<< Предыдущая

стр. 14
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

того, понятное дело, вырабатывается слюна, желудоч­
ный сок и т. п., что регистрируется соответствующим
способом. Но это не главное. Главное состоит в том,
что «каждый раз во время еды...» звенел колокольчик.
«Зверство» же выражается в следующем: однажды,
после многократных «тренировок», вместо того чтобы
дать животному еды, Павлов просто позвонил в ко­
локольчик. И с удовольствием зафиксировал реак­
цию обманутого собачьего организма: тот начал ак­
тивно вырабатывать слюну с желудочным соком (на­
ивный!).
Ноу-хау профессора Павлова в том и состоит, что
нейтральный стимул вызвал реальную реакцию — об­
разовалась связь между стимулом и реакцией. Коло­
кольчик стал обозначать еду. Жаль, что не сытость, но
до этого наука пока еще не дошла. Так появилось уче­
ние об условном рефлексе.
Одна обезьяна спрашивает у другой:
— Слушай, а что такое условный рефлекс?
— А вот смотри: сейчас я нажму на кнопку, зазвенит зво­
нок, и люди в белых халатах прибегут нас кормить.
Павлов, как известно, изучал животных, а не людей.
С людьми гораздо проще! Ричард Бендлер: «Сколькие
из вас читали про Павлова и его собак, и колокольчик,
и все такое? И у скольких из вас прямо сейчас выде­
ляется слюна? Им требовалось повесить на собаку
сбрую, и звенеть колокольчиком, и без конца кормить
ее — чтобы обучить этой реакции. Все, что вы сдела­
ли, — это прочитали об этом, и у вас та же реакция, что
была у собаки. Это пустяк — но это показатель того,
сколь быстро может обучаться ваш мозг».
4 Зак. №271
98 I НЛП: роли, которые играют люди

Помните школьный звонок? Звенит звонок и...
Дальше сами знаете: рефлекс вырабатывался годами.
Трель телефона, будильник... Помнится, приехал на
отдых в родной город — совсем другой воздух. Запах
родины. И сразу воспоминания нахлынули... Помни­
те рекламу «Тот самый чай»? Как насчет вида своего
рабочего места? Я уж не говорю о чарующем мире
прикосновений! Все это мы привычно называем ассо­
циациями, ученые — условными рефлексами.
Первыми идею применения теории условного реф­
лекса подхватили поведенческие психологи. Если я не
сильно ошибаюсь, именно они предложили тезис, что
любые наши действия являются реакциями на стиму­
лы внешнего или внутреннего мира, а какой будет эта
реакция, определяется нашими условными рефлекса­
ми. Соответственно, была предложена упрощенная, но
доказавшая свою эффективность «механическая» мо­
дель взаимоотношений: стимул — реакция. Или так:
причина — следствие.
Действительно, простая идея: поместите на фоне
рекламируемого товара какую-нибудь красотку, про­
крутите клип по телевизору, развесьте рекламные
щиты на улицах, и вот уже сам вид товара ассоцииру­
ется с весьма приятными чувствами. Кто сказал, что
не сработает?! Включите телевизор, и вы увидите, как
вместе с жевательной резинкой продают улыбку, тор­
тик — в комплекте с крепкой семьей, чаек — с больши­
ми заработками, мятную таблетку — с поцелуем...
Вовочка после просмотра рекламной паузы бросается
с ревом к матери:
— Мама! Мамочка! Я тоже хочу играть в теннис, ездить
на лошади и купаться в бассейне. Купи мне, пожалуйста,
«Тампакс»!
Я не собираюсь сейчас рассказывать о технологиях
рекламного бизнеса — только показываю принцип ра-
Глава 6. Пульт управления мозгом | 99

боты. Да вы и сами прекрасно понимаете, что любой
из описанных в этой книге инструментов НЛП может
быть применен в той же рекламе. И где вам самим за­
хочется.
Все описанные примеры — это, как говорят пове­
денческие психологи, примеры позитивного подкреп­
ления. Здесь желаемое нами поведение связывается с
приятными переживаниями. Но есть и негативное
подкрепление. Тут — наоборот.
Зубной врач — пациенту:
— Как только я начну сверлить зуб, кричите изо всех сил.
— А зачем?
— Понимаете, через полчаса начинается футбольный
матч, а там еще человек десять ждут.
Изящный прием?
Пример из рекламы: отказался от освежающей
жвачки — окружающие воротят от тебя нос. И так да­
лее. Кнут и пряник — основа любого воспитания.
Вполне естественно, что поведенческих психологов
и всех их последователей, в том числе — НЛПеров,
критикуют за подобный «механический», «роботизи­
рованный» подход к человеческой личности, но что
поделать, если эти инструменты работают? Работа­
ют, несмотря ни на какую критику.
Становится грустно за человечество, когда задумы­
ваешься над тем, что все наши реакции определяются
условными рефлексами. А как же свобода воли?! Спо­
койствие: будет вам свобода — читайте дальше.


