<< Предыдущая

стр. 13
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

— Ключ на семнадцать!
И так далее. Когда все было исправлено, старший сан­
техник не без гордости заявляет:
— Вот, учись! А то всю жизнь будешь ключи подавать!
Хорошо помогает зафиксировать диссоциацию
довольно простой трюк — сделайте картинки (или
фильм) черно-белыми. При особенно мощных эмоци­
ях помогает двойная диссоциация. Когда, диссоцииро-
вавшись однажды, вы повторяете диссоциацию. И те­
перь смотрите на то, как он смотрит на того, кто сейчас
переживает события. Запутались? Тогда получайте
анекдот.
Прайс-лист в одесском публичном доме.
¦ Занятие сексом — 100 у. е.
¦ Наблюдение за занимающимися сексом — 200 у. е.
¦ Наблюдение за наблюдающим за занимающимися сек­
сом — 500 у. е.
Таким образом, вы перекодируете свои воспомина­
ния, связанные с болезненными переживаниями, и на­
учитесь более трезво относиться к подобным ситуаци­
ям в будущем. А скорее всего — сможете обойти их
стороной.
А как вновь почувствовать вкус жизни? Насла­
диться всеми красками былых воспоминаний? С по­
мощью ассоциации. Проживите заново свои самые
прекрасные воспоминания! Войдите в них, смотрите
на все своими глазами, на этот объемный, красивый и
цветной мир! Обратите внимание на то, какие звуки
вас окружали в тот момент. Какие были ваши ощуще­
ния в теле? Какие запахи вы ощущали?
90 |[| НЛП: роли, которые играют люди

Удивительно, но вспоминая события, происшед­
шие в прошлом, мы можем изменять свое состояние
здесь и сейчас. Вспомнили радостное событие — пора­
довались прямо сейчас, огорчительное — огорчились
«не отходя от кассы».
Соответственно, ассоциация нам нужна тогда, ког­
да мы возвращаемся в прошлое за нужными состоя­
ниями. Если нам нужна уверенность — берем уверен­
ность. Ярость — подыскиваем ярость. Любовь — пере­
живаем любовь. Мы черпаем из прошлого то, что нам
нужно сейчас.
— Дайте мне вон ту буханку хлеба.
— С сегодняшнего дня хлеб подорожал.
— Да? В таком случае, дайте мне вчерашнего.
Когда же нам нужна только информация — диссоци­
ируемся. И хладнокровно собираем ее там, куда раньше
не могли без дрожи даже заглянуть. Впрочем, искать
нужную вещь на прибранном складе все равно прият­
нее, чем на помойке.

Взгляд со стороны
Между прочим, диссоциация может дать вам инфор­
мацию в новом ракурсе, а скорее всего — и в новом
объеме.
— Ну и чего ты смеешься? Не вижу ничего смешного!
— А ты и не можешь видеть. Ты сидишь на моем хлебе
с повидлом.
Порой мы застреваем в своих переживаниях и не
замечаем, что решения некоторых задач лежат на по­
верхности. Чтобы увидеть их, надо просто диссоции­
роваться — и хладнокровно взглянуть на проблему со
стороны.
Глава 5. Наука дозированных переживаний | 91

Банальная ситуация. Муж неожиданно возвращается из
командировки. Любовник, вылезает в окно, а спрыгнуть
на землю боится. Висит себе на карнизе, час висит, два.
Вот уже утро настало. На улице подметает дворник.
— Что, висишь?
— Вишу.
— Спрыгнуть боишься?
— Боюсь.
— Ну, виси-виси. Только подними ноги, подмести надо.
Особенно приятно, что инструмент ассоциации —
диссоциации неплохо работает в реальном времени.
Достаточно часто бывали случаи, когда одна только
диссоциация прекрасно заменяла анестезию. Люди,
которым уже не помогали никакие обезболивающие,
спасались разглядыванием себя со стороны. Букваль­
но представляя себе, как они выглядят со спины,
сверху, с верхнего правого угла комнаты...
Иногда можно диссоциироваться от своей боли,
просто начав ее внимательно разглядывать. Какого
она цвета? Какой формы? Не хочет ли она прямо сей­
час уменьшиться? Проявив к ней интерес, многие с
удивлением замечали, как она неожиданно удаляется.
А что делать, если вы перестали ее переживать и нача­
ли на нее глядеть?! Кому нравится, что на тебя при­
стально смотрят, оставив все дела?!!
Диссоциация может повлиять на все чувства, кото­
рые мы испытываем. Лишившись эмоциональной
подпитки, спешно удаляется боль, исчезает страх, ис­
паряется возмущение, «сматывает удочки» досада.
Приятных чувств это тоже касается. Куда подевалась
радость? Где счастье? Странно, где это мой интерес?
Диссоциация способна превратить самый страстный
поцелуй в обычный массаж. Ассоциируйтесь, когда
хотите полных переживаний! Связывайте свои воспо­
минания с самыми прекрасными чувствами!
92 1 НЛП: роли, которые играют люди

