<< Предыдущая

стр. 10
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Это — наш Внутренний Мир. И любые события
внешнего мира — лишь повод для изменений нашей
«душевной погоды». Как мы его используем — это уже
наш выбор.
— Алло! Это ты, любимый?
— Я! А кто говорит?
Смысл сообщения в реакции, которую оно вызыва­
ет. Вы получили сообщение. Теперь именно от вас
зависит, каким смыслом его наполнить. Кто сказал,
что ваша реакция предопределена заранее? Всегда
есть возможность повернуть все так, как удобно вам.
Приходит солдат в санчасть. Доктор ему:
— Слушай, ты бы на гражданке с такой фигней ко мне
не пришел.
— Конечно, не пришел! Я б тебя на дом вызвал.
Глава 4. Свой собственный реальный мир Д 67

События, происходящие в нашей жизни, весьма
неоднозначны. Например: человек опаздывает на са­
молет. Это хорошо или плохо? Не торопитесь сразу
отвечать. Мы еще многого не знаем. Я бы даже сказал,
очень многого.
Во-первых, для кого хорошо или плохо? Для этого
человека? Для самолета? Для авиакомпании? Для
страны? А может быть, для его жены? В каждом из
этих случаев ответы могут быть ой какими разными!
От «очень плохо», через «все равно», до «замечатель­
но». И все это — аргументировано и обосновано.
Во-вторых, что такое «хорошо» и что такое «пло­
хо»? Это только у Маяковского все так просто. А в
жизни... Если человек очень торопится и прямо-таки
мечтает улететь этим рейсом, и это вопрос если не
жизни и смерти, то больших денег, — одно. Совсем
другое, когда он жутко боится летать самолетами, но
просто оказывается вынужден это сделать.
Или: очень торопился, буквально рвался... И не
успел. А самолет попал в авиакатастрофу. Так ему по­
везло или нет? Ваша оценка? Мечтал опоздать, про­
стоял в пробках три часа. Приехал, а вылет задержался
на четыре часа по техническим причинам. Он может
радоваться? А дома его ждет известие об огромном
выигрыше в лотерею! А это как?
«Никогда не знаешь — где найдешь, где потеря­
ешь!» Нам неведомо, чем обернется наше следующее
действие. Мы можем даже не догадываться, какая
цепь событий развернется за следующим жизненным
поворотом. Кто знает, как отнестись к очередному
«фортелю» судьбы?
— У меня сейчас столько неприятностей, что если завт­
ра произойдет еще одна, я обращу на нее внимание не
раньше следующего месяца.
А потом можно вообще о ней позабыть — в сумато­
хе дел. Мало ли что случается! У нас всегда есть сво-
68 If НЛП: роли, которые играют люди

бода выбора. Мы можем сами решать, как к чему от­
носиться! Мир настолько велик, что всегда найдешь,
чему порадоваться.
— Кого ты привел из детского сада? Это же не наш ре­
бенок!
— Не волнуйся, дорогая. Завтра нам его все равно обрат­
но отводить.
Действительно — волнение подрывает здоровье и су­
щественно укорачивает жизнь. Стрессы и все такое...

Чудеса за рамкой
Есть в НЛП чудесный инструмент — рефрейминг, что
можно перевести как «переобрамление» — «перемена
рамки у картины», или же «перемена картины в рам­
ке». Рефрейминг (переработка, переформирование) —
изменение рамки (или точки зрения) в отношении
утверждения, производимое для того, чтобы придать
утверждению другой смысл. Он позволяет совершен­
но произвольным образом менять свое и чужое отно­
шение к событиям.
Встречаются два приятеля.
— Как дела? — спрашивает один.
— Да так, вот энурезом (недержанием мочи) мучаюсь, —
сетует другой.
— И что, ничего не помогает?
-Нет.
— Слушай, есть здесь неподалеку контора НЛПеров,
они все что угодно вылечат!
Встречаются через пару недель. Тот, кто был грустным,
сейчас просто сияет от удовольствия.
— Был у НЛПеров?
— Был!
— Помогли?
Глава 4. Свой собственный реальный мир 69