Рефлексы — под контроль!
Человек отличается от животных скоростью возник­
новения условных рефлексов: у него они возникают с
первого же раза. Не знаю, сколько правды, а сколько
100 НЛП: роли, которые играют люди

юмора в этом анекдоте, но то, что в нем есть смысл, —
однозначно.
Психиатрическая лечебница, рассказ пациента:
— Сижу дома — пью чай, слышу: тюк, тюк. Спрашиваю:
«Кто там?» Молчат. Открываю дверь — бандиты. Гово­
рят: «Раздевайся!» Я разделся, они забрали одежду
и ушли.
Через несколько дней сижу дома — пью чай, слышу: тюк,
тюк. Спрашиваю: «Кто там?» Молчат. Сразу разделся,
открываю — соседка за солью пришла.
Вот это я понимаю — рефлекс!
Это умение мгновенно создавать связи между сти­
мулом и реакцией (умение быстро обучаться?) просто
не могло остаться незамеченным НЛПерами. Так в
НЛП появился инструмент, позволивший привнести
стабильность в путешествиях по беспокойным водам
людских эмоций — якорение. Предлагаю формальное
определение.
Якорение — это связывание внутреннего состояния
с внешним эмоционально нейтральным стимулом:
прикосновением, звуком, жестом — якорем. Оно про­
изводится путем предъявления стимула — например,
касания — в момент, когда нужное состояние пережи­
вается наиболее интенсивно. При этом образуется
петля стимул — реакция — состояние «якорится». «За­
якоренное» состояние можно вызвать повторным
предъявлением связанного с ним стимула — включе­
нием якоря.
Разберемся подробнее. Якорь — это стимул, нахо­
дящийся под нашим непосредственным контролем, он
вызывает заранее известную связанную с ним реак­
цию. Чтобы использоваться в качестве якоря, стимул
должен быть эмоционально нейтральным, т. е. до яко-
рения он не должен вызывать никакой значимой ре­
акции. Грубо говоря, удар по лицу в качестве якоря не
Глава 6. Пульт управления мозгом 101

годится, а вот легкое касание плеча — подходит. По
крайней мере, если у человека нет табу на касания или
каких-нибудь собственных ассоциаций.
Связь между переживанием и якорем устанавлива­
ется с первого же раза, если оно было достаточно ин­
тенсивным. В любом случае, при всем богатстве сти­
мулов, предъявляемых внешним миром, вызываться
будет та реакция, которая связана с наиболее значи­
мым переживанием.
Боксер жалуется врачу на бессонницу. Тот:
— Попробуйте считать.
— Пробовал — на счет «девять» вскакиваю!
Сильное переживание! И многократное.
Сила переживания — это один из способов, исполь­
зуемых нашим мозгом для разделения событий на
важные и не очень. Логично предположить, что наше
бессознательное преимущественно использует знания
о важных событиях, для чего и создаются условные
рефлексы. Сразу же.
Другой способ определения значимости пережива­
ния — его повторяемость. Поэтому многократное по­
вторяющееся сочетание данного переживания с кон­
кретным стимулом также создает условный рефлекс.
«Терпение и труд все перетрут», — эту стратегию тоже
применяют при якорении.
Талисман. Зачем нужно сознательное якорение?
Способов применения — море! Но начнем с самого
простого: «Остановись мгновенье — ты прекрасно!»
Да, это способ если не остановить мгновенье, то хотя
бы иметь возможность к нему вернуться — восстано­
вить переживания — или «взять с собой», как талис­
ман: может понадобиться.
Сильный эмоциональный подъем — «заякорим»
«про запас»: потом может пригодиться. Небывалая
102 НЛП: роли, которые играют люди

