<< Предыдущая

стр. 8
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Он одним взмахом карандаша изобразил голубя ми­
ра, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглаше­
ние, и ее не пускают.
— Я министр культуры СССР!
— Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже
забыл билет, и ему пришлось рисовать.
— А кто такой Пикассо?
— Все в порядке, госпожа министр культуры, може­
те проходить!
56 НЛП: люди, которые играют роли
Вроде бы и лишними знаниями не обладала, но ведь
прошла же! Чем еще раз доказала, что каждый распо­
лагает всеми необходимыми ему ресурсами. И это дей­
ствительно так. Каждый — значит каждый. То есть — лю­
бой. Любой человек на планете может достигнуть того,
чего хочет он. И для этого он уже обладает всеми необ­
ходимыми ресурсами. Не правда ли, сильное утверж­
дение? Настолько сильное, что поначалу даже и не ве­
рится.
Так на то она и пресуппозиция, чтобы не пытаться
доказывать ее справедливость. Просто действовать исхо­
дя из нее и смотреть, что получится. И если в самом деле
предположить, что каждый располагает всеми необходи­
мыми ему ресурсами, то эти ресурсы и впрямь находят­
ся. Умные люди говорят: «Сделай все, что можешь, и ска­
жи: "Не получилось"». Правда, при таком подходе обыч­
но получается...
Ворона сидит на ветке и видит: по дереву лезет корова.
Ворона:
— Корова, ты чего? Сдурела? Зачем на дерево ле­
зешь?
— Яблочек поесть!
— Так это ж сосна!!!
— Ау меня с собой!
Особый акцент стоит сделать на том, что ресурсы эти
подбираются под собственную цель. Данный конкретный
человек добивается своего результата, поставленного им
самим и для себя. Да еще и при условии, что ему этого
хочется. В противном случае, любой человек будет вы­
думывать всякие сложности и прочие отговорки.
— Вам следует бросить пить!
— Мне уже поздно.
— Никогда не поздно!
— В таком случае я брошу попозже.



