<< Предыдущая

стр. 7
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

реализации. Мы согласны идти в гости, только не надо
при этом пачкаться в грязи.
Позитивное намерение есть всегда. Нужно только на­
учиться его находить. Для начала послушаем объясне­
ния самих виновников.
Лорд играет свадьбу. После свадьбы гости-холостяки
идут в публичный дом и застают там молодого мужа.
— Сэр, почему вы здесь, ведь у вас молодая краса­
вица жена?
— Крошка так устала, что сразу же заснула. Стоило
ли будить ее из-за каких-то нескольких фунтов?
Думаю, здесь вы легко смогли разобраться, где поведе­
ние, а где — позитивное намерение. Не правда ли, прекрас­
но, что муж заботится о своей любимой? Единственное,
что может ее не устроить, так это его действия. А намере­
ния — приветствуются. Чуть сложнее отыскать позитив
в другом анекдоте.
В ювелирный магазин вбегает парень, наставляет на
продавца пистолет и говорит:
— Дай мне кольцо с драгоценным камнем и побыс­
трей!
Перепуганный продавец протягивает бандиту коль­
цо. Тот его критически осматривает и рявкает:
— Ты что мне даешь, идиот! Это же бриллиант! Дай
мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста повери­
ла, что это кольцо я купил.
Молодой человек, конечно же, любит свою невесту
и хочет сделать ей подарок. Правда, средства, которые он
Глава 2. С чего начинается НЛП? 49

