<< Предыдущая

стр. 11
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Так и эдак хорошо,
Так и эдак вкусно!
74 J! НЛП: роли, которые играют люди

В первом случае признается сам факт наличия со­
бытия: «Да, я действительно вешу 110 кг». Но не при­
нимается его оценка: «Я толстый!» Вместо этого про­
износится: «Солидный, значительный, мощный, все­
объемлющий — здоровяк!» Такой подход позволяет
человеку принять себя таким, какой он есть. И даже
гордиться собой!
Рефрейминг контекста работает несколько иначе.
Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и далее
смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете
туда, где она может сработать наилучшим образом:
«Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и
вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за
каменной стеной!» Ситуация та же, но выглядит со­
всем иначе.
Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке гриб­
ника, мухомор говорит:
— Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!
— Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты
точно по шляпе получишь!
С точки зрения подстройки и ведения, рефрейминг
контекста относится к прямой подстройке, а рефрей­
минг смысла — к перекрестной. В обоих случаях при­
нимается и признается главная часть сообщения —
наличие некого события, устанавливается раппорт и
происходит одновременное ведение. Только в одном
случае подстройка прямая, а в другом — перекрестная.
Рефрейминги могут применяться для самых раз­
личных ситуаций и проблем. И все же у каждого из
видов рефрейминга есть своя сфера, та, где он работа­
ет лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорош для
высказываний, связанных с обозначениями каких-то
событий, когда из нейтральной ситуации делаются
многозначительные выводы.
Глава 4. Свой собственный реальный мир | 75

«Ты не смотришь мне в глаза, значит, хочешь со­
врать».
«Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!»
«Она не пришла на свидание. Она меня не любит».
Здесь можно задаться вопросом: «Что еще это озна­
чает? Как иначе это назвать?» Ответ превзойдет все
ожидания.
«Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их
глубине и слишком быстро влюбиться!»
«Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-
моему, это просто блестящий результат!»
«Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс
ее воображение, что она настолько смутилась?!»
Между прочим, в самом основании НЛП, как на­
правления психологии, лежит рефрейминг смысла,
который и позволил его основателям достигнуть столь
грандиозного успеха: «Не бывает поражений, бывает
только обратная связь».
Один предприимчивый человек сколотил огромное со­
стояние благодаря урокам пения, которые берет его
дочь, — он скупил за бесценок все соседние дома.
Для рефрейминга контекста есть свой список «лю­
бимых проблем». Это уже знакомые нам обобщения,
точнее — сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая
частная задачка вырастает до слишком больших мас­
штабов.
«Я слишком осторожный».
«Я слишком грубая».
«Я недостаточно красива».
Поместим эти высказывания в другой контекст.
«Зато ты никогда не попадешь под машину!»
«Зато тебе не приходится держать все эти гадости
в себе!»
«Зато тебе не нужно позировать часами перед ка­
мерой!»
76 I НЛП: роли, которые играют люди

Как видите, есть ситуации, когда недостатки пре­
вращаются в преимущества.
Главная задача рефрейминга — дать человеку но­
вый взгляд на ситуацию, сломать старые стереотипы.
Иногда — буквально выбить его из колеи. Рефрей­
минг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не
обязан быть приятным. Он может быть просто шоки­
рующим. И эта шоковая терапия порой срабатывает
лучше всего.
«Я слишком невнимательная...» — «Зато тебя мож­
но изнасиловать, и ты ничего не заметишь!»
«Я слишком необщительная!» — «Зато тебе не гро­
зит заразиться СПИДом».
«Ко мне на свидание постоянно опаздывают все
девушки!» — «Зато ты всегда можешь начать встре­
чаться с молодыми людьми».
Разумеется, подобные рефрейминги уместны толь­
ко в тех случаях, когда человек может реально что-то
изменить. Иначе это будет изощренным издеватель­
ством. Хорошо работает еще более сильное обобще­
ние, чем то, к которому человек уже привык. Это за­
ставляет еще раз серьезно задуматься над собственны­
ми словами, которые мы употребляем совершенно
бездумно. Нужно наконец-то по-настоящему услы­
шать самого себя.
«Я слишком вспыльчива!» — «Зато рядом с тобой
не нужна зажигалка — можно прикуривать непосред­
ственно от тебя!»
«Я слишком веселый». — «Зато сможешь весело
мыть туалеты».
И все же... Кому-то нужна встряска, а кому-то по­
могут поглаживания.
«Я слишком толстый!» — «Зато тебя трудно вытол­
кать за дверь!»
«Я недостаточно внимательна». — «Зато не заме­
тишь бестактность собеседника».
Глава 4. Свой собственный реальный мир ||| 77

Как видите, рефрейминг контекста весьма органич­
но переплетается с рефреймингом смысла. Они пре­
красно дополняют и поддерживают друг друга.
И напоследок. Есть ситуации, в которых не доста­
точно просто поменять свое отношение к происходя­
щему. Иногда действительно уместно что-то изменить
во внешнем мире. Конечно, можно стоять и делать
рефрейминги, когда на тебя едет машина, но лучше
отпрыгнуть в сторону.
Зайчиха разводится с зайцем.
— В чем причина развода? — спрашивает судья.
— Мой муж косой! — возмущенно отвечает зайчиха.
— А что же вы раньше не заметили?
— Я думала, он мне глазки строит.
Доигралась с рефреймингами...

