<< Предыдущая

стр. 6
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ся во всем найти смысл. Сделать осмысленным — понять.
Найти ему место на своей карте.
— Доктор! Я жить буду?
— А смысл?
Наша пресуппозиция дает свой ответ на остальные:
смысл коммуникации заключается в полученной от собе­
седника реакции. То есть мы общаемся, чтобы получить
какую-то реакцию. Это может быть необходимая нам ин­
формация, или же, наоборот, — сигнал о получении све­
дений от вас. Может быть, это некое эмоциональное со­
общение, и вас волнует отклик на него.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 41
Вообще, людей очень интересует ответ на их слова
и действия. Мало кто возьмется за дело, которое никак
не повлияет на него самого или же на окружающих. Не
многие люди готовы говорить «в пустоту». Напротив, —
нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли. Чтобы
наши слова «подействовали», «дошли» до другого.
— Вы знаете, Эйнштейн едет в Токио на конгресс рас­
сказывать о теории относительности.
— А что это такое?
— Ну, если три волоса на голове — это мало, то три
волоса в супе — это много. Если девушка идет к равви­
ну — это хорошая девушка и хороший раввин, но если
раввин идет к девушке, то сами понимаете...
— И с этой хохмой Эйнштейн едет в Токио?
Ну разве не обидно, что столь яркий пример был по­
нят так превратно? А между тем в данных конкретных
обстоятельствах он является неудачным. Чтобы было
понимание, здесь требуются другие слова. По крайней
мере, для этого собеседника.
Давайте вместе разбираться, из чего состоит комму­
никация. В процессе передачи сообщения мы выполняем
некоторые действия, чтобы добиться определенных ре­
зультатов. При этом наши действия вызывают ответ­
ные реакции. Поясню на примере.
— Здравствуй, моя кисонька!
— Что?! Я кисонька? Значит, ты считаешь, что я жи­
вотное? То есть я, по-твоему, собака?! Мама, мама! Он
меня сукой назвал!
Что он сделал? Чего он хотел этим добиться? Что он
получил в ответ? Это те самые вопросы, которые первы­
ми приходят в голову, если рассматривать конфликтную
ситуацию с точки зрения нашей пресуппозиции.
Типичная реакция «нормального» мужа: «В кои-то
веки решил к ней ласково обратиться, а она, зараза, ни-
42 НЛП: люди, которые играют роли
чего не поняла! Нет, ну все-таки все бабы дуры!» Дальше
он пойдет и выпьет с горя, и его жена еще долгое время
не услышит от него ласкового слова. Мы тоже можем ему
посочувствовать: «Хотел сделать приятное жене, а она на
него "наехала", да еще и тещу подключила».
Вряд ли это самая эффективная коммуникация. Где
ошибка? Вот она: ответную реакцию вызывают не наши
намерения, а наши действия, — чтобы получить другую
реакцию, нужно просто изменить свои действия. Если то,
что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь дру­
гое. Вы же хотите реализовать свое намерение? Достиг­
нуть своей цели?
Мама укладывает спать маленького мальчика. Тот плачет.
Она поет ему колыбельную — ребенок плачет, поет
вторую — плачет, поет третью, четвертую...
Мальчик открывает глаза и говорит:
— Мама, я понимаю, вы клево поете, но мне бы по­
спать!
Конечно, можно до хрипоты доказывать собеседнику,
что смысл ваших действий в ваших намерениях. Но ведь
реакцию вы хотите получить от него\ Значит, ему и ре­
шать, какой смысл взять из вашего сообщения. А если
вам нужно, чтобы он взял именно тот смысл, какой ну­
жен вам, то просто меняйте свои действия. Это становит­
ся очевидным, когда понимаешь, что смысл сообщения
в реакции, которую оно вызывает.
Самое удивительное, что именно так мы и поступаем,
когда нам требуется, чтобы выполнялись наши пожела­
ния. По крайней мере — механизмами. Еще бы! Попро­
буй обвини станок, что он вас неправильно понял! Обви­
нить-то, конечно, можно. Можно даже врезать ногой по
его железному боку. Да только толку-то — все равно не
отреагирует. Разве что сломается — так потом его чинить
придется... Меня легко поймут те, кто хоть однажды поль­
зовался компьютерной «мышкой». Там все понятно: смысл
Глава 2. С чего начинается НЛП? 43

