<< Предыдущая

стр. 17
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Что это за позиции такие? Что за ними стоит?
Вы с ними уже встречались! Достаточно близкая
аналогия — личные местоимения. «Я», «мы» — первое
лицо. «Ты», «вы» — второе лицо. «Он», «она», «оно»,
«они» — третье лицо. Вспомнили? Итак, позиции
восприятия.
Первая позиция. Это мои интересы, мои потребно­
сти, моя точка зрения. Находясь в первой позиции,
я гляжу на ситуацию «со своей колокольни». В чем
моя выгода? Чего я хочу? Что я могу донести, предло­
жить, сделать? Это мои чувства и эмоции, мои личные
предпочтения и убеждения, мои мнения — моя карта.
Вторая позиция. Это — позиция другого. Во всем.
Когда я в ней, я думаю и чувствую за собеседника.
Я сам — мой собеседник. Его интересы становятся мо­
ими интересами, взгляды — моими взглядами. Теперь
я уже отстаиваю его позицию, учитываю его убежде­
ния и ценности. Моими главными вопросами стано­
вятся: «Что он чувствует, когда слышит мои слова?
Каково это — быть на его месте?» И в некотором смыс­
ле, я уже могу предсказывать его реакцию.
120 НЛП: роли, которые играют люди

Одна женщина вызвала слесаря.
— Понимаете, — говорит, — у меня что-то со шкафом
случилось. Как по улице трамвай пройдет, двери слета­
ют с петель.
Слесарь снял туфли, залез в шкаф и стал дожидаться
трамвая, чтобы понять, в чем тут дело. Как всегда быва­
ет в подобных ситуациях, в это время заходит муж. Ви­
дит туфли, открывает дверь шкафа — а там мужик.
— Ты что здесь делаешь?!
— Гадом буду, хозяин, не поверишь — трамвая жду!
Третья позиция. Это позиция беспристрастного
наблюдателя — арбитра, судьи, рефери. Это возмож­
ность выйти за рамки конфликта. Это способ спокой­
но взглянуть на него со стороны, взвесить все за и про­
тив. Она идеально подходит для оценки ситуации в
целом. Глядя на игру через экран телевизора, мы име­
ем возможность насладиться мастерством игроков
безотносительно их побед и поражений. Мы можем
оценить класс игры, оставаясь за ее пределами.
Таким образом, чтобы полностью описать процесс
общения, достаточно воспользоваться тремя основны­
ми точками зрения. Две из них непосредственно за­
действованы в событиях, и третья — вне игры. Это
интересы каждой из заинтересованных сторон плюс
взгляд на их взаимодействие. И каждая из позиций
привносит что-то свое в общую картину.

«Человеки» бывают разные
Даже и не надеюсь, что открыл вам Америку! Каждо­
му из нас за свою жизнь приходилось неоднократно
побывать в самых разных ситуациях. В самых разных
ролях. Нам часто приходится отстаивать свои интере­
сы, занимая первую позицию. Мы знаем, что такое со­
чувствие и каково это — быть в шкуре другого. И в
такие моменты мы бываем во второй позиции. Случа-
Глава 7. Искусство договариваться 121

ется, что мы занимаем позицию беспристрастного на­
блюдателя — третью — и просто следим за процессом
взаимодействия.
И за каждой позицией стоит определенный психо­
логический портрет, созданный обществом. А когда
человек застревает в какой-то одной позиции, ее ха­
рактеристики переносятся на него самого.
Привяжем человека к первой позиции. И вот уже
перед нами тот, кого называют классическим эгоис­
том, всегда и во всем учитывающим свои и только
свои интересы. Он прекрасно знает, что ему нужно. Он
четко сформулирует свою позицию и едва ли сможет
пересказать мнение своих соседей. Он не может и, ско­
рей всего, не хочет понять окружающих, проникнуть­
ся их идеями, учесть саму возможность другой точки
зрения.
К старушке подходит милиционер:
— Бабушка, с вас штраф три рубля. Вы на ходу с трам­
вая спрыгнули.
— Милый, я не спрыгнула, я выпала.
Впрочем, очень часто это яркая личность с сильным
характером. Такой человек наилучшим образом вы­
полнит индивидуальное задание, но работа в коман­
де — не для него. Он может исполнить вашу просьбу,
если увидит в этом свою выгоду. Или не исполнить —
когда выгода в обратном. Он всегда учитывает только
себя. Ваши чувства его «не колышут».
Может быть, люди второй позиции более привлека­
тельны? Действительно, как правило, они очень от­
зывчивы. Оказавшись рядом с таким человеком, вы
остаетесь — в одиночестве. Вы есть, а его — нет. Он
буквально растворяется в сочувствии к вам. Его инте­
ресуют ваши проблемы и заботы, и он готов их решать.
Или просто поохать вместе с вами.
Попереживать.
122 НЛП: роли, которые играют люди

