<< Предыдущая

стр. 12
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 4. Свой собственный реальный мир | 81

ствовать из книги В. Гурангова и В. Долохова «Учеб­
ник везения».)

И в рекламе, и в политике...
В этой главе нет ничего такого, с чем вы не встреча­
лись в повседневности. Рефрейминги приходится по­
стоянно делать политикам и прочим спорщикам.
А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и най­
ти признаки процветания в экономическом кризисе?
Как убедить общественное мнение в необходимости
войн?
Очень просто — сменить рамочку. Назвать иначе.
Обратить свое внимание на другой аспект. Вы, напри­
мер, думали о том, что время мировых войн — время
небывалого роста технического прогресса? А о том,
что многие прекрасно работающие на вас бытовые ме­
лочи — результат разработок военных конструктор­
ских бюро?
— Почему экономика не идет в гору?
— Потому что счастье не за горами.
Как выиграть в любой полемике? Как проявить
остроумие и оригинальность? Как неожиданно раз­
вернуть всю ситуацию? Сменой рамки. Любой анек­
дот построен на эффекте неожиданности. На непри­
вычном ракурсе. На разрыве стереотипов.
«Пятна масляной краски не будут так заметны на
вашей одежде, если вы ее больше не наденете». —
Шуточка от Андрея Кнышева.
Говорят, наша жизнь хорошо развивает чувство
юмора. Потому что без него — проще повеситься.
Детство предоставляет немало возможностей по­
практиковаться в рефреймингах. В нашей школе «от­
личники» неизменно превращались в «ботаников».
Курение становилось четким критерием взросления.
82 J НЛП: роли, которые играют люди

(Впрочем, обратные преобразования тоже имели мес­
то. Особенно когда речь заходила о плохой «дыхалке»
юных курильщиков и слабой силе воли.)
Учительница проводит опрос в классе:
— Кем у вас работают родители?
— Заведующим универмагом! — говорит Маша, и ей
вторит хор восхищенных голосов.
— Охранником в банке! — говорит Петя, и раздаются
бурные аплодисменты.
Вовочка плачет:
— А мой папа — доктор наук.
— Ну ничего-ничего, все работы хороши, — успокаива­
ет малыша учительница.
А вам нравится реклама? Мне, с некоторых пор, да.
И не из-за того, что «реклама — двигатель прогресса».
И не только потому, что она дает своевременную ин­
формацию обо всех новинках сферы услуг. Мне она
нравится за обилие рефреймингов и других красивых
методов воздействия. Мне доставляет удовольствие
анализировать «кухню» рекламного ролика.
Помните классическое: «Реклама должна говорить
правду, только правду, ничего, кроме правды. И никог­
да — всю правду»? Это о рефрейминге смысла, об ис­
кусстве выбора нужных рамок. Всегда приятнее вос­
принимать рекламу бритвы на фоне нежного женско­
го прикосновения, нежели на фоне боли от порезов.
В общем, рефрейминг — это способ найти «свежее
решение», даже когда рядом нет широко разреклами­
рованной мятной таблетки.


Памятка на память
¦ Мы создаем свой собственный реальный мир. В каж­
дый момент времени, с каждым полученным сооб-
Глава 4. Свой собственный реальный мир | 83

щением. Каждой выданной нами реакцией. Только
от нас зависит, каким смыслом наполнить получен­
ное сообщение. События настолько многогранны,
что из каждого можно извлечь свою выгоду.
¦ Отношение к событию определяется рамкой, в ко­
торую его поместили. Смена рамки вызывает пере­
мену отношения к происходящему, провоцирует
появление новых точек зрения и новых оценок.
Такое «переобрамление» в НЛП называется реф-
реймингом.
¦ Рефрейминг можно делать буквально: выделяя
и помещая в различные рамки необходимую ин­
формацию. Этот эффект часто используется в рек­
ламе, да и везде, где требуется создать определен­
ное отношение к подаваемой информации или про­
сто привлечь внимание.
¦ Можно сфокусировать внимание на другом аспек­
те ситуации, и это будет называтьсярефреймингом
смысла. Как говорил домовенок Кузя из детского
мультика: «Я не жадный — я домовитый!» Или
классическое: «Стакан наполовину выпит или на­
половину недопит?»
¦ Когда мы рассматриваем событие на фоне других
обстоятельств, это называется рефреймингом кон­
текста. Он позволяет найти случаи, когда обозна­
ченный недостаток может оказаться преимуще­
ством.
¦ Рефрейминг реализует принцип словесной под­
стройки и ведения. При этом рефрейминг контек­
ста — это прямая подстройка, а смысла — перекре­
стная.
¦ Рефрейминг контекста уместен при сверхобобще­
ниях, когда проблема заявляется следующим обра­
зом: «Я слишком...» или «Я недостаточно...» Реф­
рейминг смысла хорош для высказываний, связан-
84 I НЛП: роли, которые играют люди

ных с обозначениями каких-то событий, когда из
нейтральной ситуации делаются многозначитель­
ные выводы.
¦ Основная задача рефрейминга — выйти за рамки
обычного восприятия проблемы. Показать другую
сторону того же события, иногда — более привлека­
тельную, иногда — более шокирующую. Кому что
полезнее. Рефрейминг может помочь просто изме­
нить отношение к чему-либо, а может подстегнуть
к решительным действиям.
Глава 5 Наука дозированных
переживаний