уверенность в себе — можно поставить полезный «яко­
рек». Спокойное созерцательное настроение — тоже
хорошо. Между прочим, диссоциация великолепно
«якорится»! (Это намек.)
Ставить якоря на собственные эмоциональные со­
стояния очень просто: характерный (но нетипичный!)
жест, внутренняя картинка, звук (слово), произнесен­
ный вслух или «про себя», — воспроизведенные на
пике переживаний, они легко превращаются в метки,
позволяющие объяснить телу, какое состояние от него
сейчас требуется.
Ритуальные магические жесты средневековых
японских воинов, применяемые ими для входа в изме­
ненные состояния сознания, их же «тайные» мант­
ры — звукосочетания, используемые для сходных це­
лей, — все это можно объяснить с точки зрения теории
условного рефлекса.
При использовании якорей есть некоторые тонко­
сти, и ритуальная магия их придерживается. Во-пер­
вых, якорь желательно ставить на «чистое» эмоцио­
нальное состояние, тогда будет меньше «примесей»:
случайных мыслей, сопутствующих эмоций... Это —
зарядка талисмана («тайного» жеста, мантры). Она
производится «вдали от посторонних глаз»: чем мень­
ше внешних раздражителей, тем лучше. Во-вторых,
действие якоря эффективнее, если в момент его вклю­
чения вы будете в уравновешенном («нулевом») эмо­
циональном состоянии. В магической практике реко­
мендуется предварительно «очистить сознание» и
только потом использовать силу талисмана. В-треть­
их, якорь полезно обновлять, талисманы — подзаря­
жать. При соблюдении этих «правил эксплуатации»
вы обеспечите якорю достаточно долгую жизнь.
Как «якорить» окружающих? Элементарно! Бо­
лее того: не «якоритъ» невозможно! Любое наше дей­
ствие или бездействие может «заякориться» на состоя-
Глава 6. Пульт управления мозгом 103

ние «близлежащих» людей. Особенно если состояние
достаточно яркое.
То же верно и для «самоякорения»: мозг работает
постоянно, и отключить его на время нельзя — только
навсегда. Мозг все время порождает новые причинно-
следственные связи. Вопрос в том, умеем ли мы
пользоваться ими в своих целях, осознаем ли мы те
петли стимул — реакция, что образуются практически
постоянно, можем ли превратить эти стимулы в соб­
ственные якоря?
Якорем мы называем только тот стимул, который
можем воспроизвести сознательно и спрогнозировать
вызываемую им реакцию. С этой точки зрения «яко-
рить» реакции других — это несколько более сложное
искусство.
Вы ведь уже умеете калибровать состояние собе­
седника — определять его внутреннее состояние по
внешним признакам (по мимике, позе, жестам, инто­
нациям, дыханию и т. д.)? Зачем это нужно? А как вы
узнаете, что именно вы в данный момент «якорите»?!
Кроме того, с первого раза якорь ставится, только если
стимул предъявлен на пике переживания — полезно
уметь его отслеживать и «ловить».
Подробно про калибровку я здесь рассказывать не
буду: она описана в книге «НЛП: Люди, которые иг­
рают роли» в главе «Секреты "чтения мыслей"». Зато
скажу то, чего нет там: состояние собеседника легко
«считывается» при прямой подстройке. Ну, это вы
и так знаете, правда? Довольно часто я пользуюсь
именно таким способом «вчувствования» в другого
человека. Кроме того, определенный навык у вас уже
есть: не сомневаюсь, что грусть, радость, злость, инте­
рес и т. п. вы сможете отличить без подсказок с чьей-
либо стороны.
Итак, вы обнаружили, что ваш собеседник входит
в то состояние, которое вы хотели бы уметь у него
104 НЛП: роли, которые играют люди

вызывать, например, все больше заинтересовывается
вашими словами, следует вашим советам, хорошо о
вас отзывается в нужный момент. Что делать? «Яко-
рить»! Если его эмоции не достаточно сильны, полез­
но дождаться, пока они станут ярче. Еще лучше — пой­
мать момент эмоционального всплеска и:
¦ прикоснуться к собеседнику (полагаю, вы сумеете
выбрать эмоционально нейтральное место каса­
ния);
¦ сделать какой-нибудь жест: почесать за ухом, скре­
стить руки, наклониться и т. п.;
¦ издать какой-нибудь звук: покашливание, «хмыка­
ние», произнести какое-то слово, сделать щелчок
пальцами.

<< Предыдущая

стр. 14
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>