<< Предыдущая

стр. 15
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Главное, запомните, как вы это сделали: якорь дол­
жен быть воспроизводимым, и воспроизводимым в
точности\ Если вы не сможете воспользоваться яко­
рем, можете считать, что и вовсе не «якорили».
Бывает так, что другой в течение достаточно долго­
го времени находится в том состоянии, которое вы
хотели бы «заякорить», а пиков переживания — нет.
Как быть? В этом случае можно использовать «про­
должительные» якоря. Что это? Это, например, ваша
поза, место в пространстве, где вы (или он) находи­
тесь, характерные интонации, темп речи, длительное
касание (если уместно) — то, что вы можете удержи­
вать достаточно долго.
Но! «Мухи отдельно — котлеты отдельно». Отде­
ляйте ваши якоря от вашего привычного поведения: вы
же не хотите, чтобы один только ваш голос или люби­
мый жест вызывали эту самую реакцию. Каждый
раз!!! Представьте, например: не успели вы сесть, как
собеседник уже заливается радостным смехом, или
готов внимательно вас слушать, а вам как раз нужно,
чтобы говорил он...
Глава 6. Пульт управления мозгом 105

Маленькая девочка показывает язык проходящему
мимо мужчине, ее бабушка возмущена:
— Что ты делаешь?! Нельзя показывать язык!
— Да это же наш доктор! Ему это нравится.
«Заякорили»? Теперь будет полезно найти воз­
можность проверить действие вашего якоря — до­
ждаться, пока собеседник выйдет из «заякоренного»
вами состояния в более нейтральное, включить якорь
и посмотреть, что получится. В идеале, удается полно­
стью вернуть то состояние, которое было в момент
якорения.
На НЛП-консультациях, когда НЛПеру приходит­
ся «якорить» до десятка различных состояний, иног­
да можно позволить себе ускорить процесс и сделать
разбивку состояния. Для этого консультант тем или
иным способом отвлекает клиента от переживаемой
эмоции: вопросом на постороннюю тему, анекдотом,
предложением подвигаться... После хорошей разбив­
ки состояния можно проверять любой якорь: если он
был поставлен и воспроизведен грамотно — сработает.
А уж после проверки якоря им можно пользовать­
ся по собственному усмотрению. В качестве примера
использования якорения: как-то, в порядке экспери­
мента, «заякорил» на свою позу тему разговора, а не­
сколько позже, сев точно так же, «включил» интерес к
данной теме у собеседника. В седьмой главе мы уви­
дим, как при участии пространственных якорей, про­
стым пересаживанием на другой стул можно изменить
мнение человека на диаметрально противоположное,
стоит только его правильно «заякорить».


Эмоции — по заказу
Все это, конечно, здорово, но если не умеешь самостоя­
тельно вызывать нужные состояния (у себя или у со-
106 НЛП: роли, которые играют люди

беседника), то приходится «ждать у моря погоды».
Можно и не дождаться. А можно дождаться, но упус­
тить момент. Посему: «На бога надейся, а сам не пло­
шай!» — будем учиться если не вызывать, то хотя бы
приглашать эмоции.
Благоприятная обстановка. Самый «бытовой» из
способов получить желаемые переживания — пойти
туда, где их подадут «на блюдечке с голубой каемоч­
кой». Более активный путь — заняться такой деятель­
ностью, естественным результатом или частью кото­
рой являются «те самые» эмоции.
Список огромен: от дискотек, казино, баров, кино,
театров до телевизора, книг, творческой работы и лю­
бимого психотерапевта. Последний вид развлечения
популярен на «западе». У нас — психологические тре­
нинги.
Так мы регулярно получаем эмоции для себя.
С другими — аналогично.
Один мой знакомый, соблазняя девушек, пользо­
вался весьма оригинальным способом — водил их в
кино на мелодрамы. Там для «этого дела» — полный
спектр несложных, но сильных чувств. «Якори» — не
хочу! Он и «якорил». Успешно, разумеется. А потом
пользовался — коварный!
Можете перенимать опыт. Помните лишь о провер­
ке на экологичностъ последствий своих действий. Ра­
зумеется, инструменты НЛП действуют вне зависи­
мости от конкретного содержания задачи. В первых
книгах по НЛП вообще пользовались кодировкой «со­
стояние X / состояние Y», чтоб совсем уж абстрагиро­
ваться от содержания. Именно поэтому так важно са­
мому задумываться о том, к чему применяешь обре­
тенные знания.
Вернемся к описанному выше приему вызова эмо­
ций. Что сделал мой знакомый? Он создал контекст,
в котором желаемые для него состояния возникают
Глава 6. Пульт управления мозгом 107