Магия речи
Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями
этого мира и отстраняйтесь от тех, что вам не по душе.
В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и
свободный — родной язык. Когда вы произносите:
«Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное
настроение!» — я аплодирую вам. Вы ассоциированы
с самым лучшим. Слова действительно хорошо связы­
вают самые разные вещи. А иногда и людей тоже.
— Мне надоело слушать, как ты все время говоришь: «моя
машина», «мой телевизор», «мой магнитофон». Раз уж
мы поженились, у нас не может быть твоих или моих
вещей, а только «наши». Слышишь, муженек, наши!!!
Кстати, что ты там ищешь в гардеробе?
— Я ищу наши брюки.
А как диссоциироваться от плохого?
Пятилетняя девочка Оля: «Сегодня Оленька упа­
ла и разбила коленку. А сейчас я уже чувствую себя
хорошо!»
Очень помогает именование себя в третьем лице.
Это только на первый взгляд кажется непривычным.
На самом деле, такие вещи используются достаточно
часто. Помните классическое:
— Дорогой Леонид Ильич слушает.
«Вы оскорбили сотрудника правопорядка! Прой­
демте в отделение!» Гениальная фраза с точки зрения
диссоциации! И оскорбление — мимо, и возмездие —
неотвратимо. Диссоциация от критики — это действи­
тельно довольно изящный способ сохранить хорошее
состояние духа. «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
Пусть кто-то любит говорить всяческие гадости.
Это же не повод, чтобы принимать их близко к серд­
цу! Диссоциируйтесь! Перед тем как решить, прилеп-
Глава 5. Наука дозированных переживаний ||| 93

лять ли эти слова к себе, полезно внимательно рас­
смотреть, а что они означают. И сравнить их со своим
представлением о себе. То есть буквально сопоставить
две картинки, изображающие ваше мнение и мнение
другого. «Ты козел!» — говорит он. Представляем себе
козла, ставим рядом собственное изображение, срав­
ниваем: «Не похож». Как ловко сформулировал Ни­
колай Козлов: «Данный взгляд на меня мне представ­
ляется неубедительным».
Если дело касается боли, всегда можно исправить
«у меня болит нога» на «моей ноге больно». Конечно,
вы, как заботливый хозяин, позаботитесь о ней. Но
уже не как о себе, а как о приболевшей прислуге. Вни­
мательно, но без особых эмоций.
Хорошо работает использование временных осо­
бенностей языка.
— У меня совершенно неразрешимая проблема!
— Вы хотите сказать, что она не была до сих пор
решена?
Мастерский пируэт, и проблема отправляется в про­
шлое. Сейчас, глядя на нее из настоящего, мы уже до­
статочно от нее отделены, чтобы начать ее решать.
Недостаточно? Сейчас исправим:
— То есть, до того как вы решили об этом заявить,
вы еще не нашли ее решение?
Теперь между проблемой и настоящим вклинилось
еще одно событие — сам факт принятия решения.
Будьте уверены, порой на принятие решения обра­
титься к кому-либо за помощью уходит больше време­
ни, чем на попытки разрешить ситуацию самому. Даже
если защита оказалась не слишком прочной, всегда
можно добавить еще множество щитов. Дай только
волю!
Обобщаем информацию. Притом, что инструмен­
ты ассоциации — диссоциации и рефрейминга на пер­
вый взгляд кажутся столь различными, они работа-
94 I НЛП: роли, которые играют люди