Ассоциация — погруженность в пере­
живание, при воспроизведении кото­
рого человек видит события своими
собственными глазами, воспринимая
его всеми органами чувств.
Диссоциация — выход из пережива­
ния в состояние наблюдателя за са­
мим собой, рассматривающего и слы­
шащего ситуацию со стороны. При
этом отсутствует непосредственное
кинестетическое восприятие.
Словарь НЛП
Мы прекрасно умеем регулировать степень своей по­
груженности в переживания. Бывает, мы с головой
уходим в свои ощущения, а порой — отстраняемся,
словно это происходит не с нами. Мы можем букваль­
но ассоциироваться со своими чувствами, а можем —
диссоциироваться, отсоединиться от них.
Ассоциация — погруженность в переживание, при
воспроизведении которого человек видит события
своими собственными глазами, воспринимая его все­
ми органами чувств.
Диссоциация — выход из переживания в состояние
наблюдения за самим собой. При этом отсутствует
непосредственное кинестетическое восприятие.
Иногда события захватывают нас, и мы несемся
в бурном потоке жизни. А бывает, что остаемся безу­
частными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы смотрите на себя, стоящего под
душем. Вы видите, как он там двигается под прозрач­
ными струями воды. Вы можете даже слышать звуки,
86 I НЛП: роли, которые играют люди

которые доносятся из душа. Тот человек стоит и мо­
ется. Неожиданно на него полился поток холодной
воды, т. к. горячую воду отключили... Теперь немного
по-другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие
струи воды приятно массируют ваше тело и мягко сте­
кают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и,
может быть, собственное довольное мурлыканье...
Неожиданно на вас полился поток холодной воды,
т. к. горячую воду отключили. Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего
появляется такая мощная разница. В первом случае
вы были диссоциированы от своего тела. Вы букваль­
но смотрели на него со стороны. Поэтому вы оказа­
лись оторваны от его переживаний и легко пережили
резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли
испытать, — это ощущения по поводу происшедшего.
Сумасшедший пишет письмо себе.
— И что же ты там себе пишешь?
— Откуда я знаю! Я же его еще не получил!
Во втором случае вы ассоциировались с самим со­
бой. Вы были в своем теле, смотрели своими глазами,
слушали своими ушами, чувствовали то, что происхо­
дит вокруг. И оказались связанными с собственными
переживаниями. Не исключено, что вы пережили при
этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ас­
социированных и диссоциированных состояниях. На­
бравшись некоторого опыта, можно достаточно легко
обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои пере­
живания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное
дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса
вперед. Особенно показательно наличие микромото­
рики — мельчайших (и очень даже явных) движений
Глава 5. Наука дозированных переживаний | 87

телом, как в переживаемой ситуации. Это может быть
подрагивание пальцев, движение губ, смещение кор­
пуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может
буквально «рисовать» обстановку вокруг себя.
Диссоциированного человека легко определить по
отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраня­
ется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыха­
ние более поверхностно, кожа — намного бледнее.
Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой.
Все спят. Он показывает квартиру:
— Это моя гостиная, это — спальня, это — наша кровать.
Вот спит моя жена, а это, рядом с ней, — я...
Особенно бросается в глаза момент перехода меж­
ду этими состояниями. Вот он сидел, включенный в
переживания, а в следующий момент — подается на­
зад и буквально за минуту цвет его лица становится
более бледным. Лицо делается менее подвижным,
словно кто-то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку
переход между ассоциацией и диссоциацией дискрет­
ный — разрывный по своей природе. Можно или смот­
реть на мир своими глазами, или видеть себя со сто­
роны. Промежуточного состояния конструктор мира
не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от
переживаний. Лучший способ — это изменение рас­
стояния до собственного тела. Помните привычное:
«Мне это совсем не близко», «Это далеко не так важ­
но!», «Я бы хотел отодвинуться от своих проблем».
Все эти фразы выражают буквальные процессы, про­
исходящие в наших переживаниях. Мы действитель­
но отодвигаем картинку с воспоминаниями на боль­
шее расстояние. И мы можем войти в них, ассоцииро­
вавшись с собственным телом.
88 I НЛП: роли, которые играют люди

Возможности нашей памяти
Полагаю, у вас уже вовсю заработала фантазия, как
это можно использовать. Мне остается только описать
те способы применения этого замечательного инстру­
мента, которые уже давно применяются всеми НЛПе-
рами. Во-первых, — работа с воспоминаниями. Весь
наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной
системе. И то, как он там закодирован, может суще­
ственно повлиять на наше настоящее и даже будущее
поведение. А может и не повлиять — береженого бог
бережет.
Возле травматологической больницы стоят перебинто­
ванные муж и жена. Садятся в такси и просят шофера:
— Только, пожалуйста, не гоните! А то вчера нам достал­
ся такой лихач, что мы попали в аварию. Чтоб ему пусто
было!
Таксист радостно оборачивается:
— Ой, это были вы! А я вас не узнал.
Можно, например, поработать с приятными и не­
приятными воспоминаниями. В жизни всякое случа­
ется, и все это — наш опыт. Это те уроки, которые щед­
ро раздает мир. И из них можно многому научиться.
Но что делать с теми событиями, одни воспоминания
о которых причиняют нам боль? Не воспитывать же
в себе мазохизм!
Ответ на поверхности — диссоциироваться от них.
События были связаны с неприятностями — разорви­
те эту связь. Просто выйдите из своего тела. В воспо­
минаниях, естественно. Пусть все те события проис­
ходят с ним — более молодым. А вы будете на них
учиться, оставаясь на поверхности и не погружаясь
лишний раз во всякие гадости.
Прорвало канализацию. Молодой и старый сантехники
открывают люк, оттуда выплывают испражнения. Стар-
Глава 5. Наука дозированных переживаний II
I 89

ший ныряет в люк, и через минуту показывается его го­
лова и говорит напарнику:
— Ключ на двенадцать!
Взял ключ — снова нырнул. Через минуту:

<< Предыдущая

стр. 12
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>