естественно. И все. После этого ему осталось только
сохранять внимательность, чтобы поймать момент
для якорения.
Кстати, если вспомнить о советах психологов, то
можно сказать, что «якорить» в подобной ситуации не
обязательно: то настроение, которое посетило вашего
партнера по общению при вас, в любом случае будет
ассоциироваться с вами. Здесь действуют все те же
законы формирования условного рефлекса: с вами
будут ассоциироваться как наиболее сильные, так
и наиболее типичные для вашего общения эмоции.
На основании этой закономерности можно выра­
ботать стратегию долговременного общения с каж­
дым конкретным человеком. И не только с человеком!
Вы же хотите, чтобы, например, ваше рабочее место
ассоциировалось у вас с полноценным рабочим со­
стоянием?
«Новый русский» в туристическом агентстве:
— Уже все курорты объездил — скучно. Предложите
что-нибудь захватывающее!
— Может, сафари? Едете на «джипе», стреляете, кругом
опасность...
— Не.... Это прям, как на работе!
Тактические задачи гораздо эффективнее и проще
решаются с помощью якорения: общее отношение к
себе изменить не так легко, а вот настрой человека
здесь и сейчас — вполне по силам. Вообще, включая
якорь в тот момент, когда человек о чем-то думает, мы
влияем на переживания, связанные с предметом его
мыслей.
Естественно, что, владея методами вызова нужных
эмоций, можно в каждом конкретном случае пробуж­
дать их заново. Для чего нужны задние ряды киноте­
атров, все знают: для создания благоприятной обста­
новки^. Только зачем каждый раз начинать сначала?
108 НЛП: роли, которые играют люди

Разве что для тренировки. А для результата удобнее
воспользоваться заботливо созданными «кнопками
сознания» — якорями.
Направленные фантазии. Они всегда готовы прий­
ти к нам на помощь в деле создания нужного состоя­
ния. Даже тогда, когда абсолютно все остальное работа­
ет против нас. Фантазируя, мы представляем, что из­
менился внешний контекст, либо — наши возможности.
В первом случае в ход идут предполагаемые обстоя­
тельства — представляем, будто происходит то, что
могло бы вызвать нужную эмоцию. Мысленно создаем
контекст, в котором требуемое состояние было бы ес­
тественным.
Как приятно представить ругающегося в данный мо­
мент начальника в памперсах! А ведь он тоже был ког­
да-то симпатичным малышом. Каким, интересно? Да
нет, вообще-то, я — сотрудник кадрового агентства,
а он — кандидат на должность штатного крикуна —
сдает мне зачет по скандальности. Халтурит! Зачет не
сдан — вы свободны, приходите завтра!
Во втором случае ключевой фразой будет: «Как если
бы» — если б мог, если бы был другим человеком, если
бы знал, что это такое, и т. д.
НЛП-консультация. Консультант — клиенту:
— Представьте, что если бы вы умели мгновенно пере­
мещаться на любые расстояния... Эй!!! Куда вы подева­
лись?!
Николай Козлов предлагает упражнение «Если б я
любил...» Знаете, очень многие вопросы снимаются,
когда делаешь это упражнение. Правда, еще больше
возникает...
Работа с внешними проявлениями. К ним отно­
сятся ассоциированные с нужной эмоцией поза, мими­
ка, жесты, дыхание, интонация. Работа с внутренним
через внешнее: изменяем различные параметры пове-
Глава 6. Пульт управления мозгом 109

