться». «Онатакая нежная и забот­
ливая». «Наша девочка все диктанты пишет на пятерки».
«У него великолепно развито абстрактное мышление».
Все эти лестные оценки получены благодаря вполне
конкретным действиям. А уж этим действиям можно на­
учиться, и этому реально учатся.
Предпосылка пятая. Смысл коммуникации — в полу­
ченной реакции. Зачем мы вообще общаемся? В чем смысл
нашего общения? И между прочим, зачем нам сам смысл?
Конечно же, это извечные вопросы, и одним махом на них
не ответишь. Можно разве что попытаться... Про послед­
ний из них можно сказать только то, что люди стремят­

<< Предыдущая

стр. 5
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>