ют заодно. Их цель — дать нам возможность выбора
в управлении собственным внутренним миром. С по­
мощью рефрейминга мы определяем, что нам пережи­
вать по тому или иному поводу. С помощью ассоциа­
ции — диссоциации — как, и стоит ли это вообще де­
лать.
И что самое удивительное, оба этих инструмента
работают на одном и том же принципе: вы изменяете
точку зрения на происходящее, изменяя тем самым
свои переживания. Вплоть до полного исчезновения
нежелательных эмоций.
Все, что происходит вокруг нас, представляет со­
бой весьма сложные и многогранные явления. И для
их объемного описания требуется как минимум не­
сколько позиций восприятия. Об этом мы поговорим
в седьмой главе «Искусство договариваться», но для
ее понимания будет полезна следующая глава, кото­
рая продолжает тему искусства управления собой.
И окружающими.
Глава б Пульт управления мозгом


Было бы неостроумно, если бы мы
могли, нажимая на мозговые кнопки,
роботообразно приводить себя в за­
данные состояния: нажал — испытал
восторг и энтузиазм; нажал — при­
шел в умиление и заплакал; нажал —
стало смешно... Не требовалось бы ни
музыки, ни поэзии, ни театра.
Владимир Леей
Великолепнейшая книга! «Искусство быть собой» —
море переизданий, огромные тиражи. Первый изда­
тельский копирайт датируется 1971 годом — до появ­
ления НЛП. Но Джон Гриндер и Ричард Бендлер этой
книги, похоже, не читали. Поэтому одна из самых эф­
фектнейших и эффективнейших технологий НЛП ро­
дилась.
Владимир Леви, безусловно, прав: неостроумно жать
на кнопки просто так. Эмоции без конкретного содер­
жания «повисают в воздухе». Для удержания заданно­
го внутреннего состояния без приложения к какому-
либо внешнему или внутреннему событию требуется
недюжинная сила воли. Но вот появилась опора, и эмо­
ции обретают смысл.
Поэтому и музыка, и поэзия, и театр.
Те же актеры, чтобы хорошо сыграть, должны уметь
погружаться в любые состояния.
К опытному актеру подходит начинающий:
— Подскажите, коллега! В первом акте мне нужно сыг­
рать мертвецки пьяного человека.
— Нет ничего проще: выпей две бутылки водки.
— Да, но во втором акте я должен играть трезвого!
96 I НЛП: роли, которые играют люди

— А вот здесь тебе действительно потребуется все твое
искусство.
И поскольку театр жив, значит, искусство вызы­
вать желаемые эмоции и состояния существует!
А НЛП, как всегда, взялось вычленить в этом искус­
стве ключевые шаги, и на свет появилась технология
управления эмоциями.
Согласитесь, было бы довольно остроумно, если бы
мы могли, проделав ряд несложных действий (а со
стороны это действительно напоминает пресловутые
«мозговые кнопки»), в нужный момент добраться до
нужных переживаний. Например, «включить» уве­
ренность перед экзаменом. Или добавить энтузиазма
для преодоления неожиданного препятствия.
А как насчет способа брать нужное состояние и из
одного контекста переносить в другой? Скажем, я мо­
гу легко и комфортно общаться со своими близкими
друзьями, а вот с незнакомыми людьми — не получа­
ется. А бывает, что надо. Берешь комфорт, уют и есте­
ственность и переносишь в проблемную ситуацию.
И часто этого бывает достаточно.
Заманчиво? Неуместный вопрос.

Стимул — реакция
Профессора Павлова знают все, кто изучал в школе
биологию. Еще бы: условные рефлексы! Лампочки,
звоночки... Бедные собачки! Даже анекдот придумали.
Однажды мальчика по фамилии Павлов укусила соба­
ка. Собака укусила и забыла. А тот мальчик вырос, но
ничего не забыл!
Видимо, хотел понять причины... Ну, не будем оби­
жать физиолога — он, конечно же, не только условные
рефлексы открыл, но и кучу всего другого. Нас же с ва-
Глава 6. Пульт управления мозгом | 97

ми интересуют именно эти самые рефлексы. И пав­
ловские опыты над собачками.
Говоря по-нашему, по-простецки, опыт состоял
в следующем: испытуемому животному дают еду; у

<< Предыдущая

стр. 13
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>