движения руки с «мышкой» в физическом пространстве
заключается в перемещении стрелочки по экрану. И не
более. Мы просто обращаем внимание только на внешнюю
реакцию, подстраивая под нее собственные действия. Еще
пример — управление автомашиной. Если водитель бу­
дет ездить, ориентируясь не на внешние события, а на
собственные убеждения, какими эти события должны
быть, то очень скоро он окажется в больнице. А маши­
на — на свалке. Поэтому правила правилами, а по сторо­
нам поглядывать не забывай.
Мы автоматически принимаем, что смысл наших дей­
ствий в полученной реакции для неразумной природы,
и поступаем разумно. Когда же встречаемся с себе подоб­
ными, хотим, чтобы нас понимали с полуслова. Даже ес­
ли этим самым «полусловом» здесь даже и «не пахнет».
Между прочим, иногда люди настолько глубоко пря­
чут собственные позитивные намерения, что им самим
бывает трудно до них «докопаться».
Зачем воспитатель кричит на ребенка? Чтобы он вы­
рос воспитанным — более приспособленным к жизни. Что
хочет показать жена постоянными упреками? Может быть,
ей нужно больше любви и заботы? Внимания? А может
быть, ей просто скучно?
Сюрприз! От людей добиться понимания куда проще,
чем от машин!
В таких ситуациях достаточно просто непосредственно
сказать о своих намерениях. Пусть воспитатель прямо ска­
жет, чего он хочет от ребенка. Пусть жена попросит имен­
но то, что ей нужно сейчас: любви, заботы, внимания.
И именно так, такими интонациями и таким голосом, что­
бы человеку действительно захотелось вам все это дать.
И тогда наше сообщение обязательно достигнет адре­
сата. А мы получим требуемую реакцию. Ведь мы-то с ва­
ми знаем, что смысл коммуникации — в реакции, которую
она вызывает. На нее-то и стоит ориентироваться.
44 НЛП: люди, которые играют роли
Предпосылка шестая. Не бывает поражений — быва­
ет только обратная связь. При желании для пояснения
этой пресуппозиции было бы достаточно одной цитаты
из книги Ричарда Баха «Иллюзии». Вот она: «В конце
концов, истинное знание не в том, проигрываем ли мы
игру, а в том, как мы изменяемся, когда ее проигрываем,
что мы уносим нового, чего раньше в нас не было». Дру­
гими словами, но о том же самом напоминают энэльпи-
сты, когда говорят, что не бывает поражений - бывает
только обратная связь. И мы будем разбирать э гу пре­
суппозицию максимально подробно.
Что такое поражение в общепринятом понимании?
Это в первую очередь неудача. Еще раз: не-удача — от­
сутствие удачи. Можно достигнуть цели, и это будет на­
зываться успехом. Можно достичь чего-то не того, это
уже — неудача. Поражение. «Вся наша жизнь — игра».
И так уж устроено мышление большинства людей, что
в играх они ищут победителей и побежденных.
Пусть они с наслаждением играли, пусть они получи­
ли массу удовольствия. Но если победил кто-то другой —
они предпочитают страдание. Между тем каждая новая
игра дает нам огромное множество полезной информа­
ции — обратной связи. Андрей Кнышев в своей «Тоже
книге» подарил нам такой диалог.
— Лена, пойдешь за меня замуж?
— Нет.
— А я и не предлагаю — просто спрашиваю.
Да, к счастью, у нас есть примеры людей, считающих,
что не бывает поражений — бывает только обратная связь.
Они предпочитают получать из мира сведения о своих
действиях, информацию к размышлению.
Обратите внимание, какая красивая подмена! Сло­
во «поражение» ассоциируется с чем-то неприятным —
«плохим». Это то, чего мы изо всех сил стремимся избе-
Глава 2. С чего начинается НЛП? 45