ь.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 57
У него есть стойкое желание — продолжать пить. И он
легко находит для этого все необходимые ему ресурсы.
Это действительно вопрос фокуса внимания. Мы видим
только то, что нам нужно.
Некоторые задачи для нас просто пока еще не ак­
туальны. Конечно, пятилетний малыш вряд ли сможет,
например, устроиться на работу. А ему это надо?! Тем
более что он легко сможет в нее поиграть. Или же он
может заработать похвалу (в том числе и в материаль­
ном выражении) за вовремя почищенные зубки. И это
его работа на данный момент. Для нее у него ресурсов
хватит.
Молодой специалист приходит наниматься в метеоро­
логический институт. На собеседовании его спраши­
вают:
— Какие у вас данные для работы в нашей области?
— За последний год я трижды выигрывал в лоте­
рею!
Каждый располагает всеми необходимыми ему ресур­
сами. Приглядитесь к окружающим внимательнее — они
уже сейчас реализуют все свои насущные задачи. Для
этого у них совершенно неограниченный выбор средств.
Взгляните на любого — он уже нашел свою устойчивую
нишу и в ней прекрасно существует. Даже если конкрет­
но вам не удалось заметить это сразу.
Сидит уже знакомая нам обезьяна на берегу Нила и по­
лощет веревку в воде. К ней подходит бегемот.
— Ты чего делаешь?
— Дай доллар, скажу.
Бегемот мнется, но любопытство побеждает. Обезь­
яна прячет доллар и отвечает:
— Крокодилов ловлю.
— Дура! Кто же ловит крокодилов на пустую веревку?
Обезьяна (про себя): «Может быть, и дура, но штуку
в месяц имею».
58 НЛП: люди, которые играют роли
У ресурсов есть еще одно забавное свойство: они
работают на вас только тогда, когда вы начинаете их
использовать. В противном случае — лежат себе в сто­
ронке. Пылятся. Зато если целенаправленно заняться их
поиском, брать все, что только может пригодиться, то
окажется, что их просто видимо-невидимо. Успевай
только пользоваться.
— Что ты вырезаешь из газеты?
— Заметку о мужчине, который потребовал развода
вследствие того, что жена роется в его карманах.
— И что ты с этим сделаешь?
— Положу в карман.
Не правда ли, ценный ресурс? А не искал бы, так не
нашел бы. Ресурсы вокруг нас. Надо только научиться
их находить и использовать. Тем более что каждый рас­
полагает всеми необходимыми ему ресурсами.
Предпосылка десятая. Вселенная — дружественная
среда, изобилующая ресурсами. По моему мнению, эта ба­
зовая пресуппозиция стоит несколько особняком отно­
сительно остальных. Если те имеют четкое обоснование
и конкретные пути использования, то механизмы дей­
ствия этой пресуппозиции не столь очевидны. Можно
сказать, что если первые девять объясняют, как постро­
ить эффективную коммуникацию, то десятая — куда ее
направить и зачем это нужно. Она придает НЛП направ­
ление.
Заинтригованы?
Давайте разбираться. Вселенная... Масштабы воисти­
ну огромны. Чтобы осознать глобальность замысла пре­
суппозиции, придется разрастись до масштабов всего че­
ловечества. Надеюсь запастись там обещанными ресур­
сами и спуститься до наших житейских нужд.
Оговорюсь. В этой пресуппозиции под Вселенной
понимается та часть окружающего пространства, с ко­
торой мы взаимодействуем (физически, информацион-
Глава 2. С чего начинается НЛП? 59
но) пли потенциально можем взаимодействовать. Для
современного человека это может быть Вселенная в ее
астрономическом понимании. Для человека каменного
века — это участок диаметром несколько десятков ки­
лометров.
Вот теперь — метафора.
На чем построена теория естественного отбора? Нам
говорят: «Мир жесток и опасен. Смысл жизни — выжи­
вание. Выживание индивида. Выживание стаи. Выжива­
ние вида. Человек жил так же — спасался от дикой при­
роды. Его врагами были хищники и болезни, голод и хо­
лод. Постоянная смертельная опасность стимулировала
мышление. И человек выиграл эту смертельную гонку».
Примерно так нам внушали в школе. Парадокс: для всех
существовавших тогда видов условия соревнования бы­
ли примерно одинаковыми. Тогда почему же человек стал
разумным, а остальные виды — нет. Посмотрим на те же
процессы с точки зрения нашей пресуппозиции. Что мы
видим: человек начал становиться Человеком только тог­
да, когда впервые доверился внешнему миру, когда на­
чал «приручать» огонь. Если раньше животные инстинк­
ты заставляли его видеть в огне источник опасностей, то
теперь огонь стал его другом. Огонь согревает, огонь
освещает, огонь защищает от хищников. Он по-прежнему
обжигает, но если соблюдать определенные предосто­
рожности, то от него куда больше пользы, чем вреда.
Дальше — больше. Однажды признав, что природа мо­
жет быть дружественной и дарить ресурсы, человек на­
учился их использовать. Трудно представить себе ра­
дость открытия того, кто однажды обратил внимание, что
природа живет по некоторым законам: день сменяет ночь,
за зимой приходит лето. Научившись делать прогнозы,
человек перестал быть жертвой обстоятельств. Размеры
познанной Вселенной росли. На смену охотникам неми­
нуемо пришли животноводы. На смену собирателям —
60 НЛП: люди, которые играют роли
земледельцы. Человечество училось дружить с живой
природой. ,
Экскурс в историю можно было бы продолжить, но
суть, полагаю, вы уже уловили: человечество развивалось
тогда, когда искало ресурсы, а не тогда, когда бегало от
опасностей. Животноводство началось тогда, когда вме­
сто того, чтобы убить пойманного им животного, чело­
век попробовал накормить его. Развитие стало возмож­
ным только тогда, когда люди стали исходить из друже­
ственности и познаваемости внешнего мира.
Главный вывод сделан. Можно потихоньку начинать
спускаться до житейских масштабов. Что эта пресуппо­
зиция дала человечеству, уже понятно. Для меня инте­
реснее, что она может дать конкретным людям? Оказы­
вается, выгода вполне реальная и очень даже житейская.
Приглядитесь: мир оказывается намного более друже­
ственный, чем мог казаться раньше.
Лысый человек бежит по джунглям. За ним несется стая
диких обезьян. Одна обезьяна спрашивает у другой:
— Почему это все обезьяны охотятся за одним чело­
веком?
— Это не охота. Это Тарзана в армию провожают.
Даже тогда, когда нам по-настоящему тяжело, мы мо­
жем продолжать учиться и развиваться. Ведь информа­
ция — это один из важнейших ресурсов! Вселенная да­
рит вам ее постоянно и с небывалой щедростью. Восполь­
зуйтесь ею в полной мере.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились путеше­
ствовать на воздушном шаре. Долго ли, коротко ли, но
в дороге их застал ураган... Когда они вновь смогли раз­
глядеть землю, то поняли, что не знают, где находятся.
Тут они увидели пастуха, что пас овец, и решили обра­
титься к нему за помощью:
— Сэр! Не подскажете, где мы сейчас находимся?
— На воздушном шаре!
Глава 2. С чего начинается НЛП? 61
Шар понесло дальше. Ватсон в шоке:
— Что же делать, Шерлок? Как мы теперь узнаем, где
находимся?
— Все в порядке, Ватсон. Мы в России.
— Но как вы узнали, Холмс?!
— Элементарно, Ватсон. Только математик может
дать такой точный и в то же время такой бесполезный
ответ. И только в России есть математики, которые па­
сут овец.
Иногда окружающие доставляли вам неприятные мгно­
вения. Но вы-то помните, что намерение у любого пове­
дения позитивно. Просто они еще не научились правиль­
но дружить. Помогите им.
Профессор вошел в палату к своему пациенту психи­
атрического отделения. Тот, увидев врача, схватил стул
и кинулся к нему. Профессор бросился бежать. Тот —
за ним. Профессор, тяжело дыша, выскочил на садовую
аллею и прибавил ходу. Преследователь, держа стул
над головой, не отставал. Наконец профессор выбился из
сил и обреченно взглянул на больного. Тот поставил
стул на землю и вежливо произнес: «Садитесь, пожа­
луйста!»
Постепенно мы учимся все лучше и лучше использо­
вать ресурсы, предоставляемые нам жизнью. А жизнь ста­
новится все щедрее и щедрее. Давайте прикинем: если
у каждого есть хотя бы один ресурс, то общее количество
ресурсов будет равно количеству обитателей нашей пла­
неты. А если у каждого есть все необходимые ему ресур­
сы, это ж сколько получается?
Человек выгуливает собаку. К нему подходит прохожий
и спрашивает:
— А у вашего пса есть генеалогическое дерево?
— А зачем? Он пользуется любым.
Давайте освободим свои руки! Выбросив из них ору­
жие, мы можем взять в них инструменты. Перестав вы-
62 НЛП: люди, которые играют роли
искивать опасности, мы начинаем замечать подарки. Те­
перь мы получаем от мира только приятные сюрпризы.
Научившись доверять людям, мы приобретаем множе­
ство новых друзей. Жизнь становится гораздо светлее,
теплее и радостней.
Итак: Вселенная — дружественная среда, изобилую­
щая ресурсами.