А как же!
Что, энурез вылечили?
Нет, но теперь я им горжусь!!!
Рефрейминг позволяет выйти за рамки нашего
обычного мировосприятия, внести изменения в при­
вычный взгляд на ситуацию, посмотреть на происхо­
дящее совершенно с другой стороны, и найти карди­
нально новое решение.
С помощью рефрейминга можно буквально сме­
нить рамку, наложенную на событие нашей моделью
мира. Действительно — часто отношение к происше­
ствию зависит от того, в какую рамку его поместить.
Отношение к происшествию зависит
от того, в какую рамку его поместить


Или в какой цвет его окрасить



В общем, как его выделить

Помещенное в рамку, высказывание вызывает уже
совсем иное отношение. Последняя из фраз, помещен­
ных в рамки, практически не несет смысловой нагруз­
ки. Зато как значительно воспринимается!
Представьте себе витрину магазина офисной мебе­
ли с бегущими по периметру веселыми огоньками.
Или рекламный плакат сверхнадежного банка,
сплошь перечеркнутого клеточкой, напоминающей
вид из окошка тюремной камеры. Впечатляет? А если
бы эта книга была напечатана на розовой бумаге, от­
ношение к содержанию изменилось бы?
Как видите, оформление здорово влияет на вос­
приятие.


›.
70 I НЛП: роли, которые играют люди

Рамки восприятия
Рамка — набор контекстов или способов восприятия
чего-либо, как, например, рамка результата, рамка
раппорта и т. п. Это та призма, сквозь которую мы
смотрим на окружающий мир. Через нее вы можете
видеть происходящее в любом свете — это зависит от
вашего желания. Захотите помучиться, и рамка стра­
дания уже тут как тут. «Ну разве это не ужасно ?!»¦ Хва­
таем эту рамочку и начинаем примеривать ее ко все­
му, что творится вокруг.
Отец пьет водку. Маленький сын подходит, нюхает
и морщится:
— Ну и гадость!
— А ты что думал — батька мед пьет?
Я сижу в кресле. Ну разве это не ужасно?! Вместо
того чтобы лежать и плевать в потолок, нужно сидеть
в кресле и писать книжку! Вместо того чтобы пойти
подышать свежим воздухом, подвигаться, позани­
маться спортом, приходится находиться в замкнутом
помещении. Ну разве это не ужасно?!
Лягушка сидит на морде бегемота и жалуется проплы­
вающему крокодилу:
— И до чего же день противный! С утра дождь идет, да
еще к заднице что-то тяжелое прилипло...
Неподалеку лежит газета. Это же просто ужас ка­
кой-то! Мало того что она отвлекает от основного за­
нятия, так еще и засоряет помещение. Это же беспо­
рядок! Вот так и будем всю жизнь, как свиньи... А что
в стране творится?! Вы только почитайте эту газету —
полный крах экономики! Разве можно так жить?!
Жить можно и так. Остановитесь. Снимите эту
рамку и просто оглядитесь вокруг. «Мир прекра­
сен!» — новая рамка куда приятнее.
Глава 4. Свой собственный реальный мир Д 71