для этого использует, весьма трудно назвать уместными.
Помните еще «Интернационал»:
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим -
Кто был ничем, тот станет всем.
Вспоминается классическое выражение: «Цель оправ­
дывает средства». В связи с этим немного черного, но все
же юмора.
— Дорогой, в газете пишут, что вдовы становятся хо­
рошими женами.
— Выходит, мне надо повеситься, чтобы ты стала хо­
рошей женой?
Откуда при всей изначальной положительности наме­
рения может взяться негативное поведение? Ответ мы
находим во второй части пресуппозиции: позитивное на­
мерение связано с первоначальным окружением. То есть
когда-то в прежнем контексте поведение оказалось уме­
стным, непосредственно реализующим позитивное на­
мерение. А сейчас оно — несколько устарело. И потому
служит уже не так хорошо, как раньше.
Буфетчик говорит официанту:
— Послушай, перестань выталкивать клиентов на ули­
цу! Ты, наверное, забыл, что работаешь в вагоне-рес­
торане.
Когда-то это поведение действительно работало. Оно
показало свою реальную действенность — эффективность.
Там оно было вполне уместно. Более того — единствен­
но возможно. Теперь-то мы понимаем, что наше давниш­
нее приобретение пора отправлять на покой. Сейчас при­
шло время искать более привлекательные пути к тем же
целям.
Осознание этой пресуппозиции — хороший повод
взглянуть под новым углом зрения на свои взаимоотно-
50 НЛП: люди, которые играют роли
шения с окружающими, в особенности с близкими. Какие
неудобства они вам доставляют? За их действиями обя­
зательно кроется какая-то конструктивная цель. Найди­
те ее! А может быть, что-то нехорошее делаете вы? Кричи­
те, ругаетесь, обижаетесь? Зачем? Что вам это дает? Мо­
жет быть, есть более приятные способы добиться того же?
Еще одно применение эта идея находит во взаимоот­
ношениях с собственным организмом. А что, если отно­
ситься ко всем внутренним событиям (ощущениям, бо­
лям, напряжениям, болезням) как к поведению нашего
тела? Тогда сразу становится понятно, что все действия
нашего мозга имеют позитивное намерение — он заботит­
ся о нашем благополучии.
В психотерапевтической литературе немало таких при­
меров. Так, ночное недержание мочи у детей может яв­
ляться результатом бессознательного желания ребенка
привлечь внимание своих родителей. Паралич может по­
мочь сохранить семью. Фобия (неконтролируемый страх
перед чем-либо) — просто чрезмерное проявление ин­
стинкта самосохранения.
Со своим организмом не надо бороться, с ним надо
сотрудничать. И тогда вы сможете найти более комфорт­
ные способы для получения того же самого. Правда, это
уже в большей степени епархия профессиональных кон­
сультантов-психотерапевтов.
Итак, есть поведение, а есть намерение. И в основе лю­
бого поведения лежит позитивное намерение, которое
связано с первоначальным окружением.
Предпосылка восьмая. Любое поведение — выбор наи­
лучшего варианта из имеющихся на данный момент. Анек­
дот для иллюстрации.
Адвокат — своему клиенту:
— Самое лучшее в вашем положении — пойти к же­
не и помириться.
— Интересно, а что же будет самое худшее?
Глава 2. С чего начинается НЛП? 51
Ни для кого не секрет, что, шествуя по жизни, мы пе­
риодически попадаем в «точки выбора». В этих точках
мы вынуждены принимать решения, определяющие на­
ше будущее в той или иной степени.
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем мне заниматься?
Где работать? На кого учиться? На ком жениться?
И чем дальше по жизни, тем больше приходится выби­
рать. Понятно, что широта выбора определяется наши­
ми возможностями. Большие возможности — богатый
выбор. Скромные возможности... В общем, выбираем из
того, что есть. Лучшее из того, что доступно.
На полусогнутых ногах пьяный человек пытается открыть
дверь машины трясущимися руками. Подходит милици­
онер: «И вы в таком состоянии еще собираетесь ехать?!»
На что получает вполне логичный ответ: «А что же мне
делать, если идти я уже не могу?!»
Но это и так понятно. На самом деле эта пресуппози­
ция содержит гораздо более сильное утверждение. Она
гласит, что любое поведение — выбор наилучшего вариан­
та из имеющихся в данный момент. Это означает, что
каждый раз, перед тем как что-то сделать, мы выбираем
именно эти действия. Разумеется, из того, что есть.
— В чем заключается особенность улицы с односто­
ронним движением?
— В том, что в другую машину можно врезаться толь­
ко сзади.
Как мы умудряемся не сойти с ума, постоянно решая
в уме задачи оптимизации с массой параметров? Очень
просто. Сознательно мы решаем только очень маленький
спектр задач. Остальные решает наше бессознательное.
Выбирает из автоматических и привычных реакций.
52 НЛП: люди, которые играют роли
— Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
— Ты вытащила ее?
— Нет, но я бросила туда кота.
Вы еще помните, что в основе любого поведения ле­
жит позитивное намерение. Вот вам и еще один ответ на
вопрос: «Почему при позитивном намерении возможно
негативное поведение?» Просто был выбор между пло­
хим и очень плохим.
Как-то вождь всех народов товарищ Сталин смотрел
очередной кинофильм перед выпуском его в массы.
После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попых­
тел и наконец изрек:
— А что это у главного злодея усы, как у товарища
Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстре­
лять актера, гримера, сценариста и режиссера.
— Есть!
Насмерть перепуганный гример:
— А может быть, мы ему просто усы сбреем?
— ...Или так.
Как видите, стоит добавить новый вариант, и поведе­
ние может существенно измениться. Сразу хочу предо­
стеречь: вместо того чтобы бросаться в окружающих сво­
ими советами, займитесь собой. Ищите новые альтерна­
тивы для своего поведения.
Развивайте собственную поведенческую гибкость. В ки­
бернетике существует такой закон: «В любой системе са-
мый гибкий элемент становится управляющим». Расши­
ряйте собственные возможности, и вы всегда сможете
контролировать ситуацию. А вот и иллюстрация.
Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со
скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и ест ба­
нан. «Дай, — думает, — подшучу над ней. Спрошу, за­
мужем ли она? Если ответит "да", спрошу, кто ж ее обе­
зьяну-то взял? Если "нет" — кто ж ее обезьяну-то замуж
возьмет?» Подплывает и спрашивает с ухмылкой:
Глава 2. С чего начинается НЛП? 53
— Обезьяна, ты замужем?
— Выйдешь тут, когда вокруг одни крокодилы пла­
вают!
Крокодил «просчитал» только два варианта. И про­
считался — более разумная обезьяна нашла третий. И тут
же возникает вопрос: «Какое число вариантов будет до­
статочным?»
Давайте разбираться. Один вариант реагирования у нас
есть всегда.
Собеседование в агентстве по найму:
— Что вы можете делать?
— Могу копать.
— А еще?
— Могу не копать.
Такая ситуация называется линейный выбор и хорошо
иллюстрируется классическим: «Быть или не быть?» По­
чему я утверждаю, что здесь только один вариант? Пото­
му что при линейном выборе альтернативы жестко взаи­
мосвязаны. Отказ от одной из них приводит к автома­
тическому выполнению другой.
Добавив еще одну альтернативу {независимую), получим
дилемму. Здесь мы опять ничего не выбираем. Отказавшись
от одного варианта, тут же попадаем во власть другого.
Глава совместного предприятия вызывает служащего:
— Завтра вы выезжаете в командировку в Канаду.
Как вы относитесь к канадцам?
— Я считаю, что в Канаде живут только хоккеисты
и проститутки.
— Но-но, осторожнее! Моя жена — канадка!
— Да?! И в какой команде она играет?
Только имея три независимых альтернативных вари­
анта, мы наконец попадаем в ситуацию выбора. Теперь
Мы действительно можем выбирать. Теперь наше пове­
дение практически невозможно предсказать.
54 НЛП: люди, которые играют роли
И напоследок: для успешной адаптации уровень гиб
кости элемента системы должен быть пропорционален
вариативности остальной части системы. В переводе
на человеческий язык это означает, что при постоянно
меняющихся внешних условиях лучше всего себя чув­
ствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим измене­
ниям. Тот, кто имеет наибольшую поведенческую гиб­
кость.
Купили в курятник молодого петуха, и говорит он ста­
рому:
— Я теперь буду главный, а тебя завтра — в суп!
— Ты погоди, —сбегаем наперегонки вокруг курятни­
ка, кто победит, тот и главный. Только ты мне фору дай.
Бегут. Вдруг — бабах! Молодой петух падает за­
мертво. Подходит хозяин с ружьем, поднимает его за
ногу:
— Надо же! Третьего петуха купил — опять педик!
Предпосылка девятая. Каждый располагает всеми
необходимыми ему ресурсами. Как всегда, начнем с не­
обходимых пояснений. По всему тексту то здесь, то там
мелькает слово «ресурсы». Что это такое? Интуитивно
его значение нам давно уже ясно: «природные ресурсы»,
«экономические ресурсы», «трудовые ресурсы». То есть
средства, к которым обращаются при необходимости, за­
пасы, источники чего-либо. (Смотри, например, «Сло­
варь русского языка» С. И. Ожегова.) С достаточной сте­
пенью точности можно сказать, что ресурсы — это то, что
помогает нам жить лучше.
Хотелось бы дать более точное определение с точки
зрения НЛП. Ресурс — это, прежде всего, ресурсное со­
стояние. Находясь в ресурсном состоянии, мы можем
использовать все, что «попадется под руку». Все, что
расширяет наш выбор. Это могут быть люди и вещи, убеж­
дения и ценности, время и деньги, информация и идеи,
наши таланты и способности — все, чем мы можем вое-
Глава 2. С чего начинается НЛП? 55
пользоваться для достижения наших целей, может стать
ресурсом. Конечно же, для энэльпистов огромнейшим,
ценнейшим ресурсом становится само НЛП и его инст­
рументы.
А какое состояние назвать ресурсным? Ресурсное со­
стояние — то, в котором мы обладаем наибольшим коли­
чеством выборов. И это то, к чему стремится любой энэль-
пист. Ведь чем больше наша гибкость, тем эффективнее
наши действия. Вспомните предыдущую пресуппозицию:
любое поведение — выбор наилучшего варианта из име­
ющихся в данный момент. То есть чем больше у нас ре­
альных альтернатив, тем больше у нас свободы, тем луч­
ше наш выбор.
Разделение состояний па. ресурсные и нересурсные ча­
сто совпадает с разделением на приятные и неприятные.
В самом деле, когда мы в хорошем настроении, у нас луч­
ше работает голова и нам доступно значительно больше
вариантов поведения. И все же эти классификации не­
сколько отличаются. Вряд ли очень приятное для вас со­
стояние радости подойдет вам в тот момент, когда на­
чальник решает, сделать вам выговор или нет. Скорее
всего, ресурсными окажутся менее приятные состоя­
ния «осознания собственной вины» и «раскаяния». Вот
еще пример.
Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой
пригласительный билет. Его не пускают:
— Докажите, что вы Пикассо.

<< Предыдущая

стр. 7
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>