<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Убедил? В любом случае все, что написано далее, ос­
новано именно на этих пресуппозициях.




.
ГЛАВА 3
Между нами
и реальностью


Карта реальности (модель мира) —
уникальные представления о мире
каждого человека, построенные из
индивидуальных восприятий и опыта.
Сущностное целое личных принципов
действия индивидуума.
Словарь НЛП
Люди вообще очень трепетно относятся к своим пред­
ставлениям о мире. Еще бы! Каждое мнение выстрадано,
получено из собственного (иногда болезненного) опыта.
Что-то отпечаталось там далеко в прошлом и на долгие
годы вперед. Там живут их застывшие оценки и затвер­
девшие ценности. Это их способ общения с миром. Спо­
соб понимания мира. Возможность разложить все по по­
лочкам, подписать и навесить таблички и ярлычки.
Их представления о мире — самые правильные пред­
ставления на свете. И за свою правоту они могут биться
насмерть, спорить до хрипоты, вытравливать инакомы­
слящих. Конечно, они правы! В рамках своих карт. А как
же иначе? В карту попадет только то, что соответствует
Глава 3. Между нами и реальностью 65
уже заложенным в ней представлениям. Остальное от­
брасывается как ненужный мусор или искажается до не­
узнаваемости.
На завод привезли японскую пилораму. Рабочие реши­
ли ее проверить. Положили доску.
— Вжик! — сказала пилорама.
— О-о-о! — с уважением отозвались рабочие.
Попробовали бревно.
— Вж-ж-жик! — сказала пилорама.
— О-о-о!! — с завистью отозвались рабочие.
Притащили рельс.
— Вж-ж-ж-ж...Хрясь! —только и смогла сказать пи­
лорама.
— То-то же! — удовлетворенно произнесли рабочие.
Забывая, что карта — это только карта, люди начина­
ют жить в воображаемой реальности. Их перестает инте­
ресовать жизнь за окном. Зачем?! Ведь они уже все зна­
ют. Модель происходящего уже заложена в их голове.
И они даже не осознают, насколько она упрощена. Они
не догадываются, что это лишь обобщенное, искаженное
и лишенное деталей упрощение.
Для нас с вами уже не секрет, что карта — это не тер­
ритория, и наши представления о мире всегда проще са­
мого мира. Это действительно большой шаг вперед. Те­
перь мы уже знаем, что моделей мира может быть мно­
жество. Что у каждой отдельно взятой личности она своя.
Более того — ее можно изменять по своему усмотрению.
Как же определить, в каком направлении ее можно
менять? Как вообще оценить, хорошая у тебя модель или
не совсем? Что является критерием? С чем ее сравни­
вать?
Что здесь можно сказать? Начнем с того, что не бывает
истинных карт. Не бывает карт более правильных млн ме­
нее правильных. Бывают карты эффективные и не очень.
Бывают карты богатые — наполненные большим коли-
3 Зак. № 887
66 НЛП: люди, которые играют роли
чеством различных возможностей. Бывают бедные (уз­
кие, ограниченные) — с однозначными суждениями и ме­
ханичными реакциями. Бывают карты яркие и красоч­
ные, а бывают — блеклые и черно-белые.
Они бывают разными. Но общее направление разви­
тия —расширение. Добавление новых возможностей, не­
ожиданных точек зрения, дополнительных вариантов по­
ведения. Больше гибкости, больше свободы, больше про­
зрачности! Если в вашу карту заложена возможность встать
на точку зрения собеседника, «примерить» его карту, если
вы можете выйти за рамки ситуации и оценить ее со сто­
роны, если вы туда встроили возможность изменений —
эта карта поможет вам сделать вашу жизнь более эффек­
тивной. Хотя и не будет истинной.
В качестве очередной иллюстрации — цитата из «За­
конов Мерфи», средоточия оптимизма в самой пессими­
стичной упаковке, — неправильное цитирование закона
X. Л. Менкина Гроссманом: «Сложные проблемы всегда
имеют простые, легкие для понимания неправильные
решения».

ТАКИЕ ПОЛЕЗНЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ
На протяжении всей книги мне часто встречается повод
лишний раз напомнить себе и вам, что карта — это не тер­
ритория, что невозможно создать идеальную модель ми­
ра, что большинство проблем общения возникают имен­
но из-за игнорирования этих фактов. Я ругал бедные кар­
ты реальности как мог. Пришло время загладить перед
ними вину — ответить на вопрос: для чего нужны модели
мира?