Книга. Прекраснейшее изобретение человечества!
Кладезь знаний и человеческого опыта! И до чего же
гениальные люди придумали алфавит! Всего тридцать
три буквы, а сколько оттенков смысла можно передать
их посредством! Какую бурю эмоций может поднять
одна только печатная фраза! И это лишь малая часть
нашего прекрасного мира. Мир прекрасен!
И в этом прекрасном мире можно найти массу по­
лезных вещей. «Как я могу это использовать?» — за­
даем мы себе вопрос и берем очередную рамку. На­
чальник раскритиковал мою работу. Пардон! Началь­
ник обратил внимание на мою работу и указал в ней
слабые места. Как я могу это использовать? Напри­
мер, сделать ее намного лучше, уже зная о недостатках.
Между прочим, мне не пришлось искать ошибки само­
му — это сделал начальник. Могу в будущем сразу
учитывать его предпочтения и наладить с ним хоро­
шие отношения. Теперь я могу чаще к нему обращать­
ся, ведь у меня появился для этого замечательный по­
вод! И кстати, могу порадоваться, что он нашел ошиб­
ки сейчас, а не за день до истечения срока окончания
работы. Правда, хорошо иметь начальника?
— В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких
известь...
— Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну стро­
иться!
Еще одна интересная рамка: «Что я могу для этого
сделать?» Хочу получить повышение в зарплате. Что
я могу для этого сделать? Могу, конечно, походить —
помечтать, повозмущаться недогадливым руковод­
ством... Но лучше - начать работать усерднее, обсу­
дить денежный вопрос с начальником, пройти курсы
повышения квалификации, или, наконец, найти себе
более высокооплачиваемую работу... Хочу быть счаст­
ливым человеком! А что я могу для этого сделать? Ка-
72 I НЛП: роли, которые играют люди

кие действия должен совершить? Какие шаги для это­
го предпринять?
Вот такие рамки и рамочки.

Виды рефреймингов
Отношение к проблеме можно изменить по крайней
мере двумя способами. Первый — буквально пере­
обозначить ее. Назвать иначе. Для чего достаточно
просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь
то, что мы имеем в реальности, — это только некая си­
туация. А как ее назвать — уже наше дело.
Рефрейминг смысла — придание утверждению ино­
го смысла путем переноса внимания на другую часть
содержания: «Что еще это могло бы значить?»
Например, заменяем слово «проблема» на слово
«задача». А уж к задаче отношение совсем иное. Зада­
чу можно решить сейчас или попозже. Можно ее со­
всем не решать. Просто останется нерешенная задача.
Да мало ли что мы еще не решили! К проблеме отно­
шение куда более серьезное. Она нависает и давит.
И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе.
Снимаем со сложившейся ситуации табличку «Про­
блема» и прибиваем новую: «Задача». Глядь, а ей без
грозной таблички уже и неуютно — вся сдулась, умень­
шилась. А то и решилась — с перепугу. А если наве­
сить табличку «Цель», то вообще преобразилась. Цель
уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе
многочисленными преимуществами. А все — из-за раз­
ных названий.
Второй способ — поместить проблему в другой кон­
текст.
Рефрейминг контекста — изменение контекста
утверждения для того, чтобы придать ему (утвержде­
нию) другой смысл: «В каких условиях это было бы
хорошо?»
Глава 4. Свой собственный реальный мир | 73

Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная кон­
текста, повисает в воздухе — как к ней относиться,
просто неясно. То ли она хорошая, то ли — плохая. По­
местил в одни обстоятельства — фу! Какая гадость!
В другие — прелесть!
Начинающая певица — профессору:
— Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?
— Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или ко­
раблекрушении ему цены нет!
Навоз на огороде — удобрение. А в доме — грязь!
Радостный детский смех — чудо! А в три часа ночи —
мука. Халявный зачет в напряженную сессию — спа­
сение. А когда в следующем семестре нужно сдавать
экзамен по всему курсу — лучше бы я тогда все выучил!
Куча денег в кармане — богатство. А если навстречу
идет грабитель...
— Представляешь? Я ездил в туристическую поездку
в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои
часы. Сколько, ты думаешь, они мне отвалили? Две ты­
сячи долларов!
— Не может быть! Они же у тебя фиговые!
— Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали:
«XVII век!.. XVII век!..»
Соответственно, рефрейминг подразделяется на
рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если
первый позволяет изменить картину, не меняя рамки,
то второй — изменить рамку, не меняя картины.
Если внутрь кладут творог,
Получается — пирог.
Если сверху его кладут,
То — ватрушкою зовут.

<< Предыдущая

стр. 10
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>