дения на те, которые наиболее характерны для иско­
мого состояния.
Можно сказать, что характерные внешние проявле­
ния — это внутренние якоря вашего тела. Тело «при­
выкло» радоваться именно так, «привыкло» страдать
вот таким образом, тело «привыкло»... А мы — исполь­
зуем эти привычки, зная, что сознание и тело — части
единой системы.
«Голливудская» улыбка поднимает настроение вне
зависимости от нашего мнения о ее искренности; ког­
да держишь осанку, автоматически возрастает чувство
собственного достоинства, суетливость же работает
в противоположном направлении.
И не удивительно, что простое изменение внешних
проявлений нашего внутреннего состояния приводит
нас туда, куда нужно. А в сочетании с ключевыми сло­
вами... Просто бери и «якори»!
Ключевые слова. Слова — это своеобразные есте­
ственные, рожденные самой культурой якоря. Мы
понимаем речь именно благодаря своим ассоциациям
и реагируем на них же.
— Почему вы назвали свою собаку Негодяем?
— Это специально! Когда я зову своего пса на улице, все
мужики оглядываются.
«Классика жанра» — слова «кисло», «лимон» гаран­
тированно вызывают выделение слюны. При желании
каждый из нас может легко подобрать ключевые сло­
ва, способные напомнить требуемые ощущения.
«Солнышко», «зайчик», «малыш» — одни ассоциа­
ции.
«Дрянь», «помойка», «урод» — другие.
«Я без тебя пропаду!» — третьи.
Здесь важно то, что лично я могу только предпола­
гать, какие именно эмоции всколыхнут в вас эти сло­
ва из примеров. Их действие очень индивидуально.
110 НЛП: роли, которые играют люди

В любом случае, они лучше всего работают, если про­
изнести их с «правильной» интонацией.
Подробный рассказ о прошлом переживании. Этот
прием используется, как правило, когда вы собирае­
тесь «якорить» состояние другого человека. Для это­
го достаточно задать вопрос — после чего несколько
минут побыть хорошим слушателем (читай: поддер­
живать раппорт).
Вопросы — самые разные: «Что для тебя значит быть
уверенным в себе?», «В чем ты по-настоящему уве­
рен?», «Когда ты последний раз был действительно
уверен в чем-нибудь?», «Ты такой уверенный и силь­
ный человек! Расскажи, как это у тебя получается».
Чтобы ответить вам, он должен получить доступ
к информации о своем переживании, это неминуемо
отражается на его текущих эмоциях — что и требова­
лось. Но ведь, скажете вы, воспоминания могут быть
как ассоциированными, так и диссоциированными. При
диссоциации нужных эмоций не будет! Правильно —
следим за тем, чтобы собеседник оставался в ассоции­
рованном состоянии. Как все это делается, вы уже чи­
тали в пятой главе.
Для чего «якорят» диссоциированные воспомина­
ния? Чтобы иметь якорь на диссоциацию! Этот «яко­
рек» всегда создается «про запас» НЛП-консультан­
тами, чтобы в любой момент иметь возможность «вы­
тащить» клиента из нересурсных переживаний.
То же самое верно и для «бытовой психотерапии»:
когда знакомые приходят «поплакаться в жилетку»
или за советом, НЛПеру проще: он может сделать кучу
вещей, даже не прибегая к терапевтическим техникам
НЛП. Просто лишний раз пробегите глазами оглавле­
ние этой книги: все это может сработать.
А еще в диссоциированном состоянии могут воз­
никнуть весьма полезные для нас оценочные мета-
ощущения. Почему бы не «заякорить»?
Глава б. Пульт управления мозгом 111

Метафора. Это тот же самый подробный рассказ
о переживании, только на сей раз говорите вы сами,
а собеседник — воспринимает. Чтобы понять вас, он
будет просто вынужден подключиться к вашему эмо­
циональному состоянию.
Например, я мог бы воспользоваться принципом
подстройки и ведения и начать рассказывать, как, чи­
тая некую книгу, вдруг стал обращать внимание на
контраст цвета букв и бумаги, заинтересовался таки­
ми вещами, как приятные ощущения от обложки кни­
ги, и вдруг услышал голос автора в себе, и это парадок­
сальным образом помогло лучше понимать и запоми­
нать прочитанное.
Еще можно поговорить о таких событиях, которые
сами вызовут нужные эмоции: развеселят, разозлят,
заинтересуют, — «высший пилотаж» — удел хороших
рассказчиков.
Ведение по состояниям. Это я написал для напо­
минания: этим вы уже владеете. Особенно теперь,
когда узнали, как «пригласить» к себе любые эмоции.
К приятным особенностям этого способа относятся
как хороший контакт с собеседником, так и возмож­
ность получать мгновенную «обратную связь» о его

<< Предыдущая

стр. 15
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>