А для чего нужны географические карты, планы горо­
дов, схемы метро? Чтобы ориентироваться. Чтобы до­
ехать туда, куда нужно тебе, а не куда ноги приведут. Это,
Глава 3. Между нами и реальностью 67
конечно же, возможность выбора. Приехав в незнакомое
место и купив местную карту или схему, можно сразу
увидеть множество возможностей и выбрать лучший ва­
риант, посетить самое интересное, побывать там, где боль­
ше всего хочется.
Еще это прекрасная возможность передать другому
информацию об окружающем мире. Пусть не всю, но са­
мую необходимую, ту, что нужна здесь и сейчас. Может
быть, поэтому создается такое большое количество разно­
образных карт и атласов. Эта информация может быть
самая разная — начиная от указаний на ресурсы, закан­
чивая предупреждениями об опасности. А это, согласи­
тесь, тоже очень важный момент.
Карты позволяют взглянуть на всю систему в целом —
выйти за рамки обычного восприятия. Не так-то много
землян удостоились чести видеть свою планету со сторо­
ны, а глобус видели многие. Какое-никакое представле­
ние о нашем мире мы теперь имеем. Мы уже можем мы­
слить глобально.
Так и в наших представлениях о реальности. Это хо­
роший способ разобраться в окружающей нас богатой
и многообразной жизни, во всех ее тонкостях и хитроспле­
тениях. Зная, как устроена ссора, как делается конфликт,
из чего состоит интрига, можно легко подняться над си­
туацией и решить ее максимально эффективно. Пред­
ставляя себе механику успеха, источники счастья, клю­
чи к интересу, можно легко получить и это.
Воспитывая нас, наши родители делятся своим жи­
зненным опытом — своими картами. Они учат детей все­
му, что может быть интересно и полезно в жизни. Что
может пригодиться. Они предостерегают свое чадо от
всех опасностей, которые могут ему встретиться.
Ребенок учится ориентироваться в этой странной шту­
ке под названием «жизнь». Сначала взрослые буквально
ведут его за руку. Потом, по мере взросления, он делает
68 НЛП: люди, которые играют роли
все более и более самостоятельные шаги. Он учится опи­
раться на свою карту. Он учится ею пользоваться.
Начиная с некоторого момента, прилежный ученик
уже умеет путешествовать по карте там, где он никогда
не был. Числа, буквы, сложение, вычитание, логика, по­
эзия, Африка, мораль, электрон, квантово-волновой дуа­
лизм — их ни пощупать, ни понюхать, ни попробовать,
ни рассмотреть, ни послушать, но человек уже может
этим пользоваться, оперировать и получать реальную
пользу.
Но и это-еще не все.
Для чего вообще нужны модели реально действующих
объектов? Математические модели? Чтобы по поведе­
нию модели спрогнозировать поведение самого объекта.
Нет необходимости строить множество дорогостоящих
самолетов в тайной надежде, что хоть один из них да по­
летит. Для этого существуют упрощенные, но эффектив­
ные математические модели поведения самолета в воз­
духе.
В начале двадцатого века была создана уменьшенная
копия броненосца. Командование флота очень повеселил
тот факт, что кораблик переворачивался даже от неболь­
шой волны. Несмотря на результаты испытаний, броне­
носец решено было построить. Он утонул в первый же
шторм.
Незачем сразу строить огромный (или микроскопи­
ческий) механизм, не представляя себе, будет ли он ра­
ботать. Вдруг какая-то шестеренка застрянет! Для моде­
ли можно использовать материалы проще и дешевле. Она
уже не будет точной копией прототипа, но самые важ­
ные его свойства отразит. Во всяком случае, предполага­
ется, что о сохранении этих свойств должны позаботить­
ся сами создатели модели.
Еще с помощью моделей можно объяснять школьни­
кам, как работает сложный прибор. Не будешь же тащить
Глава 3. Между нами и реальностью 69
в школу атомный реактор! Или так — реальный объект
хрупкий, ломкий и скоропортящийся, а модель можно
сделать из пластмассы или стали.
В принципе, основной задачей всех ученых во все вре­
мена можно считать создание наиболее действенных мо­
делей окружающей реальности.