Вот тот, кто вас поймет! Он легко представит себя
на вашем месте, почувствует то же, что и вы.
Такие люди проживают не свои жизни, а жизни
своих близких. И дальних. Собственный огород мо­
жет быть сто лет как запущен, зато он будет днями и
ночами помогать вспахивать поле друга. Он будет ра­
доваться вашим победам и огорчаться вашим неуда­
чам. Даже если вы вовсе и не собирались расстраи­
ваться...
Самое неприятное для них в том, что, когда требу­
ется поддержка и сочувствие тех, кому они отдавали
себя, живого отклика и готовности помочь они не
встречают. Отчасти потому, что рядом с ними люди,
готовые на подобную самоотдачу, встречаются редко.
Отчасти оттого, что они сами никогда о себе не забо­
тились. И не приучили к этому окружвющих.
Разве не грустно?
А как живут люди, застывшие в третьей позиции
восприятия? Люди, которые могут проанализировать
ситуацию, оценить взаимоотношения, выявить тен­
денции, установить закономерности? Как живут эти
беспристрастные наблюдатели? Они живут вне самой
жизни. В мире абстракций и отвлеченных понятий.
Сидит чукча над обрывом и играет на своем народном
инструменте. Проходит прохожий и говорит:
— Твой олень упал с обрыва.
Чукча продолжает играть.
— Эй! Уже упало два твоих оленя!
Опять ноль внимания.
— Смотри, с обрыва упало все стадо!
Чукча наконец отрывается от своего занятия и тихо про­
износит:
— Однако, тенденция.
Своей холодностью и спокойствием они больше
напоминают вычислительные машины, чем живых
Глава 7. Искусство договариваться 123

людей. Кажется, что они и вовсе не способны испыты­
вать обычные человеческие эмоции. Им интересна
жизнь, но не интересно в ней жить. Их привлекает
любовь... Как объект исследования.
У них есть блестящие теоретические концепции, но
нет никакой возможности проверить их на практике.
Они просто не смогут этого сделать! У них нет ника­
кого реального жизненного опыта. Вот соответствую­
щая информация — это да. Сколько угодно. Они заме­
чательные теоретики, но никакие — практики.
Удивительно, но «компьютеры в человеческом об­
личье» прекрасно все это осознают. И их это мало вол­
нует — как и все остальное на этом свете. Они смотрят
на происходящее философски и оценивают свою
жизнь, как одну из миллиардов. А чего стоит жизнь
одной функциональной человеческой единицы в мас­
штабах необъятной Вселенной?
Кому-то ближе и привычнее первая позиция, кому-
то — вторая, кто-то предпочитает третью. Совсем не
важно, какая из них лучше или хуже. У каждой есть
свои особенности. Более того, неважно, как называть
эти особенности: достоинствами или недостатками.
Важно то, что люди, живущие в рамках только одной
из позиций, ограничили свое жизненное пространство,
сделали существование бедным и скучным... Пардон!
Они имеют четкую и устойчивую жизненную позицию.
Или две. Какой может получиться жизнь человека,
который может думать за себя и за любого другого, но
совершенно не в- состоянии воспринять ситуацию в
целом? Что это за личность, которая учитывает толь­
ко свои требования, даже умея анализировать свои
взаимоотношения с другими людьми? На что похожа
персона, прекрасно разбирающаяся во всем многооб­
разии жизненных проявлений и тонко чувствующая
других, но не желающая заботиться о себе?
Получилось уже шесть типов людей. Интересная
у них жизнь? Она может получиться очень разной.
124 НЛП: роли, которые играют люди

И счастливой, и несчастной. Ясно то, что она слишком
уж предсказуема. А такие люди — ограниченные люди.
Простые и незамысловатые. Похожие на роботов.
Конечно же, это не попытка распределить все мно­
гообразие людских характеров по шести категориям.
Это скорее попытка проанализировать различные
жизненные позиции и стили общения, присущие каж­
дой из них.
Действительно талантливые коммуникаторы мо­
гут свободно перемещаться между любыми стилями.
Они меняют позиции восприятия как перчатки. По
необходимости. Любое поведение — выбор наилучшего
варианта из имеющихся на данный момент. Чем боль­
ше альтернатив, тем лучше выбор, тем богаче наша
жизнь.