НУ И ЧТО?..
Как видите, базовые пресуппозиции НЛП слишком общи,
чтобы называться философскими постулатами. И вместе
с тем они настолько же просты и практичны, как и само
НЛП. Это действительно нечто работающее, причем ра­
ботающее эффективно.
Само наличие пресуппозиций изменяет положение
НЛП относительно других психологических направле­
ний. НЛП позволяет научиться гармоничному взаимо­
действию с собой и с Вселенной. Оно не лечит, оно учит.
Открывает множество перспектив для развития, ведь са­
мое главное уже ясно: с Вселенной можно дружить.
Конечно, любители поспорить всегда найдут, к чему
здесь можно придраться. Более того, они могут это аргу­
ментированно сделать, с реальными жизненными приме­
рами. Из собственной жизни. Ведь они живут по другим
пресуппозициям. Что ж, карта — это не территория. А ба­
зовые пресуппозиции — это всего лишь энэльпистская
карта окружающей нас реальности, одна из многих.
На ее справедливости никто в общем-то и не настаива­
ет. Просто так уж повелось, что принято различать людей,
которые применяют технологии НЛП, и тех, кто приме­
няет НЛП. Вторые могут даже не знать многих техник,
но если они действуют исходя из базовых пресуппози­
ций, они уже энэльписты. Остальные — пользователи.
Глава 2. С чего начинается НЛП? 63
Инструменты, конечно, будут работать, только как?
Чего стоит самая совершенная техника, если человек
воюет со всем окружающим миром? Мир же больше!
Как может добиться успеха тот, для кого любая ошибка
превращается в поражение? Во что превратится попытка
договориться, если для нас верна только наша карта?

<< Предыдущая

стр. 8
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>