Оговорюсь: некоторые пытались и пытаются понять
истинную суть вещей — Бог им в помощь. Философы,
психологи, социологи, физики, химики, математики, фи­
лологи, биологи создают свои модели мира — тем самым
пытаются понять окружающую действительность, учат­
ся прогнозировать события, контролировать ситуацию.
Они выискивают закономерности, формулируют прави­
ла (тут же находя и записывая исключения), изобретают
законы природы. Все это служит двум вещам: понима­
нию и управлению.
И индивидуальные карты только тем и отличаются,
что довольно большая их часть формируется на основе
личного опыта. А еще — многие обычные люди, в отличие
от ученых, искренне верят, что их видение реальности
и есть сама реальность: уж они-то знают, что те работают
с моделями, а не с миром.
Как видите, карты — это очень удобный инструмент,
особенно если грамотно с ним работать. Они помогают
нам ориентироваться, путешествовать в неизведанное,
передавать информацию, учиться, понимать и познавать
окружающий мир, контролировать ситуацию. А также
знать, как относиться к внешним событиям и как на них
реагировать.
Чтобы выжить.

ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
Вы любите путешествовать? По неизведанным мирам, по
тайным тропам? Хотелось бы вам хоть раз в жизни по-
70 НЛП: люди, которые играют роли
бывать там, где еще не ступала нога человека? Говорят,
Жюль Берн все головокружительные приключения сво­
их героев пережил в своем воображении. Путешествуя
исключительно по географическим картам.
Могу смело утверждать, что любая ваша карта — лишь
крохотный островок в огромной Вселенной, кипящей во­
круг жизни. Моя, понятное дело, тоже. Путешествие, ко­
торое я предлагаю совершить, может никогда не кончить­
ся. Это путешествие по реальностям других людей.
У вашего знакомого другие взгляды на мир? Он бы­
вает с вами периодически не согласен? А у этого — про­
сто странное поведение. Это же жутко интересно! Это же
целый мир! И он — другой. Можете убедиться в этом са­
ми. Просто спросите у своих близких, что для них значат
такие слова, как «счастье», «любовь», «радость». Что для
них «уют», «отдых», «приключение»? Что такое «забо­
титься», «помогать», «мешать»?
Научитесь просто слушать, и не переставайте удив­
ляться: многообразию взглядов, фейерверку мнений, фон­
тану суждений. Очень может быть, что вы будете с ними
не согласны. Ну и что. Просто слушайте и удивляйтесь.
И расширяйте свою карту. Наполняйте ее свежими иде­
ями и неповторимыми возможностями. Просто удиви­
тельно, как много полезного скрывалось в тех словах,
которые поначалу показались чужими и непонятными.
Чужеродными. А стали такими близкими и родными —
своими.
Привыкайте к мысли, что каждое ваше слово в карте
соседа будет значить что-то свое. Знайте, что понять до
конца слова собеседника практически невозможно. Умей­
те это учитывать и поймите, что в этом, безусловно, есть
своя прелесть.
Осознание, что люди разные и мыслят по-разному, —
первый шаг к пониманию другого человека. Карта — это
не территория, и странности превращаются в особенно-
Глава 3. Между нами и реальностью 71
сти. Попробовав примерить на себя ценности и убежде­
ния собеседника, мы уже становимся многократно бли­
же к нему, чем ранее. Мы уже можем предположить, что
он хочет. И предложить ему помощь в этом. Мы уже зна­
ем, с какими словами к нему обратиться, чтобы он нас по­
нял. Мы используем самые весомые аргументы, чтобы он
сделал то, что нам нужно. Если мы примерим его карту.
Чем больше моделей мира окружающих входит в на­
шу модель, тем она богаче. Разнообразнее, подвижнее,
полнее — эффективнее. Тем лучше работает наша жизнь.
Тем больше у нас возможностей для саморазвития и само­
совершенствования. Тем лучше для нас и окружающих.
С нами просто приятнее общаться!
Еще бы! Насколько приятнее, когда твое мнение с ин­
тересом выслушивают и принимают к сведению, чем раз­
бивают на корню. Насколько приятнее общаться с разно­
сторонне развитым человеком, вобравшим в себя множе­
ство самых разных находок. А может быть, вам просто
нравится разговаривать с человеком на одном языке, ког­
да вы друг друга понимаете?
Двое элегантно одетых мужчин на заднем сиденье такси:
— Ты знаешь, я вчера на приеме так опозорился.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>