жать. И, испытывая его, люди чувствуют себя плохо. Это
такой способ стимулирования. В то же время «обратная
связь» связана с желаемым результатом — «хорошим».
К нему мы стремимся. Его мы хотим — там мы будем чув­
ствовать себя хорошо. И это другой способ мотивировать
себя.
Поздно вечером пьяный спрашивает у прохожего:
— Выручи, друг, посчитай, сколько у меня шишек
на лбу?
— Три.
— Ага, значит, еще два столба, и я дома.
Помните, как говорил Остап Бендер: «Все прекрасно!
Каждый вскрытый стул прибавляет нам шансы». Дей­
ствительно, каждая новая попытка все больше прибли­
жает нас к цели. Более того, мы можем добиться того,
о чем ранее даже и не мечтали.
В кафе заходит человек с собакой и заключает с посе­
тителями пари, что его пес сейчас будет разговаривать.
Но собака молчит. Человек оплачивает пари и уходит
под общий хохот.
— Из-за тебя я проиграл уйму денег! — говорит хо­
зяин собаке. — Почему ты не заговорил?
— Чудак! — отвечает пес. — Ты только представь,
сколько денег мы загребем завтра!
Однажды признав, что не бывает поражений — бывает
только обратная связь, мы раз и навсегда выводим себя
из-под оценки. Мы не проигрываем — мы получаем воз­
можность еще более усовершенствовать свои действия.
Конечно же, это достигается сбором обратной связи и гра­
мотным использованием ее в последующих попытках.
Иначе можно раз за разом достигать одного и того же
совершенно ненужного результата.
' Повадился ежик в продуктовый магазин за сметаной
ходить. Приходит, встает в очередь, покупает трехли-
46 НЛП: люди, которые играют роли
тровую банку и уходит. А на следующий день опять то же
самое. Через две недели продавец заинтересовался:
— Ежик, а зачем тебе так много сметаны?
— Да так, — отвечает тот.
— Ну, хоть куда ты ее деваешь-то?
— Ну пойдем, посмотришь, — говорит ежик, и, за­
брав банку сметаны, они идут в лес. В лесу тропинка,
рядом с тропинкой — дерево. Закрывает проход. Ежик
с банкой пытается преодолеть препятствие и... падая,
роняет ее на землю.
— И вот такая хреновина каждый день.
Как же собирать эту самую обратную связь? Перед
очередной попыткой следует спокойно взглянуть со сто­
роны на возникшие при достижении нашей цели слож­
ности. Какие причины? Как мы попали в трудную ситуа­
цию? Что при этом происходило? Какие были ошибки
в нашем поведении? Какие меры следует принять в даль­
нейшем во избежание повторения проблемной ситуации?
Как мы еще могли бы повести себя при ее повторении?
Потратьте несколько минут на сбор информации, и они
еще сторицей окупятся. Это действительно выгодное вло­
жение.
Воспитательница детского сада потратила четверть ча­
са на то, чтобы натянуть рейтузы на маленькую девоч­
ку. После чего девочка сказала:
— Это немой.
Проклиная все на свете, воспитательница потрати­
ла еще столько же, чтобы стащить рейтузы обратно.
— Этомоего братика, —сообщиладевочка, —толь­
ко мама сегодня надела их на меня.
Подсчитаем затраты времени? На сбор информации
ушло бы минут пять плюс пятнадцать минут на одевание
ребенка. Итого двадцать минут на всю работу. Взрослая
воспитательница пошла другим путем...
После сбора информации с помощью обратной связи
приходит время следующего шага. Это вырабатывание
Глава 2. С чего начинается НЛП? 47
нового поведения, формирование новой цели. Хорошо,
повторения такой ситуации я не хочу. Тогда что я хочу
вместо этого? Что я могу для этого сделать? Как я пой­
му, что я это получил? Где, когда и с кем я этого хочу?
Какие эффекты это привлечет в мою жизнь? Какие ре­
сурсы мне для этого понадобятся? Какие препятствия
могут возникнуть у меня на пути? Какие первые шаги для
достижения цели я уже могу сделать? Если вы решились
делать этот шаг, то ответьте на все вопросы — они состав­
ляют условия хорошо сформулированного результата.
Каждый из них даст вам новый взгляд на заявленную
цель. Но о целях и правилах их постановки мы еще пого­
ворим в одной из следующих глав.
А сейчас — последний штрих. Между прочим: где, ког­
да и с кем старая реакция была бы полезной и очень даже
желательной? Взгляните на ситуацию с этой точки зре­
ния, и вас будет ждать не один сюрприз!
Пьяный мужик пришел ночью домой и кричит с порога
в темноту:
— Жена, начни ругаться, а то я кровать не найду!
Уж этот-то мужик хорошо усвоил, что не бывает по­
ражений — бывает только обратная связь, и даже научил­
ся ею пользоваться.
Предпосылка седьмая. В основе любого поведения ле­
жит позитивное намерение, оно связано с первоначальным
окружением. Эта пресуппозиция чрезвычайно эффектив­
на (особенно в области разрешения конфликтов), но из-
за неправильного (точнее, неэффективного) ее понима­
ния с ней мало кто соглашается сразу. Поэтому будем со­
глашаться по частям.
Для начала разберемся с первой частью пресуппози­
ции: в основе любого поведения лежит позитивное наме­
рение. Да-да, даже самые ужасные и разрушительные
действия совершаются с благими намерениями. В НЛП
48 НЛП: люди, которые играют роли
принято разделять поведение и намерение (действия и их
смысл), с тем, чтобы, сохраняя позитивное намерение,
изменять поведение.
Если уж мы собрались в гости, то уместнее будет идти
по чистому тротуару, нежели шлепать по лужам. Дей­
ствительно, ведь обычно мы в полной мере согласны с са­
мим намерением. Нас только не устраивают способы их

<< Предыдущая

стр. 6
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>