Коллекция лучших рефреймингов
Работают самые разные рефрейминги. И самые весе­
лые, и самые серьезные. Самые обнадеживающие и
самые пугающие. Приведенные ниже рефрейминги
объединяет одно — они доказали свою эффективность.
Они собирались на тренингах, где на каждую жало­
бу находилось не меньше десятка ответов от людей,
обладающих совершенно непохожими взглядами на
жизнь и очень разным опытом.
По многочисленным наблюдениям, эффективнее
всего те рефрейминги, которые, с одной стороны, дос­
таточно новы и свежи, а с другой — затрагивают обще­
принятые ценности человека. Попадают в его карту.
Однажды я буквально по полу катался от смеха от
удачно сделанного мне рефрейминга. Благо, условия
позволяли.
Итак...
78 | НЛП: роли, которые играют люди

Таблица 1. Лучшие рефрейминги

Я слишком... Зато...

...вспыльчивая. ...ты чувствительная и непредсказуемая
девушка...твой огонек видно издалека
...твое пламя растопит любую холод­
ность!..какая живость движения!
...часто не завер­ .. .ты не добиваешь упавшего и кажешь­
шаю начатые дела. ся очень гуманным...можешь начать их
заново.. .начинаешь ты их вполне
успешно!..тебе постоянно есть чем за­
няться!
...медленно читаю. ...долго получаешь кайф от чтения
...быстро говоришь...дольше помнишь
прочитанное...тебя нельзя упрекнуть
в том, что книгу ты «в глаза не видел».
...клево и часто отдыхаешь!..вообще ра­
...мало работаю.
ботаешь!.^ тебя есть время об этом поду­
мать...другие об этом только мечтают
...кто много работает — работает на тех,
кто зарабатывает...просто ты очень ува­
жаешь свой труд.
...свободолюбива. ...ты всегда сможешь найти повод для ре­
волюции!..тебя будет трудно приручить,
если только добром и лаской...тебя труд­
но посадить в тюрьму!..ты можешь быть
счастлива, даже когда ты одна.
...часто совершаю ...их так много!..ть/ совершаешь эти по­
глупые поступки. ступки...глупые ошибки — ключ к нестан­
дартным решениям...и привлекаешь
внимание!
...люблю быть ...тебя всегда видно!..из тебя может по­
в центре внимания. лучиться хороший ведущий...ты можешь
ничего не бояться...уж если нарисовал­
ся — не сотрешь!
Глава 4. Свой собственный реальный мир II 79

Я слишком... Зато...
...мнительна. ...редко ошибаешься...твой парень не
сможет разорвать отношения первым
...ты думаешь больше всех...люди, став­
шие твоими друзьями, действительно под­
ходят тебе.
...знаешь, где ее найти!..можешь быть
...ценю справед­
арбитром...ты можешь работать проку­
ливость.
рором и не напрягаться по поводу круп­
ных заработков — у тебя их не будет!..
можешь с выгодой торговать ею!
...ты сможешь ответить вредной про­
...раздражителен
и агрессивен. давщице!..к тебе лишний раз не при­
станут...ты всегда сможешь подрабо­
тать вышибалой...отходчив.
.. .тебе легко ориентироваться в любой
...высокая.
толпе...тебе удобно целоваться с высо­
кими парнями...никогда не утонешь
...тебе не приходится тянуться за пред­
метами или бегать за табуреткой.
...они у тебя есть!..они никогда не оста­
...эмоционально
реагирую на своих нутся без твоего внимания...не наобо­
рот!..это означает, что они тебе небез­
друзей.
различны.

А еще работают рефрейминги...
Не успела возникнуть подходящая ситуация, как вы
уже выдали первый попавшийся рефреиминг. Он мо­
жет попасть в десятку, а может промазать. Главное —
он вообще появился! Пусть сознание займется его
осмыслением. А пока оно «пережевывает» этот пер­
вый рефреиминг, взвешивая все «за» и «против», вы
придумываете новый. Более точный и эффективный.
Или менее — главное, что мозги уже работают в нуж­
ном направлении.
80 НЛП: роли, которые играют люди

Возвращаюсь как-то после сдачи экзамена домой. Лет­
няя сессия — начало июня. Погода еще не «устаканилась»,
и с утра довольно прохладно, а днем — жара. Соответ­
ственно, по дороге туда куртка на плечах, а обратно — на
плече. Проверяю наличие куртки — нет. Оставил в уни­
верситете. Надо возвращаться. А в руках сумка — тяже­
лая. А прошел на самом пекле — уже полчаса. Внутрен­
ний диалог:
— Ну и что! Без куртки идти легче!
— А в ней — паспорт.
— Не пропадет.
— И проездной.
— Ладно, разворачиваемся.
Иду обратно, фантазирую: «Чего б такого хорошего в дан­
ной ситуации найти?» А мозги скрипят, тормозят — ра­
ботать не хотят. Подплавились, видать, на солнышке. Их
бы чем-нибудь охладить... Идея! «Куплю себе мороже­
ное!» Дальше — легче: «Побольше отдохну перед оче­
редными занятиями. Узнаю, как успехи у сокурсников.
Посижу в Интернете пару часиков! Поеду домой в ком­
пании с другом! Договорюсь о совместной подготовке к
следующему экзамену. Пережду жару в прохладном по­
мещении! Попрактикуюсь в рефрейминге...» Иду, выду­
мываю. Оцениваю найденные варианты. Радуюсь удач­
ным попаданиям. Удивляюсь, что раньше не подумал о
столь благоприятных возможностях. Работа кипит.
Куда там до расстройства! На него и времени-то нет.
Поди погрусти, когда надо сравнить лучшее с хорошим
и полезное с интересным!
Осталось только привить себе соответствующую
привычку — искать в любой жизненной ситуации са­
мое позитивное. Чтобы первыми же мыслями были, на­
пример, такие: « Что в этом хорошего ? Какую пользу я
могу из этого извлечь? Где это можно использовать?»
«Вздохнула Царевна Несмеяна и давай себе реф-
рейминги делать...»
(Идею издевательства над русским народным твор­
чеством с помощью терминов НЛП удалось позаим-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>