Немного житейской конфликтологии
Теория теорией, а чтобы применять ее в жизни, нуж­
ны минимальные практические навыки. Конечно,
можно уподобиться навечно застрявшему в своих аб­
страктных построениях человеку третьей позиции,
но... Вам это надо?
Так что давайте учиться вместе. Ясно, что описан­
ная далее технология — это только один из многих
возможных вариантов работы. Ее основная цель —
научиться пользоваться моделью трехпозиционного
описания, занимать ту позицию, которая является
наилучшей в данный момент.
Для работы нам понадобится какая-нибудь кон­
фликтная ситуация (спор, ссора, недопонимание) и
три стула. Или сиденья. Как вы понимаете, стулья мы
назовем довольно банально: «первый», «второй» и
«третий». Можно и так: «Я», «Другой», «Эксперт».
Ситуация наша, как вы уже догадались, будет связана
с общением.
Глава 7. Искусство договариваться 125

Для чего нужны стулья? Вы уже догадались, что
это — пространственные якоря. Они помогут вам ра­
зобраться в своих переживаниях, распределить пози­
ции в пространстве. Когда вы садитесь на соответствую­
щий стул, то ассоциируетесь с определенной позици­
ей восприятия. Вставая, вы оставляете ее на этом
стуле — диссоциируетесь. А сами идете дальше. Да-да,
будет лучше, если вы буквально будете пересаживать­
ся со стула на стул. Начиная с какого-то момента этот
прием существенно облегчит вам вхождение в роль —
«заякорится».
Начнем с самого «простого» стула — первого. Впро­
чем, для некоторых этот стул может показаться весь­
ма непривычным — ну не привыкли они думать за
себя! Вспомните, что для вас важнее всего, во что вы
верите, в чем убеждены. Подумайте о том, чего вы хо­
тели в той ситуации. И начинайте рассказывать все от
первого лица.
Далее — пересаживайтесь на второй стул: дайте
слово другому. Буквально посмотрите на события его
глазами. Проникнитесь его нуждами и желаниями. Вы
уже прекрасно умеете это делать. Вспомните про пря­
мую подстройку, ту, что передает состояние. Повтори­
те позу и жесты своего собеседника, скопируйте его
интонации, используйте его любимые слова и выраже­
ния. Говорите о нем в первом лице, а о себе — в тре­
тьем. А может быть, и во втором — можете непосред­
ственно обращаться к сидящему на первом стуле во­
ображаемому собеседнику. У вас получится!
А теперь оцените ситуацию с третьего стула.
Усядьтесь поудобнее — сейчас вы будете смотреть по
телевизору интересный сериал. Можете и в самом
деле условно поместить все происходящее за экран.
Смотрите на тех людей, как на посторонних, и расска­
зывайте о происходящем, как о кино: «А он ей и гово­
рит...»
126 НЛП: роли, которые играют люди

Звонок в полицию.
— Срочно наряд на бульвар Капуцинов, дом пять, чет­
вертый этаж, налево. Жена избивает мужа чем попало,
и тот ужасно кричит.
— Вызов принят. Наряд высылаем. А вы кто, сосед?
— Нет. Я муж.
Карусель завертелась. Стулья меняются, и вам
с каждым разом все легче и легче ассоциироваться с
каждой из предложенных ролей. Периодически выхо­
дите из ситуации и даже выдаете весьма грамотные
комментарии, сидя на третьем стуле. Вы проживаете
ее с разных сторон и получаете объемное представле­
ние о происходящем.
Те, кто проходили через такую карусель, получали
очень мощную обратную связь от собственных дей­
ствий. От самих себя. Бывает очень даже полезно по­
смотреть на собственное выражение лица в момент
конфликта. Услышать собственные интонации и про­
чувствовать их комплексное воздействие на своей
шкуре.
— Дорогой, ты почему перестал играть с соседом в шах­
маты?

<< Предыдущая

стр. 17
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>